Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения российского малого предпринимательства




Особенность нормативно-правового регулирования данного элемента внешней среды развития российского малого предпринимательства состоит в том, что каждый из видов информационной деятельности имеет свой достаточно объемный пакет регулирующих нормативных документов, в том числе, и с чисто технической стороны. Мы остановимся лишь на важнейших документах в этой сфере юрисдикции, регулирующих вопросы доступности и эффективности информационного обеспечения МП как части всей предпринимательской среды в целом[60].

Основополагающее значение здесь имеет Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» ;№ 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. Данный закон:

· вводит такое понятие, как информатизация, определяя ее как организационный, социально - экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования всех видов информационных ресурсов;

· устанавливает, что государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации;

· предусматривает, что все виды информационных систем и сетей, технологий и средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации.

Важное значение имеет и положение Закона о том, что деятельность в сфере предоставления информационных услуг является лицензируемой, а информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». К сожалению, данный закон не содержит в себе даже основ информационной политики государства в отношении субъектов малого предпринимательства, а также тех условий, при которых они могут быть охвачены государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации.

Эти проблемы формально включены в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г., который относит создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных и иных информационных ресурсов к числу важнейших направлений политики поддержки и развития малого предпринимательства в стране. Однако и здесь преобладает чисто заявительная постановка вопроса, не включающая конкретные механизмы реализации этого направления государственной политики в отношении малого бизнеса; отсутствуют конкретные обязательства конкретных институтов

В отдельных случаях вопросы информационного обеспечения МП (прежде всего, в контексте осуществления мер его поддержки) рассматриваются в рамках регионального законодательства. Так, например, закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» Республики Коми как на одно из направлений государственной поддержки МП в республике указывает (опять-таки, в чисто заявительном плане) на «создание соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами МП экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития».

Таким образом, в целом политика информационного обеспечения (информационных услуг) как взаимосвязанный элемент развития и государственной поддержки МП не получила необходимого нормативно-правового закрепления ни на федеральном уровне, ни (в абсолютном большинстве случаев) на региональном уровне. Другими словами, на сегодняшний день не существует какого-либо нормативно-правового документа федерального уровня, который четко и однозначно прописывал механизмы льготного или иного гарантированного доступа субъектов малого предпринимательства к различным категориям информационных источников - включая как государственные (федеральные и региональные) информационные массивы, так и информационные ресурсы независимых (частных) информационных систем.

На федеральном уровне единственным целевым нормативно-правовым документом, прямо ориентированным на информационные интересы предпринимательской среды, следует считать Постановление Правительства РФ «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации» № 1319 от 1 декабря 1994 г. Центральным моментом этого Постановления, направленного на формирование специализированной Системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП), было создание названного выше акционерного общества «Российские информационные центры».

Однако сложные проблемы бюджетного финансирования и перестройки институционального характера привели к тому, что СИОМП в первоначально задуманном виде так создана и не была, а единой системы информационного обеспечения российского малого предпринимательства на федеральном уровне не существует.

Проблема информационного обеспечения предпринимательства, включая малый бизнес, решается фрагментарно. Так, названное выше участие Российской ТПП и региональных торгово-промышленных палат[61] в информационном обеспечении предпринимательской деятельности закреплено в действующем правовом регулировании торгово-промышленных палат как особого института рыночной инфраструктуры. Таковое регулирование осуществляется на основе Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». В данном законе указывается, что ТПП «оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства». Однако информационные услуги ТПП (которые она оказывает через созданные при ее участии специализированные коммерческие структуры, в т.ч. названную выше корпорацию «Российская информационная сеть...») строятся на принципе самоокупаемости, достаточно дорогостоящи и не всегда доступны для малого бизнеса, особенно его начинающих представителей.

Анализ практической деятельности в этой области показывает, что с точки зрения правового регулирования ключевым является вопрос о лицензировании. Получение лицензии крайне осложнено (требуется около 30 согласований), притом, что фактически многие субъекты информационного рынка работают, как полагают эксперты, без всяких лицензий и контроля. Наряду с этим, даже наличие лицензии не является достаточной гарантией по качеству предоставляемых информационных услуг. Во многих случаях для комплексного информационного обслуживания МП одной лицензии мало[62]. Это ставит вопрос о разработке процедуры единого лицензирования провайдеров для комплексного информационного обслуживания субъектов МП.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...