Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для практической работы




Задание 1. Составьте словосочетания, выбрав соответствующий вариант.

Образец: живые, насыщенные (цвета, цветы) — живые цветы, насыщенные цвета.

Кожаные, климатические (пояса, поясы). Детские, политические (лагеря, лагери). Испечённые, зреющие (хлеба, хлебы). Яркие, сердечные (тоны, тона). Наши любимые (учители, учителя). Отечества достойные (сыны, сыновья). За проезд (оплатите, заплатите, уплатите). Плащ не забудь (одеть, надеть).

 

Задание 2. Определите значения следующих заимствованных из других языков слов, при необходимости пользуясь толковыми словарями.

Адекватный, аннексировать, аннотация, апологет, вето, вербальный, вотум, дилемма, дилетант, дискриминация, дислокация, диссонанс, конъюнктура, котироваться, лимитировать, меморандум, помпезный, прейскурант, протокол, респектабельный, спонтанный, тривиальный, ультиматум, экстравагантный, эксцентричный.

 

Задание 3. К данным словам иноязычного происхождения подберите синонимы из предлагаемых вариантов.

1. Индифферентный — а) равнодушный, б) слабый,

в) безразличный, г) неостроумный, е) единичный.

2. Амбиция — а) самолюбие, б) самомнение, в) уверенность,

г) безволие, д) обидчивость.

3. Аморальный — а) самонадеянный, б) безнравственный,

в) бессовестный, г) лживый, д) недобрый.

4. Инфернальный — а) непонятный, б) адский, в) непостижимый,

г) потусторонний, д) недоступный, е) трудный.

 

Задание 4. Объясните значения слов-паронимов, составьте с ними словосочетания или предложения.

1. Абонент — абонемент, бережный — бережливый, гнездо — гнездовье, дипломант — дипломат, командированный — командировочный, континент — контингент, костный — костистый — костяной, масленый — масляный, одеть — надеть, оплатить — заплатить, осудить — обсудить, представить — предоставить, сокрушённо — сокрушительно, удачный — удачливый, эффектный — эффективный, болезненный — больной, жилищные — жилые, классный — классовый — классический, понятливый — понятный, пребывать — прибывать, скрытный — скрытый, человеческий — человечный.

Справочные материалы:Чтобы избежать неточности выражения мысли, следует различать близкие по звучанию, но отличающиеся друг от друга по значению слова — паронимы, например: надеть и одеть: а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто, сапоги, шапку на голову; антоним к надеть — глагол снять: снять пальто, сапоги, перчатку с руки, комбинезон с ребенка, снять шапку с головы; б) одеть (кого/чем): одеть ребенка, одеть больного, одеть пледом, одеялом; антоним к нему — глагол раздеть: раздеть ребенка (больного).

 

Задание 5. Лингвистическая задача. Найдите одну и ту же лексическую ошибку в следующих двух текстах.

1. Мальчик принёс домой грязную собаку и с трудом упросил маму её не выгонять. Для начала собаку решили вымыть… Вода в ванной была вся чёрная, а собачонка оказалась белой, не красавица, но вполне нормальная. (Э. Поляновский. Шла собака по шоссе...)

2. Некоторое время назад администрация «Клуба ДС» сделала сенсационное открытие, установив, что своё знаменитое «Эврика!» (в переводе с древнегреческого «Я нашел!») Архимед воскликнул, не вылезая из ванной, как полагали раньше, а влезая в неё.

 

Задание 6. Вставьте в предложения на месте пропусков один из предлагаемых синонимов. Объясните разницу в значении синонимичных слов.

1. Костя Шишкин не мог без дела ... из угла в угол.

2. Неутомимый охотник ... по полям и лесам.

3. И страна берёзового ситца не заманит ... босиком (С. Есенин).

а) бродить, шляться, слоняться.

4. Разведчики ... незаметно подползать к укрытию.

5. Лётчик к концу боя ... неимоверную усталость.

6. Спортсмен ... горечь поражений и радость побед.

б) изведывать, пробовать, испытывать.

 

Задание 7. Из слов, заключённых в скобки, выберите те, которые наиболее точно выражают мысль.

1. В нашу библиотеку поступили (свежие — новые) книги. 2. По утрам отец читал (свежие — новые) газеты. 3. Между тем (надвигались — приближались) радостные события. 4. Пока ещё не найдено достаточно (эффектное — эффективное) средство против укусов клещей. 5. «Правильно!» — послышались (возгласы — отзывы) из толпы. 6. Дуэлянта за его недисциплинированность (произвели — разжаловали) в солдаты. 7. Я (тружусь — работаю) на заводе слесарем. 8. Мы столкнулись с (фактором — фактом) незаконной продажи спиртного. 9. Врач (приписал — прописал) больному снотворное. 10. Преподаватель физкультуры познакомил нас с новым (комплектом — комплексом) упражнений. 11. (Выношу — приношу) благодарность моему научному руководителю. 12. Выполнил — исполнил (обещание, долг, песню). 13. Освоить — усвоить (профессию, капиталовложения, информацию). 14. Помириться — примириться (с другом, с обстоятельствами). 15. Посмотреть — осмотреть (в глаза, достопримечательности, окрестности). 16. Принять — предпринять (меры, попытку). 17. Заплатить — оплатить — уплатить (за проезд, аванс, услуги, счет, труд, налог, штраф, за квартиру). 18. Представить — предоставить (отчет, к награде, слово, трибуну, возможность).

 

Задание 8. Проанализируйте высказывания. Найдите элементы фактической (предметной, понятийной) неточности и неточности словоупотребления (лексической неточности), объясните их суть. Исправьте предложения.

1. Когда мы делили яблоко, ему досталась большая половина. 2. Герасим был двенадцать верст в высоту. 3. Начертите круг произвольной формы с заданным радиусом. 4. Они прислали нам благодарственную рекламацию. 5. Мне купили шубу из искусственной лисы. 6. Данная рейтинговая система далека от совершенствования. 7. Спортсменка обошла напарницу на финише. 8. Всё, о чём мы сегодня говорили, было страшно интересно. До свидания (Из телепередачи). 9. Можете ли вы дать портрет близких вам людей? 10. Новое произведение композитора вызвало обширный восторг публики. 11. После обеда в больнице каждому выдали его долю лекарств. 12. Я одела ребенку шапку, чтобы пойти погулять. 13. Мы не попали вовремя на выставку из-за большого инцидента на улице. 14. — Какую букву мы произносим в слове «разносчик»? — Букву «ще»? 15. Из объявления: «В среду состоится встреча кандидата в депутаты с избирателями. Приглашаются все близлежащие жители». 16. Сегодня мы пройдём тему «Синтаксис». Синтаксис — это наука языка... 17. Цель урока — развивать умение говорить на грамматическую тему, развивать речь. 18. Можно было бы провести ещё множество методик. 19. Пойду покушаю немного. 20. Онемев от страха, она закричала. 21. Информаторы всегда отвечают положительно о роли перечисленных приёмов в аспекте повышения ритмизированности. 22. В городе производились демонстрации. 23. Дядюшка взял костистыми руками гитару, сдунул пыль и стукнул полюбовно по крышке. 24. Собрал все нажИтое своим трудом. 25. Извиняюсь, где здесь булочная? 26. На выставке были представлены вещи лицеистов: их книги, рисунки, воспоминания. 27. И вот наконец трибуна была представлена молодым учёным.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 479.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...