Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сравнительная хар. видов соц.взаимодействия: доминирования, манипуляции, партнерства, содружества.




Билет 1

Категория "Общение" в психологии

Общение - это вид деятельности человека, направленный на другого человека с целью установления и поддержания контакта с ним.

Общение - это потребность человека как социального, разумного сущ-ва, как носителя сознания во взаимодействии с другим человеком или несколькими людьми.

Предметная область общения зависит от значений термина "общение": - объединение, создание общности, целостности; - передача сообщений, обмен вербальной и невербальной информацией; - встречное движение, взаимопроникновение, способствующее взаимопониманию.

Психологический контакт характеризует общение как двухстороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь и взаимодействие для решения разных задач, но и взаимный обмен эмоциями, сопереживание, сострадание.

 

Билет №2

Роль общения в психическом развитии человека.

Общение играет важную роль в формировании человеческой психики, а так же в её развитии и становлении человеческого поведения. Именно с помощью активного общения люди приобретают все свои высшие познавательные способности и качества. Благодаря процессу общ-ия чел-к достиг высокого уровня развития, он стал цивилизованной и культурной личностью. Для полноценного псих-ого развития ребенка процесс общ-я со взрослыми на ранних этапах его развития имеет особое значение. В это время все свои навыки человеческих, псих-их и поведенческих качеств ребёнок приобретает через общение по причине того, что до начала обу-я в школе (до наступления подросткового возраста), он лишен спос-ти к самообразованию и самовоспитанию. Развитие психики ребёнка начинается с общ-я ещё и потому что это самый первый вид социальной активности благодаря кот-у младенец получает необх-ые для его индивид-ого развития знания, умения и навыки.

В процессе общ-я сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции накапливается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, явл-ся непоср-ными носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения необходимая инф-ия не может быть передана.Развитие детей зависит от интенсивности общения, разнообразия его форм и содержания, а так же целей и средств. Различные виды общения служат развитию различных сторон психики и поведения человека. Деловое общение, например, формирует и развивает административные способности, служит средством приобретения полезных знаний и менеджерских навыков. В этом формате общения ребёнок совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые качества. Личностное общение влияет на процесс социализации и формирует качества личности, даёт ребёнку возможность приобрести определенные черты характера, привычки, интересы, склонности, усвоить нормы и формы поведения, выбрать жизненные цели и средства их достижения. Разнообразный процесс общения по своему содержанию, целям и средствам выполняет специфическую функцию в психологическом развитии индивида. Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают как условия способствующие индивидуальному развитию.

Когнитивное общение является фактором интеллектуального развития, так как при таком общении люди обмениваются инф-ией и обогащаются знаниями.

Кондиционное общение подготавливает ребёнка к научению, создаёт установки, необходимые для реал-ии других видов общ-я. Такое общение косвенно способствует индивид-ому интеллектуальному и личностному развитию чел-ка. Мотивационное общхе выступает источником доп-ной энергии и заинтересованности для чел-ка. Приобретая в результате такого общ-я новые цели, интересы, мотивы, чел-к увеличивает свой потенциал, самосовершенствуется. Деятельностное общхие или межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для чел-ка прямой развивающий эффект. Такой вид общения совершенствует и обогащает деятхсть. Биологическое общение обеспечивает самосохранение организма поддерживая и развития его жизненные функции. Социальное общхе обслуживает общественные потребности людей и способствует развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств и т.д. Непосредственное общхие необх-мо чел-у для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального. Благодаря невербальному общ-ю человек может псих-ски развиваться с 2 – 3 летнего возраста, еще до того, как он научится пользоваться речью. Кроме этого, невербальное общение напрямую связано с развитием и совершенствованием коммуникативных возможностей человека, которые формируют способность к межличностным контактам. Вербальное общение связано с усвоением речи, а сама речь лежит в основе всего развития человека.

 

Билет №3

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения:

· Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

·    Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

·    Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

·    Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

Современному специалисту сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера.

 

 

Виды общения

1Непосредственное и опосредованное общение.

2 межличностное и массовое

3 вербальное невербальное

4 межперсональное ролевое

5 личностное деловое

 6 продуктивное непродуктивное.

1неп-е-прямой контакт с обратной связью. опоср. –при помощи устройств. 2 межличн-е-регулярное(в малых группах) знание инд. особенностей друг друга. Массовое - множественные непосредственные контакты незнакомых людей(толпа) 3 вербальное - речевое (содерж-е) неверб-е- жесты (выразит-ть.) 4межперсональное - участники конкретные личности. Ролевое - участники носители ролей(должности)5личн-е общ-е-личные взаимоотношения. Эмоц. окрашено. Деловое –деловые отношения. (безличные) 6.Продукт-е- взаимопонимание, есть результат.(+) Непрод-е- рез-т(-)

 

Билет №5

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные.

1. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

Кинесические средства. Кинесические средства наиболее значимы. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

Такесические средства общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.

Проксемические средства. Общение всегда пространственно организовано. К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.

2. Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать "словесным действием".

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

Билет№6

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов,их индивидов и личностными характеристиками, особенностями ситуаций и многими другими факторами

 1 уровень: фактический уровень(приметивный)

- предлагается простой обмен репликами для поддержания разговора,в ситуации когда общающиеся не заинтересованы во взаимодействии,но общаться надо , так как этого требует этикет(например:пришел в гости к другу и здоровоешься с его родными)

 2 уровень:конвециальный уровень(соглашение)

-это общение происходит в социальных ситуациях где для участников все обычно и знакомо(на уровне привычки).Такое общение осмысления и особой активности не требует от чел-ка.На этом уровне видна культура чел-ка.Это общение необходимо,оно определяется этикетными нормами соц слоя, представителями которого являются субъекты общения(например:звоним диспетчеру,регистратуру)

 3 уровень: информационный

-происходит обмен информации партнерами по общению.Должна прояв-ся активность : и эмоцианальная, и мыслительная, и поведенческая.Этот уровень носит стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деят-сти.Этот уровень не связан только с содержанием разговора,здесь может быть информация контексного плана(мысли);информационный уровень способствует активному включению чел-ка в процесс коммунакации (например: начало работы,шеф поздоровался и пошел к себе, сотрудники обсуждают будет ли премия,но узнать можно у нач-ка если он в хорошем настроении,идет один из сотр-в и узнает настроение)Этот уровень способствует активному включению в процесс коммуникации

4 уровень: личностный(духовный)

-характирезует такое взаимодействие при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого чел-ка.Данный уровень возникает в особых ситуациях и условиях,когда у чел-ка появдяется вдохновение,чувство любви,ощущение счастья.

 

Билет № 7

Билет № 8

Билет № 9

Билет № 10

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. 

Интеракция как психологическое воздействие. Воздействие всегда реализуется в общении, будь то обычный разговор, или - в случае манипулирования общественным сознанием (пропаганда), - в прослушивании лекции, или же в форме прочитывания какого-либо текста. Для психологов представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство психологов рассматривают речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т.е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме "внутреннего программирования" или "речь про себя"), реализации и контроля. Специфика речевого действия, в сравнении с другими видами действия формируется следующим образом:

1) речевое действие всегда коммуникативно (от лат. communico - делаю общим, связываю) и может быть всегда понято и интерпретировано;

2) речевое действие осуществляется с помощью элементов знаковой системы;

3) речевое действие осуществляется во взаимодействии с другими типами действия;

4) речевое действие осуществляет когнитивную (от лат. cognitio - знание) функцию, в ходе его планирования и реализации протекают определенные мыслительные и оценочные процессы (Н.А. Безменова, 1991).

Речевое действие вообще складывается из ряда компонентов: самого события высказывания, акта выражения определенного намерения, условий реализации акта выражения мысли, последствий реализации этого акта. Всеми этими процессами занимается риторика. Что такое риторика? Для обозначения данного понятия можно выделить три вида определений. Первая группа, условно называемая греческой, трактует риторику как "искусство убеждать". Вторая группа определений, связанная с особенностями римской цивилизации, трактует как "искусство говорить хорошо". Третье определение, характерное для средневековья и начального периода Возрождения, трактует риторику как "искусство украшать (речь)". Следует заметить, что эти определения отражают риторику лишь с разных сторон. В наиболее общем виде риторика есть искусство воздействия. В основе ее лежат следующие категории: культура и чистота речи, ее стиль, театральность и манерность, понимание, интеллект, воля, а также социальная установка.

Билет № 11

Сравнительная хар. видов соц.взаимодействия: доминирования, манипуляции, партнерства, содружества.

Доминирование - это отношение к другому как к средству достижения своих целей, игнорирование его интересов, стремление обладать, распоряжаться, получить неогран., одностороннее преимущество. У этого человека ясное четкое взаимодействие.

Манипуляция - используется когда соперника переиграть не получается, полностью подавить нет возможности, а добиться своего надо. Игнарирование интересов партнеров остается.

Соперничество - партнер представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого приходится считаться. Основная задача переиграть партнера, настоять на своем. Интересы партнеров учитываются, но только в той мере, в которой выгодно

Партнерство - отношение к другому как к равному, с ним надо считаться, но в то же время не допускать ущерба себе. Отношения равноправные, основаны на согласов.интересов и намерений (сотрудничество). Способы возд.друг на друга основаны на доверии.

Содружество - отношение к другому как к ценности. Отношения основаны не на договоре, а на согласии.

Чтобы добиться эффективности в совмесной деятельности, не испытывать дискомфорт в общении, удовлетвор результатами необходимо:

¾ настроиться на псих состояние партнера и собственное состояние;

¾ использовать безоценочное восприятие личности партнера;

¾ создать для себя установку на доверии к намерениям партнера;

¾ содерж.общения в процессе совместной деят. должно включать проблемы и нерешен вопросы;

¾ вести разговор от своего имени и представлять свои чувства и желания.

 

 

Билет № 12

Перцептиваная сторона общения – восприятие общающихся, восприятие и познание человека, обязательная составная часть общения.

Это восприятие внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретация на этой основе его поступков. Человек всегда вступает в общение как личность. На основе внешней стороны поведения, мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.

Впечатления, которые возникают при этом, это и есть регулятор в общении. Осуществляется эмоциональная оценка, и попытка понять строй его поступков. Главным регулятором в построении общения является тот образ партнера, то представление о нем которые имеются у каждого, именно этому образу и будет обращено обращение. При формировании этого образа большое значение имеет первое впечатление.

Билет №13










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...