Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глобальные компьютерные системы бронирования (GDS)




Примеры систем этого типа представлены в табл. 15.9.

Таблица 15.9 Глобальные компьютерные системы бронирования

 

Веб-сайт Название системы
http://www.amadeus.ru AMADEUS
http://www.galileo-cis.com Galileo
http://www.sirena-travel.ru «Сирена-Трэвел»

Автоматизированная распределительная система (АРС) «Сирена-Трэвел» — это программно-аппаратный комплекс, взаимодействующий с инвенторными системами бронирования авиаперевозчиков(АС «Сирена-2000», АС «Сирена-2.3», АС «Сирена-3», АС «Габриэль») и обеспечивающий отображение информации о расписании рейсов, наличии мест и тарифах авиаперевозчиков и бронирование авиатранспортных и туристских услуг посредством абонентов системы — агентств по продаже авиаперевозок и туристических агентств.

Структура сети передачи данных (СПД) ГСБ — это распределенная сеть, объединяющая центры обработки данных и пульты: рабочие места кассиров, технологов и т. д. Скелет сети образуют узлы сети, а также их аналоги — транспортные станции. К узлам сети подключены серверы, на которых размещена база данных, содержащая информацию о вылетающих рейсах (расписание), о наличии свободных мест и тарифах, а также служебную и вспомогательную информацию. Сеть передачи данных выполняет доставку запроса от пульта к нужной базе данных и ответа пульту от базы.

Подключение к СПД отдельных пультов, а также узлов сети выполняется через:

♦ выделенную линию;

♦ коммутируемую линию;

♦ сеть Х.25;

♦ Интернет и цифровые сети.

Возможно подключение с применением радиомодемов.

Требуется установка специального программного обеспечения и, возможно, дополнительного оборудования.

В ГСБ AMADEUS возможно подключение через Интернет на основе использования браузера Amadeus Pro Web. Создается специальный терминал. Доступны рейсы более 680 авиакомпаний. На терминале возможна билетопечать. Доступны бронирование гостиничных номеров с моментальным подтверждением, автомобилей и оформление страховых полисов.

Для организации так называемых точек продаж туристских услуг используется программный продукт Amadeus Vista, обеспечивающий доступ турагента к базам данных GDS. Программа обеспечивает бронирование авиабилетов, мест в гостиницах, автомобилей, круизов, оформление страхового полиса (рис. 15.26). В перспективе — реализация бронирования железнодорожных билетов, наземных перевозок.

Программа имеет удобный графический интерфейс пользователя, так при подборе гостиницы туристу могут быть продемонстрированы ее фотографии, карта месторасположения. При заказе авиабилета возможен просмотр карты мест в салоне самолета. При бронировании гостиницы доступна карта ее месторасположения (рис. 15.27). Для работы Amadeus Vista необходим доступ в Интернет, который может быть реализован как по выделенной, так и по коммутируемой линиям.

 

Туристский интернет-портал - крупный сайт, предлагающий посетителю разнообразные услуги (поиск туров, заказ билетов, поиск отеля и др.), и содержащий разнообразную информацию по туристской тематике (описания стран, перечень турфирм, отзывы туристов, погода, курсы валют, различные справочники и др.).

Туристские порталы характеризуются достаточно высокой посещаемостью, поэтому многие крупные предприятия сферы сервиса размещают на них свою рекламу.

Примеры порталов:

♦ http://www.tours.ru — «100 Дорог»;

♦ http://www.turizm.ru — каталог путешествий.

CRM-система — система управления взаимодействием с покупателем (Customer Relationship Management). Это программный продукт, предназначенный для накопления и обработки информации о клиенте с целью обслуживания с учетом его предпочтений и повышения вероятности приобретения им предлагаемых услуг.

Система управления контентом представляет собой набор сервисов для разработки и администрирования туристских веб-сайтов. Сервисы доступны пользователям, пользующимся услугами хостинга компании-разработчика системы управления контентом.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие информационных технологий управления в социально-культурном сервисе и туризме.

2.Приведите структуру информационных технологий управления в сфере сервиса и туризма.

3.Охарактеризуйте классы прикладного программного обеспечения, используемого в сфере сервиса и туризма.

4.Назовите функции программных средств автоматизации деятельности туроператоров и турагентств.

5.Дайте понятие программного комплекса автоматизации гостиницы. Из каких подсистем он состоит?

6.Приведите функции системы управления гостиницей.

7.Каким образом сайт гостиницы может повысить эффективность управления ею?

8. Дайте понятие автоматизированной системы управления рестораном. Каковы ее функции, структура?

9. Приведите функции программного средства автоматизации музея.

10. Сравните системы бронирования туроператоров и системы бронирования, консолидирующие предложения многих туроператоров.

11. Приведите этапы технологии бронирования гостиничных номеров в системах онлайн-бронирования отелей, экскурсий, автомобилей и других туристских услуг.

12. В чем заключаются особенности функционирования глобальных
компьютерных системы бронирования (GDS)?

13. Дайте определения туристского интернет-портала, CRM-системы, системы управления контентом.

 

 


Риск-менеджмент

16.1. Сущность, основные элементы и виды риска. Основные причины предпринимательских рисков в сфере сервиса и туризма

В условиях рыночных отношений проблема оценки и управления рисками приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная часть теории и практики управления.

Большинство управленческих решений принимаются в условиях риска, что обусловлено рядом факторов: отсутствием полной информации, элементами случайности и др.

Кроме того, управление предприятием сферы сервиса и туризма -это прежде всего управление на основе постоянных нововведений А такая модель инновационного развития носит рисковый характер, так как предполагает постоянные изменения ассортимента, предложений, цен на них и т. д. Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение новшеств и на смелые, нетривиальные действия, а это усиливает риск.

Риск можно определить как неопределенность в отношении возможных потерь на пути к цели. Для более полной характеристики определения «риск» целесообразно выявить понятие «ситуация риска», так как оно непосредственно сопряжено с содержанием термина «риск». Понятие ситуация можно определить как сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности [24]. Рискованной ситуации сопутствуют три условия:

♦ наличие неопределенности;

♦ необходимость выбора альтернативы;

♦ возможность оценить вероятность осуществления альтернатив.

Деятельность любого предприятия, в том числе и предприятия сферы сервиса и туризма, сопряжена с риском, в силу того что оно функционирует в среде, которая характеризуется сложностью и динамизмом [28]. Сложность определяется количеством факторов внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие, и тем, насколько эти факторы схожи между собой. Динамизм внешнего окружения характеризуется тем, как быстро оно меняется (остается в основном стабильным или является динамичным, изменчивым). В связи с этим можно выделить четыре типа ситуаций (рис. 16.1) [28].

 

1 Ситуация низкой 2 Ситуация умеренной
неопределенности: неопределенности:
факторов мало; факторов много;
факторы схожи; факторы не схожи;
факторы не меняются факторы не меняются
3 Ситуация умеренно 4 Ситуация высокой
высокой неопределенности:
неопределенности: факторов много;
факторов мало; факторы не схожи;
факторы схожи; факторы постоянно
факторы постоянно меняются
меняются  

                             Низкая                             Высокая

Степень сложности внешней среды

Рис. 16.1. Основные типы ситуаций в зависимости от характера факторов внешней среды

 

Наиболее благоприятной является ситуация, характеризуемая низкой неопределенностью (квадрант 1 на рис. 16.1)! В этом случае можно предположить, что внешняя среда не будет преподносить много «сюрпризов».

Ситуация умеренной неопределенности (см. рис. 16.1, квадрант 2) является уже более напряженной. Элемент значительного риска вносит высокая степень сложности внешней среды. Однако она не претерпевает частых серьезных изменений и является достаточно стабильной.

Ситуация, характеризуемая умеренно высокой неопределенностью (см. рис. 16.1, квадрант 3), требует от фирмы достаточной гибкости в связи с постоянно меняющимися условиями внешней среды.

Наибольшую сложность представляет собой ситуация высокой неопределенности (см. рис. 16.1, квадрант 4). Это связано с тем, что внешняя среда полна динамизма и неопределенности.

Каждая из рассмотренных выше ситуаций требует своего специфического подхода к организации деятельности предприятия.

Специфика работы большинства туристских предприятий такова, что им приходится иметь дело по крайней мере с двумя уровнями неуправляемых факторов (неопределенности) вместо одного: внутренними неуправляемыми аспектами — отечественными (в родной стране), которые могут влиять на успех деятельности туристского предприятия, и внешними (иностранными) неуправляемыми аспектами — полный набор неуправляемых факторов внешней международной среды. Неопределенность создается неуправляемыми элементами всех сред бизнеса, но каждая страна, в которой действует компания, добавляет свой уникальный набор неуправляемых факторов. Доход от бизнеса может уменьшиться в случае неблагоприятного изменения политической или экономической ситуаций в государстве. Так, например, природные катаклизмы в Юго-Восточной Азии привели к тому, что значительная часть туристов отказалась от запланированной поездки в этот регион. Теракты в США сильно повлияли на турпоток в эту страну. Введение визового режима в Чехии для туристов из России также значительно уменьшило количество выезжающих туда граждан России.

Следует отметить, что ситуация риска качественно отличается от ситуации неопределенности. Последняя характеризуется тем, что вероятность наступления результатов решений или событий в принципе неустанавливаема. Ситуация риска включает в себя следующие элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность (рис. 16.2).

 

 

 


Рис. 16.2.Элементы, характеризующие сущность риска

 

Важным элементом риска является наличие вероятности отклонения от выбранной цели. Любой риск имеет математически выраженную вероятность наступления потери, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой точностью. Чтобы количественно определить величину риска, необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий. Вероятность означает возможность получения определенного результата. Применительно к экономическим задачам методы теории вероятности сводятся к определению значений вероятности наступления событий и к выбору из возможных событий самого предпочтительного исходя из наибольшей величины математического ожидания. Иначе говоря, математическое ожидание какого-либо события равно абсолютной величине этого события, умноженной на вероятность его наступления.

Вероятность наступления события может быть определена объективным или субъективным методом.

Объективная мера рисков опирается на исторические статистические данные о прошлых потерях, на гипотезы о тенденциях, состоянии и возможном развитии вероятности этого типа потерь сегодня и в будущем, на вычисление частоты, с которой происходит данное событие.

Субъективные оценки опираются на интуицию предпринимателя. Промежуточное положение занимает метод экспертных оценок. Все мы — люди и организации, осознанно или неосознанно — постоянно оцениваем степень чистой рискованности наших начинаний.

Два основных параметра таких оценок:

♦ вероятность потерь (чем она выше, тем больше риск);

♦ величина потерь (чем она больше, тем опаснее риск).

Среднее ожидаемое значение — это то значение величины события, которое связано с неопределенной ситуацией. Среднее ожидаемое значение является средневзвешенным для всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты или веса соответствующего значения.

Исходя из вышеизложенного можно дать следующее наиболее полное определение риска [10]. Риск — это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Запуск любого бизнеса — это риск. Предприниматель должен детально знать все участки и этапы своего бизнеса. И одна из главных задач, особенно вначале, — хорошо осознавать совокупность рисков, характерных для каждого участка и этапа.

В литературе риски подразделяют по нескольким классификационным признакам (рис. 16.3). Рассмотрим некоторые их виды более подробно.

 


Страховой риск — вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых осуществляется страхование. На нормальном страховом рынке давно устоялись следующие основные категории стандартно страхуемого риска [25]:

персональный риск — возможность материальных и/или эмоциональных потерь, которые может понести личность (смерть, травма, потеря трудоспособности, болезнь, безработица и т. д.);

имущественный риск — возможность материальных потерь в результате повреждения, разрушения или хищения того или иного имущества, принадлежащего человеку или организации;

риск ответственности — возможность экономических потерь в результате того, что человек или организация будут в законном порядке признаны виновными в нанесении ущерба другим лицам и организациям;

риск несоответствия — возможность того, что продукция или услуга фирмы не соответствует стандарту или договору. Неустойки, моральный и материальный ущерб, проистекающие из этого, можно застраховать.

Существует группа рисков, которые страховые компании не берутся страховать (например, нельзя застраховать предприятие от того, что оно не получит сверхприбыль, и т. д.). Но именно взятие на себя нестрахуемого риска является потенциальным источником роста прибыли предпринимателя.

Нормальная страхуемость риска определяется двумя критериями:

♦ случайный характер потерь (событие, приводящее к потерям, не должно быть предопределенным или преднамеренно подстроенным);

♦ финансовый характер потерь (потери должны быть измеримы и возместимы деньгами).

Существуют риски, не соответствующие одному из критериев. Есть, к примеру, риск безответной любви, которая может разрушить всю жизнь, но в деньгах вряд ли измерима. Нормальный страховщик такие риски не страхует. Однако на рынке есть сектор экзотической страховки, где страхуют множество необычных рисков.

Обычно под причиной возникновения конкретной рисковой ситуации подразумевается какой-то источник (фактор), вызвавший неопределенность ситуации. Для риска такими источниками являются непосредственно хозяйственная деятельность, действия самого предпринимателя и особый вид знаний — информация. Поэтому по природе возникновения различают хозяйственный риск; риск, связанный с личностью предпринимателя; риск, обусловленный недостатком информации. Последний тип риска наиболее важен в современных условиях хозяйствования. Недостоверность информации о партнерах (заказчиках или поставщиках), особенно об их деловом имидже и финансовом состоянии, грозит предпринимателю риском быть обманутым. Неполная информация о конкурентах при выходе на новый рынок может также стать источником потерь для предпринимателя.

По ожидаемым результатам выделяют спекулятивный и чистый риски.

Чистый риск — это возможность неожиданной или незапланированной потери без альтернативы возможного выигрыша. Чистые риски означают возможность получения убытка или нулевого результата.

Спекулятивный риск — это ситуация с возможностью не только претерпеть потери, но и приобрести некие выгоды из различных вариантов развития событий. В бизнесе этот класс рисков встречается на каждом шагу. В принятии такого рода рисков на себя, собственно, и состоит роль предпринимателя в экономике.

Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. Разновидностью спекулятивного риска являются финансовые риски. Инвестор, осуществляя вложение капитала, заранее знает, что для него возможны только два вида результатов — доход или убыток. Особенностью финансового риска является вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с фондовыми ценными бумагами, то есть риска, который вытекает из природы этих операций. К финансовым рискам относятся кредитный, процентный, валютный и риск упущенной финансовой выгоды.

Риски могут возникнуть вследствие внутренних решений или воздействия внешней предпринимательской среды.

Под внешними факторами понимаются те условия, которые предприниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел.

Согласно данным социологических опросов предпринимателей, наиболее опасными для ведения цивилизованного бизнеса являются следующие факторы (табл. 16.1) [25].

Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятель­ности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия не могут ока­зывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уро­вень риска, но способствуют его изменению (рис. 16.4).

Таблица 16.1Факторы предпринимательского риска

 

Возможные факторы риска В% к числу опрошенных
Недобросовестностьроссийских деловых партнеров 61
Вымогательство со стороны государственных чиновников 57
Политическая нестабильность 55
Финансовая нестабильность 53
Ущемление прав предпринимателей государственными органами и должностными лицами 23
Вымогательство со стороны криминальных структур 44

 

Не менее многочисленны и внутренние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. В экономической литературе выделяют четыре группы таких факторов:

♦ стратегия фирмы;

♦ принципы деятельности компании;

♦ ресурсы и их использование;

♦ качество и уровень использования маркетинга.

Эти группы факторов включают в себя десятки конкретных действий в каждой фирме.

Для предприятий сферы сервиса и туризма наибольший интерес представляет изучение предпринимательских рисков. В целом, предпринимательский риск — это риск, возникающий при любых видах деятельности, связанной с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией и т. д.

Основными причинами предпринимательского риска в сфере сервиса и туризма являются следующие.

1. Невостребовапностъ произведенных туристских услуг. Данный риск возникает вследствие отказа потребителей от приобретения произведенного определенным предприятием турпродукта. Его невостребованность может привести к тому, что туристское предприятие окажется в затруднительном финансовом положении.

Степень риска во многом зависит от того, какие схемы компания использует при работе с поставщиками услуг. Так, если турфирма работает с ними напрямую и приобретает блок мест у гостиницы или авиакомпании на условиях комитмента (жестким блоком), то риск реализации целиком возлагается на туроператора, любой простой номеров или невостребованность мест на воздушном судне не компенсируется, а выплаченная оператором сумма не возвращается ни в каком виде.

При работе посредством meet-компании в соответствии с действующими в международном туристском бизнесе правилами и обычаями потерпевшая сторона, то есть принимающая фирма, может настаивать на компенсации расходов, понесенных в связи с аннуляцией тура. Вопросы аннуляции уже рассматривались в гл. 8. Причинами возникновения этого риска являются:

♦ квалификация обслуживающего персонала (работников);

♦ организация технологического процесса производства услуг;

♦ организация продажи туруслуг;

♦ организация рекламы производимых услуг;

♦ управление предприятием;

♦ маркетинговые исследования рынка туристских услуг и др.

Уровень риска невостребованности услуг зависит от уровня квалификации обслуживающего персонала предприятия сферы услуг, его деловых качеств и личной заинтересованности. Организация технологического процесса в производстве туристского продукта также сказывается на уровне риска невостребованности услуг. Использование новейших информационных технологий значительно влияет на организацию технологического процесса. Риск невостребованности услуг может возникать в связи с тем, что реклама недостаточна или избыточна по интенсивности, частоте доведения ее до потребителя; неверно сегментирована, то есть неверно распределены различные по содержанию рекламные ролики между различными группами потенциальных покупателей; выбраны не самые эффективные для определенного сегмента рынка или для определенной группы потребителей формы рекламы.

Следует учитывать также политическую нестабильность. Во избежание возможности риска надо тщательно изучать и анализировать обстановку в регионах и странах нахождения фактических и потенциальных потребителей туристских услуг. Демографический фактор также влияет на риск невостребованности услуг турпредприятий.

2. Неисполнение хозяйственных договоров (контрактов). Многочисленные и разнообразные деловые связи между турпредприятиями и потребителями их услуг опосредуются заключением хозяйственных договоров в соответствии с гражданским законодательством. Хозяйственная деятельность базируется на сделках, своевременное исполнение которых хозяйствующими партнерами и потребителями является важным условием устойчивой работы фирмы.

Чтобы по возможности избежать возникновения риска, руководители (менеджеры) турфирм должны при заключении и исполнении хозяйственных договоров руководствоваться соответствующими статьями ГК РФ и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими договорные отношения с хозяйствующими партнерами или физическими лицами.

Если отказ происходит по инициативе туриста, на него налагаются штрафные санкции, влекущие невозврат депозита или стоимости тура, внесенных туристом ранее.

Особого рассмотрения требует вопрос о разграничении ответственности между туроператором и турагентом, а также между туроператором и принимающей стороной при отказе туриста от забронированных услуг. Если отказ туриста объективно-мотивирован неудовлетворенностью условиями тура, то ущерб несет виновная сторона, которая неправильным образом информировала туриста о содержательной стороне турпоездки и ее условиях. В каждом конкретном случае должны быть изучены обстоятельства и принято правильное решение об отнесении ущерба. Вопросы разделения ответственности между направляющим и принимающим туроператором были рассмотрены ранее (см. гл. 8).

3. Усиление конкуренции. Причин возникновения в процессе хозяйственной деятельности туристского предприятия риска усиления конкуренции множество, здесь приведены основные, на которые следует обращать внимание в первую очередь:

♦ утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников фирмы, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;

♦ несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная или неверная информация о конкурентах;

♦ замедленное введение новаций по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных услуг;

♦ недобросовестность конкурентов, использующих в конкурентной борьбе любые методы;

♦ появление на рынке производителей туруслуг, аналогичных услугам, способным удовлетворить спрос потребителей;

♦ появление новых предприятий-конкурентов.

Кроме вышеперечисленных, существуют и другие причины, влияющие на уровень конкуренции. Руководителям предприятий при организации хозяйственной деятельности необходимо помнить, что законодательством России не допускается недобросовестная конкуренция.

4. Возникновение непредвиденных затрат и снижение доходов. Риск возникновения непредвиденных расходов в первую очередь возникает в случае увеличения рыночных цен на услуги поставщиков туруслуг выше запланированного уровня из-за:

♦ ошибок в анализе и прогнозировании конъюнктуры на рынках
поставщиков;

♦ изменения политики ценообразования у поставщиков услуг, с которыми у производителя туруслуг заключены долгосрочные договоры, предусматривающие возможность пересмотра цен;

♦ уменьшения количества поставщиков, из которого турфирма может выбирать наиболее экономичных.

Сюда же относится риск потери прибыли вследствие вынужденных перерывов в реализации услуг. Косвенным убытком от простоя считается упущенная прибыль, затраты, связанные с ликвидацией последствий события, вызвавшего перерыв в работе, а также текущие расходы, которые несет турфирма независимо от того, продолжается производственный процесс или он приостановлен. Как правило, косвенный убыток значительно превышает непосредственные убытки, связанные с повреждением или уничтожением имущества.

5. Форс-мажорные риски. Данные риски связаны в основном с непредвиденными обстоятельствами, возникающими как внутри предприятия, так и за его пределами.

В целом следует отметить, что предпринимательские риски могут возникнуть при осуществлении деятельности в результате влияния многочисленных факторов.

16.2. Управление рисками предприятий сферы сервиса и туризма

В условиях объективного существования риска и связанных с ним финансовых, моральных и других потерь возникает потребность в определенном механизме, который позволил бы наилучшим из возможных способов с точки зрения поставленных предпринимателем (фирмой) целей учитывать риск при принятии и реализации хозяйственных решений. Таким механизмом является риск-менеджмент (управление риском) — деятельность руководителей фирмы, которая направлена на экономически эффективную защиту компании от нежелательных сознательных или случайных обстоятельств, в конечном счете наносящих материальный ущерб. Управление рисками, как и всякая управленческая деятельность, имеет свой логический аспект (принятие решений) и свою процедуру (последовательность действий).

Соответственно, управление рисками можно определить как процесс выработки и осуществления решений, которые минимизируют широкий спектр влияния случайных или злонамеренных событий, в конечном счете наносящих существенный материальный ущерб фирме [25].

Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы — объекта управления и управляющей подсистемы — субъекта управления. Объектом управления в риск-менеджменте выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К экономическим отношениям относятся связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т. д.

Субъект управления в риск-менеджменте — группа руководителей, которая посредством различных вариантов своего воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.

Среди основных принципов управления риском можно выделить следующие:

♦ нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал. Прежде чем принять решение в условиях риска, предприниматель должен:

• определить максимально возможный объем убытка в случае наступления рискового события;

• сопоставить его с объемом вкладываемого капитала и всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведут ли эти убытки к банкротству предприятия;

♦ необходимо думать о последствиях риска. Предприниматель, зная максимально возможную величину убытка, должен определить, к чему она может привести, какова вероятность риска. На основе этой информации необходимо принять решение о собственной ответственности за риск, передаче риска на ответственность другому лицу (случай страхования риска) или об отказе от риска (то есть от мероприятия);

♦ нельзя рисковать многим ради малого. Прежде чем принять решение о внедрении мероприятия, содержащего риск, необходимо соизмерить ожидаемый результат (отдачу) с возможными потерями, которые понесет предприниматель в случае наступления рискового события. Только при приемлемом для предпринимателя (фирмы) соотношении отдачи и возможных потерь следует принимать решение о реализации рискового проекта.

При раскрытии содержания рассмотренных принципов в определенной мере затронуты приемы управления риском (средства разрешения рисков), основными из которых являются избежание риска, снижение степени риска, принятие риска [25].

Избежание риска означает отказ от реализации мероприятия (проекта), связанного с риском. Это наиболее простое и радикальное направление в системе управления риском, так как позволяет полностью избежать возможных потерь и неопределенности.

Снижение степени риска предполагает сокращение вероятности и объема потерь. Риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой ожидаемой величины максимального и минимального дохода (убытка) от вложения капитала. Чем больше диапазон между максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска [25].

Одним из частных случаев снижения степени риска является передача риска, то есть передача ответственности за риск (полностью или частично) кому-то другому, например страховой компании.

Принятие риска означает оставление всего или части риска за предпринимателем, то есть на его ответственности. В этом случае принимается решение о покрытии возможных потерь собственными средствами.

В теории и практике управления риском сложился ряд правил, на основании которых осуществляется выбор того или иного приема управления риском и варианта решений. Основными из этих правил являются следующие [25]:

♦ максимум выигрыша (из возможных вариантов, содержащих риск, выбирается тот, который дает наибольшую эффективность результата при минимальном или приемлемом для инвестора риске);

♦ оптимальная вероятность результата (из возможных решений выбирается то, при котором вероятность результата является приемлемой для инвестора, при этом из всех вариантов выбирается тот, при котором выигрыш максимальный);

♦ оптимальная колеблемость результата (из возможных решений выбирается то, при котором вероятности выигрыша и проигрыша для одного и того же рискового вложения капитала имеют наименьший разрыв);

♦ оптимальное сочетание выигрыша и величины риска (из возможных решений выбирается то, которое позволяет получить ожидаемый выигрыш и одновременно избежать большого риска, то есть у которого соотношение дохода и потерь является наибольшим).

Руководствуясь указанными правилами, предприниматель может принять решение об увеличении степени риска, если оно не превышает приемлемые для предпринимателя потери и обеспечивает существенный рост прибыли.

Таким образом, в основе управления риском лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению риска, получение и увеличение отдачи в неопределенной хозяйственной ситуации.

Управление риском предполагает осуществление ряда процессов и действий, реализующих целенаправленное воздействие на риск. Упрощенная блок-схема процесса управления риском представлена на рис. 16.5 [25].

Рис. 16.5.Блок-схема процесса управления риском: 1 — сбор и обработка данных; 2 — качественный анализ риска; 3 — количественная оценка риска; 4 — оценка приемлемости риска; 5,11— оценка возможности снижения риска; 6, 12 — выбор методов и формирование вариантов снижения риска; 7 — оценка возможности увеличения риска; 8 — формирование и выбор вариантов увеличения риска; 9, 13 — оценка целесообразности снижения риска; 10 — оценка целесообразности увеличения риска; 14 — выбор варианта снижения риска; 15 — реализация проекта (принятие решения); 16 — отказ от реализации проекта (избежание риска)

 

Представленные на схеме этапы процесса управления риском мож­но разделить на две группы [25].

1.Анализ риска включает сбор и обработку данных по аспектам рис­ка, качественный и количественный анализ риска.

2.Меры по устранению и минимизации риска включают выбор и обо­снование предельно допустимых уровней риска, выбор методов снижения риска, формирование вариантов рискового вложения капитала, оценку их оптимальности на основе сопоставления ожидаемой отдачи (прибыли и т. п.) и величины риска.

Один из важнейших этапов процесса управления риском — сбор и обработка данных по аспектам риска, поскольку процесс управле­ния в первую очередь предполагает получение, переработку, передачу и практическое использование различного рода информации.

Данная информация играет особо важную роль в процессе качествен­ного и количественного анализа риска.

Качественный анализ предполагает:

♦ выявление источников и причин риска;

♦ определение этапов и работ, при выполнении которых возникает риск (установление потенциальных зон риска);

♦ установление всех возможных рисков;

♦ выявление практических выгод и возможных негативных по­следствий, которые могут наступить при реализации содержаще­го риск решения.

Результаты качественного анализа служат важной исходной инфор­мацией для осуществления количественного анализа.

Количественный анализ — это численное определение отдельных рисков и риска проекта (решения) в целом. На этом этапе устанавли­ваются численные значения вероятности наступления рисковых со­бытий и их последствий, осуществляется количественная оценка степени (уровня) риска, определяется также допустимый в данной конкретной обстановке уровень риска.

В литературе по проблеме риска приводится много различных ме­тодов количественной оценки риска, наиболее распространенными из которых являются статистический метод и метод экспертных оценок. Статистический метод заключается в том, что составляется наи­более вероятный прогноз на будущее на основе изучения статисти­ки потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном производстве, величины и частотности получения того или иного экономического результата. Недостатками данного метода является наличие значительного массива данных,«бор которых может обойтись весьма дорого. Поэтому часто при недостатке информации приходится прибегать к другим методам.

Экспертный метод заключается в получении количественных оценок риска на основании обработки мнений опытных предпринимателей или специалистов. Этот метод особенно эффективен при решении сложных неформализуемых проблемных ситуаций, когда неполнота и недостоверность информации не позволяют использовать статистический или другие формализованные методы для количественной оценки риска. Недостатками этого метода являются отсутствие гарантий достоверности полученных оценок, трудности проведения опроса экспертов и обработки полученных данных. Причем второй недостаток относится к преодолимым трудностям, а первый имеет принципиальное значение.

Наиболее приемлемым вариантом является комбинация статистического и экспертного методов.

В результате проведения анализа риска складывается картина возможных рисковых событий, вероятности их наступления и последствий. Полученные значения рисков сравниваются с предельно допустимыми, вырабатывается стратегия управления риском и на этой основе — меры предотвращения и уменьшения риска.

Меры по устранению и минимизации риска включают следующие этапы:

♦   оценка приемлемости полученного уровня риска;

♦   оценка возможности снижения риска или его увеличения (в случае, когда полученные значения риска значительно ниже допустимого, а увеличение степени риска обеспечит повышение ожидаемой отдачи);

♦ выбор методов снижения (увеличения) рисков;

♦ формирование вариантов снижения (увеличения) рисков;

♦   оценка целесообразности и выбор вариантов снижения (увеличения) рисков [25].

После выбора определенного набора мер по устранению и минимизации риска следует принять решение о степени достаточности выбранных мер. В случае достаточности проект реализуется (принятие оставшейся части риска), в противном случае целесообразно отказаться от него (избежать риска).

Деятельность туристских предприятий предполагает высокие коммерческие риски операций на рынках путешествий. В связи с этим возникает необходимость в использовании определенных методов снижения степени риска. Следует отметить, что в мировой практике применяется множество различных, зачастую весьма оригинальных путей и способов снижения риска. Наиболее общими, широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются:

♦ страхование;

♦ резервирование средств;

♦ диверсификация.

Страхование — один из наиболее распространенных способов-снижения рисков. В общем случае страхование — это соглашение, по которому страховщик (страховая компания) за определенное обусловленное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя обязательство возместить страхователю убытки или их часть (страховую сумму), произошедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей и/или случайностей (страховой случай), которым подвергается страхователь или застрахованное им имущество.

Таким образом, страхование представляет собой совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда и использования его для возмещения ущерба и выплаты страховых сумм. Сущность страхования состоит в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение кому-либо другому, то есть в распределении ущерба между участниками страхования.

Страхование рисков туристских фирм включает финансовые риски, ответственность по искам туристов, их родственников, третьих лиц. К числу финансовых рисков относятся:

♦ коммерческие риски (неоплата или задержка оплаты, штрафные санкции контрагента при непризнании им обстоятельств нарушения контракта форс-мажором);

♦ банкротство фирмы;

♦ изменения таможенного законодательства, валютного регулирования, паспортного контроля и других таможенных формальностей;

♦ возникновение обстоятельств форс-мажорного характера;

♦ политические риски и др.

Резервирование средств состоит в том, что предприниматель создает обособленные фонды возмещения убытков за счет части собственных оборотных средств.

Как правило, такой способ снижения рисков предприниматель выбирает в случаях, когда, по его мнению, затраты на резервирование средств меньше, чем стоимость страховых взносов при страховании.

По своей сути резервирование средств представляет собой создание резервных (страховых) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте. Поэтому в литературе резервирование средств на покрытие убытков часто называют самострахованием.

Наибольшее применение в деятельности предприятий туристской индустрии с целью снижения степени риска получила диверсификация. Она представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Туристские компании страхуют риски, расширяя географию своего представительства, а также спектр предлагаемых продуктов. Они выходят на внешние рынки стран, лидирующих по отправке или приему международных туристских потоков, открывают в них свои филиалы, создают транснациональные цепи. Для большей устойчивости они проникают в смежные секторы туризма.

Таким образом, в основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная роль риск-менеджмента заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска.




Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «риск». Что является его основными элементами?

2.Какие факторы определяют нормальную страхуемость риска?

3.Какова разница между спекулятивным и чистым риском?

4.Что такое предпринимательский риск? Каковы основные причины предпринимательских рисков в сфере сервиса и туризма?

5. Какие внешние факторы влияют на уровень предпринимательского риска в сфере туризма?

6.Что представляет собой риск-менеджмент?

7.Какие бывают приемы управления риском на туристских пред­приятиях?

8.На основании каких правил осуществляется выбор того или ино­го приема управления риском?

9.Что включают в себя две основные группы процесса управления

риском?

10. В чем сущность основных методов снижения степени риска на предприятиях сферы сервиса и туризма?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...