Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для практической работы




Задание 1. Употребите данные глаголы в форме 3 лица мн.ч. настоящего (будущего простого) времени.

Беречь, бороться, видеть, вытерпеть, согнать, горевать, курлыкать, лечь, ложиться, начать, начинать, ненавидеть, присмотреться, радоваться, сеять, слышать, стелить, стлать, таить, тащить, таять.

 

Задание 2. Образуйте формы 1-го и 3-го лица ед.ч. настоящего или будущего простого времени данных глаголов (если это возможно).

Образец: бороздить — я борозжу, он бороздит.

Басить, бриться, брызгать, выздороветь, вынудить, гудеть, двигать, дерзить, дудеть, капать, колесить, колыхать, кудахтать, курлыкать, махать, метать, мурлыкать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, победить, полоскать, пылесосить, рыскать, сыпать, трепать, трусить, хныкать, щипать, ютиться.

 

Задание 3. Употребите глаголыхотеть, беречь во всех личных формах ед. и мн. ч. настоящего времени.

 

Задание 4. Употребите глаголылечь истереть в формах 1, 2 и 3-го лица ед. и мн. ч. будущего времени.

 

Задание 5. Образуйте формы прошедшего времени единственного числа мужского рода глаголов.

Сохнуть, мёрзнуть, мокнуть, зябнуть, слепнуть, опровергнуть, липнуть, достичь, достигнуть, постичь, постигнуть.

 

Задание 6. Образуйте формы повелительного наклонения единственного и множественного числа глаголов.

Ехать, лечь, ложиться, класть, обнять, обнимать, положить, пойти, прибегнуть, прибыть, стереть.

 

Задание 7. Раскройте скобки. Выберите нужную форму причастия и обоснуйте свой выбор.

Игрушки, (выпускающиеся — выпускаемые) российскими фабриками, разнообразны и качественны. Вопрос (обсуждаемый — обсуждающийся) на собрании, очень важен. В книге описываются события, (имеющие — имевшие) большое историческое значение. Ученики, (приобретшие — приобретающие) прочные знания по этой теме, хорошо подготовлены к следующей, (изучаемой — изученной — изучающейся — изучавшейся) в 8 классе.

 

Задание 8. Образуйте все возможные формы деепричастий следующих глаголов. Отметьте их стилистические особенности.

Запереть, вытереть, вывезти, вывести, обрести, прочитать, сказать.

 

Задание 9. Определите, какие нормы русского литературного языка нарушены. Исправьте ошибки.

Текёт, жгёт, убегёт, убёг, хотит, хочут, бежат, ляжь, ездиит, едь, смеялися, вылазь, выздоровлю, дожидай меня, играться, буду стираться, убираться в квартире, положь, ляжь, ляжьте, ждя меня, запомня правило, победя противника, хотев сказать. Берегя их историю, вы берегете и свою. Передание читателю мыслей автора происходит незаметно.

ТЕСТ № 2 (по темам «Словообразовательные нормы", «Морфологические нормы»)

1. Словообразовательная норма нарушена в предложениях:

1) На улице похолодало.

2) Больше всего меня потрясло погибание героя в конце романа.

3) Раздражает его упрямость.

4) Злопамятливность не украшает человека.

Образуйте имена прилагательные от следующих имен существительных собственных.

1) Брест — ...;

2) Лейпциг — ...;

3) Екатеринбург ---;

4) Санкт-Петербург — ...

3. Правильным вариантом для предложения «… Сочи привлекает всех туристов» является

1) солнечное;

2) солнечный;

3) солнечная;

4) солнечные.

4. Все существительные мужского рода в ряду:

1) сулугуни, театр-студия, тюль;

2) ясли-сад, хинди, индиго;

3) шампунь, ЗАГС, плащ-палатка;

4) зайка, роман-газета, РАН.

5. К среднему роду относятся все существительные в ряду:

1) коммюнике, какао, бра, авеню, депо;

2) зебу, кашне, рантье, меню, салями;

3) метро, пианино, кольраби, вуаль, кофе;

4) пари, такси, кашпо, бюро, жюри.

6. Аббревиатуры мужского рода:

1) МИД;

2) вуз;

3) КПРФ;

4) УВД.

7. Грамматическая ошибка допущена в предложении:

1) Плакат-реклама понравился художественному совету.

2) Мои родители не только хранят «Роман-газету», но и часто перечитывают её.

3) Мы заинтересовались книгой-справочником, который был представлен на выставке.

4) Небольшой завод-лаборатория появился на окраине нашего города.

8. Правильно образована форма именительного падежа множественного числа существительных:

1) ректора;

2) директоры;

3) диспетчеры;

4) конструкторы.

9. Отличное от других окончание в форме родительного падежа имеет слово

1) ласты;

2) гетры;

3) гольфы;

4) ботфорты.

Если фамилии совпадают с названиями животных, птиц, насекомых, предметов (Волк, Рыбка, Жук, Книга, Ремень, Хворост), то в письменной и устной официальной речи они

1) не склоняются;

2) склоняются;

3) склоняются, если обозначают лиц женского пола;

4) склоняются, если обозначают лиц мужского пола.

12. Найдите прилагательные, которые образуют простую сравнительную степень:

1) хромой;

2) красивый;

3) деловой;

4) легкий.

13. Правильно образованы формы степеней сравнения имен прилагательных:

1) более лучший;

2) самый хороший;

3) лучший;

4) наиболее хороший.

14. Найдите правильные сочетания:

1) обоих братьев;

2) по обеим сторонам;

3) у обоих саней;

4) обоим подругам.

15. Употреблены правильно числительные:

1) стоимость пальто от девятиста пятидесяти рублей;

2) обратиться к восьмисот девяносто двум зрителям;

3) без шестисот восьмидесяти девяти километров;

4) достаточно четырехсот шестидесяти восьми килограммов.

16. Правильные падежные формы имеют все числительные в ряду:

1) пятидесятью семью тысячами избирателей, ста двадцати восьми школьниками, полуторами днями, сорок четырем депутатам; тремстам семьнадцати учащимся;

2) девяноста девятым маршрутом, семистами пяти рублями, обоими студентками;

3) двухтысячепервый год, четыресто семдесят шесть дней, обеим аспиранткам, книга с шестьюдесятью четырьмя рисунками;

4) триста восемнадцать суток, две тысячи третий год, полутора метров, четырьмястами семьюдесятью восемью рублями.

17. Укажите ряд, в котором все существительные могут сочетаться с собирательным числительным трое:

1) завод, аспирант, теленок, субсидия, уборщица;

2) солдат, ножницы, сирота, дети, больной;

3) генерал, сани, ученица, отдыхающий, казначей;

4) сутки, воевода, котенок, деталь, профессор.

18. Правильным вариантом употребления числительного в предложении «У меня нет 546 рублей» является форма:

1) пятьсот сорока шести рублей;

2) пятисот сорока шести рублей;

3) пятьсот сорок шесть рублей;

4) пятиста сорока шести рублей.

19. Грамматическую форму 1 лица единственного числа настоящего или будущего времени образуют глаголы:

1) бросить;

2) победить;

3) завязать;

4) убедить.

20. Глаголы противоположного вида образуются от глаголов:

1) очнуться;

2) ахать;

3) застрять;

4) очутиться.

Образуйте формы повелительного наклонения единственного и множественного числа глаголов.

1) вытереть;

2) ехать;

3) занять;

4) лечь.

Выберите нужную форму действительного или страдательного причастия из предложенных в скобках

1) Игрушки, (выпускающиеся — выпускаемые) фабрикой, разнообразны и качественны.

2) Вопросы (обсуждающиеся — обсуждаемые) на конференции, очень важны.

3) Пакет, (отправляющийся — отправлявшийся — отправляемый — отправленный) с курьером, получен адресатом.

4) Картины, (выставляющиеся — выставлявшиеся — выставляемые — выставленные) для просмотра, получили высокую оценку.

 

В каком ряду все предложно-падежные формы личных местоимений 3-го лица образованы правильно?

1) без него, до них, возле ее, перед ей;

2) из них, вокруг ее, сзади его, вопреки ним;

3) согласно ему, наперекор им, в связи с ними, подобно ей;

4) благодаря им, за исключением них, со стороны ее, по поводу них.

 

 

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

У говорящего и пишущего зачастую возникают трудности при употреблении различных форм слова (словоформ), при построении синтаксических единиц: словосочетаний, предложений, текста. Знакомство с синтаксическими нормами поможет преодолеть эти трудности.

 

НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 491.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...