Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Направления программно-целевого подхода в решении региональных проблем




Регионы России видят в региональных программах средство обеспечения экономического подъема за счет мобилизации собственных ресурсов и федеральной поддержки. Применение программно-целевых методов на уровне региональных, территориальных хозяйственных систем призвано способствовать территориальной интеграции хозяйственных систем субъектов разных организационно-правовых форм управления и форм собственности.

Для сохранения производственно-экономической общности территорий должны быть налажены внутрирегиональные взаимосвязи и взаимодействия. Регионально-территориальные программы, аккумулируя взаимодействия самых разных хозяйствующих субъектов, участвующих в решении единой проблемы и достижении общей программной цели, вносят заметный вклад в пространственную и временную координацию, и интеграцию социальных, научно-технических, производственно-экономических процессов. Тем самым территориальные программы частично принимают на себя функции координации и интеграции, которые в условиях централизованно управляемой экономики возлагаются на директивные планы.

В связи со значительной дифференциацией разных территорий России по параметрам экономического состояния, благосостояния населения, факторов экономического роста прорисовываются различающиеся по целевой направленности типы территориальных программ:

1. Программы развития регионов (территорий), обладающих потенциалом, позволяющим им стать лидерами экономического роста.

2. Программы преодоления кризисного состояния и обеспечения перехода к устойчивому развитию депрессивных регионов.

Для первой категории программ целевые показатели должны отражать устойчивый экономический рост и высокую эффективность, отдачу ресурсного потенциала территории. Для программ второй категории на первый план выходят показатели стабильности, предотвращения спада, возможностей самообеспечения, минимизация зависимости от федерального бюджета, удовлетворения потребностей экономики и социальной сферы, занятости и доходов населения. Программы этого рода могут быть названы антикризисными программами и программами внешней поддержки территории.

Преимущество программно-целевого метода обусловлено целенаправленностью на решение важных социально-экономических проблем. Выделим следующие направления программно-целевого подхода в решении региональных задач:

- формирование новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных производств; объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих реализовать конкурентные абсолютные и относительные преимущества региона;

- обеспечение экономической и финансовой устойчивости региона, общественной, экономической, социальной, экологической безопасности;

- создание благоприятных экономических условий функционирования и развития региональных предприятий и производств посредством улучшения инвестиционного климата, обеспечения режима наибольшего благоприятствования для региональных товаропроизводителей, занятых в приоритетных для развития региона сферах экономики и отраслях производства;

- придание развитию экономике региона выраженной социальной ориентации;

- активизация правовых и иных форм содействия малому и среднему предпринимательству в регионе;

- развитие рыночной инфраструктуры общерегионального и зонального (внутрирегионального) значения;

- совместное с другими регионами создание общих производственных и инфраструктурных объектов, обеспечение экологической безопасности;

- законодательное, нормативно-правовое подкрепление региональных программ.

В число задач общегосударственного уровня следовало бы включить сохранение единого экономического пространства страны и развитие процессов межрегиональной экономической интеграции, формирование общероссийского рынка, развитие государственного сектора экономики, преодоление чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, стимулирование экономического роста развитых и государственную поддержку кризисных и депрессивных регионов, а также регионов со сложными условиями хозяйствования и государственного регулирования (районы Арктики, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Дальнего Востока, приграничные регионы и др.). Их решение непосредственно влияет на уровень экономической безопасности страны.

 

ТЕМА 16. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ПОДХОДЫ УРОВНИ И ГОРИЗОНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Территориальное планированиеэто теория и практика наиболее рациональной организации территории и размещения в ее пределах производственных предприятий, коммуникаций и мест расселения с комплексным учетом его географических, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-строительных факторов и условий. При этом различают территориальное планирование как процесс проектирования, разработки схемы (проекта) территорий разного пространственно-временного ранга; и как общее наименование развивающейся области знаний, включающей методологические и методические основы территориального планирования.

Территориальное планирование основывается на учете пространственных территориальных закономерностей размещения природных, социальных и экономических явлений и их взаимодействий.

Пространство, территория есть особый ресурс, который в современных условиях приобретает все большее значение.

Комплексное территориальное планирование включает организацию
территории с учетом социально-экологических потребностей: промышленного производства, сельского хозяйства, селитебных, коммунальных, транспортных, рекреационных, экологических и других геосистем. Территориальное планирование ведется на приоритетах геоэкологической стабилизации территории (устойчивого ее развития) и, как правило, включает территориальное экологическое планирование, е.е. планированиеэкологической инфраструктуры.

Процесс территориального проектирования осуществляется
деятельностью государственных органов, юридических и физических лиц по
комплексному проектированию территориальных объектов всех уровней — от национального до локального, включая проектирование отдельных объектов в целях рациональной организации территории, эффективного развития производительных сил, решения социальных и экологических задач.

Сейчас существует несколько подходов к определению понятия «территориальное планирование

Первый подход. Территориальное планирование— планирование развития территорий, в томчисле для установления функциональных зон,

определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Этот подход — юридический, нормативно-правовой, и в нем, как и в современном издании Градостроительного кодекса РФ, присутствуют некоторые пробелы и неясности.

Второй подход. Под территориальным планированиемследует понимать деятельность органов государственной власти или органов местного самоуправления по установлению и утверждению положений о развитии территорий, местах размещения объектов для государственных и муниципальных нужд.

Третий подход — методологический.Поскольку территориальное планирование является отраслью практической деятельности,при его осуществлении используются следующие методы.

Четвертый подход — социологический, социально-психологический.

Этот подход на сегодняшний день является наиболее обсуждаемым и актуальным. Он заключается прежде всего в том, что территориальное планирование должно опираться и исходить из интересов населения, проживающего на территории, где осуществляется планирование.




Планировка территорий на региональном уровне.

В схемах планировки территорий на региональном уровне определяются меры реализации государственной политики и учитываются государственные интересы при планировке этих территорий, их исторические, экономические, экологические, географические и демографические особенности, этнические н культурные традиции.

Планировка территорий на местном уровне.

Схема планировки территории - это градостроительная документация, определяющая принципиальные решения планировки, застройки и иного использования соответствующих территорий административно-территориальных единиц, и их отдельных частей.

Схемы .планировки территорий на местном уровне определяют:

- потребности в изменении границ, населенных пунктов, потребности в территориях, предусмотренных для градостроительных нужд;

- зонирование территории для застройки и иного значения

- планировочную структуру территории.

Сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы в пределах своих полномочий решают вопросы планировки, застройки и иного использования территорий согласно схеме планировки, территорий соответствующих административно-территориальных единиц.
Схемами планировки территорий на местном уровне в случае необходимости может определяться целесообразность разработки генеральных планов отдельных населенных пунктов.


Горизонт планирования.

В зависимости от временного горизонта плана организации планирование подразделяется на три типа:

- краткосрочное;

- среднесрочное;

-долгосрочное.

Подобное разделение основывается на продолжительности временных отрезков, необходимых для выполнения плановых показателей, и имеет технический характер. 

Краткосрочно планирование — это разработка планов на один год. Содержание таких планов детализируется по кварталам и месяцам. При этом первый квартал планового периода детализируется вплоть до сменного уровня. Краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей.

Среднесрочное планирование опирается на краткосрочные планы. Оно осуществляется на период от 2 до 5 лет.

Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды — от 5 до 10 лет. Его нельзя отождествлять со стратегическим планированием, которое по своему содержанию гораздо сложнее долгосрочного. Оно не является простой экстраполяцией предыдущих планов и поэтому не может отождествляться с функцией времени, так как характеризует функцию направления развития организации. Все типы планирования должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 397.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...