Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие систем информационного обеспечения российского малого предпринимательства
Нормативно-правовое обеспечение информационных услуг как составляющей внешней среды развития российского малого предпринимательства и практики его государственной поддержки следует считать чрезвычайно объемным и многогранным в связи с наличием значительного числа организационно-технических форм передачи (предоставления) такой информации ее потенциальным потребителям, включая и малые предприятия (разнообразные печатные издания, радио и телевидение, прочие системы и сети проводной и беспроводной связи, распространение информации на магнитных и иных носителях, предоставление услуг Интернет и пр.[53]). Видимо, это многообразие технических средств и возможностей передачи информации и является причиной того, что в имеющихся публикациях отсутствуют данные как об объеме рынка информационных услуг предпринимательству (не говоря уже отдельно о сфере малого предпринимательства), так и структуре этого рынка (например, по видам информационных носителей). Серьезные проблемы связаны и с институциональным обеспечением информационной поддержки малого бизнеса. Начиная с 1994-1995гг. был предпринят ряд попыток создания системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП), прежде всего, на многосторонней (государственно-частной) основе в виде акционерного общества «Российские информационные центры» (АО «РИЦ») во главе с Московским Инфоцентром[54]. АО РИЦ должен быть объединить в единую сеть региональные центры информации - как самостоятельные, так и действующие на местах при бюджетной поддержке. На первом этапе деятельности СИОМП предполагалось объединить таким образом 36 региональных информационно-аналитических центра. Перед АО «РИЦ» были поставлены определенные задачи в области информационного обеспечения как самого малого предпринимательства, так и всех звеньев (федеральных, региональных, местных)в области государственной политики развития и поддержки МП. Эти задачи, в основном сохраняющие свою актуальность и в настоящее время, таковы: · создание, ввод в эксплуатацию и обеспечение функционирования системы информационного обеспечения предпринимательства на основе сети региональных и местных информационно-аналитических центров, проблемно ориентированных информационных баз и банков данных с использованием унифицированных программных и технических средств и развитых сетей передачи данных; · информационное обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области развития и государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации; · информационное обеспечение российских и иностранных субъектов хозяйствования по всем направлениям развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации; · содействие развитию предпринимательского сектора российской экономики, в том числе на региональном и местном уровнях, путем создания его информационной инфраструктуры. Однако сложные проблемы бюджетного финансирования, а также последующее упразднение Государственного Комитета РФ по промышленной политике,[55] который нес основную долю ответственности за развертывание систем информационного обеспечения предпринимательства, привели к тому, что поставленные задачи по созданию СИОМП-РИЦ не был в полной мере реализованы даже в рамках базисного становления систем информационного обеспечения МП. Инфоцентры - региональные опорные точки СИОМП на местах - были вынуждены по преимуществу отказаться от специализированной ориентации на информационные нужды МП, т.к. это не позволяло им обеспечить себе «выживания» при сокращении бюджетного финансирования и переходе на принципы рыночной самоокупаемости. Это дает экспертам основание констатировать, что в настоящее время в России особого рынка информационного обслуживания МП, тем более - рынка федерального уровня, - не существует[56]. Между тем, проблемы рынка информационного обеспечения МП складываются не только со стороны «предложения», но и со стороны «спроса». Выявляемая многими обследованиями относительная пассивность российских МП в отношении проблем их информационного обеспечения[57] говорит о необходимости «агрессивно» демонстрировать возможности и преимущества высокой информационной обеспеченности МП, доказывать целесообразность затрат предпринимателей на приобщение к современным информационным системам (например, через компьютерную технику) и найма/подготовки кадров информационного обслуживания соответствующей квалификации. По оценке экспертов «Российской информационной сети делового сотрудничества», затраты на информационное обеспечение предпринимательской деятельности дают 10-кратный эффект окупаемости. Наиболее перспективны следующие направления информационного обслуживания МП: · возможности участия МП в системе выполнения поставок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд; · возможности расширения и углубления кооперационных связей крупного и малого бизнеса на контрактной и субконтрактной основе; · привлечение инвестиционных ресурсов для МП; · лизинговая информация, в том числе по «категории срочный лизинг», льготные платежи по которому делают его наиболее доступным для стартовых МП; · включение МП в систему франчайзинга и иных форм фирменных поставок, фирменного обслуживания и иного сервиса от лица лидеров российского бизнеса. Как показывает практика становления систем информационного обеспечения российского малого бизнеса, эти системы эффективно формируются лишь при движении снизу вверх, т.е. не через создание, часто на пустом месте филиальных отделений неких межрегиональных или общефедеральных информационных систем, а путем интеграции в единое информационное поле уже вставших на ноги региональных информационных систем, уже нашедших свое место в общем русле развития малого бизнеса, а также функционирования систем его государственной и общественной поддержки. Нынешняя же ситуация в области информационного обслуживания МП характеризуется экспертами как параллельное развертывание нескольких разных по объему и возможностям федеральных (точнее - межрегиональных) и еще большего числа региональных систем обеспечения информационных потребностей российского предпринимательства, в том числе, и сферы малого бизнеса. По данным обследования 1996 г., на информационном рынке России действовало около 500 организаций - провайдеров информации разного масштаба и направленности деятельности[58]. В большинстве случаев информация предоставляется на бумажных носителях (публикации) или на электронных носителях. К числу важнейших провайдеров последнего из названных видов информационной продукции в юридической сфере относятся такие известные системы как «Гарант» и «Консультант-плюс»,в общекоммерческой сфере - «Мобиле», «Полинон» и Агентство деловой информации. Среди печатной информационной продукции следует выделить проекты информационных публикаций Агентства международного развития США (1995-1996 гг.), а также программу «Справочные публикации», реализуемую ИСАРП при поддержке Мирового банка. Основными источниками информации о возможностях бизнес - образования в России являются издания ИСАРП и АНХ при Правительстве России[59]. Особой формой информационных услуг для МП является прямое предоставление таковых через базы данных, а также непосредственно через экспертов-консультантов различных институтов и центров поддержки МП. Так, МАРП предлагает представителям малого бизнеса информацию по законодательству в России и за рубежом, по производителям товаров и услуг в России и странах СНГ, адресную информацию по компаниям и фирмам ЕС, статистические данные по России и ЕС по коммерческим предложениям российских и зарубежных фирм, по товарным рынкам и ценам. Предлагается также такой вид «активных» информационных услуг, как размещение коммерческих предложений МП в международной сети малых и средних предприятий ЕС. · МАРП предлагает доступ к следующим информационным системам: · “KOMPASS” -информация о 400 тыс. компаний 13 европейских стран. · “Dun & Bradstreet”- Central Europe - информация о 8 тыс. компаний стран Центральной Европы. · “Euro Cooperation Databank” - 17 тыс. предложений о международном сотрудничестве ,собранных Евроинфоцентрами. · “Teleselect-Austria” - информация о 9 тыс. компаний Австрии. · “Export Directory of Denmark” - информация о 6 тыс. компаний Дании. · “"Европартенариат"” - информация по более чем 2 тыс. компаний-участниц этой программы за 1994-1997гг. В настоящее время работу по созданию Российской (информационной) сети делового сотрудничества ведет также Российская Торгово-Промышленная Палата (ТПП). Эта система именуется как «Российская информационная сеть делового сотрудничества» («Russian Business Cooperation Network»). Сеть - коммерческое предприятие - корпорация, 51% капитала которой принадлежит Российской ТПП, среди учредителей также представлен и Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства. Решением Попечительского Совета Федерального фонда корпорация была утверждена генеральным подрядчиком по реализации ряда мероприятий Федеральной программы поддержки МП на 1996-1997 г.г. В рамках этой работы корпорацией проведено накопление больших объемов информации (в том числе по развитию предпринимательства, состоянию региональных систем его информационного обеспечения), проведены аналитические исследования (в частности, по анализу региональной нормативно-правовой базы развития и поддержки малого предпринимательства). Осуществлено 6 пилотных проектов по регионам России по накоплению детальной информационной базы и по всем 89 регионам - информационных блоков более ограниченного объема. Однако поскольку заказчиком данная работа не оплачена (или оплачена не в полной мере) данные информационные ресурсы «заморожены» и не могут быть практически использованы, в т.ч. и представителями предпринимательских кругов. К участию в накоплении информационных ресурсов данной корпорации привлечено значительное число российских и зарубежных информационных агентств, региональных администраций, более 100 региональных отделений ТПП и пр. В настоящее время в режиме «on-line» сеть предлагает более 400 видов информационных ресурсов, включая «Деловые предложения», «Лизинг», «Деловое образование», «Недвижимость», «Безопасность предпринимательства» и пр. Сеть имеет особый блок, нацеленный на обеспечение информационных потребностей малого бизнеса, однако практическая «насыщенность» данной сети конкретными коммерческими и иными предложениями для МП пока недостаточно велика и нуждается в значительном расширении. Задача могла быть решена в сжатые сроки при ограниченном дополнительном финансировании в рамках новой Федеральной программы поддержки МП. Еще одной попыткой построить в интересах МП информационную систему общегосударственного уровня следует считать проект «Информационная система Российской сети агентств поддержки малого и среднего бизнеса» (SIORAnet). Главными задачами этой системы являются следующие: · интеграция российского малого и среднего бизнеса в мировое информационное пространство; · создание корпоративных информационных ресурсов для участников системы SIORAnet; · обеспечение доступа малым и средним предприятиям, другим клиентам и партнерам системы к широкому спектру как ее собственных, так и других российских и зарубежных информационных ресурсов; · обеспечение оперативного информационного взаимодействия между участниками системы; · формирование и предоставление новых услуг для МП с использованием современных информационных технологий; · реклама и продвижение услуг системы в России и за рубежом; · обеспечение органов государственного управления информацией по развитию МП. Для реализации целей названной системы предполагается создание в 1998-1999 гг. Центрального узла сети на базе РАПМСБ в Москве и 5-6 региональных узлов системы. На региональном уровне в настоящее время активизируют свою работу региональные Центры научно-технической информации (НТИ), созданные еще в советское время в рамках единой Государственной системы НТИ. В условиях изменившегося спроса на информацию региональные центры НТИ начали осваивать новые рыночные ниши. Например, Московский областной Центр НТИ создал базу данных «Рынок промышленной продукции России», которая на начало 1998 года содержала около 60 тыс. позиций. Волгоградский Центр НТИ создал базу данных по научно-техническим организациям регионов России. Обе базы данных представляют интерес для малого бизнеса не только на региональном, но на общероссийском уровне. В ближайшей перспективе, несомненно, возрастет актуальность вопросов регулирования информационного обеспечения МП, так или иначе задействованного на электронные носители информации (и, соответственно, правового регулирования). Развитие этого направления информационной поддержки предпринимательства будет приобретать в организационном плане все более масштабный характер. Примером столь широкомасштабной акции может служить кампания развития информационного обеспечения МП «32», поддержанная ГКРП России, представительством компании «Microsoft», рядом ведущих компьютерных фирм, а также фирмой «Гарант» - крупнейшим в России провайдером правовой информации. Программа «32» включала в себя не только льготы для МП на традиционные формы распространения правовой информации на электронных носителях, но и использование механизма обратной связи «Гаранта» с пользователями его правовой информации (по сути, это уже элемент правового консалтинга), данные по систематизации и анализу более 30 000 ситуаций, встречающихся в практике хозяйствования в сфере малого бизнеса. Резюмируя можно подчеркнуть, что в отличие от планов, существовавших 2-3 года назад, в настоящее время решение проблемы информационного обеспечения МП на федеральном и региональном уровне все в большей мере будет опираться не на государственные структуры, а на систему независимых, в т.ч. и частных информационных систем. Как и в случае с другими видами содействия МП, привлечение для нужд МП независимых информационных систем потребует четкого выделения и закрепления здесь самого компонента «государственной поддержки» в отношении малого бизнеса, а также источников и механизмов ее финансирования. Эта задача должна решаться как на федеральном, так и особенно на региональном уровне информационного обеспечения МП. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 374. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |