Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Преодоление картезианства в методологии и системно-причинный подход в работах Мамардашвили.
Системно-причинный подход, предложенный М. К. Мамардашвили, опирался на аналитический метод и концепцию «превращенных форм» К. Маркса. («превращенная форма» - это те свойства и структуры сознания, которые не поддаются развертке на уровне актов рефлексии) Конструктивная роль сознания - идея многомерности и многоуровневости сознания, - проблема ограничения возможностей наблюдателя, неустранимость зазора между миром как таковым (без наблюдателя) и миром уже воспринятым (наблюдаемым), непрозрачность наблюдателя, влияние его на познаваемый мир - и вытекающая из этого неопределенность, как условие функционирования человека в мире - феномен «третьих вещей» как предметно-действующих механизмов сознания (проблема артефактов) , порожденных восприятием и переработкой человеком окружающей реальности и влияющих на человека и его развитие - принцип системной причинности Идея Наблюдателя - сознание чел в центре новой картины мира Декарт: 1) основная задача теории познания, дуализм мышления и протяженности без объяснения их взаимодействия. 2) проблема временной дискретности бытия человека: «...то, что я есть сейчас, не вытекает из того, что я был несколько мгновений назад». Причину нельзя поставить во времени не только вперед, но и назад — перед совершающимся событием (бытия или мысли). Т.О., причинность должна быть выведена за рамки временной оси. 4) истиной следует считать то, что установилось и как состояние мира, и как мысль, фиксирующая это состояние в нашем мышлении. Бог воспроизводит и сохраняет. Введение временной оси в цепь причинных событий делает неразрешимой загадку бытия мира и свободы действия человека в нем. По М. ничто не предустановлено в виде закона, законы лишь потом устанавливаются. Само движение мира и человека — это путь создания нового, новообразований. (Далее еще будет про конструктивную роль сознания). 5) Материальные причины обусловлены физическим миром, духовные – духовным. Но если все эти причины действуют во времени и физические события детерминированы физическим и эта причинность имеет временной аспект встает вопрос свободе действия человека в мире. По М. сознание человека как Наблюдателя воздействует на наблюдаемый мир и изменяет его. И мир воздействует на наблюдателя, т. е. существует единый континуум бытие-сознание. Это уход от картезианского дуализма. Причинность, т. о., выносится за рамки временной оси, она существует в общем континууме бытие-сознание. Порядок не может быть понят в рамках идеи предустановленной гармонии. Но человек кроме естественного совершает и второе рождение — искусственное, культурное, он рождается как человек в мире «третьих вещей», или артефактов. Причинность, связываемая с неклассическим пониманием рациональности. Артефакты – продукт осознания человеком мира и действия в нем, в свою очередь воздействуют на человека, причем это воздействие может рефлексироваться, а может и быть неосознанным. Таким образом, ввёл понятие нового источника детерминации – «третьими вещами» (знаками), которые являются и не идеальными (рассудочными сущностями) и не физическими телами, а чем-то третьим, что не контролируется сознанием. Идея системной причинности - существующей вне связи с временным, т. е. физикалистским ее пониманием. Необходимо домыслить способы бытия человека в естественно-историческом пространстве законов физических и социальных. Классический принцип, от которого отталкивался М. К. Мамардашвили: рационально понимаемо то, что охвачено человеческим действием от начала до конца. Это принцип понимания вещей через понимание сделанного. Неклассический принцип, приходящий ему на смену: «понимание сделанным. Особое место в этой сфере «понимания сделанным» имеет знак. В отличие от Выготского, для Мамардашвили более важным является не принцип орудийного опосредствования, а представление артефактов как «органов» действия. Имея этот орган, человек не обязан знать его устройство. Человек продолжает мир, мир воздействует на человека, и под этим воздействием человек порождает «третьи вещи». То, что в познаваемом объекте недоступно когнитивным структурам, заполняется феноменально (не обязательно сознательно), привнесением тех или иных модусов или интерпретаций. Условиями понимания выступают при этом не только физические, а «предметно-вещественная работа нашей собственной деятельности» (т.е. те самые «третьи вещи. «Рядом преобразований или превращений они закодированы в индивидах так, что они, эти преобразования, превращения, опущены, и индивиды в своих действиях исходят из чего-то, как совершенно непосредственно данного, очевидного и достоверного». Это понимание без осознания, которое тоже детерминирует действия. Человек не полностью осознает систему (бытие, мир), в которой он проявляет активность, т. е. существует зона неопределенности, где не действует сознательная мысль, т. о. в континууме бытие-сознание существует неопределенность. Мысля абстракциями, люди реализуют действия или свойства целостной системы, в которую они включены. Переход к неклассической картине мира — это отказ от идеи вечных и неподвижных истин, положенных в основу понятия закона. Активность в картезианской схеме — это воспроизводство и сохранение. Активность в марксистской теории человека - это воспроизводство конструктивных новообразований - «третьих вещей». Простым примером здесь является использование колеса. Не законы физики определяют его использование человеком, а его конструктивное мышление, включенное в реальные бытийные связи. Активность в теориях деятельности, — это деятельное связующее звено, возвращающее человека в систему связей с миром, включающим, в том числе, и роль его сознания. У Мамардашвили путь возврата человека в мир бытия иной — это путь возврата в целостную систему, где действует принцип системного детерминизма. Т.е. действуют не только системно-причинные связи, но и неклассическое (расширенное) понимание рациональности. Многомерность сознания порождает в этой системе такие эффекты взаимодействия «многоразличных слоев», что они не могут быть положены в единую цепочку причинной связи в реальном времени и пространстве. Эти эффекты системностиозначают следующее: многоразличные слои срабатывают вместе и мгновенно и воздействуют на всю систему с ее иерархией слоев.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 345. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |