Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 17. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ




В настоящее время для социально-экономического развития РФ характерны объективные различия в развитии производительных сил, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов, неравномерность развития и глубокая дифференциация между регионами. При этом социальное неравенство регионов обусловлено не только экономическими причинами, оно зависит от широкого круга факторов: демографической и социальной структуры населения, степени урбанизированности и сложившейся системы расселения.

Иллюстрацией неравномерности развития и размещения производительных сил в РФ и социального неравенства регионов служит сложившаяся система расселения населения по территории страны. Так, в европейской части России, занимающей 25% территории страны проживает 79% населения. На территории, расположенной южнее линии «Санкт-Петербург - Киров - Иркутск - Хабаровск», занимающей 26% территории страны проживает 95% населения. При этом в европейской части производится 74% валового регионального продукта страны, здесь сосредоточено более 80% производства обрабатывающей промышленности, в Сибири и на Дальнем Востоке - две трети мощностей добывающей промышленности.

Такое многообразие предопределяет необходимость учета региональных особенностей при прогнозировании территориального социально-экономического развития страны.

Прогноз территориального развития Российской Федерации – научно обоснованное предположение о будущем развитии всех ее регионов.

Основная цель прогнозирования - обеспечение согласования общегосударственных и региональных интересов при разработке и реализации региональной социально-экономической политики. Достижение указанной цели невозможно без территориального планирования, документы которого позволят оценить возможности тех или иных территорий, спрогнозировать их развитие, в том числе и развитие отдельных отраслей экономики.

Территориальные прогнозы разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную перспективу и ежегодно (текущие прогнозы).

К задачам прогнозирования территориального развития на долгосрочную перспективу (разрабатывается на десятилетний период) относятся:

- размещение производительных сил;

- совершенствование территориальной структуры;

- выравнивание социально-экономического развития территорий;

- определение базовых (опорных) регионов, определяющих этапы реализации целевых государственных программ;

- определение путей рационального использования природных ресурсов;

- определение путей улучшения состояния окружающей среды регионов;

- определение направлений совершенствования демографической ситуации.

Эти задачи прогнозирования решаются совместно на федеральном и региональном уровнях.

Задачи прогнозирования территориального развития на среднесрочную перспективу содержат:

- определение перспектив развития инфраструктуры региона;

- разработку собственного производства импортозамещающей продукции;

- разработку мероприятий по стабилизации экономической и финансовой ситуации в регионах;

- определение перспектив и путей развития регионов, ориентированных на экспорт;

- выявление проблем, решение которых требует разработки целевых программ.

В настоящее время прогнозирование социально-экономического развития осуществляется в соответствии с ФЗ № 115 от 20.07.95 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В Законе сформулированы цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития России и программ, а также порядок разработки прогнозов и программ. Прогнозы социально-экономического развития должны разрабатываться в целом по России, по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, по регионам.

В настоящее время подготовлен проект нового Федерального закона «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации», согласно которому в систему прогнозирования вводится понятие индикативного плана.

Индикативный план социально-экономического развития - система показателей социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного, территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год.

В проекте нового закона предлагается повысить роль территориального планирования. Предлагается дополнительно ввести статью, в которой определяются правовые основы разработки прогнозов и концепций на долгосрочный период, а также программ на среднесрочный период и годовых индикативных планов по регионам и крупным экономическим районам.

Прогноз позволяет совершенствовать изменения территориально-отраслевой структуры, выделить проблемные территории, своевременно предупредить опасность нарастания территориальной дифференциации в уровнях развития муниципальных образований и другие негативные последствия.

Основным содержанием такого прогноза являются:

- анализ социально-экономического развития муниципального образования;

- оценка предпосылок и факторов, определяющих развитие муниципального образования на прогнозный период;

- выбор приоритетных направлений и мероприятий по решению социально-экономических задач в прогнозном периоде.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...