Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Хар-ка способов разрешения межличностного конфликта.




Конфликт - это столкновение противоположных целей, интересов, взглядов, позиций или мнений двух или более людей.

Этапы развития конфликта:

1 этап - латентный, конфликт имеет свои первопричины (инцидент).

2 этап - воспринимаемого конфликта - человек осознает возможность конфликтной ситуации.

3 этап - ощущение конфликта. Индивидуализация конфликта, та этой стадии конфликт прямо воздействует на человека.

4 этап - явный этап конфликта, т.е. проявление конфликтного поведения. Оно может варьироваться от агрессии до безразличия или сверхстрогого соблюдения правил с намерением вывести из равновесия другую сторону.

5 этап - последствия конфликта, т.е. результат того, насколько хорошо был разрешен эпизод или конфликт в целом.

Методы погашения конфликта:

Подавление - является эфффективным лишь в том случае, когда человек обладает авторитетом и он уверен, что конфликт после его вмешательства прекратится.

Отсрочка - возможна в том случае, если конфликт отвлекает от основного рассмотрения вопроса.

Превращение в деловой разговор .

Выделяют следующие пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях.

1. Приспособление (изменений своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами).

2. Компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки).

3. Сотрудничество (совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон: пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу).

4. Игнорирование, уклонение от конфликта (стремление выйти из конфликтной ситуации, не устраняя её причин).

5. Соперничество, конкуренция (открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции).

Ваш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Существуют рекомендации по целесообразному использованию того или иного способа разрешения конфликта в зависимости от конкретной ситуации. После указания каждой стратегии поведения перечисляются ситуации, в которых данная стратегия целесообразна.

1. Приспособление:

- наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

- предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для вас;

- открывается вероятность появления более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас;

- необходимо признать собственную неправоту;

- отстаивание своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий;

- вас не особо волнует случившееся;

- вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;

- вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;

- вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас.

2. Компромисс:

- у сторон одинаково убедительные аргументы;

- необходимо время для урегулирования сложных проблем;

- необходимо принять срочное решение при дефиците времени;

- сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к успеху;

- обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

- вас может устроить временное решение;

- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;

- компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем всё потерять.

3. Сотрудничество:

- необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме слишком важен и не допускает компромиссных вариантов;

- основной целью обсуждения является приобретение совместного опыта работы, получение широкой информации;

- необходимы интеграции точек зрения и сближение мнений сотрудников;

- представляется важным усиление личностной вовлечённости в деятельность и групповой сплочённости;

- у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

- у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);

- вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.

4. Игнорирование:

- источник разногласий не существенен по сравнению с более важными задачами;

- необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;

- изучении ситуации и поиск более предпочтительны, чем немедленное принятие какого-либо решения;

- предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьёзных проблем;

- подчинённые могут сами успешно урегулировать конфликт;

- напряжённость слишком велика, и вы ощущаете необходимость ослабления накала;

- вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;

- у вас мало власти для решения проблемы или для её решения желательным для вас способом;

- пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

5. Соперничество:

- требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;

- актуальное решение глобальных проблем, связанных с эффективностью деятельности (при уверенности руководителя в своей правоте);

- идёт взаимодействие с подчинёнными, предпочитающими авторитарный стиль;

- исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на своё решение возникшей проблемы;

- вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;

- вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять;

 

 

Билет 31. правила грамотного преодоления конфликта.

метод преодоления конфликтов, разработанный американским психологом Даниэлем Дэна.

Шаг 1. Найдите время для беседы.

Для преодоления всех разногласий между людьми необходимо общение.

Шаг 2. Подготовьте условия.

Успеху вашего разговора будут способствовать правильно выбранное время, место и условия.

Шаг 3. Обсудите проблему.

Вступительная часть, Выразите признательность (я ценю готовность встретиться со мной, давайте обсудим…).

Выразите оптимизм (я надеюсь мы найдём решение проблемы).

Приглашение к разговору (Пожалуйста, расскажите мне, как вы видите ситуацию).

Диалог.

Задача №1. Придерживайтесь основного процесса.

Задача №2. Поддерживайте жесты примирения.

Прорыв.

Когда во время диалога эти задачи выполнены, отношения партнёров могут измениться с "я против тебя" на "мы против проблемы". Этот сдвиг открывает возможность для заключения договора, который удовлетворяет обоих.

Шаг 4. Заключите соглашение.

Сбалансированное.

Поведенчески специфичное.

В устной форме.

В основе этого метода лежат кардинальные правила:

1. Не прерывайте общения ни из-за фрустрации или чувства безнадёжности, ни в качестве ответного тактического шага против партнёра.

2. В борьбе за власть не прибегайте к силовым приёмам: принуждению, угрозам, ультиматумам или физическому воздействию.

Билет №32

Драматизация конфликта. С помощью этой методики можно выделить и проявить реальные конфликты. Рекомендуют трехэтапное использование этой методики.

На первом этапе человек, недовольный сложившейся ситуацией, в присутствии оппонента исполняет его роль, отдав собственную роль кому-нибудь другому. Если он протестует против такого распределения ролей, то ему предлагают сыграть свою роль, но не с самим недовольным, а с другим актером.

На втором этапе «виновник» конфликта (не стоит забывать о том, что в конфликте виноваты оба субъекта, а приписывание вины кому-либо одному весьма условно) сам играет роль «ущемленного», воспроизводя смысл и тон ответа в диалоге с актером, который ранее изображал его самого.

На третьем этапе ведущий предлагает участникам разногласия изобразить то, как именно следовало бы противоположной стороне обращаться и действовать в ситуации конфликта. Начать можно с исполнения «недовольным» роли его оппонента, а сразу после этого дать возможность всем желающим предоставить собственную версию поведения одной из сторон.

Результатом подобной драматизации конфликта обычно выступает не столько разрешение разногласий, сколько коррекция взаимного поведения и взаимных ожиданий участвующих, а также повышение их психологической чувствительности и точности поведенческих реакций.

Необходимо помнить четыре основных принципа драматизации:

· отказ от рассказа в угоду показа;

· перевод выражения агрессивности на заменяющее лицо («актера»);

· обмен ролями партнеров по разногласию;

· активное привлечение аудитории, причем, не только для игрового воспроизведения конфликта, но и для совместного поиска адекватных форм взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Билет №33

 

 

Билет 34

Э. Берн теория Т.А. «Трансактный анализ»

Трансакция:это действие направленное на другого человека,это единица общения.

Цель:необходимость оказания психической помощи людям имеющих проблемы общения

Суть:анализ поведений мысли, чувств,основан на трех элементах….,что каждый был когда то ребенком,имел родителей,и способен адекватно оценивать окружающую действительность.

На этих положениях формируется представление о личности,которая которая может быть в трех состояниях:

1.Дитя(ребенок)

2.Родитель

3.Взрослый

Каждое из этих состояний «Я» имеет свои функции и является жизненно необходимым,

1.Дитя отвечает за творчество,разрядку напряжения.

Детское «я» проявляется когда человек чувствует недостаточно для самостоятельных решений.

2.Родитель-состоит из правил,норм,что позволяет ориентироваться в стандартных ситуациях.

3.Взрослый-заключается в проверке того,что заложено в нашем родительском и детском «Я» и сопоставление этого с фактами,проверка реальностью.

В контакте двух людей словестном или безусловном учавствует любой из №-3-х позиций первого участника и адресуется к любой из 3-х позиций другого.

 

Билет №35

Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача взрослых — создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого малыша, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и любознательности. Умения и навыки в рамках данной модели рассматриваются не как цели, а как средства развития ребенка, что ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Однако основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни.

Для личностно-ориентированной модели воспитания характерны следующие способы взаимодействия взрослых с детьми:

• признание прав и свобод ребенка,

• сотрудничество,

• сопереживание и поддержка,

• обсуждение,

В рамках авторитарной педагогики идеальный ребенок раннего возраста — это такой ребенок, который аккуратно ест и ходит в туалет, хорошо спит, не плачет, умеет себя занять, и выполняет инструкции взрослых, обладает знаниями и умениями в заданных взрослым рамках. При этом такие важнейшие, с точки зрения личностно-ориентированной педагогики, ценности, как развитие личности, гуманных чувств и положительных взаимоотношений с окружающими, хотя и декларируются, но не воплощаются в конкретных методах и технологиях.

Реализация авторитарной модели воспитания приводит к тому, что дети начинают:

• полностью зависеть от взрослого в решении любых проблем, подчиняться чужим влияниям. Привыкший подчиняться указаниям взрослых ребенок приучается к тому, что за него все решают старшие, становится пассивным в выборе занятий, игр. Лишенный собственной

инициативы, привыкший безропотно подчиняться, он усваивает «истину», что всегда правы те, кто старше и сильнее;

• зависеть от внешнего контроля. Под влиянием постоянных оценок и замечаний взрослых, которых не интересует отношение ребенка к собственной деятельности, у него не формируется собственная точка зрения на то, что он делает, он постоянно ищет оценки взрослого, становится неуверенным в себе;

Билет №36

Билет №37










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...