Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА




Понятие «стиль» (от греч. stylus — остроконечная палочка для письма, манера письма) в науке о языке, речи многозначно, оно рассматривается как:

1) разновидность языка, которая традиционно закреплена обществом за одной из общих сфер социальной жизни, характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения (стиль языка);

2) разновидность литературного языка, в которой язык выступает в определенной «социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере» (Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 567-568), различными функциями языка, отбором языковых средств по принципу их экспрессивно-стилистической окраски (стиль книжный, разговорный);

3) обычный способ структурирования, исполнения какого-либо типа речевых действий, совокупность приемов использования средств языка: ораторский стиль, юридический стиль, торжественный, иронический, юмористический стиль, стиль делового письма, стиль дружеской беседы и т. д.

4) индивидуальная манера, способ осуществления речи, письма, характерный для отдельного автора или произведения: стиль Достоевского, стиль ранних рассказов М. Горького, стиль романа «Воскресенье» и т. д.;

5) состояние языка в стилевом отношении в данную эпоху (языковая парадигма эпохи), построение речи в соответствии с нормами употребления слов, построения конструкций в тот или иной период развития языка и речи: стиль русского литературного языка конца 18 века (См.: Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 494-495).

В понятие «стиль», таким образом, включается и языковой, и речевой аспекты.

С точки зрения языкового состава элементов, еще в латинском языке Древнего Рима различали книжный (поэтический) стиль, нейтрально-разговорный (обыденный) и фамильярно-просторечный (грубый). В 17 веке российский ученый, писатель, государственный деятель М. В. Ломоносов разработал «Систему трех стилей», которую составляли «высокий» стиль, «средний» и «низкий».

Функциональный стиль —исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка (его подсистема), которая функционирует в определенной сфере человеческой деятельности, общения и создается особенностями употребления в этой сфере языковых средств и их особой организацией (В. В. Виноградов, Б. Н. Головин, О. Б. Сиротинина, М. Н. Кожина).

Каждый функциональный стиль имеет свои дифференциальные признаки. Дифференциальными признаками (стилеобразующими чертами), отличающими тот или иной стиль от других стилей, являются:

1) экстралингвистические признаки: сфера общения, социальные отношения участников общения, роль автора речи (частное лицо, официальное лицо и т. п.), характер адресата (собеседник, массовая аудитория и т. п.), функции, тематика общения, его цель, задачи и т. д.;

2) лингвистические, среди которых: а) общеязыковые особенности;

б) стилистически маркированные языковые средства: лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

На основе комплекса стилеобразующих черт в современном русском литературном языке выделяется разветвленная система функциональных стилей:


Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:

  • Что такое стиль речи?
  • В чем заключается стилистическая норма?
  • Каковы сфера употребления разговорного и книжных стилей?
  • В чем заключается коммуникативная целесообразность в отборе речевых средств в различных сферах общения: деловой, научной, публичной, обиходно-бытовой, художественной?

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Официально-деловой стиль (ОДС) — самый старый из книжных стилей в системе функциональных стилей русского литературного языка. Он восходит к языку «Русской правды» — первому своду законов Киевского государства и грамот Х-Х1 веков. ОДС обслуживает сферу административно-правовых отношений: законодательство, деловые, юридические, правовые отношения, делопроизводство, область межгосударственной политики. Это двойственный по своей природе стиль, выражающий, с одной стороны, конкретное содержание (в этом он близок научному стилю), с другой, соприкасающийся с вопросами обыденной жизни, например, административно-хозяйственной деятельности, поэтому должен быть понятным любому человеку, в отличие от научного стиля. Ш. Балли отмечал, что это — искусственная форма речи, образованная в результате строго отбора языковых средств, их регламентации, которую мы вынуждены усвоить.

Основные функции официально-делового стиля:

1) информативная (сообщение информации),

2) императивно-воздействующая,

3) коммуникативная.

Разновидности официально-делового стиля (его подстили): 1) законодательный, 2) административно-канцелярский, 3) дипломатический.

Официально-деловой стиль функционирует, прежде всего, в письменной форме, реже — в устной (выступления государственных и общественных деятелей, руководящих лиц на заседаниях, приемах, торжественных собраниях; деловые переговоры, устные распоряжения).

Основные жанровые разновидности: закон, указ, постановление, распоряжение, приказ, договор, нота, конвенция, коммюнике, послание, обращение, меморандум, устная деловая речь, судебная речь, деловые переговоры и др.

I. Стилеобразующие экстралингвистические особенности официально-делового стиля:

1) констатирующий характер изложения,

2) императивность (предписывающее-долженствующий характер речи);

3) объективность;

4) официальность;

5) конкретность;

6) бесстрастность;

7) строгость;

8) неличный характер речи.

II. Общие лингвистические черты официально-делового стиля, необходимые в сфере официально-делового общения:

1) стандартизация формы, единообразие оформления текста (определяется ГОСТом);

2) стремление к стилистической однородности изложения;

3) официальность выражений;

4) четкость, отточенность формулировок;

5) регламентация, строгий отбор языковых средств;

6) точность словоупотребления и построения фраз, не допускающая разночтений, инотолкования;

7) логичность изложения;

8) композиционная стройность речи, использование особых форм расположения материала: пунктов, подпунктов, разделов, граф, параграфов, схем, таблиц и т. п.;

9) лаконичность (компактность, сжатость) речи, которая достигается экономным использованием языковых средств, исключением многословия;

10) полнота речи;

11) ясность, детализированность изложения (особенно в законах, инструкциях и т. п.);

12) стандартизованность речи, использование устойчивых формул делового языка (клише);

13) нейтральный тон изложения, отказ от использования эмоционально окрашенных и экспрессивных средств языка.

Все это делает общение в сфере официально-деловых отношений более удобным и эффективным.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...