Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Направления программно-целевого подхода в решении региональных проблем
Регионы России видят в региональных программах средство обеспечения экономического подъема за счет мобилизации собственных ресурсов и федеральной поддержки. Применение программно-целевых методов на уровне региональных, территориальных хозяйственных систем призвано способствовать территориальной интеграции хозяйственных систем субъектов разных организационно-правовых форм управления и форм собственности. Для сохранения производственно-экономической общности территорий должны быть налажены внутрирегиональные взаимосвязи и взаимодействия. Регионально-территориальные программы, аккумулируя взаимодействия самых разных хозяйствующих субъектов, участвующих в решении единой проблемы и достижении общей программной цели, вносят заметный вклад в пространственную и временную координацию, и интеграцию социальных, научно-технических, производственно-экономических процессов. Тем самым территориальные программы частично принимают на себя функции координации и интеграции, которые в условиях централизованно управляемой экономики возлагаются на директивные планы. В связи со значительной дифференциацией разных территорий России по параметрам экономического состояния, благосостояния населения, факторов экономического роста прорисовываются различающиеся по целевой направленности типы территориальных программ: 1. Программы развития регионов (территорий), обладающих потенциалом, позволяющим им стать лидерами экономического роста. 2. Программы преодоления кризисного состояния и обеспечения перехода к устойчивому развитию депрессивных регионов. Для первой категории программ целевые показатели должны отражать устойчивый экономический рост и высокую эффективность, отдачу ресурсного потенциала территории. Для программ второй категории на первый план выходят показатели стабильности, предотвращения спада, возможностей самообеспечения, минимизация зависимости от федерального бюджета, удовлетворения потребностей экономики и социальной сферы, занятости и доходов населения. Программы этого рода могут быть названы антикризисными программами и программами внешней поддержки территории. Преимущество программно-целевого метода обусловлено целенаправленностью на решение важных социально-экономических проблем. Выделим следующие направления программно-целевого подхода в решении региональных задач: - формирование новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных производств; объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих реализовать конкурентные абсолютные и относительные преимущества региона; - обеспечение экономической и финансовой устойчивости региона, общественной, экономической, социальной, экологической безопасности; - создание благоприятных экономических условий функционирования и развития региональных предприятий и производств посредством улучшения инвестиционного климата, обеспечения режима наибольшего благоприятствования для региональных товаропроизводителей, занятых в приоритетных для развития региона сферах экономики и отраслях производства; - придание развитию экономике региона выраженной социальной ориентации; - активизация правовых и иных форм содействия малому и среднему предпринимательству в регионе; - развитие рыночной инфраструктуры общерегионального и зонального (внутрирегионального) значения; - совместное с другими регионами создание общих производственных и инфраструктурных объектов, обеспечение экологической безопасности; - законодательное, нормативно-правовое подкрепление региональных программ. В число задач общегосударственного уровня следовало бы включить сохранение единого экономического пространства страны и развитие процессов межрегиональной экономической интеграции, формирование общероссийского рынка, развитие государственного сектора экономики, преодоление чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, стимулирование экономического роста развитых и государственную поддержку кризисных и депрессивных регионов, а также регионов со сложными условиями хозяйствования и государственного регулирования (районы Арктики, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Дальнего Востока, приграничные регионы и др.). Их решение непосредственно влияет на уровень экономической безопасности страны.
ТЕМА 16. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ПОДХОДЫ УРОВНИ И ГОРИЗОНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ Территориальное планирование — это теория и практика наиболее рациональной организации территории и размещения в ее пределах производственных предприятий, коммуникаций и мест расселения с комплексным учетом его географических, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-строительных факторов и условий. При этом различают территориальное планирование как процесс проектирования, разработки схемы (проекта) территорий разного пространственно-временного ранга; и как общее наименование развивающейся области знаний, включающей методологические и методические основы территориального планирования. Территориальное планирование основывается на учете пространственных территориальных закономерностей размещения природных, социальных и экономических явлений и их взаимодействий. Пространство, территория есть особый ресурс, который в современных условиях приобретает все большее значение. Комплексное территориальное планирование включает организацию Процесс территориального проектирования осуществляется Сейчас существует несколько подходов к определению понятия «территориальное планирование Первый подход. Территориальное планирование— планирование развития территорий, в томчисле для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Этот подход — юридический, нормативно-правовой, и в нем, как и в современном издании Градостроительного кодекса РФ, присутствуют некоторые пробелы и неясности. Второй подход. Под территориальным планированиемследует понимать деятельность органов государственной власти или органов местного самоуправления по установлению и утверждению положений о развитии территорий, местах размещения объектов для государственных и муниципальных нужд. Третий подход — методологический.Поскольку территориальное планирование является отраслью практической деятельности,при его осуществлении используются следующие методы. Четвертый подход — социологический, социально-психологический. Этот подход на сегодняшний день является наиболее обсуждаемым и актуальным. Он заключается прежде всего в том, что территориальное планирование должно опираться и исходить из интересов населения, проживающего на территории, где осуществляется планирование. Планировка территорий на региональном уровне. В схемах планировки территорий на региональном уровне определяются меры реализации государственной политики и учитываются государственные интересы при планировке этих территорий, их исторические, экономические, экологические, географические и демографические особенности, этнические н культурные традиции. Планировка территорий на местном уровне. Схема планировки территории - это градостроительная документация, определяющая принципиальные решения планировки, застройки и иного использования соответствующих территорий административно-территориальных единиц, и их отдельных частей. Схемы .планировки территорий на местном уровне определяют: - потребности в изменении границ, населенных пунктов, потребности в территориях, предусмотренных для градостроительных нужд; - зонирование территории для застройки и иного значения - планировочную структуру территории. Сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы в пределах своих полномочий решают вопросы планировки, застройки и иного использования территорий согласно схеме планировки, территорий соответствующих административно-территориальных единиц. Горизонт планирования. В зависимости от временного горизонта плана организации планирование подразделяется на три типа: - краткосрочное; - среднесрочное; -долгосрочное. Подобное разделение основывается на продолжительности временных отрезков, необходимых для выполнения плановых показателей, и имеет технический характер. Краткосрочно планирование — это разработка планов на один год. Содержание таких планов детализируется по кварталам и месяцам. При этом первый квартал планового периода детализируется вплоть до сменного уровня. Краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей. Среднесрочное планирование опирается на краткосрочные планы. Оно осуществляется на период от 2 до 5 лет. Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды — от 5 до 10 лет. Его нельзя отождествлять со стратегическим планированием, которое по своему содержанию гораздо сложнее долгосрочного. Оно не является простой экстраполяцией предыдущих планов и поэтому не может отождествляться с функцией времени, так как характеризует функцию направления развития организации. Все типы планирования должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 519. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |