Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Статья 40. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора




Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.

79. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на республиканском уровне социального партнерства, регистрируются исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере труда, коллективные договоры, территориальные соглашения – соответствующими исполнительными органами государственной власти Луганской Народной Республики. Законами Луганской Народной Республики может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

(часть 1 статьи 48 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 06.01.2017 № 139-II)

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующий государственный орган. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

(статья 48 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 156-II)

80. Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на республиканском, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

(часть 3 статьи 43 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 156-II)

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на республиканском уровне.

(часть 5 статьи 43 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 156-II)

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на республиканском, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

81. Генеральные соглашения в качестве приоритетных целей определяют проведение широкого круга мероприятий социально-экономического характера, содействующих обеспечению права граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращению масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики и повышения ее конкурентоспособности, увеличению доходов организации.

В Генеральном соглашении могут быть предусмотрены обязательства, способствующие росту производительности труда, стабильной занятости населения, безопасности рабочих мест, расширению возможностей профессионального и карьерного роста работников.

В Генеральное соглашение, как правило, включаются несколько разделов, наименование которых отражает целевую направленность содержащихся в нем взаимных обязательств сторон:

· Экономическая политика

· Заработная плата, доходы и уровень жизни населения

· Развитие рынка труда и содействие занятости населения

· Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы

· Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность

· Социально-экономические развитие северных регионов России

· Развитие социального партнерства и координация действия сторон соглашения

В каждом из разделов Генерального соглашения формулируются конкретные обязательства сторон, способствующие практическому выполнению поставленных целей.

В соглашения других видов могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, условиям и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, а также иные вопросы, определенные сторонами. как уже отмечалось, содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

82. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующ его муниципального образования.

83. Затяжной финансовый кризис привел к массовым сокращениям рабочих мест на промышленных предприятиях Украины, существенным изменениям условий труда, установлению неполного рабочего времени. В связи с экономической нестабильностью субъектов хозяйствования для собственника первоочередной задачей является соблюдение минимальных гарантий по оплате труда, установленных государством.

Так, статья 42 Конституции Украины гарантирует каждому право на заработную плату, не ниже установленной законом. А статья 3 Закона Украины «Об оплате труда» определяет минимальную заработную плату как государственную социальную гарантию, обязательную на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности.

Логично, что текущее законодательство детерминирует минимальные гарантии оплаты труда работника, а конкретный их уровень устанавливается в коллективном договоре хозяйствующего субъекта. Кроме того, работодатель обязан также соблюдать гарантии оплаты труда, установленные генеральным и отраслевыми соглашениями.

Согласно статье 3 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях», сторонами соглашения на отраслевом уровне являются собственники, объединения собственников или уполномоченные ими органы и профсоюзы.

Учитывая вышеизложенную норму закона, возникает вопрос об обязательнос­ти положений отраслевого соглашения, если оно не подписано предприятием или уполномоченным представителем предприятия.

К сожалению, любой ответ на данный вопрос, положительный или отрицательный, является спорным. На обязательности норм отраслевого соглашения настаивают профсоюзы, тем не менее, работодатель может отстаивать свою позицию, опираясь на анализ норм права и разъяснительные акты.

В частности, позиция Министерства труда и социальной политики — главного органа в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере занятости, социально-трудовых отношений и осуществлению надзора за соблюдением законодательства о труде, коллективно-договорного регулирования социально-экономических интересов работников и работодателей является следующей.

Согласно письму Министерства труда и социальной политики от 18 мая 2007 года № 376/13/84-07 в случае, если хотя бы одна из сторон не принимала участие в подписании отраслевого соглашения, то его положения не действуют непосредственно и не являются обязательными для предприятия, а носят только рекомендательный характер.

Далее своим письмом от 6 сентября 2007 года № 556/13/155-07 Министерство труда и социальной политики разъяснило, что на предприятиях, которые при подписании отраслевого соглашения не были представлены хотя бы одной из сторон (собственником или уполномоченным им органом как одной стороной или со стороны трудового коллектива — профсоюзом), нормы соглашения не действуют непосредственно и не являются обязательными.

На запрос, направленный при рассмот­рении коллективного трудового спора горрайонным судом г. Н., Министерство труда и социальной политики указало, что если предприятие-ответчик было представлено уполномоченными представителями со стороны собственника, то положения отраслевого соглашения являются обязательными. Иначе обязательными являются только гарантии, установленные законодательными актами на государственном уровне.

Уполномоченными представителями собственника, в частности, являются: ассоциации, корпорации, иные объединения, представляющие на добровольных основах предприятия определенной отрасли (например, Украинский государственный концерн садоводства, виноградарства и винодельческой промышленности «Укрсадвинпром», Национальная ассоциация молочников Украины «Укрмолпром» и т.д.).

Список отраслевых объединений предприятий и предпринимателей, которые относятся к стороне работодателей при заключении отраслевого соглашения, — неотъемлемый реквизит отраслевого соглашения.

Главной задачей таких объединений является представительство и защита интересов предприятий той или иной отрасли. Учитывая сезонность некоторых отраслей промышленности, нормы оплаты труда, устанавливаемые в отраслевых соглашениях, могут оказаться заведомо невыполнимыми для предприятия. По этой причине объединения предприятий таких отраслей не подписывают отраслевые соглашения.

Постановление Пленума Верховного Суда Украины № 13 от 24 декабря 1999 года «О практике применения судами законодательства об оплате труда» указывает судам на необходимость разграничения государственного регулирования труда, в частнос­ти установление минимальной заработной платы, и договорного регулирования оплаты труда. Договорное регулирование труда осуществляется на основании системы соглашений государственного (генеральное соглашение), отраслевого (отраслевое соглашение), регионального (региональное соглашение) и производственного (коллективный договор) уровней.

Определением по делу № 6-9314св07 от 10 октября 2007 года Верховный Суд Украины постановил, что условия оплаты труда, установленные отраслевыми соглашениями, являются гарантиями для работников в сфере оплаты труда, и непосредственное применение таких условий обязательно для всех субъектов, пребывающих в сфере действия отраслевого соглашения.

Однако из данного определения неясно, подписывал ли уполномоченный представитель ответчика — сельскохозяйствен­ного производственного кооператива — отраслевое соглашение или нет. Факт пребывания или непребывания в сфере действия отраслевого соглашения должен устанавливаться, с моей точки зрения, на основании статьи 9 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях». Указанная статья определяет, что положения генерального, отраслевого, регионального соглашений действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, которые пребывают в сфере действия сторон, подписавших соглашение. В анализируемом определении Верховного Суда Украины данная норма права также упоминается.

Таким образом, факт подписания или неподписания отраслевого соглашения уполномоченным представителем субъекта хозяйственной деятельности или самим субъектом все же должен являться ключевым при решении вопроса об обязательнос­ти норм такого акта.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...