Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ, ЕЁ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ




Методологической основой тифлопедагогики является гносеология (фило­софия познания). Она рассматривает познание как процесс творческий и ак­тивный. Это не простое отражение окружающего мира в сознании человека, а исследование объективно существующих предметов и явлений, вскрытие их связей, взаимозависимостей, установление закономерностей.

Процесс обучения и воспитания детей с нарушением зрения следует рас­сматривать как процесс противоречивый и динамический, как развивающий­ся. Основным движущим противоречием является постоянно растущий поток информации, усложняющиеся требования обучения с одной стороны и воз­можности слепых и слабовидящих учащихся с другой. Совершенствование зна­ний, мотивации, даррекционных способов познания и приведение их в соответ­ствие с всё возрастающими требованиями обучения, воспитания и развития снимают противоречие в конкретный отрезок времени, а затем возникает но­вое противоречие в связи с новым витком требований, которые необходимо разрешать в ходе педагогического процесса. На основе такого движущегося противоречия происходит сложный процесс перехода от незнания к знанию.

Теоретической базой для организации и осуществления познавательного процесса с учащимися с дефектами зрения и естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, достижениям отечественной и зарубежной дефектоло­гии по проблемам компенсации зрения и коррекции вторичных отклонений в развития детей и взрослых, положения о первичных и вторичных дефектах, о единых механизмах познавательного процесса в норме и патологии.

Тифлопедагогика является составной частью специальной педагогики, ко­торая в ;вою очередь является структурным компонентом общей педагогики.

Важной методологической проблемой является связь тифлопедагогики с другиш науками, она не может успешно развиваться, изолировано, вне этой связи.

Мы уже отметили диалектическую обусловленность развития тифлопеда­гогики её связь с философией. Необходимо обозначить и указать связи этой специальной педагогики с психологией, особенно с той её составной частью, котор1Я называется тифлопсихология. Эффективность обучения и воспитания

9


слепых и слабовидящих не состоится, если тифлопедагог не будет знать осо­бенности психики этого контингента учащихся, своеобразия их познаватель­ной деятельности.

Сложность изучения психики слепых, слабовидящих, детей с косоглазием, амблиопией заключается в том, что очень широк спектр зрительной патоло­гии, дефекты разнообразны по структуре, по характеру, по функциональным нарушениям. Многие школьники и дошкольники вместе с нарушением органа зрения имеют дефекты слуха, речи, развития интеллекта, опорно-двигательной системы и др.

Вследствие этого научное, глубокое и объективное изучение психики людей с дефектом зрения очень важно и необходимо для разработки приёмов, спосо­бов и методик коррекционно-педагогического процесса.

Для того, чтобы связь тифлопедагогики и тифлопсихологии была тесная, глубокая и органическая, чтобы она эффективно влияла на практику обучения людей с нарушенным зрением, необходимо за тифлопедагогическими иссле­дованиями признать опережающий статус по отношению к исследованиям в области тифлопедагогики при выявлении недостатков усвоения учебного ма­териала.

Тифлопедагогика органически связана с физиологией, которая изучает жизнедеятельность человека, функционирование его систем и отдельных орга­нов. С потерей или нарушением зрения у человека происходят изменения во многих других функциональных системах, работа сохранных органов чувств видоизменяется, и они зачастую выполняют несвойственную им роль. Напри­мер, чтение рельефно-точечного шрифта с помощью осязания слепыми школь­никами.

Физиологические данные помогают правильно организовать коррекцион-но-компенсаторную деятельность учащихся, физиология раскрывает механиз­мы управления этими процессами, показывает роль среды в развитии челове­ка, в зависимости от его возрастных особенностей. Правильное понимание закономерностей онтогенеза человека в норме и патологии позволит более эффективно и целенаправлено организовать учебно-воспитательную работу в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Многообразны связи тифлопедагогики и медицины, особенно с офтальмо­логией и гигиеной. Процесс восприятия учебного материала учащимися со зрительными нарушениями во многом зависит от клинической картины зри­тельного дефекта, от структурно функциональных нарушений данного анали­затора.

Тифлопедагог должен чётко представлять, что и как видит ребёнок или взрос­лый, какие у них зрительные возможности. В зависимости от функциональных нарушений органа зрения (острота, поле, бинокулярность, глубинное зрение, свето- и цветоразличие, фиксация взора и т.д.) организуется и методически направляется коррекционно-педагогическая работа, определяются различные 10


эргономические рекомендации (зрительная, тактильная, физическая нагрузки, освещённость рабочей поверхности стола и др.).

Офтальмо-гигиенические рекомендации разрабатываются в отношении тех­нических и оптических средств коррекции и компенсации зрительного дефекта, применительно к специальным средствам наглядности и раздаточному дидак­тическому материалу.

Медицинская и педагогическая коррекция недостатков развития детей, выз­ванных дефектным зрением, осуществляется в тесной связи, комплексно и си­стемно.

У тифлопедагогики сложились тесные контакты и с социологией, наукой об обществе. Исследованы и вскрыты многие негативные социальные факторы, которые влияют на численность популяции детей с нарушением зрения. Дан­ные социологических исследований обогащают специальную педагогику, по­могают найти рычаги, влияющие и оказывающие помощь тифлопедагогичес­кому процессу, особенно в части организации трудового обучения, воспита­ния и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих людей.

Мы отметили лишь самые тесные и глубокие связи тифлопедагогики с дру­гими науками, но этот перечень далеко неполный, поскольку имеются контак­ты и в отношении других научных дисциплин. Обучение, воспитание и разви­тие лиц с нарушением зрения осуществляется на стыке наук, и этот фактор во многом определяет эффективность коррекционно-компенсаторного воздей­ствия на дефект.



ЗАДАЧИ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ

Тесная связь тифлопедагогики с другими науками помогает в решении за­дач, которые стоят перед специальным образованием людей с нарушением зрения. Эти задачи не остаются неизменными, раз и на ьсегда поставленными, они периодически изменяются в зависимости от требований жизни и социаль­ного заказа общества. Определяющее влияние на постановку задач и разработ­ку содержания специального образования слепых и слабовидящих во все ис­торические периоды оказывали уровень социально-экономического развития страны, состояние науки и производства, общественное отношение к инвали­дам по зрению, потребности и интересы государства.

В ходе исторического развития задачи и содержание специального образо­
вания слепых и слабовидящих постоянно расширялись и обогащались. Сначала
были организованы лишь начальные школы для слепых детей, затем неполные
средние, и, наконец, полные средние школы, в которых учащиеся получают
среднее (цензовое) образование наровне с их зрячими сверстниками. В стране
созданы дошкольные образовательные учреждения, школы для взрослых инва­
лидов по зрению, учебно-производственные предприятия для слепых и слабо-
видящихидр.                                                                          , -

-11


На современном этапе развития тифлопедагогика решает следующие ос­новные задачи:

- раскрытие основных закономерностей в области обучения, воспитания и
развития людей с нарушенным зрением, установления связей этих процессов с
юррекционно-педагогической работой по преодолению недостатков психофи­
зического развития учащихся;

- комплексного клинико-генетического, психологического, педагогическо­
го изучения детей, их диагностирования, выявлениям структурно-функциональ­
ных нарушений в организме, связанных с дефектным зрением, установление
психофизических нарушений и сочетанных дефектов у детей;

- выяснение и определение роли сохранных анализаторов в познавательной
деятельности слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией, усло­
вий формирования и развития личности, межличностных отношений при раз­
личных зрительных нарушениях;

- определение содержания коррекционно-педагогической работы, разработка
приёмов и способов её осуществления при различных формах организации учеб­
но-воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях;

- разработка требований к специальным средствам коррекции вторичных
отклонений в развитии и компенсации зрительного дефекта, к наглядному и
раздаточному дидактическому материалу, специальным пособиям, к тифло-
техническим средствам обучения, создание, совершенствование и модифика­
ция пособий и учебного оборудования;

- разработка специальных приёмов, методик обучения и воспитания детей
и взрослых с нарушением зрения, особенностей проведения специальных кор-
рекционных и предметных занятий;

- теоретическое обоснование и осуществления индивидуального и диффе­
ренцированного подходов к учащимся в ходе учебно-воспитательного процес­
са, организация этой работы с учётом зрительных возможностей обучающих­
ся, характера и времени появления аномалии, сопутствующих заболеваний и
сочетанных дефектов;

- определение специальных эргономических, гигиенических и офтальмо-
педагогических рекомендаций с учётом клинической картины зрительного за­
болевания, разработка на этой основе зрительных, тактильных, общефизичес­
ких нагрузок, рекомендаций по структурному построению занятий;

- изучение путей и возможностей интеграции слепых и слабовидящих уча­
щихся в общество, определение содержания, форм и методов трудового обу­
чения и воспитания, социально-трудовой адаптации школьников, профессио­
нальной ориентации, подготовки их к жизни и труду;

- определение типов и структурного построения специальных образова­
тельных учреждений для детей и взрослых с различными нарушениями зрения,
разработка нормативно-методических документов, рекомендаций и реабили­
тационных программ;

12


 

- изучение и обобщение передового тифлопедагогического опыта работы,
практики обучения, воспитания и развития лиц со зрительной депривацией,
распространение и внедрение инноваций и оригинальных методик в учебно-
воспитательный процесс;

- разработка и прогнозирование специального образования на определён­
ные периоды, определение основных направлений развития тифлопедагоги­
ческой науки и её взаимосвязей с практикой обучения и воспитания людей со
зрительными аномалиями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 637.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...