Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какие виды рекламных текстов, использованных «Справочной газетой», наиболее востребованы в современных рекламно-справочных изданиях.




Проанализируйте приемы привлечения читателя, использованные в приведенном рекламном тексте.

Обратите внимание

Если вы хотите расширить свое дело и найти новых покупателей,

Если вы хотите распродать свои товары провинциальным торговцам,

Если вы хотите найти дельных и опытных служащих,

Если вы хотите найти хорошее место и хорошую агентуру,

Если вы хотитедостигнуть успеха, то

объявите об этом в «Справочной газете» (№ 17)

 

 

«Прибавление к «Сельскохозяйственному листку»

 

    Первый номер – 15 мая 1888 года. Выходит два раза в неделю по четвергам и воскресеньям, на 4-6 страницах.

Издатель – Курский отдел Императорского Московского Общества сельского хозяйства. Редактор – Б.И. Гладков.

Малоинтересная газета с журналистской точки зрения. Плоский, однообразный язык, жанровое однообразие, примитивная верстка. Рассчитана на крупных землевладельцев и купечество. Большая часть объема – деловая информация, распределенная по нескольким отделам:

Телеграммы Северного Телеграфного агентства

С.-Петербургская биржа

Выставки

Виды на урожай

Примерно раз в месяц  – торговое обозрение.

Телеграммы содержали сообщения о тех политических событиях, которые реально могли повлиять на экономическую ситуацию.

Биржевой отдел – это сухая справка о ценах на основные товары. Столичная ценовая статистика дополнялась сведениями о стоимости товаров в смежных губерниях. Чаще всего это торговая ситуация в соседнем Орле.

Сельскохозяйственные выставки освещались самым подробным образом. В системе торговой коммуникации того времени они играли совершенно особую роль. О них объявлялось за несколько месяцев, с детальным изложением условий (например, «Правила выставки сушеных фруктов и овощей», № 28). Также пристально отслеживался и ход ярмарочных торгов. Естественно, что наибольшее внимание уделялось Коренной ярмарке как местной и Нижегородской как самой большой в России. Но рекламировались и менее масштабные торги, если они могли заинтересовать курское купечество (Брянская, Полтавские скотские ярмарки и др.).

Местной информации крайне мало. Она сосредоточена в двух отделах: торговое обозрение и виды на урожай. Но сообщения подготовлены собственными корреспондентами. Строгие сводки о предполагаемом урожае с попутным объяснением погодно-природных условий. Время от времени готовились обзоры урожайности за границей.

Газета злоупотребляла перепечатками из экономических изданий. Несколько номеров половину газетной площади занимал обзор «Внешняя торговля России за первое полугодие 1888 г.», перепечатанный из «Вестника финансов, промышленности и торговли».

«Прибавление…» систематически заимствует новости из «Орловского вестника». Как правило это были предупреждающие объявления об эпидемиях животных, поражении посевов насекомыми, что подчеркивало прикладной характер издания.  Читателю представлялись новинки сельскохозяйственных технологий: правила пользования удобрениями, рекомендации по уходу за элитными породами и пр.

Реклама  в издании только специализированная – сельскохозяйственные орудия, посевные материалы,  издания («Русский пчеловодный листок», «Сад и огород»). Газета могла выйти с чистой последней страницей, но при этом не помещала мелких частных объявлений.

 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Приведите примеры современных изданий, типологически близких «Прибавлениям к «Сельскохозяйственному листку».

Опираясь на приведенные фрагменты, прокомментируйте суждение о том, что «газета – это летопись страны за один день».

№ 47, 13 октября 1888.

В Орле погода стоит прохладная, температура днем 5 градусов, ночью легкие морозы. Грунтовые дороги не особенно грязны, в торговле особых изменений нет. Привозу хлебных товаров без изменения мало. Для отправки за границу покупателей почти нет; так как существующие цены в Риге и Либаве, по обстоятельствам урожая, очень низки, то по подходящим ценам, под расчет рижских и либавских цен, здесь продавцов тоже очень мало, а поэтому с хлебными товарами сделок почти нет. Конопляного семени привоз уменьшился и с ним несколько крепче; покупают его местные маслобойные заводчики, которые лишены возможности местными высокими тарифами покупать товар на станциях железных дорог. С пенькой пока тихо и без дел; все пеньковые торговцы уехали на свенскую ярмарку в Брянск. С остальными товарами тихо и без дел».

 

№ 56, 13 ноября.

 В ходе западно-европейской хлебной торговли…настроение было твердым. Сделок с русским зерном, благодаря уступчивости сторон, вследствие падения нашего денежного курса много, и цены, склоняясь к повышению, держались стойко. Особенно бойко шел овес, недостаток которого ощущался повсеместно…

В Англии по-прежнему оживленно. В Германии настроение было твердым. Но сделок на внутреннее потребление меньше, так как продавцы выжидают цен…

Северо-американские хлебные рынки продолжали держаться в стороне от общего движения; сделки для вывоза в Европу почти отсутствовали…

 

Религиозные издания

«Курские епархиальные ведомости»

Церковь на протяжении всей своей истории являлась значимым центром коммуникации, и опыт изучения «Курских епархиальных ведомостей» только подтверждает этот факт. Несмотря на то, что аудитория этого издания была заведомо меньшей в сравнении с «Курскими губернскими ведомостями» и «Курским листком», в конце 19 века епархиальная газета играла значимую роль в структурировании регионального информационного пространства.

 «Курские епархиальные ведомости»выходят с 1 января 1871 года. Введенные по инициативе «сверху», как тип издания епархиальные ведомости несли в себе все характеристики, свойственные государственной прессе, поэтому структура «Курских епархиальных ведомостей» во многом повторила структуру регионального официоза – «Курских губернских ведомостей» с поправкой на специфику религиозной периодики.

Так, в указе Святейшего Синода от 1-го декабря 1870 года программа неофициального отдела значилась следующим образом:

1. Выписки из творений Святых Отцов и пастырей духовных, имеющие отношение к духовным нуждам паствы и к руководству пастырей.

2. Общепонятно-изложенные статьи догматического характера, нравственного, толковательного и церковно-исторического содержания.

3. Слова, беседы и поучения, особенно к простому народу, смотря по его местным, нравственным недугам, и наставления как благоуспешнее преподавать такие поучения.

4. Сведения и заметки о религиозном и нравственном состоянии народа и о средствах к возвышению оного, о местных расколах, предрассудках, суевериях и поверьях, а также о благочестивых и добрых обычаях и обрядах.

5. Описание особенно замечательных церковных древностей и святынь епархии, как-то: монастырей, церквей, крестных ходов и проч.

6. Жизнеописания пастырей к епархии, также воспоминания о лицах, оставивших о себе добрую память в епархии своей благочестивой жизнью и обще-назидательной деятельностью, некрологи и проч.

7. Замечания, советы и наставления, пригодные сельскому священнику в разных случаях его пастырской жизни и деятельности.

8. Соображения об улучшении быта духовенства и духовно-учебных заведениях епархии.

9. Педагогические заметки, как-то: указание лучших приемов воспитания и обучения, особенно первоначального, руководств и книг для школ народных.

10. Краткие библиографические заметки о более замечательных и полезных книгах и статьях духовного содержания, особенно о книгах для народного чтения.

Вначале газета выходила дважды в месяц. В период с 1882 по 1894 год – еженедельно (по субботам). Это период, когда апробировались возможности прессы как средства разрешения социально-политических конфликтов, и епархиальные ведомости должны были стать одним из механизмов установления общественного спокойствия.

 Конечно, светскую часть читательской аудитории КЕВ в большей степени интересовало содержание неофициальной части, поэтому редакторы «Курских епархиальных ведомостей», как правило, старались максимально удовлетворять информационные запросы курян, сознательно расширяя программу издания. Указ Синода не предполагал публикации литературных материалов, и, тем не менее, творческие опыты курских авторов (особенно духовного звания) регулярно помещались на страницах КЕВ.

 Первым редактором газеты стал протоиерей Матвей Невский, который оставался на этом посту до 1888 года, вплоть до перевода в Петербургскую епархию. Его сменил Яков Андреевич Новицкий. Он инициатор и организатор ряда значимых историко-культурных публикаций, до настоящего момента не утративших краеведческой ценности.

 Активно модернизируется газета в годы, когда неофициальную часть курировал преподаватель семинарии Николай Петрович Сенаторский. Сенаторский – просветитель по темпераменту, даровитый публицист, активно сотрудничал с другими местными изданиями, опубликовав несколько заметных статей на исторические темы («Христианство в России до. Св. Владимира», 1888, «Исторический очерк г. Рыльска в политическом и церковно-административном отношениях», 1907, «Святой равноапостольский князь Владимир», 1915 и др.). Он составил также несколько учебных пособий по истории и географии Курской губернии. В 1921 году вышла его книга «Географический очерк Курской губернии», ставшая первым учебником такого рода. Н.П. Сенаторский возглавит «Курский епархиальный вестник», сменивший в 1918 году епархиальные ведомости.

Сотрудниками газеты в основном были священнослужители разного чина: священники, преподаватели семинарий, протоиереи, иеромонахи и др. Но КЕВ всегда оставались открытыми и для светских авторов. Плодотворным было участие в газете А. Танкова, обращавшегося к вопросам истории России и Курской губернии: «Некоторые черты из истории Курской епархии», «Курское духовенство полвека назад», «К истории «Комиссии уложения» в царствование императрицы Екатерины» и др. Сложившийся публицист с богатейшим практическим опытом А.А. Танков приносил в газету новые жанровые формы, интонацию свободного заинтересованного обсуждения, искрений энтузиазм краеведа.

Постепенно определялась профессиональная журналистская специализация, пишущих для КЕВ. Так, о. Георгий Булгаков выступает как религиозный публицист-проповедник. Следуя церковному календарю, он писал поучения, проповеди, приуроченные к различным праздникам, постам, значительным событиям социально-политической жизни.

На фоне общей политизации жизни, обострения социальных конфликтов, растущей популярности революционного движения о. Григорий Вознесенский вынужден обратиться к жанрам, казалось бы, чужеродным для православного издания – экономическим и политическим обозрениям и комментариям.

Иеромонах Арсений, говоря современным языком, специализировался на бытовой и криминальной хронике. Его информационные подборки, статьи о нравах курян столь же полно характеризуют жизнь области в кризисный период, как и материалы губернских ведомостей. Для журналистской манеры Арсения характерна тонкая наблюдательность, едкая ирония, незаурядный полемический талант.

К известным авторам курской религиозной прессы также можно отнести И. Семина, Н. Чеботарева, А. Чистякова.

Содержательно-тематическая структура официального отдела строго соответствовала программе специализированного издания. Здесь Указы Синода и царские Манифесты, заметки о новых духовных учреждениях, о перемене высших правительственных лиц духовного ведомства, уведомления о назначении и увольнении должностных лиц по епархиальному и духовно-учебному ведомствам епархии, извлечения из журналов отчетов по учебно-воспитательной и экономической частям семинарии и училищ епархии, отчеты о деятельности и постановлениях общеепархиальных и окружных училищных съездов, сведения о приходских попечительствах, церковных братствах и других благотворительных учреждениях в Курской епархии и т.д.

Если анализировать тематику публикаций неофициального отдела, то можно выделить приоритетные проблемы: нравственная атмосфера в стране, политические волнения в столицах и в Курске, историко-краеведческие материалы, статьи о школьном и домашнем воспитании.

Главная боль и тревога «КЕВ» – это расширение революционного движения. Каждое покушение на Александра Второго подробно описывалось газетой, которая, молясь за царя, изобличала «покусителей на жизнь Государя». События 1 марта 1881 года освещаются столь же подробно, как и в светской печати. В десятистраничном обозрении «КЕВ» излагались версии трагических событий, предложенные самыми авторитетными общероссийскими изданиями. В подборке телеграмм газета не только информирует о случившемся, но и формирует, направляет отношение к цареубийству, к революционным методам борьбы в целом. Данная статья-обзор беспрецедентна для своего времени, как по объему, так и по количеству источников, освещавших событие. Выход такого материала на страницах «Курских епархиальных ведомостей» был связан с масштабом произошедшей трагедии, потрясшей российское общество. 

В годы русско-японской и Первой Мировой войн станет очевидно, что при выборе приемов воздействия на читателя епархиальные ведомости заимствуют технологии, отработанные правительственной печатью. Политические обозрения, равно как информационные материалы подменяются патриотическими декларациями. Вот один из характерных примеров пропагандистской риторики:

…Война неожиданно, как бы с неба упала на нас. Сбылось над нами слово Божие «егда рекут мир и утверждение, тогда внезапу найдет на вы всеугублени»е (Солун. 5, 3.) Кто бы мог ожидать, что Япония нападет на нас? Ибо что такое Япония, которую мы так недавно знали едва только по имени, по сравнению с Россией, пространство которой неизмеримо? Но это колосс, внутри которого все сгнило, ободряют себя враги наши! Какое обидное слово! Боже мой! Что же видят они в нас гнилого?

Разве им неизвестно, что у нас миллионная армия, которая вот уже более двух сот лет не знает поражения? Что наш флот, о слабости которого говорят, написал в своей истории такие имена, как Наварин, Чесма, Синоп? Разве ничего не известно о подвигах наших моряков в последнюю войну? А с такими чудо-богатырями нам не страшны никакие японцы…

По мере того как воодушевление первых дней войны сменялось унынием и раздражением, официозные издания, в том числе и «Курские епархиальные ведомости», искали новые эффективные способы поддержания патриотических чувств. В газете из номера в номер появляются подборки писем курян, которые требовали продолжения войны и внушали и поддерживали уверенность в непременной победе. Еще один ход был заимствован из бесцензурной социалистической печати: для поднятия морального духа населения печатались стихотворения, с той разницей, что революционный пафос в них сменялся на религиозно-патриотические призывы, сродни приведенным ниже:

Под Твой Покров спешат куряне

С молитвой теплой на устах:

Да воссияет свет в тумане

Родной страны, во всех местах,

Где тьма еще не смыта светом

 Согрей ты тех, кто беден, сир,

И ниспошли нам всем при этом

Победы весть и долгий мир.

Да возвеличится Россия!

А цепи вражеских невзгод,

Как некогда войска Батыя,

Пусть уничтожит наш народ…

А ты, Праматерь Пресвятая,

Устроив павшим в брани кров,

Прими нас, милостью блистая,

       Под лучезарный свой покров!...А.П.П.

Отчасти популярность газеты поддерживалась благодаря развернутым историческим очеркам, которые появлялись в ней регулярно. Эта традиция сложилась уже в первый год выхода газеты. Так, в июле 1871 года в «Курских епархиальных ведомостях» были опубликованы «Материалы по истории Курской епархии». Затем на протяжении почти полувека в газете освещались забытые эпизоды истории курского края.

 «Курские епархиальные ведомости» охотно печатают художественные сочинения. При этом уровень эстетической ценности стихотворений варьировался от, мягко говоря, незрелых, любительских до весьма профессиональных стихотворений. Специфика издания определяла и направленность поэтических опытов: преобладает религиозно-философская лирика, исповедальные размышления о поисках Бога, пути к вере.

Газета открывает курскому читателю поэзию молодого священника Алексея Яхонтова, уроженца села Хохловка Щигровского уезда. Он учился в Курской духовной семинарии в конце 80-х годов. Посмертную публикацию в КЕВ (1913 г.) подготовил его друг, священник о. Яков Тимофеев. Стихотворения Яхонтова незамысловатые по слогу, тем не менее, не лишены поэтического чувства:

Опять я здесь, в тени ветвей

Пахучих лип, рябин и елей,

Опять с родных моих полей

Чуть льется тихий звон свирелей.

Какая всюду тишина!

Как полно все благоуханий.

И как душа моя полна

Былых святых очарований.

Стихотворчеством занимался также церковный ученый-историк Георгий Ильич Булгаков. Значительная часть его поэтических опытов это «стихи по случаю», но отмеченные особо проникновенной интонацией ( «Два этюда», «Встреча чудотворной Иконы Знамения Пресвятой Божьей Матери», «Памяти митрополита Макария Булгакова» и др.)

    Встречается в «Курских епархиальных ведомостях» и жанр, показавшийся неожиданным в издании подобного типа – фельетон. Как правило, сатирическое перо нацелено на «иноверцев» (серия статей «Курское сектантство»).

Несравнимо более органично вписывались в концепцию газеты мемуарные жанры. Особенно интересны воспоминания одного из прихожан Сергиево-Казанского собора, а именно – купца А.Н. Дружинина, ведшего дневник важнейших событий Курска с 1812 по 1853 год. В «Дневнике» зафиксированы многие события церковной истории города. Частично он был опубликован в «Курских епархиальных ведомостях» за 1903 год.

Стремительная коммерциализация прессы в начале 20 века напрямую коснулась и КЕВ: чуть медленнее, чем в массовых газетах, но неуклонно увеличивался объем рекламных материалов. То, что «Курские епархиальные ведомости» были православной газетой, являлось своеобразным гарантом качества рекламируемых в ней товаров. Расчет был на то, газета изначально не могла написать неправду, даже в объявлениях. Это, в свою очередь, привлекало состоятельных клиентов: банкиров, капиталистов, издателей и др. Газета рекламировала как православные периодические издания и книги, курсы хорового пения, иконописные мастерские, так и более «земные» вещи. В КЕВ можно было найти объявления местных банков о розыгрышах банковских билетов, о выступлениях заезжих театров, пошиве современной одежды, пособиях по пчеловодству и др. Пик рекламной активности пришелся на 1916 год: в некоторых номерах количество рекламных страниц достигало 15 и более (при общем объеме в 30-40 станиц журнального формата).

  КЕВ являлись одной из самых стабильных газет обозначенного периода, и именно это качество поднимало издание на высокий профессиональный уровень. Круг тем, затрагивавшихся на страницах газеты, был весьма широк. Издание обращалось к вопросам внутренней и внешней политики, на его страницах представлены материалы научного характера: литературоведческие, философские, педагогические, исторические и экономические статьи.

  В результате революционных событий 1917 года «Курские епархиальные ведомости» были вынуждены закрыться. Преемственное издание «Курский епархиальный вестник» в своей программе заявило о принятии режима большевиков, но это была только декларация, газета достаточно внятно критиковала деятельность Советов и вскоре была закрыта.

 

 

«Курский епархиальный вестник»

 

В январе 1918 года вышло издание-преемник «Курских Епархиальных Ведомостей» – «Курский епархиальный вестник». Программа «Вестника» была менее объемной, чем у «Ведомостей», имела форму свободного обращения редакции к читателям. Редактором остался Н.П. Сенаторский, который до 1917 года руководил «Курскими епархиальными ведомостями».

Новые демократические веяния отражены в стилистике редакционного обращения к читателю: «Для более полного и яркого отображения на страницах «Курского Епархиального Вестника» церковно-приходской жизни во всех ее разнообразных проявлениях, редакция убедительно просит духовенство и мирян Курской епархии сообщать ей сведения о таковых проявлениях... Необходимо только, чтобы в сведениях объективно излагались факты достоверные и строго проверенные. Краткостью сообщений и литературными их недостатками можно не стесняться, т.к. в соответствии с нуждами настоящего времени расширилась область пастырского делания, возникло много новых организаций, союзов, советов…, развивающих интенсивную деятельность, поэтому весьма важно, чтобы пастыри церкви на страницах «Вестника» делились своими добрыми начинаниями по обновлению приходской жизни и результатами своих работ. Для той же цели весьма важны краткие отчеты и хронологические заметки о деятельности упомянутых организаций и об их постановлениях».

В организационном отношении «Курский епархиальный вестник» также сохранил основные черты «Курских епархиальных ведомостей». Газета выходила два раза в месяц, состояла из двух отделов, располагалась на 30-40 страницах, имела вид журнала. В отличие от «Курских епархиальных ведомостей», в «Курском епархиальном вестнике» отсутствовал рекламный блок, не использовались репродукции – сказывались экономические трудности времени.

В «Курском епархиальном вестнике» отделы «поменялись» местами, приоритетное место было отдано неофициальному отделу: церковь теряла свое влияние, собственно синодальные постановления имели крайне ограниченные права. В № 4 «Курского епархиального вестника» за январь 1918 г. комментировались новые отношения государства и церкви (публикация «Отделение церкви от государства»):

«прекратилось преподавание религии и богословия в гражданской школе, низшей, средней и высшей. Церковные общины всех исповеданий теряют права юридического лица и не могут владеть недвижимостью и собственностью. Пользование этим имуществом предоставляется каждый раз по особым разрешениям Советской власти. В документах официального характера устраняется указание на принадлежность гражданской или другой религии на вероисповедание или на состояние вне религии».

  В «КЕВ» появился ряд статей по переустройству богословского образования и проповеднической деятельности. Хотя газета внешне очень сдержанно говорит об антицерковных декретах Советской власти, это, конечно, не означало согласия с атеистическими лозунгами. Как церковь, так и епархиальный вестник пытаются приспособиться к новым условиям. В статье «Революция и религия» прослеживалась готовность некоторых церковников идти на компромиссы с властью большевиков. Автор сделал интересное предположение, что в России социализм без религии невозможен, он предлагает выход из сложившейся ситуации – христианский социализм.

 В течение 1917-1918 годов противоречия между православной духовной традицией и идеологическими догмами большевиков становились все более непримиримыми, поэтому условия в которых выпускается епархиальный вестник, постепенно усложняются. Отражением этого стала статья «Год революции в России». Материал пронизан открытым неприятием большевистского режима:

«На днях исполнился уже год, как наш обветшалый государственный корабль взял новый курс плавания по житейскому морю…Мы до сих пор только разрушаем, не обеспечили себе пока первых основ гражданского общежития, личной неприкосновенности и благополучия, невыносимо стеснили себя всякими положениями, полны раздоров и ненависти, даже льем потоками братскую кровь».

Созвучна по общей тональности названной работе и статья «Любопытный документ», где комментируются законотворческие инициативы новой власти на местах:

«Петровским Военно-Революционным Комитетом, в собрании тов. солдат и под председательством Дениса Ивановича Мымрикова, был поставлен вопрос о вознаграждении священника церкви Петровского (Рыльский уезд) за частные требоисправления.

По обсуждению сего вопроса единогласно постановили: с сего числа за требоисправления в приходе церкви с. Петровского священнику с прихожан установить нижеследующую плату: 1) за венчание – 5 р.,2) за похороны – 3 р.,3)за крещение – 25 коп., 5) за предбрачное свидетельство невесте – 1 р. 50 коп., 6) за совершение заупокойной обедни – 1 р., 7) за совершение молебна в церкви _ 50 коп., 8) общие молебны – бесплатно.

Поместный Собор, делаем вывод, на основании этого документа, сам по себе, Петровский Военно-Революционный Комитет сам по себе. Это с одной стороны. С другой стороны – товарищи-солдаты могут все обсуждать, все постановлять. Во всяком случае, Петровскому Военно-Революционному Комитету братское «спасибо» и о своей причте «позаботились».

Предчувствия автора статьи относительно того, что новая власть будет энергично вмешиваться в дела церкви, оправдались почти сразу. Судьба религиозных изданий была предопределена: курская религиозно-ориентированная печать из проправительственной превратилась в оппозиционную. В 1919 году вышло несколько выпусков «Вестника Курского Епархиального Совета», но вскоре все религиозные издания как в Курске, так и в других регионах были закрыты. 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...