Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 11. РЕГИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
В России имеется два уровня финансов – государственный и муниципальный. Государственный подразделяется на федеральный и региональный подуровни. Всем подсистемам и уровням соответствуют свои финансы. Экономическую базу финансовых институтов составляет институциональная собственность субъектов органов власти. Цель финансовых институтов – денежное обеспечение функций субъектов органов власти. Объективно финансы выполняют функцию распределения и перераспределения стоимостных ресурсов одних субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам-потребителям. Эта функция реализуется через систему финансовых рычагов, в том числе через: ˗ бюджетную систему (главный из финансовых рычагов); ˗ финансовый рынок (перераспределение стоимости финансовых ресурсов путем регулирования валютного курса, учетной ставки, обеспечения кредитной и страховой деятельности); ˗ ценовой механизм (система цен на государственные товары, государственные закупочные цены и государственное регулирование рыночных цен на отдельные товары и услуги массового потребления); ˗ бюджетные организации. Финансовая система– совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений по распределению и перераспределению национального дохода. Основными элементами финансовой системы региона являются: - Региональный бюджет; - Региональные внебюджетные фонды; - Финансово-кредитная система региона; - Финансы хозяйствующих субъектов и населения. Региональные бюджеты являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. К региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе РФ, 55 краев, областей и городов Москвы и Санкт Петербурга; бюджеты 10 автономных округов. Роль региональных бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в следующем. Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Бюджетная система РФ– основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Таким образом, бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: - I уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; - II уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; - III уровень – местные бюджеты. Принципы бюджетной системы Российской Федерации закреплены главой 5 Бюджетного кодекса РФ и включают: 1. Принцип единства бюджетной системы, который означает единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, единый порядок формирования доходов и осуществления расходов, бюджетной политики и т.п. 2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ, который означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ. 3. Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней, выражающий права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством налоги и сборы, доходы от которых зачисляются в соответствующие бюджеты, в наличии у каждого бюджета своих источников доходов; право соответствующих органов управления самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств и т.п. 4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, означающий определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, формирование доходов соответствующих бюджетов, расходование бюджетных средств в соответствии с едиными требованиями и принципами, установленными бюджетным законодательством РФ. 5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке. 6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен общему объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. 7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета. 9. Принцип прозрачности (открытости) означает полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении в средствах массовой информации и т.п. 10. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, а также реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства доводятся до конкретных получателей с обозначением цели их использования. 12. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные средства только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. 13. Принцип единства кассы означает, что все поступления и выплаты осуществляются через единый счет бюджета. Бюджетная система региона выполняет следующие функции: - создание таких условий, которые повышают уровень и качество жизни населения в регионе; - содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона; - развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций; путем прямых государственных инвестиций; - выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |