Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы, выражающие политику государства в области правового регулирования труда




1).Принцип свободы труда. Означает возможность свободно распоряжаться своей рабочей силой. Закреплен в ст.43 Конституции: «Каждый имеет право на труд, включающее возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается». Диалектически связан с правом граждан на труд, включает в себя: свобода выбора занятости, бесплатное содействие в выборе подходящей работы, бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации, компенсация затрат в связи с направлением на работу в др. местность по предложению службы занятости, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, защита от незаконных увольнений.

2).Принцип равноправия в труде и запрета дискриминации.

3).Принцип свободы трудового договора – трудовые отношения возникают только лишь по взаимному волеизъявлению сторон, содержание этих отношений также определяется договоренностью сторон.

4).Свобода объединения работников для защиты своих трудовых прав.

1).Единство и дифференциация условий труда – отраслевая, территориальная, субъектная.

2).Активное участие трудящихся и профсоюзов в установлении условий труда – посредством заключения трудовых договоров, утверждения правил внутреннего трудового распорядка, заключение КД.

3).Недействительность условий договоров о труде, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством.

1).Определенность трудовой функции – работа по определенной специальности, квалификации, должности составляет основное содержание ТД, ст.31 КЗоТ указывает, что работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

2).Устойчивость трудовых правоотношений – строго регламентируется основания и порядок увольнения работников.

3).Обеспечение нормальной дисциплины труда – наделение работодателя рядом полномочий по поддержанию дисциплины методом убеждения и принуждения.

4).Возмездность труда – вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного государством законом минимума

5).Обязанность работников бережно относится к имуществу работодателя

1).Обеспечение охраны труда и здоровья работника – ст.43 Конституции, ст. 21,158 К№оТ возлагают эту обязанность в безусловном порядке на работодателя. Этот принцип: носит всеобщий характер, требует установления особых условий труда во вредных производствах и на тяжелых работах, предполагает особую заботу об охране труда женщин, подростков, лиц с пониженной трудоспособностью.

2).Гарантированность трудовых прав работников (юридические средства обеспечения прав работников) – предусмотрена процедура рассмотрения трудовых споров; ответственность должностных лиц за нарушение трудовых прав работников.

Таким образом, основными принципами ТП являются:

1) свобода труда;

2) свобода трудового договора;

3) равноправие в труде и недопустимость дискриминации;

4) свобода объединения работников для защиты своих трудовых прав;

5) единство и дифференциация условий труда;

6) участие работников в установлении условий труда;

7) недействительность условий договоров о труде, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством;

8) определенность трудовой функции;

9) устойчивость трудовых правоотношений;

10) возмездность труда; безопасность труда;

11) обеспечение нормальной дисциплины труда;

12) гарантированность трудовых прав работников;

13) обязанность работников бережно относиться к имуществу работодателя

32, 33. Источники трудового права - это различные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения и другие тесно с ними связанные отношения.

Классифицируются: по степени их важности и субординации; по системе трудового права, ее институтам; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по сфере их действия; по степени обобщенности.

По степени важности и субординации - делятся на законы и подзаконные акты трудового законодательства.

По форме акта - Законы, Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения ид р.

По степени обобщенности - кодифицированные, комплексные и текущие.

Коллизии в нормативных актах разрешаются следующим образом:

- между законами и подзаконными актами - в пользу закона. Подзаконные акты не могут противоречить закону.

- между российским законодательством и международно-правовыми актами, ратифицированными государством - в пользу российского законодательства, если им установлены более благоприятные условия труда.

- между федеральными актами и актами субъектов РФ - в пользу федеральных актов, т.к. трудовое законодательство находится в совместном ведении.

- между актами одного и того же органа, изданным в разное время в пользу последнего, но по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений к КЗоТ» все остальные нормативные акты не могут противоречить КЗоТ.

Действие законодательных и иных нормативных актов во времени, акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней с момента опубликования. Акты Правительства и Президента - по истечении 7 дней со дня опубликования, если не установлен иной порядок вступления их в силу. Срок опубликования для федеральных законов - 7 дней после подписания Президентом. Акты Президента и Правительства - 10 дней. Ведомственные акты - 10 дней со дня их регистрации в Минюсте. Ведомственные акты, не зарегистрированные или зарегистрированные, но не опубликованные применяться не могут

34. Конституция ЛНР, принятая 18.05.2014г., является актом высшей юридической силы. Основной закон ЛНР устанавливает основные положения правовой системы, закрепляет исходные начала всех отраслей права, в том числе и трудового права. В ч.1 ст.4 Конституции закреплено направление социальной политики государства: создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из средств осуществления такой политики является свобода трудовой и предпринимательской деятельности (ст.27, 30 Конституции).

Основы правового регулирования труда заложены в ст.30 Конституции, которая определяет главным образом реализацию права на труд как работу по найму, выполняемую на основании трудового договора. Текст статьи начинается с закрепления свободного характера труда. Свобода труда означает прежде всего свободный для гражданина выбор - работать или не работать. Вместе с тем согласно ч.1 ст.30, свобода труда означает для гражданина свободный выбор рода деятельности и профессии. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а принудительный труд согласно ч.2 ст.30 запрещен. Выбор граждан в пользу работы подкрепляется материальными стимулами, т.к. для большинства граждан работа является основным источником существования.

Следует добавить, что в ст.30 Конституции закреплен ряд других важных положений согласно которым:

каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч.3);

признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч.4);

каждый имеет право на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч.5).

35. В Конституции 1996г. сохранены установленные прежней Конституцией права и обязанности граждан, но и значительно расширен их перечень за счет включения прав и свобод, закрепленные в международно-правовых актах о правах человека:

1. Право на предпринимательскую деятельность;

2. Право работающих на забастовку (ст.44) для защиты своих экономических и социальных интересов;

3. Право на надлежащие и безопасные условия труда;

4. Право на соц. Защиту в случае безработицы ( ст.46)

5. Право на труд (ст.43) сформулировано в соответствии со ст.23 Всеобщей декларации прав человека.

36. Раздел 1. Общие положения.

Раздел 2. Социальное партнерство в сфере труда.

Раздел 3. Трудовой договор.

Раздел 4. Рабочее время.

Раздел 5. Время отдыха.

Раздел 6. Оплата и нормирование труда.

Раздел 7. Гарантии и компенсации.

Раздел 8. Трудовой распорядок. Дисциплина труда.

Раздел 9. Профессиональная подготовка, переподготовка кадров и повышение квалификации работников.

Раздел 10. Охрана труда.

Раздел 11. Материальная ответственность сторон трудового договора.

Раздел 12. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Раздел 13. Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства.

Раздел 14. Заключительные положения.

37. Подзаконный нормативный правовой акт - это акт, принятый в соответствии с законом и ему не противоречащий. Подзаконный акт - понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативно-правовые предписания - от актов Президента Российской Федерации, Правительства РФ до актов локального значения. Всем этим актам присуще одно общее свойство - подзаконность. Подзаконные акты имеют весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. В зависимости от органа, прини­мающего (издающего) нормативные предписания, в современной общей теории права принято различать следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов, расположенных по иерархии:

1. Нормативные правовые акты Президента РФ. Это - указы Президента РФ, занимающие следующее после законов место и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Вполне очевидно, что за последние годы в качестве предмета регулирования указами выступают основные направления внутренней и внешней политики России (например, Указ Президента РФ от 26.12.2006 N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти").

2. Нормативные правовые акты Правительства РФ. Реализуя свои функции, обозначенные в Конституции РФ, Правительство принимает постановления и издает распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства РФ является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов, а также указов Президента РФ (например, Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 17.12.2010) "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов" (вместе с "Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений") (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)).

3. Нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать постановления, приказы, инструкции, положения, правила, разъяснения, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике иногда бывает по иному. Цель принятия таких актов - руководство той или иной отраслью управления или сферой деятельности, реализация специальных исполнительных, контрольных, разрешительных или надзорных функций министерства (ведомства).

Акты министерств и ведомств чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Однако многие из них имеют внешнюю форму действия, т.е. выходят за рамки министерств и являются обязательными для граждан, их объединений, организаций, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности (например, Постановление Минтруда РФ от 25.12.1997 N 66 (ред. от 16.03.2010) "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты").

4. Нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Решая задачи, поставленные перед этими органами, они согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Кроме того, актами краевой, областной и иной местной администрации являются постановления, распоряжения и приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает постановления и издает распоряжения. Издаваемые органами государственной власти субъектов Федерации правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов.

5. Локальные нормативные акты. В теории права локальными нормативными актами называются юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления в организации различных форм собственности и ведомственной подчиненности.

Локальные нормативные акты - это предписания, регулирующие внутреннюю жизнь организаций (например, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение об оплате труда работников организации и др.).

Локальное регулирование отличается некоторым своеобразием, которое проявляется, прежде всего, в том, что оно:

- осуществляется непосредственно в сфере труда - в организациях;

- испытывает опосредованное воздействие государства с помощью трудового законодательства (органы государственной власти и управления прямого участия в локальном регулировании трудовых и иных не­посредственно связанных с ними отношений не принимают);

- имеет подзаконный характер, главным образом развивая, уточняя и конкретизируя положения законодательных и иных нормативных актов, принятых в установленном законом порядке компетентными органами, и не может противоречить централизованному регулированию;

- направлено на упорядочение таких общественных отношений, которые являются специфическими для данной организации и не урегулированы (или не полностью урегулированы) централизованном порядке;

- выступает как форма саморегуляции работниками организации (непосредственно или опосредованно) тех вопросов регулирования социально-трудовых отношений, которые относятся к компетенции организации;

- осуществляется с участием самих работников организации или профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, другого представительного органа в случае, предусмотренном законом;

- нередко выступает в роли экспериментального регулирования, в ходе которого производится проверка целесообразности того или иного варианта решения вопроса;

- может содержать элементы опережающего регулирования, направленного на ликвидацию пробелов в праве.

Деятельность организаций по установлению локальных правовых норм в области трудовых отношений представляет собой разновидность правотворческой деятельности. Эта деятельность осуществляется в пределах установленной законодательством компетенции.

По способу принятия локальные нормативные акты делятся на три вида:

а) нормативные соглашения между работниками организации (их представителями) и работодателем (его представителями), принимаемые
совместно на основе социального партнерства;

б) нормативные акты, принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации;

в) единоличные акты работодателя (должностные инструкция, правила и т.п.).

Таким образом, хотя предмет локального регулирования трудовых от­ношений значительно уже, чем предмет государственной (централизованной) регламентации таких отношений, это не снижает значимости локальных норм, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

38. акты судебных органов являются источниками права, если они охва­тывают неопределенный круг участников судебных процессов и рассчита­ны на неоднократное применение. К числу таких актов следует отнести по­становления Конституционного Суда, направленные на отмену отдельных положений законов, декретов, указов Президента, постановлений Прави­тельства или инструкций министерств. Если Конституционный Суд при­знал такой нормативный акт или отдельные его установки неконституцион­ными, они утрачивают силу немедленно и навсегда. Применять такие нор­мативные акты нельзя. Суды, государственные органы и должностные лица, использующие нормы права в необходимых для них случаях, которые от­менил Конституционный Суд или признал их неконституционными, долж­ны подыскивать иные нормативные акты, действующие и не отмененные, которые регулируют трудовые процессуально-процедурные отношения.

39. Договор как источник трудового права рассматривается при условии, что он является результатом соглашения после переговоров и содержит нормы права.

В трудовом праве к источникам относятся коллективный договори соглашения, регулирующие трудовые отношения.

Коллективный договор имеет локальный характер – подписывается работодателем и работниками. Соглашение – более длительный процесс согласования интересов между организациями и предприятиями, являющийся результатом развития торговых отношений.

Выделение индивидуального трудового договора как правового источника является спорным: с одной стороны та же регулятивная функция, что и у коллективного договора, с другой – признание законотворческого статуса его участников.

В связи с активным развитием рыночной экономики трудовая система нуждается в постоянном регулировании структуры.

Трудовое законодательство периодически корректируется, принимаются меры по оптимизации правовой базы (поправки к законам, дополнительные акты и декреты).

Уровень совместного регулирования трудовых отношений федерального и местного характера позволяет дополнить многообразие трудовых отношений.

Указанные источники трудового права призваны улучшить положение граждан в трудовой сфере.

Необходимо помнить:

· наибольшую юридическую силу на территории нашего государства имеет Конституция РФ;

· основными видами являются международные и федеральные источники труда;

· акты правоприменения не являются источниками трудового права;

· выделяются источники трудового права по форме акта, по юридической силе, по характеру и сфере влияния;

· акты Конституционного, а также Верховного Судов РФ не могут рассматриваться в виде источников трудового права;

· индивидуальный договор имеет двойную юридическую природу.

40. Локальные нормативные акты(ст. 8 ТК) — это акты местного значе­ния, носящие нормативный характер. Они имеют обязательную силу и распространяют свое действие на всех или отдельные категории ра­ботников организации или индивидуального предпринимателя.

Виды локальных нормативных актов в сфере труда

Закрытого перечня видов локальных нормативных актов не содержится ни в трудовом законодательстве, ни в других его отраслях. Имеется лишь примерный перечень локальных нормативных актов, регулирующих внутренний трудовой распорядок.

В соответствии с частью первой ст.194 ТК к таким документам относятся:

- правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР);

- штатное расписание;

- должностные инструкции работников;

- графики работ (сменности);

- графики отпусков;

- положения и инструкция по охране труда и технике безопасности;

- коллективные договоры, соглашения;

- другие локальные нормативные акты по вопросам труда.

Таким образом, можно выделить следующие виды локальных нормативных актов:

— по предмету локального правового регулирования:

- локальные нормативные акты по общим вопросам найма, которые распространяются на различные группы трудовых и связанных с ними отношений (устав организации, ПВТР, положение о персонале, положение о контрактной системе найма);

- локальные нормативные акты по вопросам специального характера, которые относятся только к определенным категориям работников (положения о найме административного персонала, должностные инструкции) или регулируют отдельные аспекты трудовых и связанных с ними отношений (штатное расписание, положения об оплате труда, о премировании, положения об избрании по конкурсу, табели учета рабочего времени, графики отпусков, графики сменности и т.п.);

— по сфере действия:

- локальные нормативные акты, распространяющиеся на несколько юридических лиц. Это довольно редкая группа локальных актов, принимаемых в концернах, холдингах, транснациональных корпорациях. К ним могут быть причислены локальные акты, принимаемые по вопросам как общего, так и специального характера;

- локальные нормативные акты, распространяющиеся в целом на одно юридическое лицо. К этим документам относятся практически все вышеуказанные внутренние акты по общим вопросам найма, а также положения об оплате труда, о премировании, иногда — штатное расписание;

- локальные нормативные акты, распространяющиеся на отдельные подразделения в рамках юридического лица (положения о филиалах, представительствах, иных структурных подразделениях);

— по времени действия:

- локальные нормативные акты, принимаемые на неопределенный срок (ПВТР, положения об оплате труда, о премировании, о контрактной системе найма, должностные инструкции). Срок действия данных актов, как правило, не ограничивается, а следовательно, они действуют до принятия новых локальных актов по тем же вопросам;

- локальные нормативные акты, принимаемые на определенный срок (графики отпусков, графики сменности, иногда — штатные расписания);

— в зависимости от характера процедур, используемых при принятии акта:

- единоначальные, то есть принимаемые непосредственно нанимателем без участия представительных органов работников (например, должностные и рабочие инструкции, положения о персонале);

- совместные, то есть принимаемые нанимателем и представительным органом работников. По действующему законодательству о труде Беларуси к ним относятся коллективные договоры и соглашения, хотя, по нашему мнению, это сделано законодателем некорректно в силу противоречия правовой природы данных источников трудового права;

- согласительные, то есть принимаемые нанимателем по согласованию с профсоюзом (например, графики работ и сменности, положение о нестандартных режимах рабочего времени, графики отпусков);

— в зависимости от наличия законодательного регулирования соответствующего локального нормативного акта:

- поименованные, то есть возможность которых предусмотрена в ТК или ином акте трудового законодательства (например, ПВТР, графики отпусков, должностные инструкции);

- непоименованные, выработанные правоприменительной практикой или разработанные нанимателем в разовом порядке на основе его нормативной власти. К таким актам можно отнести, например, положение о персонале.

41. Действие во времени (ст. 9 ТК):

Законодательство о труде не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу, если иное не предусмотрено этим законодательством.

По отношениям, возникшим до вступления в силу актов законодательства о труде, они применяются к правам и обязанностям, возникшим после вступления их в силу.

Течение сроков, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение трудовых отношений, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено их начало, если ТК не предусмотрено иное.

Действие в пространстве:

Нормативные правовые акты, изданные центральными органами, действуют, как правило, в пределах всей территории РБ. Нормативные правовые акты, изданные местными органами, действуют на определенной территории или на определенном предприятии, организации и учреждении, т.е. имеют локальное назначение (коллективный договор, соглашения, приказы, распоряжения руководителя).

Действие по кругу лиц:

Правовое регулирование трудовых отношений основывается на принципе единства основных условий труда и равенства трудовых прав и обязанностей различных категорий работников.

Исключение из этого составляют особенности регулирования труда определенных категорий работников (ст.5 ТК), напр., закон «Об ОВД», «О прокуратуре».

В соответствии с ТК принцип единства основных условий труда и равенства трудовых прав и обязанностей не исключает дифференциацию правового регулирования трудовых отношений некоторых категорий работников, однако для этого необходимы основания: объективные и субъективные обстоятельства.

К объективным обстоятельствам относятся:

· особенности производства, требующие повышенной дисциплины, напряженности труда;

· территориальное расположение предприятий (напр., работа на территориях, загрязненных радиоактивными веществами) и др.

К субъективными обстоятельствам относятся:

· пол (женщины, мужчины);

· возраст (с 14 до 16 лет, с 16 лет до 18 лет);

· состояние здоровья (инвалиды);

· и др.

В зависимости от сферы действия правовые нормы подразделяются на:

1.общие нормы, действия которых распространяется на всех работников;

2.специальные нормы, действия которых распространяется на отдельных работников в зависимости:

· от условий труда (тяжелые, вредные, особо вредные, подземные работы);

· от функционального разделения труда (должность работника);

· от особенностей трудового договора (временные, сезонные, срочные договоры);

· от особенностей личностных факторов (пол, возраст, состояние здоровья).

42. Субъекты трудового права — это участники общественных от­ношений, регулируемых трудовым законодательством, которые могут обладать трудовыми правами и обязанностями и реализовывать их.

Для таких субъектов необходимо наличие у них трудовой правоспособности,т. е. признаваемой трудовым законодательст­вом способности иметь трудовые права, и трудовой дееспособно­сти,т. е. способности по законодательству своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности. Эти два свойства в трудовом праве неразделимы в отличие, например, от граждан­ского права, где они могут не совпадать. Так, ребенок имеет по за­кону правоспособность получить наследство умершего родителя. Но он еще не обладает дееспособностью сам реализовать это пра­во, за него это делает второй родитель.

В трудовом же праве гражданин обладает единой трудовой праводееспособностью и деликтоспособностью(способностью отвечать за трудовые правонарушения), т. е. признаваемой трудовым законо­дательством способностью иметь и осуществлять, реализовывать трудовые права и обязанности и нести ответственность за трудовые правонарушения.

Все эти три элемента возникают одновременно и в единстве называются трудовой правосубъектностью.Обладая ею, данное лицо может стать субъектом трудовых и тесно связан­ных с ними правоотношений.

Следовательно, трудовая правосубъ­ектность является необходимой предпосылкой, условием для воз­никновения правоотношений в сфере трудового правакак для од­ного, так и для другого субъекта (стороны) этих правоотношений. Трудовая правосубъектность необходима, чтобы данное лицо могло быть субъектом трудового права, его правоотношений.

Чтобы стать субъектом трудового права, надо обладать тру­довой правосубъектностью не только гражданину,но и другим участникам отношений трудового права (работодателям и т. д.).

Субъектами трудового права являются стороны трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обладаю­щие трудовой правосубъектностью.

Ограничение трудовой пра­восубъектности граждан возможно только временное, по пригово­ру суда. Например, всоответствии со ст. 47 УК РФ суд может ли­шить за некоторые преступления гражданина права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельно­стью сроком до пяти лет.

Происходящие ныне изменения в российском обществе, его экономике отражаются и в изменении субъектного состава трудо­вого права. Так, безработица привела к появлению новых субъек­тов трудового права — органов службы занятости и безработных, а урегулирование законом социально-партнерских отношений на разных уровнях — таких субъектов, как социальные партнеры уровня выше самой организации, вплоть до федерального.

С появлением многочисленных коллективных трудовых спо­ров появились также новые субъекты, их разрешающие: прими­рительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж.

Все субъекты трудового права — носители соответствующих трудовых прав и обязанностей, обладающие определенным пра­вовым статусом (положением) в сфере труда.

Виды субъектов трудового права— это стороны всех девяти групп общественных отношений, являющихся предметом данной отрасли. При этом один и тот же субъект (работодатель или ра­ботник) может выступать субъектом не одного, а нескольких правоотношений трудового права (трудовых, по материальной ответственности, по трудовым спорам и др.).

Субъектами трудового права могут быть:

1) граждане (работники);

2) работодатель — организации любых форм собственности, фирмы, другие работодатели;

3) профсоюзные органы или иные уполномоченные работниками выборные органы на производстве;

4) социальные партнеры на федеральном, отраслевом, региональном и других уровнях в лице представителей от соответствующих объединений профсоюзов (от работников), объединений работодателей и от исполнительных органов власти;

5) правоохранительные соответствующие органы (КТС, суд, примирительная комиссия, трудовой арбитраж, органы надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством).

Каждая изназванных групп субъектов имеет свой специфич­ный для нее правовой статус в трудовом праве.

Правовым статусом субъекта трудового права называется его основное правовое положениекак данного субъекта, закреп­ленное трудовым законодательством.

43. В содержание правового статуса субъекта трудового права входят следующие его элементы:

а) трудовая правосубъектность (трудовая праводееслособность и деликтоспособность);

б) основные (статутные) трудовые права и обязанности, за­крепленные в законодательстве;

в) юридические гарантии (общие и специальные) этих основных трудовых прав и обязанностей;

г) предусмотренная законодательством ответственность за нарушение трудовых обязанностей.

Таким образом, все элементы содержания правового статуса субъекта трудового права предусмотрены трудовым законодатель­ством.

Трудовая правосубъектность предусмотрена трудовым законо­дательством для каждого из возможных субъектов трудового пра­ва. Статутные права и обязанности и их юридические гарантии в правовом статусе субъекта предусмотрены различными институ­тами трудового права для разных его субъектов и входят в право­вой статус субъекта трудового права именно на основании трудо­вого законодательства.

44. Работник является обязательным субъектом трудового правоотношения.

У физического лица правоспособность и дееспособность неразрывно связаны и возникают одновременно, т.е. это лицо признается одновременно правоспособным и дееспособным. Это единство определяется понятием "трудовая праводееспособность", или "трудовая правосубъектность". Трудовая правосубъектность - это единая способность физического лица быть субъектом трудового правоотношения (а также некоторых иных связанных с ним правоотношений). Трудовая правосубъектность характеризуется возрастным и волевым критериями.

Трудовая правосубъектность возникает по общему правилу с 16 лет. В случае получения основного общего образования либо оставления общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным законом трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет. Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях, достигшие 14-летнего возраста, могут приниматься на работу для выполнения легкого труда, не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства. В организациях кинематографии, театральных, иных творческих организациях допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба их здоровью и нравственному развитию.

Возрастной критерий трудовой правосубъектности связан с тем, что с этого времени человек становится способным к систематическому труду, что и закреплено в законе. Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, запрещается работа во вредных и опасных условиях, для них устанавливаются льготы в области охраны их труда. Им также запрещено выполнение работ, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночном кабаре и др.)

Наряду с возрастом трудовая правосубъектность характеризуется волевым критерием, который связан с фактической способностью человека к труду (трудоспособностью). Даже лица, признанные инвалидами и утратившие способность к выполнению данной работы, по рекомендации соответствующих медицинских органов могут участвовать в других видах работ. Точно так же душевнобольные люди, сохранившие способность к труду, обладают трудовой правосубъектностью, за исключением случаев, когда в связи с болезнью они полностью утратили трудоспособность.

Граждане свободны в реализации своих прав, и естественные различия между ними, например пол, возраст, раса, национальность или имущественное положение, наличие или отсутствие регистрации по месту жительства, либо отношение к религии и другие обстоятельства не должны носить характер дискриминации в сфере труда.

Дискриминация запрещена Конституцией РФ, как запрещен и принудительный труд (ст. 19, 37).

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами как работника. Запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК). Запрещается дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК) и др.

Не являются дискриминацией различия, исключения или предпочтения, а также ограничения, связанные с квалификацией работника и особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите со стороны государства (лица, не достигшие 18 лет, инвалиды, женщины в связи с рождением ребенка и др.)

Правосубъектность ограничивается только по приговору или постановлению суда, если данное физическое лицо лишено права занимать определенные должности или заниматься определенной профессиональной либо иной деятельностью (уголовная или административная ответственность).

Тема 6. Социальное партнерство в сфере труда

45. Человек, вступая в конкретное трудовое правоотношение, реализует свою трудовую правосубъектность и за ним закрепляется определенный набор трудовых прав и обязанностей. В принятой в РФ Декларации прав и свобод человека и гражданина содержатся такие права, как:

право на труд, который он свободно выбирает сам, на который свободно соглашается;

право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий;

право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

право на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера;

право на защиту от безработицы;

право на отдых, гарантируемую законом продолжительность рабочего времени, еженедельными выходными, оплачиваемым ежегодными отпуском, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ.

Аналогичный перечень трудовых прав мы можем увидеть в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ.

44. РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА

Наемный работник – физическое лицо, которое находится на территории Украины на законных основаниях и работающее на предприятиях всех форм собственности или у физических лиц, которые имеют право использовать труд наемных работников на основании трудового договора.

Но в некоторых случаях гражданин может стать субъектом трудового права и до заключения трудового договора – при регистрации в службе занятости, как безработный или при заключении трудового договора со студентом ВУЗа.

Правовой статус преимущественно одинаковый для всех, кроме неконкурентоспособных граждан.

Законодательством признается гражданин субъектом трудового права не с момента появления у фактической способности к труду в общем, а с появлением у него способности к труду, как правовой категории и поэтому основным критерием является установленный законом возраст и состояние здоровья.

Правовой статус работника как субъекта трудового права:

1.Трудовая правосубъектность наемного работника включает в себя:

- достижение установленного законом возраста (мин. и макс.);

- наличие определенной профподготовки;

- наличие юридического факта;

и возникает при достижении 16 лет, а в отдельных случаях с 15 лет по согласию одного из родителей (ст.188), но существует предельное возрастное ограничение для специального субъекта трудового права - гос.служащего, на основании ст. 23 ЗУ «О гос.службе»).

При этом необходимо отметить, в необходимости волевого момента при осуществлении права на труд, который заключается в наличии желания трудиться, т.к. во-первых Конституция закрепила право на труд, а не обязанность, а во-вторых, что является новым существенным признаком правового положения наемного работника – это запрет принудительного труда, кроме случаев предусмотренных нормами уголовного законодательства.

Не являются субъектами трудового права лица, признанные судом недееспособными.

2. Права и обязанности работника:

Права предусмотрены в: ст.43-46 Конституции;

ст.2,2-1(равенство трудовых прав граждан);

ст. 24 КЗоТ (необоснованный отказ в принятии на работу и запрет в заключении трудового договора с лицами которым данная работа противопоказана по состоянию здоровья);

Обязанности работника:

1. закреплены в ст.30 (обязанности работника лично выполнять порученную ему работу) и ст.139 КЗоТ(более широкий перечень обязанностей)

2. существует ограничение занятием той или иной работой при не погашенной судимости за корыстные преступления;

3. Юридические гарантии предусмотрены действующим законодательством (гарантии при приеме на работу, изменении и прекращении трудового договора).

4.Ответственность работника:

- материальная;

- дисциплинарная.

47. Установленные законодательством гарантии могут носить как материальный (например, сохранение среднего заработка на период учебного отпуска, ежегодного отпуска, командировки), так и нематериальный характер (например, сохранение места работы, должности).

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей (статья 164 Трудового кодекса).

Статьей 165 Трудового кодекса РФ установлены случаи предоставления гарантий и компенсаций:

Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

1) при направлении в служебные командировки;

2) при переезде на работу в другую местность;

3) при исполнении государственных или общественных обязанностей;

4) при совмещении работы с обучением;

5) при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

6) при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

7) в некоторых случаях прекращения трудового договора;

8) в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника.

9)в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и др.), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

48. Работодатель– физическое лицо либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Юридические лица становятся субъектом трудового права с момента заключения трудового договора с первым из работников. Правосубъектность работодателя связана с приемом на работу первого работника. В настоящее время появились организации, выполняющие посреднические услуги по оформлению трудовых отношений с работодателем.

Однако и в этом случае правосубъектность работодателя возникает у лиц, в интересах которых выполняется работа по определенной трудовой функции.

Правовой статус работодателя – физического лица связан с выполнением дополнительных обязанностей. В соответствии со ст. 303 ТК РФ работодатель – физическое лицо обязан:

1) оформить трудовой договор с работником в письменной форме;

2) уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, предусмотренных федеральными законами;

3) оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

В качестве работодателя – физического лица могут выступать лица, достигшие возраста 14 лет. Отсутствие правосубъектности у физического лица не позволяет признать его субъектом трудовых отношений. Для возникновения правосубъектности работодателя у физического лица установлены более строгие требования, чем для возникновения у человека и гражданина правосубъектности работника. За свои действия, которые нарушают трудовые права работников, работодатель должен нести установленную законодательством ответственность, т. е. обладать полной деликтоспособностью.

Деликтоспособностью в полном объеме обладают лица, достигшие возраста 18 лет либо признанные эмансипированными. Трудовой кодекс РФ разделяет работодателей – физических лиц на работодателей – индивидуальных предпринимателей и работодателей, не зарегистрированных в качест ве индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд для личных нужд (персональный водитель, няня и др.).

В качестве иных работодателей могут выступать филиалы, представительства, другие структурные подразделения организаций, руководители которых в соответствии с законодательством и учредительными документами наделены правом приема и увольнения работников.

Для возникновения у иных субъектов право субъектности работодателя необходимо, чтобы они реализовали право на заключение трудового договора.

49. Статус юридического лица возникает у предприятия с момента его государственной регистрации. Но субъектом трудового права признается в настоящее время не само предприятие, а его собственник или орган, уполномоченный собственником на управление предприятием. Следовательно, условием возникновения трудовой правосубъектности собственника или уполномоченного им органа (работодателя) является регистрация предприятия.

Заключение трудовых договоров может осуществляться и на предприятиях, которые не являются юридическими лицами, например, на филиалах, обладающих правом найма рабочей силы. Трудовой правосубъектностью в данном случае будет обладать орган управления этим филиалом. Однако, эта трудовая правосубъектность возникнет не ранее государственной регистрации головного предприятия, по уставу которого филиалу делегировано правомочие на заключение трудовых договоров.

Условием возникновения трудовой правосубъектности работодателя-физического лица является достижение им полной гражданско-правовой дееспособности, которая возникает в 18 лет.

Существуют два критерия (условия) трудовой правосубъектности работодателя:

1) оперативный – наличие способности осуществлять набор и расстановку кадров, организовывать труд работников и управлять процессом труда (т.е. устанавливать режим работы, систему оплаты труда, обеспечивать охрану труда, соблюдение трудовой дисциплины и т.п.);

2) имущественный – наличие фонда оплаты труда.

Трудовая правосубъектность работодателя прекращается ликвидацией юридического лица; а также прекращением предпринимательской деятельности либо смертью работодателя-физического лица.

На всех работодателей в равной степени распространяется трудовое законодательство По закону работодатель наделен определенными правами и обязанностями. Причем, правам работника как субъекта ТП соответствуют обязанности работодателя и наоборот (обязанностям работника соответствуют права работодателя).

50. Работодатель имеет право:

заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами;

вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами;

принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся физическими лицами – предпринимателями);

создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;

реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда.

51. Работодатель обязан:

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;

предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

своевременно выполнять предписания исполнительного органа государственной власти Луганской Народной Республики, уполномоченного на осуществление государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;

создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами и коллективным договором формах;

обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;

осуществлять общеобязательное государственное социальное страхование работников в порядке, установленном нормативными правовыми актами;

(абзац пятнадцатый части 2 статьи 20 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 156-II)

возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики;

исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами;

создавать производственный совет (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся физическими лицами – предпринимателями) – совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом.

К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации.

(статья 20 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 156-II)

52, 53. Профессиональные союзы — исторически сложившаяся организа­ционная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему от­ношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это самая массовая общественная организация.

Профессиональные союзы входят в политическую систему об­щества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главных функций — представительства интересов и защиты прав работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объ­единялись и объединяются трудящиеся.

Профессиональный союз (профсоюз) — это добровольное общест­венное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создавае­мое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Как общественная организация профсоюзы основаны на член­стве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об их особой роли и значении в жизни общества.

Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна в современный период, обнаживший и усиливший со­циально-экономические противоречия.

Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с уча­стием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм — морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сло­жились в практике взаимодействия профсоюзов с государствен­ными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах.

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими сами­ми как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового ха­рактера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и со­держатся в уставах профсоюзов и их объединений, других проф­союзных актах. В последнее время по ряду причин, и прежде все­го в связи с реформой гражданского законодательства, введением регистрации юридических лиц, в профсоюзные уставы включены положения, регулирующие имущественные отношения между профсоюзами, их объединениями и членскими организациями. Такие нормы следует признать правовыми, хотя и принятыми об­щественными организациями, но на основе и во исполнение за­кона. Следовательно, теперь уставы содержат как неправовые (внутрисоюзные) нормы, так и правовые, частично становясь нормативными актами.

Из круга общественных отношений, в которые вступают проф­союзы, правовому воздействию подвергаются Только те, регулиро­вание которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их функций.

Общественные отношения с участием профсоюзов регулиру­ются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспече­ния представительства и защиты интересов трудящихся, успешно­го функционирования профсоюзов и дальнейшего развития обще­ства. В конечном счете границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов определяются исходя из их предназначения, необхо­димости с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества представлять интересы и защищать права работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:

а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам;

б) с помощью права;

в) во взаимодействии правовых и неправовых средств и мето­дов.

Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, вы­полняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформиро­вать законодательные нормы по вопросам деятельности профсою­зов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внима­ние объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с ус­тавами в силу их общественного характера. После принятия зако­нодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законода­тельство.

Таким образом, соотношение общественного (внутрипрофсо-юзного) и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутрипроф-союзными нормами после принятия соответствующих законода­тельных актов.

Предоставленные права создают юридическую базу для выпол­нения их уставных задач и функций, укрепления правовой осно­вы государственной и общественной жизни.

При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и в качестве общественных объединений не подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необ­ходимо право юридического лица, то они, как и все иные орга­низации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответствующий реестр.

Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от ор­ганов исполнительной власти.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов ис­полнительной власти, органов местного самоуправления, работо­дателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

Независимость профсоюзов — первый из основополагающих принци­пов положения и деятельности профсоюзов— обеспечивается также:

прямым запретом всякого вмешательства в деятельность проф­союзов органов государственной власти и их должностных лиц, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности;

имущественной самостоятельностью;

правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уста­вы, определять структуру, избирать руководящие органы, органи­зовывать свою деятельность;

запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юриди­ческого лица.

Второй принцип — самоуправление — предусмотрен Федераль­ным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их праве са­мостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внут­реннюю деятельность.

Третий принцип — добровольность объединения в профсоюзы — закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федераль­ным законом «Об общественных объединениях».

Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом,— равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед зако­ном. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный плюрализм — наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.

Пятый принцип — законность создания и деятельности — выте­кает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Феде­ральным законом «Об общественных объединениях».

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и ТК РФ, Федерального закона «О профессиональных сою­зах, их правах и гарантиях деятельности», принятого Государст­венной Думой 8 декабря 1995 г. и подписанного Президентом РФ 12 января 1996 г., норм ряда других федеральных законов (зако­нов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.

В систему законодательства о профсоюзах входит также Феде­ральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединени­ях» в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и свойства со всеми другими общественными организациями. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганиза­цией и (или) ликвидацией профсоюзов, регулируются специаль­ными законами (ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Федеральный закон «О профессиональных союзах» является общим нормативным правовым актом для всех профсоюзов, их организаций и органов и в то же время представляет собой специ­альный акт по отношению к Федеральному закону «Об общест­венных объединениях». В данном случае специализация проведе­на по признаку субъекта (особой общественной организации). Нормы о правах профсоюзов содержатся во многих других актах (в том числе в ТК РФ), значительная часть из которых специали­зирована по предмету регулирования (например, нормы о правах профсоюзов в разработке и заключении коллективных договоров и соглашений).

В отдельных субъектах РФ приняты свои законы о профсою­зах, например в Республиках Саха (Якутия), Татарстан, Башкор­тостан, в Саратовской области.

Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:

1) с работодателями, их объединениями и представителями;

2) с органами государства, органами местного самоуправления;

3) с другими субъектами общественных отношений (напри­мер, имущественных, налоговых).

Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов входит как собственно законодательство о них, пра­вах и гарантиях их деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников.

Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов за­конодательство меняется, совершенствуется в зависимости от раз­вития общественных отношений, в которых они участвуют, но прежде всего от основных экономических отношений — от отно­шений собственности, а также от социально-политической обста­новки в стране В связи с этим происходит пересмотр прав проф­союзов. Возвращаются государству, его органам государственные полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении органы (например, государственно-властные полно­мочия правовой и технической инстанций профсоюзов). Укрепля­ются и расширяются права, направленные на защиту интересов работников (например, по вопросам занятости).

На содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние оказали конвенции и рекомендации МОТ — Конвенции № 87, 98, 135, 144 и др.

Таким образом, основные тенденции развития и совершенствова­ния законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят:

во-первых, в том, что оно приводится в соответствие с суще­ствующими общественными отношениями;

во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как обще­ственной организации полномочий;

в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, по­зволяющих профсоюзам отстаивать социально-трудовые права и интересы работников.

В сферу трудового права входят связанные с трудом отноше­ния профсоюзов с работодателями, их объединениями и предста­вителями, а также с государственными органами, органами мест­ного самоуправления. Эти отношения входят в предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями, входящи­ми в социальное партнерство.

Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в установлении и применении условий труда), в контроле за со­блюдением законодательства о труде и об охране труда, в разре­шении трудовых споров — одна из черт метода трудового права.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...