Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема17. Механизм дизайн процесса.




Познавательная, критическая и преобразовательная установки субъекта проектирования и их взаимосвязь

План лекции

1. Дизайн-проектирование как процесс.

2. Нормативные и содержательные этапы процесса проектирования.

3. Аспекты дизайн-процесса.

4. Объект и субъект - вещь и дизайнер.

Содержание лекции

Дизайн-проектирование как процесс. Нормативные и содержательные этапы процесса проектирования.

Особенности проектного мышления (проблематизация, целеполагание, концептуальность и др.), их место в процессе дизайн-проектирования. Стратегии и тактики в дизайн-проектировании, их характеристики и разновидности.

Дизайнерская деятельность реализуется в процессе проектирования. Процесс этот сложен и многопланов и требует развернутого методического описания. С точки зрения деятельности процесс можно рассматривать как последовательное выполнение действий (операций) для получения намеченного результата. Можно представить его и как развернутое во времени движение от некоторой условной исходной ситуации к условно конечной цели. Он может быть рассмотрен во взаимодействии внутренних и внешних факторов проектирования, в логике развития проектной мысли и преобразования объекта, как этапы создания проектной документации и т.п. Основанием для выделения способов методического описания дизайн-процесса послужила методологическая модель проектной деятельности, включающая в себя следующие основные её элементы: «предмет», «объект», «субъект», «операция», «этап».[2].

Фундаментальной категорией, определяющей процесс проектирования, является цель проекта. От целей зависят направление и содержание процесса, используемые методы и средства и т.д.

Цели различаются и в таком отношении: одни задаются извне (заказом на разработку, например), другие ставит сам дизайнер. Одни определяются с самого начала, другие появляются по мере развития процесса проектирования.

Круг целей, реализуемых дизайнером в процессе проектирования вещи, в общем виде предопределён самой природой дизайна. Специфика дизайн-деятельности, отражённая в основных категориях профессионального мышления дизайнера - «образ», «функция», «морфология», «технология» - и в их особом, профессионально-дизайнерском содержании, проявляет себя в конкретных целях, реализуемых в процессе проектирования объекта.

Цели дизайнерского проекта структурированы категориями «образ», «функция», «морфология», «технология». Эта структура целей дизайн-проекта предполагает соответствующую структуру самого дизайн-процесса: цели должны найти адекватное выражение в процессе.

Аспекты дизайн-процесса.Базисом проектной деятельности является технологическое, морфологическое и функциональное проектирование. Специфика дизайн-деятельности, включает в себя эти три элемента, и определяется также художественно-образным проектированием. Технологическое, морфологическое, функциональное и художественно-образное проектирование в дизайне выступают единым блоком. Включение этих элементов в дизайн не подменяет специализированных форм проектирования - конструкторского, технологического и пр.

Объект и субъект - вещь и дизайнер.В названных четырёх аспектах дизайн-процесса разворачивается деятельность дизайнера с вещью – субъекта с объектом.

Объект процесса проектирования выступает в разных формах

Прежде всего, он дан в форме заказа. Заказ есть своего рода контурное описание объекта, в котором он выступает в виде исходных целевых свойств будущей материальной вещи. В свою очередь целевые свойства объекта являются выражением определённой социально-культурной потребностью, и заказ является её прямым следствием.

По мере разворачивания дизайн-процесса объект трансформируется, обретая все большую определённость и черты материальности. С этой точки зрения дизайн-процесс может быть определён как переход объекта из одного состояния в другое.

Связанные с объектом цели, потребности, проблемы, условия, ограничения пропускаются через сознание и мироощущение дизайнера. Подход к объекту проектирования обусловлен проектно-профессиональной идеологией дизайнера - совокупностью идеалов, целей, норм, принципов дизайнерского проектирования.

Таким образом, объект - вещь и субъект - дизайнер приходят в соприкосновение и взаимодействие.

На пересечении социально-культурной позиции дизайнера с объектом возникает основная проблема дизайн-проектирования. Дизайнер в соответствии со своей позицией рассматривает и формулирует цели проектирования, выявляет потребности в объекте. Таким образом, проектная ситуация в конечном счёте создаётся самим дизайнером. На этой почве и формируется концепция данной вещи и её проектный замысел - общее представление о том, каким должен стать объект в результате разработки. С точки зрения субъекта процесс дизайнерского проектирования выглядит как рождение, развитие и воплощение замысла.[2].

Механизм дизайн-процесса.Для того чтобы объект и субъект пришли во взаимодействие и процесс проектирования состоялся, необходимо наличие трёх исходных установок субъекта:

- познавательной;

- критической (ценностной);

- преобразовательной (творческой, проектной).

Познавательная установка направляет дизайнера к изучению, познанию объекта (социально-культурной ситуации).

Критическая установка - к переосмыслению объекта (ситуации), к выявлению его негативных сторон, она обеспечивает ценностное отношение дизайнера к объекту, задаёт идеал и способствует формированию проблемы и целей проектирования.

Преобразовательная установка приводит в движение творческий потенциал дизайнера, актуализирует его способность переформирования объекта.

Этапы дизайн-процесса.В последовательном развитии дизайн-процесса та или другая позиция дизайнера становится в определённый момент доминирующей. Этой сменой доминанты дизайн-процесс структурируется по этапам.

Типизация дизайн-процесса по этапам находит выражение и оформление в различных нормативных материалах: стандартах, инструкциях, методиках. Эти материалы отражают представление о дизайн-процессе как о последовательном выполнении типизированных этапов со своими задачами и результатами - так называемое нормативное представление.

Нормативами определены следующие стадии разработки дизайн-проектов.

Первая стадия - проведение предпроектных исследований и раз­работка дизайнерской документации технических предложений.

Вторая стадия - разработка дизайнерской документации эскизного проекта.

Третья стадия - разработка художественно конструкторская документация технического проекта.

Стратегия и тактика в дизайн-процессе:

Каждый конкретный проект - всегда новая задача. Степень её сложности, специфика объекта, личные качества дизайнера, отведённый срок работы - все это требует конкретного планирования процесса, даже если дизайнер при этом ориентируется на заданную общую нормативную схему. Порядок основных действий по достижению намеченных целей составляет проектную стратегию. Стратегия при этом понимается не как график работы дизайнера, а как общее направление действий в той или иной ситуации проектирования.

Разработка дизайн-концепции - центральный этап во всем процессе разработки дизайн-проекта.

Дизайн-концепция - это замысел дизайн-проекта, обобщённо и конструктивно излагающий идею решения актуальной, научно обоснованной проблемы и пути достижения поставленных целей.

В структуру дизайн-концепции входят следующие смысловые блоки:

- профессиональная идеология, определяющая ценностные ориентации дизайн-проекта, задающая художественный идеал проектируемого объекта и культурные образцы-носители художественной программы формообразования системного объекта;

- система принципов дизайнерского проектирования объекта;

- принципиальная проектная модель - образ объекта, представляющая собой конкретизацию типологических и классификационных моделирующих пространств;

- предварительное социально-экономическое обоснование эффективности решения проблемы.

В основе дизайн-концепции лежит принцип проектных классификаций: общих и частных (инструментальных).

Концепция, оформленная как документ, имеет несколько направлений адресатов. Во-первых, она транслирует единую проектную идеологию многочисленным участникам проектирования, обеспечивая единство в понимании целей, установок, средств, принципов, норм и т.д. Во-вторых, доведённая до заказчика, представителей планирующих органов, торговли и других заинтересованных специалистов, она служит основой для обсуждения, принятия ответственных решений и контроля. В-третьих, она транслирует вовне - через печать, сообщения, деловые встречи - идеи работы, информирует о перспективах, чем также может способствовать появлению и утверждению новых идей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 331.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...