Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




Предмет тифлопедагогики и стоящие перед ней задачи определяют направ­ления, по которым должны идти педагогические исследования по особеннос­тям обучения и воспитания людей со зрительными нарушениями.

В систему вузовской подготовки учителей-дефектологов (в частности - тиф­лопедагогов) входит работа по подготовке будущих специалистов к проведе­нию самостоятельных научно-исследовательских изысканий (курсовые, дип­ломные работы, методики преподавания отдельных предметов, диссертации). Это требует, чтобы студенты, основываясь на важнейших принципах исследо­вания теоретических и практических проблем обучения и воспитания слепых и слабовидящих учащихся, могли овладеть методами организации и проведения исследований.

Под методологией мы понимаем учение о стру туре логической организа­ции, методах и средствах деятельности. Методология тифлопедагогической науки -это учение о принципах построения, формах и способах изучения и оцен­ки педагогической действительности образования людей с дефектами зрения.

Социальные отношения и явления существуют в диалектическом единстве, в определёньой системе взаимоотношений и это определяет их целостность. В связи с этим, основные методологические принципы изучения социальных отношений и явлений будут едины для всех общественных наук, в том числе и для тифлопедагогики (конкретно-историческое изучение общественных явле­ний, взаимосвязь и взаимозависимость теории и практики, объективность изу­чения гедагогических процессов и явлений в их развитии, единства общего и особенного в педагогических явлениях, единством образования и действитель­ности, сравнительные исследования и др.). Поэтому нет нужды в данном учеб­нике рассматривать общие принципы исследования, а остановимся на некото­рых современных тенденциях развития методологии.

В прошлом веке исследования в области тифлопедагогики сводились лишь к обобщению передового практического опыта обучения детей с нарушением зрения, не было обоснованных исходных положений, этапности и последова­тельности исследовательских программ, прогнозирования результатов, опреде­ления методов изучения поставленных проблем, характера их реализации и др.

13


Современная методология предусматривает связь и взаимозависимость педагогической теории и практики при опережающей роли первой. При выд­вижении проблемы исследованияопережающая роль теории является одним из показателей актуальности исследования, её предмет формулируется как про­блема. Она может отражать реальные общественные противоречия, а также несоответствия между новыми фактами и явлениями. «Обнаружение противоречий действительности, постановка на их основе научной проблемы -решающее условие успеха научного поиска» (Б.Т. Лихачёв, 1992,94).

Постановка проблемы требует деятельного и системного её изучения, кон­кретных исторических подходов, учёта характера и всего многообразия.науч-ных работ по данной проблеме и связанных с ней отдельных вопросов теории и практики тифлопедагогики.

Формулировка и обоснование проблемы, выход на конкретную тему ис­следования требуют широкой аргументации с отражением характера и дина­мики изыскательной работы, движения от старого к новому.

Изучение проблемы подводит исследователя к целевым установкам, к фор­мулированиюзадач, к определению объекта и предмета исследования.В этом процессе и по его результатам выдвигается научная гипотеза,которая предпо­лагает направления, условия, способы решения проблемы. Организованная научно-исследовательская работа всегда направлена на проверку научной ги­потезы, на подтверждение или отрицание её положений. !

Решение тифлопедагогической проблемы всегда прогнозируется в отноше­нии научной новизны, теоретической и практической значимости исследова­ния.

Для решения поставленной проблемы необходимо определить и отобрать методы исследования. Под методами педагогического исследования мы по­нимаем совокупность приёмов и способов, направленных на получение, вы­явление достоверных данных о педагогических явленияхи их компонентах, о тенденциях их развития и решение научно-тифлопедагогических проблем.

При выборе методов исследования необходимо проанализировать всю си­стему методов и отобрать те, которые в наибольшей степени соответствуют сущности изучаемого предмета и предполагаемому результату. Арсенал опыт­но-экспериментальных методов разнообразен и классифицируется в зависи­мости от целей и задач каждого этапа изыскательной работы: от сбора факти­ческого материала до практической апробации теоретических положений и сложных научных концепций.

Если в основу классификации заложить источник получения информации,
тометоды можно разделить на те, которые помогают изучать теоретические
материалы и те, которые исследуют реальный тифлопедагогический процесс.
К последним относятся такие методы, как наблюдения, беседы, анкетирования
и тестирования, анализа документов, деятельности тифлопедагога и учащихся,
педагогического эксперимента и др.                                                                 ;

14


Основываясь на приёмах обработки результатов исследования, мы можем выделить методы качественного и количественного анализа (аналитические).

Отбор методов осуществляется всегда в соответствии с методологическим обоснованием научной проблемы с учётом деятельностного, системного и личностного подхода к её реализации.

Наиболее широко используются в научных тифлопедагогических исследо­ваниях следующие методы: наблюдение, беседа и интервью, анкетирование и тестирование, педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельнос­ти, теоретического анализа и др.

Метод наблюдения- это непосредственное и целенаправленное изучение на основе восприятия процессов и явлений в различных естественных ситуаци­ях, обусловленное задачей деятельности.

Сохранение естественности тифлопедагогического процесса это важное требование к наблюдению как методу научного исследования. Оно ведётся в естественных условиях и очень важно, чтобы учащиеся не знали о целях и самом факте проводимой работы, чтобы сам исследователь не вмешивался в педагогический процесс. Несоблюдение этого может привести к изменению поведения испытуемых и нарушению естественности действий.

Важным требованием к наблюдению является его целенаправленность. Этот процесс должен быть спланирован счёткой формулировкой целей и задач, с определением места, сроков, этапности и последовательности наблюдений, тех­нических средств (магнитофонная, видиозапись, замкнутая телевизионная сис­тема, фотосъёмка и др.).

Исследователь сам может проводить урок и в ходе занятия осуществлять наблюдение, может использовать ассистентов, соблюдать нейтральную пози­цию или же включиться в деятельность учащихся в качестве рядового исполни­теля (включённое наблюдение).

Результаты наблюдений будут более достоверны, если тифлопедагог сопос-товляет полученные данные с аналогичными сведениями своих коллег, родите­лей учащихся, если наблюдение осуществляется достаточно длительное время и с учётом всего многообразия влияющих на тифлопедагогический процесс факторов.

Результаты наблюдений дают исследователю возможность корригировать педагогический процесс, делать учебный материал доступным для восприятия детьми с дефектами зрения, определять пути и средства для совершенствова­ния обучения и воспитания учащихся со зрительной депривацией.

Методы беседы и интервьюшироко используются в исследовательской работе, благодаря простоте их применения, доступности, оперативности и не­посредственного контакта с людьми, имеющими зрительные нарушения, В связи с тем, что последние не всегда объективно, точно и конкретно отвечают на поставленные вопросы, эти методы предусматривают уточнение ответов, их конкретизацию и выделение сущности мнения испытуемых. В связи с этим

15


очень важно заранее (до проведения беседы и итервью) наметить цели и зада­чи, разработать план, составить опросник, определить круг основных и вспо могательных вопросов, средства фиксации ответов.

При использовании данного метода необходимо создать определенный мораль­но-психологический климат, который позволил бы выйти на живое, заинтересован­ное человеческое общение, на откровенный диалог по подготовленной программе.

Если задаваемые респонденту вопросы сугубо личностного, интимного характера, то не всегда следует подробно записывать и стенографировать отве­ты при нём. Более этично для этих целей воспользоваться портативной звукоза­писывающей аппаратурой.

Немаловажным обстоятельством при проведении беседы или интервью яв­ляется создание условий, располагающих к неторопливому задушевному разго­вору: уютная обстановка, мягкая красивая мебель, цветы, мягкий свет и др.

Метод анкетирования - это средство конкретного научного исследования с целью получить информацию о типичности тифлопедагогических процессов. Это письменный опрос по заранее составленной программе.

При разработке содержания анкет большое значение имеет чёткая форму­лировка вопросов, определённая (логически выверенная) последовательность их расположения, однозначность понимания. Многое зависит от устных и пись­менных инструкций по заполнению анкет, они должны быть конкретными, про­стыми, содержать в себе примеры заполнения.

Степень понимания вопросов анкеты проверяется сначала на небольшом контингенте слепых и слабовидящих и по результатам такой проверки вносятся коррективы в помещённый текст.

В тифлопедагогических исследованиях используются в основном два вари­анта анкет: открытые и закрытые. Открытая анкета содержит вопросы, ответы на которые должны сформулировать сами испытуемые. Закрытая построена так, что необходимо выбрать один из предложенных ответов.

В последнее время появились анкеты смешанного типа, в которых часть вопросов требуют самостоятельного ответа, а часть - выбора правильного ответа из числа предложенных.

Благодаря использованию данного метода исследования появляется воз­можность получения большого по объёму и довольно достоверного эмпири­ческого материала.

Использование анкет в работе со слепыми и слабовидящими наталкивается на ряд специфических трудностей: неумение читать или писать с помощью системы Л.Брайля и потеря способности пользоваться плоскопечатным шриф­том, громоздкость анкет, написанных рельефно-точечным шрифтом, сложность заполнения анкет открытого типа для незрячих респондентов. В этих случаях лучше применять методы беседы и тестирования.

Анкеты могутбыть именные и анонимные, последние используются для получения более откровенных ответов, особенно, если вопросы узколичностные и интимные. 16


Для большего количественного охвата слепых и слабовидящих, для исследо­вания больших жизненноважных проблем используется так называемое «заоч­ное анкетирование». В этих случаях анкета вместе с инструктивным письмом направляется в адрес респондентов по почте и таким же путём ответы возвра­щаются в адресе исследователя.

Метод тестирования - это предъявление стандартизированных заданий, по результатам выполнения которых судят о психофизических и личностных каче­ствах, а также о знаниях, умениях и навыках испытуемых.

Стандартизация заданий преследует цель определения, в какой степени ис­пытуемый соответствует известному стандарту, в чём особенности его вос­приятия, связанные с нарушенным зрением. Тест помогает выявить разницу и особенности познавательного процесса у людей с различными нарушениями органа зрения (с ограничением поля зрения, с нарушением свето- и цветовос-приятия, с разной остротой зрения, с нарушенной бинокулярностью и др.).

Каждый тест должен предоставлять всем испытуемым равные возможнос­ти для проявления и констатации их психофизических особенностей, связанных с дефектным зрением. Это требование осуществляется путём предъявления разных по содержанию заданий, а оцениваются результаты его выполнения. Одни люди со зрительной аномалией выполняют успешно одно задание, у дру­гих положительное тестирование идёт по другим заданиям.

При обработке результатов тестирования и при получении определённых выводов их нельзя автоматически распространять на успешность дальнейшей тифлопедагогической деятельности. Тест это разовый «срез», его результаты показывают возможности познавательной деятельности слепых и слабовидя­щих на данном конкретном этапе и не могут прогнозироваться на дальнейший период.

В тифлопедагогике наиболее широко используются тесты на определение успешности. К примеру, у детей-дошкольников с нарушением зрения конста­тируется степень готовности к школе. Исследователь определяет уровень усво­ения знаний и умений, в том числе и коррекционных (ориентировка в про­странстве, осязательное восприятие, мелкая и крупная моторика, координация движений и др.).

Тесты определения способностей детей со зрительной депривацией дают возможность выявить своеобразие развития мышления, памяти, представле­ний, воображений и др.

Существуют так называемые «проективные тесты», которые состоят из на­боров стимулов, реагируя на них, ученик выявляет свойства, характерные для его личности. С этой целью испытуемому предлагают, к примеру, восстано­вить целое из частей, сочинить рассказ по выданной картинке с неопределён­ным содержанием и др.

Метод педагогического эксперимента представляет собой способ опыт­ной проверки научных гипотез. Он является основным методом научных ис-

17


следований в тифлопедагогике. При его использовании очень важно соблю­дать требование единства экспериментальных программ и построений с реаль­ными учебно-воспитательными и коррекционно-педагогическими процесса­ми. Зачастую специально создаваемые условия для проведения эксперимента могут нарушить естественный педагогический процесс. В этом случае экспе­риментатор может получить искаженные и неверные данные.

Достоверные и репрезентативные научные результаты получают только тогда, когда тщательно учитываются все факторы, влияющие на эксперимент, создаются необходимые условия, разрабатывается чёткий план его проведе­ния с учётом единичных лабораторных результатов и показателей широкой и масштабной апробации на практике.

При проведении экспериментов со слепыми и слабовидящими детьми не­обходимо соблюдать основное требование: чтобы экспериментальная работа ни в коей мере отрицательно не влияла на здоровье детей, на состояние их зрения.

В методике опытного дела выделяют два вида педагогического эксперимен­та: лабораторный и естественный. Первый применяется при организации ис­кусственных условий для проверки определённых теоретических предположе­ний, при, изучении отдельных характеристик познавательного процесса. Так, например, дети с нарушенным зрением изучаются с целью определения ско­рости зрительного или тактильного восприятия, степени обобщённости пред­ставлений и др.

Естественный эксперимент проводится с помощью введения новых техно­логий, методик, средств и организационных форм в обычный учебно-воспита­тельный процесс в дошкольном образовательном учреждении или школе.

При проведении опытно-экспериментальной работы организуются, как правило, две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Первая работает по традиционным, уже сложившимся методикам обучения и воспи­тания, а вторая по новым, инновационным технологиям. По результатам дея­тельности детей в первой и второй группах экспериментатор судит об эффек­тивности примененных им инноваций, о соответствии полученных данных ги­потезе исследования.

При работе с учащимися, имеющими зрительные нарушения, очень важно организовать контрольный эксперимент с третьей группой -это дети нормально развивающиеся (зрячие сверстники). Поскольку слепые и слабовидящие полу­чают цензовое образование, то необходимо исследовать сравнительные резуль­таты, выявить наиболее эффективные приёмы и способы коррекционно-педаго-гической работы, которые позволяют учащимся с дефектом зрения усваивать программный материал, приобретать необходимые приёмы и навыки, позволя­ющие им овладевать образованием на уровне нормы (зрячих детей).

Метод изучения продуктов деятельностизаключается в сборе сведений и анализе результатов по материализованному продукту. К примеру, учебная 18


деятельность ребёнка характеризуется по результатам этой деятельности (ре­шённая задача, выполненное упражнение, чертёж, рисунок и т.д.).

Анализируя весь этот материал, необходимо учитывать условия деятельно­сти, зрительные и тактильные возможности детей, типичность, проводить срав­нительные оценки по различным продуктам учебной деятельности. Это помо­жет более объективно сделать вывод и выделить трудности, которые повстреча­лись слепым и слабовидящим учащимся в процессе работы.

Данный метод в исследовательской практике используется, как вспомога­тельный, поскольку не всегда по продукту деятельности можно определить всё многообразие обучения, воспитания и развития ребёнка, которые были зало­жены и нашли воплощение в созданном продукте.

Методы теоретического анализаиспользуются при анализе и систематиза­ции научного материала. Обычно эти методы применяются в определённых взаимосвязях друг с другом и с теми данными, которые были получены в ходе использования других методов исследования.

Начальным этапом теоретического анализа является сравнительно-исто­рическое исследование выбранной проблемы и обобщение передового тиф­лопедагогического опыта работы. В ходе этой деятельности выделяются су­щественные характеристики и тенденции развития данного раздела педагоги­ки и всей системы. С методологических позиций рассматривается ценность, целенаправленность, эффективность научных концепций, идей, практичес­ких результатов как отдельных исследователей, так и авторских коллективов. Всё это анализируется в свете социального заказа общества, современных передовых воззрений на процесс образования людей с нарушением зрения в нашей стране, делаются соответствующие акценты с учётом прогрессивного международного опыта в этом направлении. «Педагогическая теория (Б.Т.Ли­хачёв, 1992,100), отражая систему общественных отношений и их структуру, выстраивается в определённую систему движения содержания, форм, мето­дов организации детской жизни к достижению педагогических целей форми­рования личности».

Тифлопедагогические теоретические исследования предполагают учёт до­стижений не только отечественной и зарубежной теории и практики обучения слепых и слабовидящих, но и аналогичные успехи в общей педагогике, в смеж­ных и пограничных областях научных знаний.

Позитивные результаты теоретического исследование обогащают мето­ды моделирования,т.е. создания на базе всех перечисленных научных данных стройной модели функционирования отдельных компонентов и всего целос­тного тифлопедагогического процесса с чёткими интегративными показате­лями успешности образовательной деятельности (эффективность компенса­ции дефекта).

В разработанную модель включаются все полученные результаты, в ходе опытно-экспериментальной работы они проходят системно-структурный ана-

19


лиз и включаются в проект модели, после апробации последней выстраивается её окончательный вариант.

В разработанной моделе должны найти своё отражение взаимосвязи обра­зовательного учреждения, учебно-воспитательного процесса с обществом, с семьёй воспитанника, с шефствующими организациями, со средствами мас­совой информации и другими структурами, которые в той или иной степени влияют на образовательный процесс.

Модели специального коррекционно-педагогического процесса должны учитывать тесную связь с учебно-производственными предприятиями (УПП), территориальными организациями Всероссийского общества слепых.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 481.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...