Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ НА СТАДИИ БЮРОКРАТИЗАЦИИ




§ В организации множество систем, однако, они функционально не ориентированы

§ Теряются контакты с окружающей средой, организация концентрируется на себе самой

§ Теряется чувство контроля

§ Чтобы эффективно работать с такой организацией, клиенты вынуждены вырабатывать особые приемы обхода или прямой атаки препятствий

 

Жизненный цикл организации

Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, своя культура, свои традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами "сознательно координируемое" понимается управление, под "социальным образованием" ‑ то, что организация состоит из людей или групп лиц, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют лица, являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации.

Таким образом, фирма - это реально существующее, но преходящее и “смертное” образование, которое функционирует не просто во времени, но в определенных временных рамках. Эти временные рамки могут “сжиматься” и “растягиваться” в зависимости от конкретного временного интервала (периода), в котором существует определенная фирма (от дней и месяцев до десятков и даже сотен лет).

При внимательном рассмотрении поведения “долгоживущей” фирмы можно заметить, что процессы, в ней протекающие, развиваются циклически.

Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном цикле организаций как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Чтобы определить, на каком этапе жизненного цикла находится компания в данный момент, знать, какие возможности и подводные камни появляются в этом периоде, и понимать, как избежать роковых ошибок, необходимо проанализировать, что же происходит с компанией на каждом отрезке ее жизни. Процессы роста и старения компании проявляются в двух критериях: гибкость и контролируемость. Молодая компания может легко перестраиваться, быть более гибкой, но менее контролируемой. Старая компания более контролируемая, но менее гибкая, более инертная. Если удается достичь баланса между гибкостью и контролируемостью, то компанию можно привести и удерживать в Зоне максимальной эффективности достаточно долго. Именно в этом состоит основная задача менеджмента компании ‑ как можно дольше удерживать компанию в периоде Расцвета. Цель управления ‑ обеспечить сбалансированный рост и омоложение компании для достижения Зоны максимальной эффективности и нахождения на этом этапе.

Как жизнь человека полна проблем, так и каждая компания сталкивается с проблемами, характер которых также помогает понять, на каком этапе находится компания. Условно проблемы можно разделить на нормальные и ненормальные. Нормальные проблемы ‑ это случаи и переходные проблемы, типичные для данного этапа жизненного цикла и исчезающие с переходом на другой этап жизненного цикла. Ненормальные проблемы ‑ это сложности, повторяющиеся из раза в раз и требующие постороннего вмешательства, например, консультанта. Есть еще и патологии ‑ редкие глобальные проблемы, которые приводят компанию к фатальному исходу. Принято считать, что избавиться от указанных проблем можно путем внедрения технологий. Но зачастую это не приносит желанного результата, поскольку нельзя внедрять технологии ради самого их внедрения.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Выхаживание

Как любая беременность, этот этап может иметь нормальное и ненормальное течение. Каковы признаки нормального выхаживания? Происходит много шума, но мало дела. Основатель компании бегает со своей идеей, обсуждает ее с соратниками и напоминает самолет на взлетной полосе: двигатели работают, машина дрожит в состоянии готовности, но тормоза еще не отпущены. Компания еще не создана. На этом этапе возбужденный идеей основатель тестирует реальность: он размышляет, нужна ли его идея рынку. Выхаживание протекает нормально, если основатель компании реалистичен и обязателен по отношению к идее. Он понимает, что зарождающаяся компания потребует от него многого: времени, денег, силы, жизни, он готов к риску. Доминирует ориентация на продукт, поскольку основатель уверен, что его продукт или услугу будут покупать, и он готов научить этому рынок. Он держит процесс под контролем, и пока это игра одного актера. Но беременность идеей может протекать тяжело и не закончиться появлением компании на свет, если основатель не анализирует рынок и относится к бизнесу как к развлечению, если он не готов нести ответственность и взять на себя риски и обязательства. Фанатичность, ориентация на возврат инвестиций и быструю прибыль в ущерб развитию самой идеи и компании, задержка со спуском компании на воду (слишком много шума в воздух, а силы уже ушли) приводят к смертельному исходу еще до рождения организации. Выживают приверженцы идеи, а не возврата инвестиций.

Младенчество

Этап начинается с момента появления новорожденной компании на свет. Пока это малая группа людей, связанных едиными целями, объединяющие силы которых чрезвычайно сильны. В младенчестве говорить еще не умеют, поэтому меньше слов, больше дела. Нужно зарабатывать деньги. Риск есть, его понимают. В этот период основатель работает в режиме «24/7» (24 часа в сутки 7 дней в неделю).

При нормальном протекании этап Младенчества не может длиться долго, потому что с таким надрывом работать трудно, но тяжелая работа не уменьшает обязательств, взятых основателем компании. Ярко выражено стремление взять все новые и новые барьеры. Плюс отрицательный приток наличности: затраты очень большие, а прибылей пока нет или почти нет.

Поскольку отсутствует глубинное управление, еще нет иерархической структуры, субординации, все называют друг друга по имени. Полностью отсутствует система бюрократизации ‑ нет прописанных процедур и технологических инструкций. Это не анархия, ведь организация управляема, но ею управляют устно. Отсутствует система делегирования полномочий, все замкнуто на одном человеке-основателе компании. Это шоу одного актера, но этот актер готов слушать чужое мнение. Как прочувствовать, что компания уже начинает сдаваться?

Посмотрите на любую компанию, которая прекратила существование на первом году жизни, едва набрав обороты, ‑ это типичный пример гибели фирмы в Младенчестве. Симптомы ненормального протекания Младенчества проявляются в том, что основатель пасует перед трудностями и не хочет брать на себя ответственность. Кроме того, даже при высокой преданности идее разрушают бизнес неподъемные кредитные обязательства. Опасно раннее делегирование полномочий, если основатель устал и пытается сбросить свои обязанности на кого-нибудь, хотя вряд ли у него это получится, ведь в компании пока нет прописанных правил игры, системы политик и процедур. Если основатель теряет контроль над ситуацией, не желает слушать других, то этап затягивается и команда теряет энтузиазм. И самый опасный подводный камень: он считает, что не делает ошибок.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 515.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...