Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема15. Функции вещи, основанные на самооценке потребителей адаптирующие человека к его социально-культурной среде




План лекции

1. Типология знаковых функций вещи.

2. Различные роли вещи, которую она может играть для своего владельца.

 

 

Содержание лекции.

Типология знаковых функций вещи основана на различной самооценке её потенциальных потребителей. То, как человек интерпретирует свою роль в обществе, в значительной степени определяет и ценности, которые он видит в вещи. Такое различное видение вещи называется «ценностными фильтрами». Помимо демографических характеристик адресата (пол, возраст, уровень покупательской способности) необходимо учитывать тип его темперамента, характер миропонимания, направленность ценностных ориентаций, т.к. все это определяет своеобразие психической адаптации к среде. При формировании функционального типажа вещи следует учитывать не только объективную реальность, но и то, как эта реальность повторяется в его сознании, поскольку знаковые, символические функции является ответом на субъективную интерпретацию этой действительности. Интерпретаций, в том числе художественных, может быть великое множество, и чем они были своеобразны, тем менее предсказуемые. Для решения задач дизайна, связанных с серийным производством, целесообразно пользоваться образцами таких преломлений действительности, сведёнными к стереотипам[1].

Выведено 4 различные роли вещи, которую она может играть для своего владельца:

1)В сфере практической, преобразовательской деятельности – вещь «инструмент» полезность в практической деятельности. Самооценка человек-созидатель.

2)В сфере эмоционально-окрашенных человеческих коммуникаций-вещь-«тавро» (как знак сопричастности к одному делу, одной идеи). Самооценка человек-соучастник (чувственная сфера коммуникаций).

3)В сфере субординационных, карьерных отношений вещь - визитная карточка (для демонстрации статуса своего владельца). Самооценка человек-соперник.

3)В сфере интеллектуально духовного бытия вещь - «талисман» (выражает культурные смыслы, хранит воспоминание, приносит удачу). Определив сферу деятельности умственного, интеллектуально-духовного сознания. Самооценка человек-созерцатель. Образа воспроизводит идеальную жизнь вещи (объекта) в художественном воображении[2].

 

Вопросы для закрепления материала:

1. Что в дизайне понимают под инструментальной и адаптивной функцией вещи?

2. Что понимают под результативной и интегративной функцией вещи?

3. Что такое социальные роли и как используют это понятие в проектировании?

4. Что понимают под «адресностью» объекта проектирования в дизайне?

 

Литература

Учебники и учебные пособия

 

1.Бегенау З.Г. Функция, форма, качество / Пер. с немецкого. - М: Мир, 1969. Общество потребления: его мифы и структуры / Пер. с франц. Учебное пособие. - М.: Архитектура-С, 2004.

2.Грашин А.А. Методология дизайн проектирования элементов среды, М.:-Архитектура-С.,2004.

3.Ермолаев А.В. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер М.: Республика, 2006.

4. Папенек В. Дизайн для реального мира / Пер.с англ. М.: Д.Аронов, 2004.

5.Розеисон И.А. Дизайн как предметное творчество. Гл. 2: Предметное мышление в стремлении к гармонии // Основы теории дизайна: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006.

 

 

Тема16. Процесс художественного конструирования,

Методические особенности дизайн процесса

План лекции

1. Процесс художественного конструирования.

2. Методические особенности дизайн процесса.

2. Творческая проектная деятельность.

3. Цели проектирования предметной среды.

4. Элементы процесса дизайн проектирования.

 

Содержание лекции

Слово «Дизайн» употребляется (и устно, и в печати) практически всеми кругами нашего общества. «Какой дизайн!» — обыденное восклицание подростков, да и зрелых мужей при виде иномарок (мотоциклов, автомобилей). О совершенном или оригинальном дизайне «кричит» реклама бытовой техники. При разговоре о денежных знаках отмечают лаконичный, строгий (например, японских купюр) или архаичный (деньги Республики Лаос) дизайн. «Мне нужен современный ди­зайн!» — требование бизнесмена к интерьеру офиса и жилья. Восторг менеджера мебельного салона: «Я приобрела двадцать английских дизайнов (проектов)». Многие молодые, а также люди с жизненным опытом желают «заниматься дизайном, работать в дизайне».

Термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного или художественно-технического проектирования, результатом этого процесса является  разработка проектов (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также осуществление проектов — изделий, средовых объектов, полиграфической продукции.

В тоже время суть, предназначение и возможности дизай­на, его место в производственно-экономической и, тем более, культурной сферах общества не всегда ясны не только основной массе обывателей, предпринимателей, абитуриентов учебных заведений. Практики со стажем, искусствоведы, педагоги и особенно философы расходятся в оценках целей, задач, перспектив этого феномена XX века.

Дизайн родился в начале века и прочно встал на ноги в его середине как специфический вид проектирования утилитар­ных изделий массового производства. Изделий удобных, надёжных и, самое главное, красивых. Явление, которое в англоязычных, а затем и в других странах обозначалось тер­мином Industrial design— индустриальный дизайн[1].

Творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства. Достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик художественного конструирования (часто отождествляемое с дизайном) — неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно ведётся в творческом контакте с инженерами-конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учёту требований потребителя и повышению эффективности производства. В условиях социализма художественное конструирование содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего всё возрастающим материальным и духовным потребностям человека, осуществляет художник-конструктор (дизайнер). ОН использует в своей работе результаты научных исследований в различных областях науки и техники, знающий современное промышленное производство, его технологию и экономику художественное конструирование опирается на теорию, разрабатываемую технической эстетикой, а также на данные экономики, социологии, психологии, эргономики, семиотики. Метод художественного конструирования складывается из художественно-конструкторского анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования, функционально-эргономический и конструктивно-технологический анализ, композиционный анализ) и художественно-конструкторского синтеза (в процессе которого ведётся функционально-эргономический поиск, работа над композицией изделия). Для него характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответствующем масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и др. решений; при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования и, постоянно модифицируясь в ходе работы, и становится в конечном счёте эталоном опытного образца изделия. Специфическим для метода художественного конструирования является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетворять утилитарные и эстетические потребности и способствовать повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом художественного конструирования являются системы, объединяющие совместно производимые или совместно используемые изделия. Метод в этом случае художественное конструирование, включает такие задачи, как решение вопросов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий), формирование её структуры с использованием средств унификации и агрегатирования и т.п. Возникновение художественного конструирования относится к началу 20 в., но предпосылки для его становления развивались задолго до этого в процессе перехода ручного к машинному производству, который повлёк за собой полный технический переворот. Непосредственным результатом этого переворота было противоречие между прогрессивностью, заложенной в новом изделии инженерной идеи и его эстетической неполноценностью, приведшей к потере многими утилитарными предметами присущего им в прошлом художественного значения. Осознание этого противоречия в середине 19 в. приняло вначале форму романтического призыва к возрождению средневековых ремесленных традиций (Дж. Рескин, У. Моррис), несостоятельность которого вскоре стала очевидной[2,с.23-26].Основы западноевропейского художественного конструирования закладывались в теоретических и практических работах художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса (Германия), Художественное конструирование .Ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), в деятельности Немецкого Веркбунда и "Баухауза". В 1930—40-е гг. центр художественного конструирования перемещается из Европы в США, где оно развивается преимущественно в форме технологической номенклатуры коммерческого дизайна и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. Американские промышленные фирмы создают отделы художественного конструирования, возникает большое количество проектных и консультативных дизайнерских фирм. Для практики художественное конструирование капиталистических стран характерно создание промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами. Здесь имеются также отдельные примеры успешного использования художественное конструирование для повышения эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение космоса, Мирового океана и т.п.). Одной из важнейших сфер применения художественного конструирования в 1960—70-х гг. стало создание т.н. фирменного стиля для крупных промышленных предприятий и корпораций, который охватывает продукцию, упаковку, рекламу, транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художественными признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетическим уровнем, однако такого рода решения диктуются в основном рекламно-коммерческими соображениями. [2].

Главный критерий - совпадение профессионального видения дизайнера и вашего восприятия. Конечная цель - полностью законченная квартира, коттедж или офис. При разработке каждого дизайн-проекта мы учитываем все основные индивидуальные особенности заказчика: физиологические: возраст, пол, комплекция человека, эргономические требования к помещению и предметам интерьера. Психологические: тип личности, склад характера, темперамент, цветовое и пространственное восприятие. Социальные: семья, профессия, хобби, круг общения. Стилистические: выбор и синтез художественного направления в интерьере, предпочтения к тем или иным стилям[5].

Технологический выбор начинается с традиционных розеток и выключателей, заканчивая домашними кинозалами, системами климат-контроля и «умного дома». Основные этапы работ над дизайн-проектом. По согласованному графику в рамках дизайн-проекта интерьера выполняются следующие этапы: обметочный чертёж, зонирование помещения на разные по своей функциональности зоны, планировочное решение. Создание эскизов, раскрывающих основное стилевое, объёмно-планировочное и колористическое решение (стиль, пространство и цвет). Технический этап, итогом которого является оговорённый комплект чертежей. Разработка рабочих чертежей по помещениям включает в себя (демонтаж, монтаж, строительный план, план полов, план потолков, план электрооборудования, выключателей, осветительных приборов, план дверных проёмов, привязка канализации, развёртки санитарных узлов и т.д.). Развёртки комнат, чертежи декоративных ниш, сложных узлов по необходимости[7].

«Авторский надзор» - комплекс мероприятий, осуществляемый для обеспечения соответствия технологических, архитектурно-стилистических, строительных и других технических решений и показателей вводимого в эксплуатацию объекта решениям и показателям, предусмотренным в утверждённой Заказчиком проектной документации.

Авторский надзор предполагает плановое (раз в несколько дней) посещение объекта для уточнения деталей проекта и внесения соответствующих замечаний в Журнал производства работ, а также решение вопросов по проектной документации, возникающих у Заказчика, строительного подрядчика, других юридических и физических лиц по указанию Заказчика. Решение указанных вопросов может производиться на объекте или в офисе Исполнителя[3].

 

Вопросы для закрепления материала:

 

1. В чем специфика дизайна по сравнению с другими видами творческой художественной деятельности?

2. В чем заключается процесс художественного конструирования, методические особенности дизайн процесса?

3. В чем роль творческая проектной деятельности, направленной на совершенствование окружающей человека предметной среды?

4. Каковы цели «авторского надзора»?

 

Литература

Учебники и учебные пособия

 

1. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество / Пер. с немецкого. - М: Мир, 1969.

2. Грашин А.А. Методология дизайн проектирования элементов среды, М.:-Архитектура-С.,2004.

3.  Ермолаев А.В. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер М.: Республика, 2006.

4. Дизайн . Функция, форма, качество / Пер. с нем. - М.: Мир, 1969.высшей школе. - М.: ВНИИТЭ, 1994.

5. Курьерова Г.Г. Проектный реализм, рационал-функционализм и проблема объективного метода / Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1993.

6. Лe Корбюзье. Архитектура XX века / Пер. с франц. - М: Прогресс, 1970.

7. Методика художественного конструирования. – ВНИИТЭ,1973.-173с.М.

8. Сто дизайнеров Запада. М.: ВНИИТЭ, 1994.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 359.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...