Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание для практической работы.




Устраните смысловую неточность во фразах.

1. Ему приходится объяснять самые элементарные вещи. 2. Пятиклассники увидели в зоопарке различных животных. Они с удовольствием общались с ними. 3. Директор дал приказание секретарю не допускать к себе посетителей. 4. Я застал его у себя дома. 5. Преподаватель предоставил студенту возможность ознакомить со своим докладом слушателей. 6. Он велел другу передать сестре свои извинения. 7. Андрей предложил брату провести гостей в свою комнату. 8. Учитель просил ученика обратить внимание на свои исправления. 9. Сотрудники ОМОНа задержали подозреваемого в своей квартире. 10. Девушка предложила ему почитать свои стихи.

 

НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ФОРМ ГЛАГОЛОВ

Глагол обозначает процесс и выражает это значение в категориях лица, числа, времени, наклонения, а также рода (в прошедшем времени), вида и залога.

При образовании форм глаголов встречается немало ошибок. Наиболее типичными в устной речи являются ошибки в образовании личных форм, формы повелительного наклонения, образовании видовой пары некоторых глаголов, форм причастий и деепричастий.

1.Ряд глаголов в русском языке образует параллельные грамматические формы (такие глаголы называют изобилующими).

1.1. Параллельные формы настоящего времени образуют глаголы полоскать, махать, колыхать, кудахтать, мурлыкать, мучить, плескать, рыскать, сыпать, трепать, щипать и др.:

а) нейтральными являются формы с основой на шипящий у глаголов полоскать, махать, колыхать, кудахтать, мурлыкать, мучить, плескать, рыскать (при этом формы на — аj возможны в разговорно-бытовой речи): полощу (полоскаю), полощешь (полоскаешь), полощет (полоскает), полощи (полоскай), полощущий (полоскающий), полоща (полоская); машу (махаю), машешь (махаешь), машет (махает), машем (махаем), машете (махаете), машут (махают), машущий (махающий), махая и т. д.;

б) у глаголов сыпать, трепать, щипать нейтральными являются формы с -л-: сыплю, сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют, сыплющий, сыпля; треплю, треплешь, треплет, треплем, треплете, треплют, треплющий, трепля; щиплю, щиплешь, щиплет, щиплем, щиплете, щиплют, щиплющий, щипля. Формы с выпадением -л- имеют разговорную окраску (сыпешь, сыпем, сыпят, щипаешь, щипет и др.).

Примечание. Параллельные формы некоторых глаголов различаются по смыслу:

а) глагол брызгать в значении "окроплять" имеет формы брызгаю, брызгает, брызгай, брызгающий, брызгая, а в значении "разбрасывать капли, брызги" — формы брызжу, брызжет, брызжущий, брызжа;

б) глагол двигать в значениях "перемещать, толкая или таща", "шевелить, производить движения", "заставлять идти вперед, направлять" имеет формы двигаю, двигающий, двигая; в значении "содействовать развитию чего-либо", "быть причиной чего-либо", "быть причиной чьих-либо поступков" — формы движет, движут, движущий, в значении "приводить в движение, в действие" — параллельные формы двигает — движет, двигают — движут, двигающий — движущий;

в) глагол капать в значении "падать каплями" имеет параллельные формы капаю — каплю, капаешь — каплешь, капает — каплет, капают — каплют, капающий — каплющий; в значении "наливать, лить каплями" — формы капаю, капаешь, капает, капают, капающий;

г) глагол метать в значении "шить, прошивать стежками, обшивать петлю" имеет формы метаю, метает, метающий, метая, а его омоним — глагол метать в значении "разбрасывать, раскидывать" имеет формы мечу, мечет, мечущий. Но в спортивном обиходе употребляется: метаю, метает, метающий (копье, диск).

1.2. Равноправны в употреблении параллельные формы с суффиксом -ну- и без него

а) глаголов прошедшего времени: лип — липнул, прибег — прибегнул, расторг — расторгнул, вверг — ввергнул, отверг — отвергнул;

б) неопределенной формы глаголов совершенного вида: достичь — достигнуть, постичь — постигнуть.

1.3. Из двух возможных параллельных форм более употребительными становятся формы на –изирова- глаголов: колонизовать — колонизировать, легализовать — легализировать, стандартизовать — стандартизировать.

1.4. Равноправны варианты форм

а) глагола несовершенного вида с чередованием о-а в корне: обусловливать — обуславливать;

б) инфинитива: брезгать — брезговать, прочитать — прочесть, свистеть — свистать.

Примечания: а) Устарелы варианты заподозривать, условливать, нормативными являются формы заподазривать, уславливать; б) В парах лазить — лазать, видеть — видать, слышать — слыхать, поднимать — подымать второй вариант имеет разговорно-просторечную окраску.

1.5. Глагол чтить имеет равноправные формы 3-го лица множественного числа (чтут — чтят) и равноправные формы причастия настоящего времени (чтущий — чтящий). Формы глагола почтить зависят от условий сочетаемости: почтут память вставанием, почтут за честь, но: почтят присутствием.

2.Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы по типу 1-го спряжения (с суффиксом -е-):

ед. ч. 1 л. выздоровею опостылею опротивлю

2 л. выздоровеешь опостылеешь опротивеешь

3 л. выздоровеет опостылеет опротивеет

мн. ч. 1 л. выздоровеем опостылеем опротивеем

2 л. выздоровеете опостылеете опротивеете

3 л. выздоровеют опостылеют опротивеют

По этому же принципу изменяются глаголы с приставкой обез-/обес- и некоторые другие: обезводеть, обезголосеть, обезденежеть, обеззубеть, обезлюдеть, обезуметь, обессилеть и т. п.

3. Глаголы зиждиться, зыбиться образуют формы прошедшего времени (зиждился, зыбился) с суффиксом -и- и деепричастие (зиждясь, зыблясь) по 2-му спряжению, а формы настоящего времени и причастие — по 1-му спряжению (зиждется, зиждутся, зиждущийся; зыблется, зыблются, зыблющийся).

4. Глаголы стелить(ся) — стлать(ся) имеют одинаковые личные формы ед. и мн. числа, образуемые по типу 1-го спряжения:

1 л. стелю(сь), стелем(ся)

2 л. стелешь(ся), стелете(сь)

3 л. стелет(ся), стелют(ся).

5. Глаголы глодать, ездить, лазить имеют формы:

1 л. гложу, езжу, лажу, гложем, ездим, лазим

2 л. гложешь, ездишь, лазишь, гложете, ездите, лазите

3 л. гложет, ездит, лазит, гложут, ездят, лазят;

причастия: гложущий, ездящий, лазящий;

деепричастия: глодая, ездя, лазя.

6. При образовании видовых пар в корнях некоторых глаголов наблюдается чередование о-а:

выхлопотать — выхлопатывать,

заболотить — заболачивать,

заморозить — замораживать,

облагородить — облагораживать,

освоить — осваивать,

оспорить — оспаривать,

удвоить — удваивать,

удостоить — удостаивать,

усвоить — усваивать.

Исключение. Нет чередования (в корнях сохраняется о) в видовых парах глаголов:

захлопнуть — захлопывать,

озаботить — озабочивать,

опорочить — опорочивать,

отсрочить — отсрочивать,

приурочить — приурочивать,

подытожить — подытоживать,

сосредоточить — сосредоточивать (не: сосредотачивать — разг.),

узаконить — узаконивать,

уполномочить — уполномочивать.

7.Формы повелительного наклонения образуются

а) с суффиксом у глаголов кроить, поить, доить, утаить: крои, пои, дои, утаи (форма на ненормативна);

б) варианты формы ед. ч. с и нулевым суффиксом: выброси — выбрось, выдвини — выдвинь, выкраси — выкрась, вылези — вылезь, выстави — выставь, закупори — закупорь, уведоми — уведомь. Форма мн. ч. повел. накл. этих глаголов образуется от второй формы ед. ч.: выбросьте, выдвиньте, выкрасьте, вылезьте, выплюньте, высуньте, выставьте, выправьте, высыпьте, закупорьте, уведомьте;

в) следует запомнить образование формы повелительного наклонения глаголов лечь, ехать, лезть, обнять:

лечь — ляг, лягте;

ехать — поезжай, поезжайте (недопустимо: езжай, едь);

лезть — полезай(-те), лезь(-те);

обнять — обними(-те) (не: обойми).

8. Особого внимания требуют глаголы класть и положить: глагол класть употребляется только без приставки, а глаголы с корнем -лож- — с приставками (возложить, выложить, доложить, заложить, наложить, подложить, предложить, приложить, разложить, расположить, сложить, уложить). Формы повелительного наклонения: клади, положи, наложи, разложи, сложи, уложи и т. д.

9.В современном русском языке существует ряд глаголов, которые называются недостаточными, так как они имеют ограничения в образовании и употреблении личных форм:

9.1. Глаголы победить, убедить(ся), очутиться, ощутить и др. не образуют форму 1-го лица ед. ч. будущего времени; глаголы басить, гвоздить, дудеть, кадить, пылесосить, шкодить, чудить и нек. др. не образуют форму 1-го лица ед. ч. настоящего времени. В этом случае используются описательные конструкции: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, (не) буду чудить.

9.2. Глаголы бузить, дудеть, дерзить, кадить, тузить и нек. др. не употребляются в форме 1-го лица ед. ч. настоящего времени во избежание совпадения с формами других глаголов (ср: бужу от будить, держу от держать, тужу от тужить).

10.Определенные трудности вызывает образование и употребление форм причастийи деепричастий.

Причастие — форма глагола, которая сочетает в себе особенности глагола и прилагательного и выражает признак лица или предмета по действию: руководящий, руководивший — руководимый.

Образование причастий

действительныхстрадательных

а) настоящего времени

— при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) — при помощи суффиксов -ом-,

от глаг. I спряжения (ведущий, -ем- от глаг. I спряжения

читающий), -ащ-(-ящ-) от глаг. (несомый, читаемый) и суффикса

II спр. (стучащий, летящий) -им- от глаг. II спр. (ценимый,

произносимый)

б) прошедшего времени

— при помощи суффиксов -вш-, -ш- — при помощи суффиксов -нн-,

(читавший, росший) -енн-, -ённ-, -т- (принесенный,

отданный, отвергнутый).

1. Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- типа гаснуть, сохнуть, мерзнуть, мокнуть, пухнуть, вянуть, зябнуть образуют причастия, сохраняющие этот суффикс: гаснувший, сохнувший, мерзнувший, мокнувший, пухнувший, зябнувший.

2. Глаголы типа ввергнуть, отвергнуть, прибегнуть, растогрнуть, опровергнуть образуют параллельные формы причастий: ввергший — ввергнувший, отвергший — отвергнувший, прибегший — прибегнувший, расторгший — расторгнувший, опровергший — опровергнувший.

3. Значение страдательного глагольного признака может передаваться не только страдательными причастиями, но и возвратными действительными причастиями на -ущийся (-ющийся), -ащийся (- ящийся): называемый — называющийся, подвергаемый — подвергающийся, производимый — производящийся и т. д. При невозможности использования страдательного причастия употребляются возвратное действительное причастие: работы, ведущиеся в городе (ведомые — здесь неудобная форма); слова, пишущиеся через дефис.

Деепричастие— неизменяемая форма глагола, которая имеет особенности глагола и наречия, выражает значение второстепенного, дополнительного действия (по отношению к основному действию, выраженному сказуемым) или обстоятельства этого действия: подумав, читая, написав, всматриваясь.

Образование деепричастий

несовершенного видасовершенного вида

— при помощи суффикса -а (-я): читая, — при помощи суффиксов -в, -ши,

слыша; -вши: сделав, написав,

— архаичного -учи (-ючи), создающего стукнувшись;

стилистическую окрашенность под — суффикса -а (-я) у глаголов народную или старинную речь: будучи, на -сти и нек. др.: принеся,

играючи, глядючи, жалеючи, едучи, доведя, наклоня

припеваючи;

— разговорно-просторечных суффиксов

-в, -вши: знавши, знав, имевши, имев,

ехавши, ехав.

Примечание. Не образуется форма деепричастия несовершенного вида от глаголов: бежать, беречь, бить, весить, вить, врать, вязать, вянуть, гаснуть, глохнуть, гнуть, ездить, жать, жечь, казаться, киснуть, крепнуть, лгать, лезть, лизать, лить, мазать, мерзнуть, мокнуть, мочь, мять, пахать, пахнуть, петь, печь, писать, пить, плясать, резать, слать, слепнуть, сохнуть, спать, стеречь, стричь, стынуть, стыть, тереть, течь, ткать, толочь, тонуть, тянуть, хотеть, чесать, чистить, шитью.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 478.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...