Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА




Обучение и воспитание людей с нарушением зрения осуществляется в постоянном движении и развитии,т.е. в процессе. Этот процесс диалекти-чен, он характеризуется постоянной сменой состояний системы деятельно­сти, в нём взаимосвязаны и взаимообусловлены связи и зависимости раз­личного уровня - социальные, психологические, физиологические и педа­гогические. Довольно ярко проявляются противоречиятифлопедагогичес­кого процесса, они возникают и проявляются по мере отставания практики обучения и воспитания слепых и слабовидящих от требований жизни, там, где обнажаются несоответствия традиционных, устаревших взглядов, кон­цепций, положений, представлений изменившимся условиям социального развития и современным требованиям к личности человека, имеющего зри­тельный дефект.

Центром учебно-воспитательного процесса является формирующаяся личность человека и здесь вскрываются специфические взаимосвязи и обус­ловленность этого процесса психическими особенностями ученика с нару­шенным зрением, свойствами личности, его запросами, стремлениями, воз­можностями. Внутреннее содержание действий ребёнка его поступков к уст­ремлений, их мотивация обусловливают дальнейший ход учрбно-вцспитатель-ного процесса. Без этого учёта тифлопедагог будет работать вслепую, ему будут не известны возможности конкретного ученика, и он не сможет опреде­лить результаты своего собственного коррекционно-педагогического воздей­ствия на него.

Внутри учебно-воспитательного процесса действует взаимозависимость и взаимообусловленность множества чисто педагогических влияний,,которые отражаются на становлении личности ученика с дефектом зрения. Это окруже­ние школьника, его место жительства, семья, родные, товарищи, доступность массовых средств коммуникации, собственный приобретённый опыт (как по­ложительный, так и отрицательный). Все эти факторы создают сложнейшую взаимообусловленность тифлопедагогического процесса. 34


Все суммарные личностные характеристики представляют собой результат постепенного наращивания и накопления количественных изменений. К ним будут относится мировоззренческие позиции, убеждения, мотивы, ценност­ные ориентации, индивидуальность, общие и коррекционные умения, соци­альная адаптация и др. Накопленные количественные изменения будут способ­ствовать качественным подвижкам, что связано и с возрастной периодизацией детей. Новые интегративные качества будут приходить на смену старым, будет формироваться личностное образование.

Образование рассматривается как явление социальное. В ходе историчес­
кого развития для успешного взаимодействия с социальной средой слепой или
слабовидящий человек, его наставники должны были овладевать всё более слож­
ными средствами для дальнейшей деятельности. Накопленный в этой деятель­
ности социальный опыт передаётся из поколения в поколение. Специальное
образование становится отдельным, специфическим видом общественной
деятельности, превращается в относительно независимое (условное) социальное
явление - средство передачи социального опыта. В ходе этой деятельности пе­
редаётся не она сама, а её модель, схема, общие принципы, нормы. Т.е. специ­
альное образование следует рассматривать прежде всего как единую, целост­
ную сферу человеческой деятельности.                                                    , .

Изучая диалектику специального образования, тифлопедагогика должна выявлять объективные закономерности, присущие тем явлениям, которые она изучает. Определение законов и закономерностей тифлопедагогического про­цесса дело довольно сложное. В различных исследованиях даётся большое ко­личество их формулировок без строгого учёта системообразующих факторов.

Законы и закономерности общепедагогического и тифлопедагогического процессов во многом схожи и имеют общую направленность. Под законом мы понимаем необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отноше­ние между явлениями в природе и обществе. Закон выражает общие отноше­ния, связи, присущие всем педагогическим явлениям, он способствует науч­ному управлению и прогнозированию результатов исследования, ориентиру­ет практику на оптимальный выбор содержания, методов, средств и организа­ционных форм обучения и воспитания детей.

Основным законом тифлопедагогического процесса является обязатель­ное присвоение подрастающим поколениям социального опыта старших по­колений* осуществляемое в доступной форме.Это касается как общечелове­ческого опыта, так и накопленных данных и материалов о специфике обучения и воспитания людей с нарушением зрения. Социальный строй, общественные отношения определяют формирование всех компонентов коррекционного обу­чения к воспитания слепых и слабовидящих.

Слепота и слабовидение влияют на формирование личности, и это влияние будет проявляться по разному. Кардинальным фактором, который определяет формирование личности человека как в норме, так и в патологии является со-

35


циальный. Там, где общество уделяет внимание образованию людей со зри­тельным дефектом, где идёт накопление этого опыта, его расширение, совер­шенствование и передача следующим поколениям, там успешно развивается личность, несмотря на сенсорный дефект.

Если же для развития личности человека с нарушенным зрением не созда­ны благоприятные социальные условия, нет опыта в этом отношении или он очень мал, то не будет качественной преемственности поколений в социальной адаптации и реабилитации слепых и слабовидящих. Их личностное формирова­ние будет идти с рядом отрицательных качеств.

Л.С. Выготский верил, что придёт время, когда дети с нарушением зрения «...перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте. Социальное воспитание победит дефективность» (1983,72).

Закон целостности и единства тифлопедагогического процессаопределя­ет соотношение части и целого данного процесса, раскрывает стрктурные об­разования, их соотношение между собой и в единой системе, интегративные показатели последней. Этот закон обусловливает органическое единство и не­обходимость сочетания общеобразовательных и коррекционных частей в це­лостном тифлопедагогическом процессе.

Закон единства теории и практики тифлопедагогического процессанаце­ливает на формирование теории, ориентированной на практику.

В тифлопедагогике присутствуют все виды исследований: методологические, фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные исследованияраскрывают сущность тифлопеда­гогических явлений и дают им научное обоснование, на этой теоретической основе зарождаются прикладныеисследования, которые решают непосред­ственно практические вопросы обучения и воспитания лице нарушением зре­ния. Эти виды исследований могу осуществляться вместе.

Посредством проведения прикладных исследований и через их резуль­таты теория осуществляет своё влияние на практику, регулируя и направ­ляя тифлопедагогический процесс. Прикладные исследования вскрывают недостатки практики, изучают их причины, дают рекомендации по их пре­одолению. Например, недостатки усвоения учебного материала, связан­ные со зрительными возможностями учащихся и пути их преодоления; причины утомляемости учащихся при длительной тактильной работе, спо­собы улучшения тактильного восприятия при работе с рельефными посо­биями и др.

Методологическиеисследования направлены на изучение не самого тиф­лопедагогического процесса, а способов его отражения в науке. Цель этих ис­следований - выявление закономерностей и тенденций развития тифлопедаго­гической науки в целом, путей взаимосвязей науки и практики, повышение качества научных изысканий (предмет тифлопедагогики, структурно-функци-36


ональные основы теоретического обоснования обучения слепых детей, взаи­мосвязь тифлопедагогики с другими науками...).

При формировании тифлопедагогической теории очень важно с самого начала сориентировать её на кардинальные проблемы обучения и воспитания учащихся со зрительными дефектами, на выход в конкретную педагогическую действительность.

Закономерноститифлопедагогического процесса выражают деятельность законов применительно к конкретным условиям обучения и воспитания уча­щихся с нарушением зрения. Раскрытие закономерностей позволяет выявить существенные связи данного процесса, его составные части и факторы, влияю­щие на его развитие. Здесь важно рассмотреть как внешние связи (социальная среда), так и внутренние, свойственные компонентам тифлопедагогического процесса (между целями, содержанием, формами, методами, средствами обу­чения и воспитания учащихся с аномалиями зрения).

Специальное образование слепых и слабовидящих осуществляется в тес­ном взаимодействии с социальными процессами, оно зависит от уровня со­циально-экономического развития общества, от его потребностей и возмож­ностей, от господствующей политики и идеологии и, наконец, от социального статуса слепых и слабовидящих в стране, в регионе, т.е. при организации тиф­лопедагогического процесса в школе или дошкольном образовательном уч­реждении необходимо учитывать как потребности и социальный заказ обще-ства,так и условия перестройки образовательной системы, перспективы её развития и возможности государства по созданию материальной базы. Т.е. тифлопедагогический процесс, его цели, задачи и содержание обусловлены потребностями и возможностями общества. Эта закономерность внешнего характера.

Внутри рассматриваемого процесса существуют и внутренние связи, кото­рые отражают характер отношений между его основными компонентами. Объективно можно отметить наличие взаимосвязей между целями, содержа­нием, методами, средствами и формами обучения и воспитания слепых и сла­бовидящих учащихся. Эти закономерности многообразны и большинство из них проявляются при определённых условиях. Отметим из всего многообразия лишь основные и те, которые в большей степени характеризуют специфику тифлопедагогического процесса.

Связь между обучением, воспитанием, развитием и коррекцией как со­ставляющими компонентами целостного тифлопедагогического процесса.

В связи с тем, что у детей потеряно или нарушено зрение при их обучении и воспитании необходимо преодолевать дефекты в развитии. Т.е. коррекцион-ная работа должна осуществляться комплексно и затрагивать все компоненты образования.

В тифлопедагогическом процессе обучение и воспитание должны идти впе­реди развития, поскольку они его определяют. Л.С. Выготский по этому поводу

37


говорил: «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперёд раз­витию .... создаёт зону ближайшего развития ребёнка, т.е. вызывает ребёнка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития» (1956,449-450).

Коррекционные процессы в обучении и воспитании играют решающую роль в развитии личности слепого или слабовидящего ребёнка, они осуществ­ляются также с опережением.

В целостном тифлопедагогическом процессе все планируемые занятия дол­жны быть нацелены на компенсацию дефекта, на эффективность развития ре­бёнка. Обучение в специальном детском саду и школе для детей с нарушением зрения должно быть воспитывающим, развивающим и коррекционно направ­ленным.

Существует связь между деятельностью субъектов и объектов тифлопеда­гогического процесса, она заключается в закономерности единства и коррек-ционной направленности преподавания и учения.Деятельность тифлопедаго­га и учащихся должна быть согласована, преследовать общие цели и быть кор­рекционно обусловлена. Они должны найти пути и средства для контакта, для передачи учебной информации. Учитель должен владеть приёмами коррек­ции, формировать соответственные умения у детей с потерянным или нару­шенным зрением. Только при этом условии можно достичь единства препо­давания и учения в специальном образовательном учреждении или (по выра­жению Ю.К. Бабанского, здесь и далее использованы материалы его исследова­ния) «педагогического резонанса».

Следующую важную закономерность можно сформулировать как опре­деляющую роль коррекционной направленности деятельности и общения в обучении и воспитании.

При зрительной депривации у учащихся наблюдаются трудности в деятель­ности и общении, снижается их активность, самоконтроль, нарушается ход пси­хофизического развития. Профессор М.И. Земцова в монографии «Пути ком­пенсации слепоты» убедительно доказала, что деятельность в различных ее проявлениях (игровая, познавательная, трудовая, общественно-политическая) является решающим условием для преодоления трудностей на пути психичес­кого развития детей и предупреждения дегенеративных нарушений психики у взрослых при поздних зрительных дефектах.

Коррекционная работа позволяет активно и творчески включать слепых и слабовидящих в деятельность и обучение, что является решающим условием компенсации зрительного дефекта, социально-трудовой адаптации и реабили­тации инвалидов по зрению.

Не менее важной является такая закономерность, как учет в тифлопедаго­гическом процессе возрастных и индивидуальных особенностей слепых и слабовидящих детей.Мы выше уже отмечали необходимость координиро­вать учебно-воспитательную работу в зависимости от возрастной периоди-38


зации детей, поскольку каждый возраст учеников имеет свои характерные особенности.

В школах для слепых и слабовидящих детей это особенно важно, так как в классах могут обучаться разновозрастные дети. Это связано с тем, что многие из них продолжительное время болеют, переносят подчас несколько операций на органе зрения и, естественно, отстают в учебе. Иногда этот процесс затяги­вается на годы, с осложнением заболеваний учащиеся вынуждены оставлять массовую школу, переходить в специальную и тратить продолжительное время на адаптационный период. В результате такие дети отстают в учебе от своих сверстников и вынуждены обучаться в том классе, которому они соответству­ют по уровню знаний и умений.

Такие ребята требуют индивидуального подхода. Этот подход учитывает не только возраст, но и клиническую форму зрительного дефекта. Структурно-функциональные нарушения органа зрения определяют зрительные возмож­ности детей, особенности познавательного процесса, влияют на зрительные, тактильные и физические нагрузки. Без учета всех специфических особеннос­тей слепых и слабовидящих учеников невозможно правильно построить диф­ференцированную, индивидуальную работу с ними, а также весь тифлопеда­гогический процесс в целом.

Закономерной является связь целей, содержаний, методов и формв тифло­педагогическом процессе. Для организации тифлопедагогического процесса очень важно, чтобы прослеживались внутренние закономерные связи между функциональными компонентами. Цели закономерно определяют содержа­ние, методы, формы деятельности тифлопедагога и детей с нарушением зре­ния. Содержание образования предопределяет методы и формы организации и т.д. Такая последовательность закономерна, но она будет неполной, если не будет представлена специфика образовательного процесса, а именно его кор­рекционная направленность.

Тифлопедагогический процесс в целевых установках определяет не только определенную сумму знаний и умений, которые должны усвоить слепые и слабовидящие учащиеся, но и то, что они должны преодолеть и как на пути получения учебной информации. В цели, содержание, методы и формы вно­сятся коррекционно-компенсаторные элементы, которые учитывают трудно­сти усвоения учебного материала при отсутствии или нарушении зрения у детей. То есть все компоненты тифлопедагогического процесса будут иметь коррекционную направленность, осуществляемую в той же последовательно­сти и взаимосвязи.

Мы в данном разделе рассмотрели наиболее важные законы и закономер­ности тифлопедагогического процесса, и это не значит, что не существует дру­гих. Важно то, чтобы все законы и закономерности тифлопедагог в своей рабо­те учитывал не автономно, а в системе, чтобы он общепедагогические зако- *' мерности увязывал со специфическими, которые обуславливаются своеобра- J,

39"'


зием познавательной деятельности учащихся со зрительной депривацией. Та­кая системность при организации тифлопедагогического процесса обеспечи­вает его эффективность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 438.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...