Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пространственная структура, функционально-техническая
Структура План лекции 1. Морфология вещи. 2. Морфологическое проектирование. 3. Элементы пространственной структуры. 4. Категории функционально-технологической структуры.
Содержание лекции
Наше мышление устроено так, что наиболее понятным для него членением окружающего мира стало различие в не вещей. Обычно вещью называется материальный объект любого размера любой сложности, введённый человеком в свой обиход или изначально созданный им для своих нужд. Не удивительно, что структурной единицей дизайнерского проектирования прежде всего была осознана именно вещь (или комплекс вещей). Под морфологией в дизайне понимается материальная форма вещи, организованная в соответствии с её функциями. Самое общее свойство морфологии структурность. Функция, воплощаясь в материальной форме, обусловливает её специфическую организацию. Взаимодействие предметных форм порождает мир материальных форм, обладающих закономерной структурой. Выделяется два плана морфологической структуры: -пространственный; -функционально-технический. Тема пространства является фундаментальной для искусства, архитектуры и дизайна. В процессе проектирования она должна быть связана с образным и функциональным подходами. В плане морфологии пространство рассматривается только с точки зрения его формальных структурных свойств, создающих принципиальные возможности для поиска тех или иных форм. Функционально-техническая структура проявляет себя в многообразии свойств, связанных с материалом объекта и его физическим существованием в пространственно-временном континууме - жестокостью, упругостью, изменяемостью (динамикой), статичностью и т.д. Основные элементы пространственной структуры: фигура, величина, положение, порядок. Фигура - пространственное тело, характеризующееся определённой топологией – (её свойство – связанность) системой взаимного расположения в пространстве точек, линий, поверхностей, объёмов. Фигуры могут быть плоскими или объёмными, простыми или составными. Простая фигура состоит из одного элемента, составная - по крайней мере, из двух. Фигуры неодинаковые могут быть составлены из одинаковых фигурных элементов. На этом основан принцип унификации и агрегатирования. Возможен и другой вариант - одинаковые фигуры из неодинаковых фигур-элементов. В этом варианте воплощается принцип модульного расчленения объекта. Модуль является фундаментальным структурным элементом в построении морфологии промышленных изделий[3]. Простая фигура может иметь простую или сложную топологию. Так, гладкий цилиндрический стакан имеет простую топологию, одноэлементный пластмассовый стул, образованный с покривлённой в разных направлениях поверхностью, - сложную топологию. Это относится и к составным фигурам. Один из дизайнерских принципов – принцип трансформации простых фигур в сложные, а сложных в простые. Величина - это количественная категория. Она несёт в себе конфликт большого и малого. Средства выражения взаимосвязи большого и малого осмысляются в категории «масштабность». Трансформация величины осуществляется за счёт других морфологических свойств: топологических (складывающиеся поверхности), размерных (вкладывающиеся объёмы), конструктивных (шарниры, пружины, захваты, многопозиционные конструкции). Наиболее фундаментальным выражением компоновочного принципа «большого в малом» является модуль, понимаемый как большая структура, свёрнутая в исходную целостную единицу её построения. Положение - категория, определяющая пространственное положение одного элемента относительно другого: выше - ниже, слева - справа, внутри - снаружи. Необходимо предусмотреть для каждой детали такое место в системе целого, чтобы обеспечить оптимальный доступ к ней, учитывая реальные процессы эксплуатации изделия, частоту и последовательность операций сборки и разборки, простоту и минимальное количество этих операций. Порядок - это тип пространственного отношения между фигурами или их элементами: сближение - удаление, нарастание - убывание, симметрия - асимметрия, повторение, группирование. При построении типоразмерного ряда может быть использована арифметическая или геометрическая прогрессия. В результате получаются возрастающие или убывающие морфологические структуры. Функционально-техническая структура - это материальная структура, предназначенная для выполнения той или иной технической функции. В этом случае взаимодействующие вещь и человек должны рассматриваться как единая конструктивная система техноформа. Например, с конструктивной точки зрения стул и человек, сидящий на нем, образуют единую материальную систему. Дизайнер трансформирует и сводит все человеческие функции к функциям техноформы. Чтобы удовлетворить человеческие потребности, такой стул должен обладать устойчивостью, жёсткостью конструкции, лёгкостью передвижения и т.п. [1, c.34]. Параметры техноформы суммируются в единой технической функции, которая есть имманентное свойство материальной структуры. Техноформу определяют техническая функция, материал и структура. Техническая функция является структурным свойством техноформы, обеспечивающим технические функции или технические эффекты: устойчивость - неустойчивость, сборность - разборность, статичность - динамичность, жёсткость -подвижность, скорость, мощность и т.д. Заточив металл, мы получим эффект разрезания, сверления, точения, фрезерования и т.п. Соединив два материальных элементы тем или иным способом, получим простейшие механизмы - рычаг, ножницы, клещи, пинцет и т.д. Воплощение общественных функций в морфологии связано с функциями-эффектами. Например, эффект охлаждения, получаемый с помощью современных холодильных установок - это трансформированная общественная потребность в холоде. Трансформируя социально-культурную потребность в технический эффект, дизайнер соотносит структуру потребностей с морфологическими свойствами материальной структуры (техноформы). Материальная структура - носитель многих функций. Так, холодильник должен не только охлаждать, но и быть ёмкостью определённой вместимости, быть приспособленным для хранения продуктов, снабжён освещением и т.д. Часы должны не только показывать время, но и быть ударопрочными, пылевлагонепроницаемыми, надёжно крепиться на руке, украшать человека и т.д. Материал. Выбор материала должен определяться конструктивными и функциональными задачами. Способ формообразования должен учитывать природные и технологические свойства материала. Эти свойства выражаются в пластичности или жёсткости, гибкости или хрупкости, лёгкости или тяжести, прозрачности или непрозрачности и т.д. Найденные соответствия между материалом и формой не должны превращаться в стереотипы. Не одностороннее следование выбранному принципу, а столкновение материала и формы, их взаимоопределение - источник целесообразных и остроумных дизайнерских решений. Структура. Дизайнер организует материал тем или иным техническим способом. При этом он исходит из поставленной задачи (добиться устойчивости, транспортируемости, сборности - разборности и т.д.) и из природных возможностей материала. Получаемая в результате морфологическая целостность и есть структура - структурная форма, конструктивная форма, конструкция[2,c.5-15]. Таким образом, структура является результатом пересечения двух направлений проектного действия: решения задач, связанных с технической функцией, и решения задач, связанных с материалом. В проектировании наиболее целесообразен морфологический подход при поиске формы на основе пространственной перекомпоновки изделия — прототипа, преобразования конструктивных связей прототипа, а также в процессе проектирования на основе переосмысления функциональной структуры деятельности, которую осуществляет человек с помощью данного объекта.
Вопросы для закрепления материала: 1. В чем заключается суть морфология вещи? 2. В чем особенности морфологическое проектирование? 3. Каковы элементы пространственной структуры? 4. Какие основные категории функционально-технологической структуры в проектировании вещи? Литература Учебники и учебные пособия
1. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество / Пер. с нем. - М : Мир, 1969. 2. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / Пер. с франц. М.: Республика, 2006. 2. ГрашинА.А. Методология дизайн проектирования элементов среды, М.:-Архитектура-С.,2004. 3. Ермолаев А.В. Очерки о реальности профессии архитектор – дизайнер: Учебное пособие. - М.: Архитектура-С, 2004. 4. Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер.с англ. М.: Д.Аронов, 2004. 5. Розеисон И.А. 4.Дизайн как предметное творчество. Гл. 2: Предметное мышление в стремлении к гармонии // Основы теории дизайна: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 408. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |