Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Борьба с курением, алкоголизмом в школьном возрасте.




 



Физиоло-гигиенические основы физического воспитания: влияние физических упражнений на функциональные системы организма

ФУ влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени.

Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, изменении физико-химических свойств тканей, усилении обменных процессов, совершенствовании функциональных возможностей. Возрастает сила мышц, способность выполнять большой объем работы. совершенствовании функциональных возможностей. Как

всего этого значительно возрастает сила мышц и способность вы­полнять большой объем работы. Равномерная доступная физичес­кая нагрузка, приходящаяся на различные мышечные группы, обес­печивает гармоническое развитие всех мышц тела.

Под влиянием систематических физических упражнений у школь­ников происходит ряд положительных изменений в костно-суставном аппарате. В наиболее нагружаемых частях скелета отмечается выраженная гипертрофия костной ткани. Диаметр трубчатых кос­тей увеличивается, кости становятся массивнее и крепче. Например, на рентгенограммах костей юных прыгунов, метателей и др. обна­руживается гипертрофия костной ткани на «толчковой» ноге, на «метающей» руке и др. В ряде исследований установлена стимуля­ция роста в длину.

Совершенствуются функции дыхательного аппарата. Увеличи­ваются экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ и раз­виваются мышцы, участвующие в дыхательных движениях. Дыхание становится более ритмичным, глубоким. Его частота при мышечной работе бывает меньше, чем у детей, не занимающихся физической культурой и спортом. Лучшие показатели ЖЕЛ отмечаются у школьников, занимающихся плаванием, легкой атлетикой (бег на средние дистанции) и баскетболом.

В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. В результате тренировок снижается частота сердечных сокращений у детей в покое, реакция на мышеч­ную работу бывает менее выраженной, а восстановительный период более коротким по сравнению со школьниками, не занимающимися систематически физическими упражнениями. Указанные изменения свидетельствуют о более экономной работе сердца и расширении функциональных возможностей организма. Благоприятные сдвиги наблюдаются также в крови: увеличивается количество гемоглоби­на и эритроцитов.

Занятия ФУ стимулируют обмен ве­ществ. Это приводит к лучшему протеканию пластических процес­сов, в результате чего улучшается рост и развитие детского орга­низма.

В процессе упражнений увеличиваются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. У физически тренированных детей условные рефлексы образуются быстрее, такие дети отлича­ются лучшей памятью и способностью концентрировать внимание. У них повышается работоспособность в течение учебного дня, что благоприятно сказывается на успеваемости. Нервная система легче приспосабливается к различным видам работы. Именно благодаря совершенствованию регулирующей роли центральной нервной си­стемы у физически тренированных школьников оказывается более экономной работа отдельных органов и систем при физических нагрузках.

Главным следствием применения различных средств физическо­го воспитания в школе является их положительное влияние на со­стояние здоровья учащихся. Общее, неспецифическое воздействие физических упражнений проявляется в повышении устойчивости к ряду неблагоприятных факторов внешней среды, перегреванию, пе­реохлаждению, гипоксии и др., а также к инфекционным и другим заболеваниям. Особенно большое значение имеет повышение сопро­тивляемости к простудным заболеваниям. Отмечена профилактиче­ская роль физических упражнении в отношении нервных расст­ройств, возникающих в связи с перегрузкой учебным материалом, неправильным режимом дня и т. д. Исключительно важна роль этих упражнений в обеспечении правильной осанки; нарушения которой у детей школьного возраста имеют приобретенный функциональный характер. Это связано с относительной слабостью мышечной систе­мы и связочного аппарата, с дефектами классной мебели и нера­ционально организованным учебно-воспитательным процессом. В ряде случаев при наличии отклонений в состоянии здоровья школьников физические упражнения служат действенным лечеб­ным средством.

Гигиеническое значение физических упражнений намного воз­растает, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают за­каливающее действие, особенно если занятия проводятся при низ­ких температура! воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, сила сжатия кисти и др. При проведении же заня­тий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функ­ция,, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возмож­ность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприят­ного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повы­шение эффективности тренировок, что объясняется большей интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями (Н. Т. Белякова, 3. Е. Романова, В. М. Матюшин и др.).

Рассматривая влияние систематических занятий физическими упражнениями на физическое развитие и состояние здоровья школь­ников, необходимо подчеркнуть большую роль преподавателя физи­ческого воспитания и школьного врача в своевременном и правиль­ном использовании средств физического воспитания с профилакти­ческой и лечебной целями.

 

Структура двигательной активности. Возможность отрицательного влияния нерациональных форм физических упражнений на организм.

 



Закаливание, его виды и принципы.

Под закаливанием понимается повышение устойчивости - адап­тации организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов (холод, тепло, солнечная радиация) вслед­ствие применения комплекса систематизированных и целенаправ­ленных мероприятий. Закаливание организуется с профессиональной (производствен­ной) целью (подготовка к работе в определенных климатических условиях на севере, юге, в горах); с целью общего укрепления здоровья; повышения умственной и физической работоспособно­сти; повышения устойчивости организма человека к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Принцип комплексности. Принцип систематичности. Принцип постепенности. Принцип оптимальности дозирования процедур. Результат зависит от вида закаливающего фактора (воздух, вода, солнце), способа его применения (обтирание, купание, душ, пла­вание), двигательной активности в этот период, интенсивности и длительности процедур, уровня закаленности. Особенно важно локальное действие процедур, например закаливание носоглот­ки, ног, грудной клетки для профилактики инфекций верхних дыхательных путей

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...