Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава IV. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕНИЯ




 

Испокон веков наблюдения были до­статочно убедительны только для тех, кто способен рассуждать и желает знать ис­тину.

Г. Галилей

Основные цели главы:

- познакомить читателя с теоретическими основами перцеп­тивной функции, механизмами взаимопонимания, с эффектами и трудностями межличностного общения;

- показать значимость для понимания информации и влияния на человека его сенсорных каналов;

- выявить преимущества умений формирования позитивного первого впечатления, благоприятного имиджа и развития аттрак­ции для успеха;

- на основе самоменеджмента и выполнения практических уп­ражнений развить навыки самопрезентации.

Социальная перцепция

Каждый человек познает не только окружающую действитель­ность, других людей, но и самого себя. От того, как люди воспри­нимают и оценивают друг друга, какие при этом возникают у них образы и впечатления, зависят складывающиеся отношения, пони­мание друг друга и эффективность взаимодействия. Вот почему од­ной из важных функций общения является перцептивная функция.

Перцепция (от лат.психологическое восприятие) — процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участ­ников общения. Под восприятием в социальной психологии пони­мается целостный образ другого человека, формируемый на ос­нове его оценки. Термин «социальное восприятие», или «соци­альная перцепция», впервые был введен американским психоло­гом Дж. Брунером, который показал, что восприятие других лю­дей зависит не только от личностных, но и от социокультурных факторов. При оценке самого себя и других людей обычно учиты­вается социальный статус, роль и влияние в обществе, причем замечено, что чем выше социальный статус, тем благоприятнее образ человека.

Перцептивная функция общения направлена на решение следу­ющих задач:

- формирование содержания межличностного восприятия;

- содействие установлению взаимопонимания;

- обеспечение влияния участников общения друг на друга. В коммуникации перцептивная функция выступает в роли регулятора общения, а выбор человеком той или иной линии пове­дения в каждой конкретной ситуации предполагает восприятие оценку основных ее элементов, а именно: партнеров по взаимодействию; самого себя', ситуативного контекста общения в целом. Откуда мы знаем, как нас воспринимают и оценивают люди? Об этом говорит их реакция на наше поведение, а также анализ этих реакций, сопоставление с тем, что их вызвало. В итоге анализа оценок и реакций других мы можем косвенно судить о своих личностных качествах, об уровне оценки другими нашего поведения.

Межличностная перцепция есть процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга. Навыки адекватной оценки собеседника проявляются, как правило, в умении понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению.

Например, для определения параметра превосходства, оценки статуса собеседника в распоряжении каждого из нас имеется как  минимум два основных источника информации:

внешний вид, т. е. физические характеристики человека (красо­та, рост, цвет глаз), одежда и ее адекватность ситуации общения, эстетика и вкус, а также такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, аксессуары, а в определенных случаях — ма­шина, обстановка кабинета и т.п.;

поведение, манеры и стиль — предпринимаемые действия, со­вершаемые поступки; экспрессивные реакции, а также то, как человек входит, садится, разговаривает, куда направлен его взгляд и как он смотрит, каков язык его тела, тембр и громкость голоса. Вместе с тем необходимо помнить о том, что эти источники реально значимы лишь потому, что информация заложена в них в соответствии с исторически сложившимися стереотипами воспри­ятия других («По одежке встречают, по уму провожают»).

Восприятие другого человека может быть адекватным (т.е. со­ответствующим действительности) и (или) искаженным из-за приписывания личности некоторых свойств. Зачастую отражение другого бывает неадекватным в силу индивидуальных особенно­стей партнера и отсутствия навыков общения, а также неумения «читать» характер или намерения других по элементам физиогно­мики или невербальным сигналам. Так, по данным психологов (например, Е.Е.Смирновой), правильно оценить род занятий по первому впечатлению умеют лишь 50 % человек. Как правило, так же поверхностно запоминается внешний облик людей. Каждый пятый неверно запоминает рост (высокий, средний, низкий), каждый четвертый — цвет глаз и волос, почти половина людей не могут правильно воспроизвести тип и выражение лица, форму носа. Лишь один из десяти способен довольно точно обрисовать прическу, одежду, осанку, своеобразие голоса и жестикуляции.

Оценка другого основывается также на определенной инфор­мации об элементах ситуации общения, которую ее участники получают либо заранее, либо непосредственно в процессе взаи­модействия. Анализ литературы по проблемам восприятия людь­ми друг друга показывает, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В пер­вом случае восприятие осуществляется на основе психологиче­ских механизмов межгруппового общения, во втором — механиз­мов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в процессе обще­ния относятся:

- в межгрупповом, деловом общении — социальная стереотипизация на основе превосходства, привлекательности, отноше­ния;

- в межличностном общении — идентификация, эмпатия, реф­лексия, аттракция, каузальная-атрибуция.

Подумай и выполни задание

Попробуйте проверить, каким (какой) вы видите себя? Перечислите навыки, способности, знания, компетентность и личные качества, кото­рые описывают, каким (какой) вы себя видите. Формируя этот пере­чень, попытайтесь закончить предложения: «У меня есть навыки в...», «У меня способности к...», «Я много знаю о...», «Я компетентен в вопросе о...», «Одна часть моей индивидуальности — это то, что я...». Перечисли­те как можно больше характеристик в каждой категории. Вы должны на­учиться совершенствовать способность описывать вашу Я-концепцию.

Проанализируйте каждый пункт вашего списка. Вспомните, как вы узнали, что обладаете талантом или какими-то качествами. Подумайте, как этот обзор помог вам понять материал этого раздела книги.

Используя новые знания о себе, напишите на себя резюме.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 463.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...