Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 20. Методические особенности композиционного моделирования целостных объектов среды




План лекции

1. Определение, сущность концепции.

2. Алгоритм проектного мышления дизайнера.

Содержание лекции

 

Создание дизайн-концепции - самостоятельный раздел проектной работы, не имеющий аналогов в других видах проектного искусства. Через проблематизацию проектной ситуации (описание противоречий проектного задания), а затем тематизацию (отбор «тем» - возможных вариантов её решения), складывается целостная модель будущего объекта, реализуемая в актах собственно проектной работы - формообразования. А формообразование на концептуальной основе выводит художественное проектирование на уровень стиле образования в рамках данной культуры, вырабатывая подходы к сознательному использованию признаков стиля. В первую очередь рассмотрим данное определение с точки зрения философии. Здесь важным аспектом является мировоззрение автора. Наличие концепции как раз и предполагает задействованность в проективной деятельности рационального начала». Здесь говорится о том, что чем шире мировоззрение проектировщика, чем больше областей знания задействовано в создании интерьера, тем глубже понимание проблемы и интереснее ее решение. Кроме того, «ведущий замысел должен быть не только оформлен в проекте и готовой вещи, но и осмыслен, сформулирован. Современный дизайнер работает, следовательно, не только с предметом, но и со словом». Для успешного проектирования недостаточно только «интуитивного озарения», важно также подойти к проекту с рациональной точки зрения, вычленить главную мысль, существенные взаимосвязи и закономерности. Кроме того, не стоит забывать, что излишняя перегруженность смыслами может навредить проекту, идея останется, не прочитана и не понята потребителями[1].

Она имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя или основателей, которые не обязательно являются реальными историческими персоналиями. Так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи, и культурные герои. Единственно знающего (знающих) исходный замысел. Концепцию, прежде всего, вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки («абсолютные предпосылки», согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя «фундаментальные вопросы» («идеи»), в соотнесении с которыми получают своё значение и обоснование, выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что «изменение концептуальных оснований (изменение интеллектуальной традиции у Тулмина) - наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведёт к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира, понятие «концепция» рассматривается как «основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проектного замысла, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера о явлениях более масштабных, чем данный объект»[1].

Дизайн-концепция - целостная идеальная модель будущего объекта, описывающая его основные характеристики. Как правило, формулируется дизайн-концепция в виде какого-либо парадоксального тезиса, неожиданной метафоры, наиболее выпукло отражающей смысл дизайнерского предложения: "перетекающее пространство" в жилом доме, "сцена вокруг зала" в театре без антрактов, "город в городе" для гигантского супермаркета, "коммуникации - на фасад" в здании центра Помпиду в Париже и т.д. Воплощение дизайн-концепции, как правило, стоящие перед дизайнером проектные задачи, не имея проверенным временем прототипов, допускают разные варианты их решения - как в части функциональных технологий, так и в области декоративно-пластических поисков. Поэтому дизайн-концепция, изучая сравнительные достоинства этих вариантов, рассматривая перспективность их реализации в свете выявленных во время анализа задания функционально-эстетических проблем, вырабатывает своего рода предпроектную идею будущего решения, формулирующую принципы работы. Часто - в виде нетривиального суждения, метафоры, нацеливающей проектировщика на дальнейшие действия. Таковы, «самоформирующиеся» надувные кресла Г. Пеше, «летающие» элементы освещения Ф. Старка, соединяющие в оригинальной дизайнерской форме. Казалось бы несовместимые подходы к предметной организации среды. Вторая часть положений дизайн-концепции носит более проектный характер и говорит о желательности тех или иных предстоящих дизайнерских решений. Эта часть концепции, в конечном счёте, определяет «фирменный стиль» комплекса, выдвигая в качестве особых условий дизайн-проектирования:

-необходимость постоянного обновления и смены технологии выработки и репродуцирования научных знаний, соответственно перманентной реконструкции всей материальной (предметной) базы университетского дизайна;

- скрупулёзный учёт местных природно-климатических условий на макро - и микроуровнях в качестве основы утилитарно-технических обоснований ряда проектных предложений и активное включение элементов природной среды в структуру комплекса, что формирует специфическую атмосферу его помещений и территорий и способствует оптимальной организации главных компонентов комплекса - зон свободного общения;

- отказ от визуальных и социальных стереотипов «международного стиля», навязанных нашей жизни некритическим воспроизводством общепринятых технологий, обращение к национальным традициям композиции и декора предметно-пространственных систем. Таким образом, положения дизайн-концепции реализуется, через структурную организацию объекта в процессе его «идеального» формообразования. Иначе говоря, дизайн-концепция, не должна предполагать реальные проектные решения, хотя при её разработке вполне может быть использована методика составления экспериментальных или альтернативных проектов либо иллюстрирующих её положения, либо выдвигающих (в ходе сравнения) новые идеи. Поскольку разработка собственно дизайнерского проекта, особенно сложного или крупного объекта - это ряд самостоятельных актов проектирования, лежащих за рамками концептуальных разработок, даже если их отдельные черты войдут в окончательный проект.

Таким образом, от дизайн-концепции зависит новизна и перспективность авторских предложений, особенности их дальнейшего развития и даже судьба приятия их зрителем, который будет оценивать привлекательность и практичность данного произведения средового искусства. Алгоритм проектного мышления дизайнера, как мы наблюдаем, следующий:

- сформулированная автором темасоздаваемой им вещи, творческая интерпретация этой темы (предварительная авторская гипотеза новой вещи);

- объективное содержание вещи, её смыслв определенном социально-культурном контексте (исследование её всестороннего функционирования в реальном социально-культурном пространстве);- проектная идеяновой вещи (совмещение первоначальной гипотезы и приобретённых объективных знанийоб этой вещи);

- пространственная форма вещи, её морфология(материализация идеальной вещи в проекте и в материале, совмещающая в себе субъективную и объективную составляющую)[2].

 

Вопросы для закрепления материала:

 

1.Какие методические особенности композиционного моделирования целостных объектов?

2. Каков алгоритм проектного мышления дизайнера?

Литература:

1. Азизян И.А. Теория композиции и поэтика архитектуры модернизма / Теория композиции как поэтика архитектуры. - М.: Прогресс-традиция, 2002.

2. Бегенау З.Г'. Функция, форма, качество / Пер. с нем. - М.: Мир, 1969.

3. Дизайн в высшей школе. - М.: ВНИИТЭ, 1994.

4. Курьерова Г.Г. Проектный реализм, рационал-функционализм и проблема объективного метода / Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1993.

5. Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Пер. с франц. - М: Прогресс, 1970.

6. Сто дизайнеров Запада. М.: ВНИИТЭ, 1994.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...