Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Процесс формирования первого впечатления о другом человеке. Хар-ка основных факторов формирования первого впечатления.




Перцепция — восприятие и познание человека в процессе общения; это обязательная сост.часть общения, это восприятие внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками, воспринимаемого индивида интерпритация на этой основе его поступков.

Если первое впечатление о человеке в общем позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно — недооценивать. Действие первого впечатления может быть весьма продолжительным. Ю. Крижанская и В. Третьяков выделяют три основных фактора, ответственных за возникновение оценочной ошибки при формировании первого впечатления: превосходство, привлекательность, сходство. Соответственно они выделяют и три схемы формирования первого впечатления. Каждая схема «запускается» определенным фактором, так или иначе присутствующим в ситуации знакомства: фактором превосходства, фактором привлекательности партнера и фактором сходства воспринимаемого лица с наблюдателем.

Первая схема социального восприятия начинает работать в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру — уму, росту, материальному положению и т.п.). Суть происходящего дальше состоит в том, что наблюдатель оценивает наблюдаемого значительно выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит общая личностная переоценка. Умный (с точки зрения наблюдателя) человек становится и весьма порядочным, и ответственным, и хорошим собеседником, и... При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной ситуации, тем быстрее запускается эта схема. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне приятного человека люди склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Применяя схему, содержащую ошибку по фактору привлекательности, наблюдатель может считать себя очень прозорливым, так как своим отношением к симпатичному человеку стимулировал его к проявлению разных положительных черт, которыми он по сути своей не обладает.

Третья схема восприятия партнера запускается его сходством с наблюдаемым. Ошибка восприятия состоит в данном случае в том, что людей, которые хорошо относятся к человеку или разделяют какие-то важные его идеи, он склонен оценивать выше и по прочим психологическим показателям. Иначе говоря, люди, близкие мне по убеждениям, в целом лучше людей, исповедующих другие, противоположные взгляды. На этом свойстве социального восприятия построены самые знаменитые приемы манипулятивного общения. Например, на этом построена замечательная универсальная формула взаимопомощи и сотрудничества Маугли: «Мы с тобой одной крови, ты и я».

Факторы восприятия:

¾ наличие заранее заданных установок, убеждений, которые имеются у наблюдателя до того как реально начался процесс восприятия партнера;

¾ наличие уже сформированных стереотипов, в соотв.с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и снова формируется установка, опред.черты характера этого человека;

¾ проецирование, т.е.познающий вкладывает свои состояния в другую личность, приписывает ей свои черты, а у партнера этих черт может и не оказаться;

¾ эффект "ореола"(окружение) это тенденция воспринимая преувеличение однородности личности партнера;

¾ эффект первичности- проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке является очень существенной и влияет на последующее отношение к человеку;

¾ эффект последней информации- проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информ., то она может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке;

¾ отношение к наблюдателю людей, которые хорошо к нам относятся, разделяют с нами какие-либо важные идеи, мы оцениваем по другим личностным качествам тоже хорошо.

 

 

Билет №14

Идентификация как механизм понимания другого человека в общении.

Механизмами понимается то, как люди используют постепенно поступающую информацию для формирования впечатления в другом человеке.

Идентификация - это механизм понимания другого человека через осознанное или бессознательное употребление его характеристикам самого себя (ставим себя на его место).

 

Билет 15.Эмпатия.

Развитие эмпатии у детей.

Эмпатия – способность к эмоциональной вовлеченности, переживанию эмоционального состояния другого человека с осознанием внешнего источника переживания.

Модное слово «эмпатия» (от греч. empatheia) обозначает сопереживание. Именно благодаря ему люди понимают друг друга, радуются чужим успехам, беспокоятся, когда кому-то плохо, и сломя голову бросаются на помощь.

Развитие эмпатии у ребёнка.Человек учится этому чувству постепенно, шаг за шагом, быстрее или медленнее. С самого раннего детства, всю жизнь. Когда малыш спотыкается и падает, то часто слышит: «Не плачь, ничего страшного не случилось!» Родители это делают для того, чтобы ребенок не вырос плаксой, а тот недоумевает: «Как же не случилось, если у меня болит ножка?» Лучше обними малыша и примени старинный проверенный рецепт — подуй на больное место. И кроха получит то, что ему требуется: поддержку и утешение. Он видит, что его понимают, и одновременно запоминает, как правильно поступать в подобных ситуациях.Малыш учится сопереживать, наблюдая и набираясь опыта. «Мама прижимает меня, когда я плачу, и мне становится легче, — думает он. Наверное, так и надо делать, если кто-то расстроен». Или вспоминает: «У любимой Олиной белочки оторвался хвостик. Как она огорчилась! Но бабушка пришила его на место. И сестричка сразу повеселела». Пройдет немного времени, и засеянное взойдет ростками добра и понимания. Ради этого относись к малышу так, как хочешь, чтоб он относился к другим. Не говори, что кроха должен чувствовать, а что нет. Поддерживай, а не оценивай.

 

Билет №16

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. С одной стороны встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой стороны, какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.      Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении

Таким образом, «аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства».(2, 205)

Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентаций или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. С известной долей условности можно сказать, что чем больше человек нам нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности).

Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие – отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой.

Заключение.

Таким образом, в данной работе мы выяснили, что социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп.   Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.

Билет №17

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения , в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) -- процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

виды рефлексии: ретроспективная, проспективная и текущая рефлексия.

Все три вида рефлексии объединены понятием «рефлективный круг», на котором основана историческая рефлексия — рефлексия, высвечивающая феномен самобытия в своей исторической перспективе (самоистории).

В повседневности рефлективное самосознание выполняет две важные функции:

познавательную и регулятивную. Первую можно разделить на самонаблюдение и самоанализ. Вторая реализуется в соотнесении своего опыта с социальными и личными нормативами—разделяется на самооценку и самоконтроль. Смешение всех этих функций, их неразличение приводит к

снижению качества рефлексии, к появлению, в частности, феномена «агрессивной рефлексии», мешающей реализации продуктивного «Я»

В самовосприятии различаются следующие рефлективные позиции: ин-

тернальная рефлексия (субъективная позиция) — это «взгляд» вовнутрь («ин-

троспекция»), а точнее не «взгляд», а чувствование, ощущение, переживание;

экстернальная рефлексия (интерсубъективная позиция) — это «взгляд» на са-

мобытие со стороны внешнего наблюдателя (Другого). Обе эти позиции необ-

ходимы для самопознания, являясь двумя важными основаниями феномена

самобытия-в-мире.

рефлексия – непрерывный строгий анализ своей деятельности как педагога, управляющего познавательной деятельностью учеников, и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс

 

 

Билет 18.

Феномен каузальной атрибуции. Типы и закономерности. КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ- феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного. Г. Келли выделил три типа атрибуции:

личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);

объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);

обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

 

Билет 19(внушение) 

В процессе общения существует обратная псих-я свяхь,барьеры коммуникации и взаимное влияние.Проблема использования возможностей людей влиять друг на друга всегда привлекала к себе внимание как психологов.так и педагогов.Чтобы влиять на другого чел-ка можно использовать несколько способов:-внушение;-убеждение;-психологическое заражение.Каждый из них имеет свою хар-ку

Внушение – его особенность проявляется в том что процесс воздействия на психологическую сферу чел-ка осуществляется по средствам не критического восприятия информации.Условием внушения выступает отсутствие логического анализа и активного понимания информации,она воспринимается как абсолютно верная без доказательств;2 условие- тот кто передает информацию должен быть полностью уверен в правоте своего высказывания;3 условие- тот кто передает инфор-ю должен быть авторитетным лицом.При взаимодействии взрослого и ребенка,внушение как способ воздействия взрослого на ребенка может быть целенаправленным и нецеленаправленным

 

Билет 20

Убеждение: один из ведущих способов общения т.к. связан с осознанными процессами понимание и восприятие информации убеждают с помощью логики доказательств демонстрации значений обсуждаемых явлений.

Условием убеждения является заинтересование человека которому адресовано воздействие в чем либо.

Что бы убедить подростка ,ребенка в чем либо ,необходимо вызвать стремление получить определенную информацию и желание разобраться в ней.

Психическое заражение: при межличностном взаимодействии сущность психологического заражения заключается в том что эмоциональное состояние коммуникатора не осознанно-воспринимается реципиентом настолько сильно, что его собственное психическое состояние становится тождественным коммуникатора.

Пример:радостное приподнятое настроение педагога передается детям если оно искренное.

Существуют люди способные заражать окружающих с большей легкостью это связано с индивидуальными и личностными особенностями таких людей называют обоятельными артестичными.

Вывод:при межличностной коммуникации наблюдается сочетание различных способов внимания.У каждого человека есть более предпочтительные способы одни чаще всего используют убеждение,что бы повлиять на другого ,а другие используют свой авторитет.При общении взрослого и ребенка выбор способов влияния на ребенка зависит от многих условий и прежде всего:возраст,ситуация,общ.важн. и т.д.

 

Билет 21. Роль и ролевые ожидания.

Роль: это набор форм поведения построенный в соотвтствии ожидания других. это фиксация определенной позиции ,которую человек занимает в какой либо системе отношений.

Роли бывают:

-формальные

-неформальные

Освоение ролей проходит на протяжении всей жизни.

 

Билет № 22

Билет № 23

.Роль — это набор норм, определяющих как должен вести себя человек данного социального положения, в данной социальной позиции

Внутригрупповые роли — это те роли, которые мы играем, находясь в какой-либо конкретной группе. Эти роли мы не всегда можем выбирать, зачастую они формируются стихийно и зависят от очень многих как внутренних, так и внешних факторов. Примером внутренних факторов могут быть особенности темперамента и характера, особенности воспитания, особенности индивидуальной роли. Как пример внешнего фактора можно привести особенности характера, темперамента, поведения и воспитания других членов этой же группы, а так же особенности самой группы (однородность – разнородность, социальные статусы членов группы, цели группы, ценности группы и т.д.).

Выделяют ряд факторов, влияющих на выбор жизненного сценария и роли в нем:

модель родительского поведения;

модель поведения персонажей сказок, историй, кинофильмов, рекламы, любимых актеров, любимых учителей;

модель поведения сверстников (особенно лидера);

Во всех сферах развития личности проявляется формирующая сила культурных ожиданий.

Слово "роль" заимствованно из театра и, так же как и там, оно означает предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию. Когда человек преодолевает новую социальную ступеньку на социальной лестнице, то он вынужден поступать в соответствии с его новым положением, даже если чувствует он себя при этом не очень уютно.

Важным моментом является тот факт, что почти любая нереальная (искусственная) роль может превратиться в реальную. Это так называемый эффект "вживания в роль". И именно на этом принципе построены аутотренинги самовнушения, а так же разработана система мотиваций "методом предсказания успеха".

РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Под ролевым поведением понимается такое поведение, которое предопределяется той ролью, которую человек играет в данный момент или же принял для себя как проявления своей личности.

Ролевое поведение задается содержанием роли и поэтому достаточно предсказуемо. Положительным в этом случае является то, что, во-первых, предсказуемость социально приемлемой роли повышает взаимопонимание и позволяет избежать конфликтов связанных с неоправданными ожиданиями. Во-вторых, предсказуемость некоторых антисоциальных ролей позволяет избегать опасных ситуаций или выбирать оптимальный способ поведения. Отрицательной же стороной является то, что если человек сильно "сжился" со своей ролью, он становится полностью предсказуемым, утрачивает способность спонтанно реагировать, то есть, перестает развиваться. В результате чего, роль, изначально помогающая адаптироваться, в последствии сама становится тем балластом, который мешает человеку двигаться дальше.

Билет № 24










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...