Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 50 Инновационная деятельность (ИД) и устойчивое развитие




 

Инновационная деятельность – нач. 20 в., Шумпетер (амер.) рассм ИД, как посредник между изобретением и внедрением в экон-ку. Всегда существует потребность усоверш-ть жизнь. ИД – это развитие. Ведет себя по-разному. Нач. 20 века: внедрение новых вещей привело к кризису.

ИПроцессы на 5 групп: 1) продуктовые, 2) технологические, 3) социальные, 4) комплексные, 5) культурные. Противоречия: 1) ИД явл-ся предпосылкой кризиса 2) ИД – средство устранения кризисов.

Сущ. 3 группы базисных инноваций: 1) экономика, 2) политика, 3) соц-психол отношения в общ-ве. Развитие ИП обусловило соц. технологии – это деятельность, в рез кот достигается поставленная цель, осущ-ся изменение объекта деят-ти. Гл.цель ИД: обеспечить устойчивое разв-е страны (Рио-де-Жанейро, 1992, 117 стран мира, конференция, «стратегия уст-го разв-ия»).

Лидеры нновационного развития: США, Япония, Ю/В Азия, З/Европа. Гл. стратегические направления: 1) эфф-ая сис-ма финансирования НИОКР (политика должна быть направлена на развитие научных программ и на внедрение идей в жизнь, проводить исслед-ия и за пределами страны) 2) Целенаправленная кадровая политика (чем выше квалиф-ия, тем выше зар. плата) 3) Реализ-ия рез-ов исслед-ия (развитие технопарков…) 4) международное сотрудничество 5) стратегическое планир-ие НТР (без прогноза ничего не получится) 6) Ориентация на приоритетные направл-я.

Развитие человеческой цивилизации можно рассматривать как последовательную цепь инноваций в различных сферах деятельности. В настоящее время роль инноваций существенно возрастает. Из спонтанного фактора развития инновации становятся целенаправленной силой, обеспечивающей конкурентоспособность как отдельных хозяйствующих субъектов, так и различных государств в мировой экономической системе.

 

Экономически и социально-целесообразным решением организации обменных процессов между Обществом и Природой является устойчивое инновационное развитие, понимаемое как инновационное развитие, опирающееся на принципы устойчивого развития.

Именно такое понимание развития, на настоящий момент, становится экологическим императивом, безусловным требованием для всех субъектов развития.

В течение последних лет многократно и на разных уровнях обсуждались две крупные научно-прикладные проблемы:

– перехода к устойчивому развитию;

– стимулирования инновационных процессов.

Проблема перехода к устойчивому развитию заключается в том, что, с одной стороны, имеются достаточно явные экологические проблемы и вполне осознаваемая проблема исчерпаемости природных ресурсов, а, с другой стороны, даже на теоретическом уровне отсутствуют ясные способы решения этих проблемы экономически целесообразным образом.

Попытки свести ситуацию к дилемме – природные ресурсы или товарное производство, ничего не проясняют. Необходимо введение отсутствующего и главного, на наш взгляд, звена: управляемых обменных процессов между Обществом и Природой.

Подходам к решению этой проблемы, в течение последних 100 лет, было посвящено большое количество работ. Многие из них (работы В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, В.А. Коптюга, Д. Медоуза, П.Г. Кузнецова и др.) вошли в золотой фонд научного знания. В то же время до недавнего времени такое понимание развития не воспринималось обществом как побудительный мотив к действию. В настоящее время ситуация в мире начинает изменяться, причем достаточно быстрыми темпами по следующим основным причинам:

– глобализация стала обыденным явлением благодаря появлению так называемого информационного общества;

– начался новый передел сфер влияния в мире в поисках долгосрочных запасов основных природных ресурсов;

– на глобальном уровне возникли острые проблемы в сферах снижения уровня бедности, снабжения питьевой водой и продовольствием.

В основе устойчивого инновационного развития лежат устойчивое развитие как возможность сохранять развитие в будущем при удовлетворении потребностей сегодняшнего дня и экономика знаний. Таким образом, сутью инновационной деятельности является максимизация получения социально-экономического эффекта за счет повышения эффективности использования интеллектуального потенциала. Т. е. прежде чем создать новую технологию, технику или другую потребительную стоимость, стоимость и меновую стоимость, надо иметь приоритетное накопление и разви­тие в самом человеке, его разуме, культу­ре, т. е. обеспечить прирост его практического разума, интеллекта, куль­туры, духовности, и общества в це­лом. Если нет опережающего накопления в социальной сфере, и особенно в самом че­ловеке, обществе, ноосфере, науке, обра­зовании, культуре, то нельзя надеяться на получение прибавочного продукта, рост эффективности материального производ­ства. (Модель устойчивого развития общества)

 

Что касается термина «устойчивое развитие» его общепризнанного строгого понимания пока нет. Существует множество трактовок, базирующихся на фундаментальных принципах ноосферного развития, коэволюции общества и природы, баланса хаоса и порядка, формирования обратных связей на основе измеримости процессов и т.д. По сути, в этой области идет процесс движения научной и общественной мысли, который завершится четким определением только тогда, когда появятся значимые результаты практической деятельности.

Определение устойчивого инновационного развития должно соответствовать базовым фундаментальным принципам устойчивого развития и идеологии экономики знаний:

– оно должно находиться в «ноосферной плоскости», основываться на знаниях, в том числе, на знаниях о природе ресурсных ограничений и способах их преодоления.

– на понимании невозможности обеспечения роста потребностей в знаниях без соблюдения коэволюции общества и природы и достижения понимания баланса хаоса и порядка в реальных системах.

– должно содержать базовое понятие измеримости, что в данном случае приводит к тому, что должен появиться синтез валовых параметров производства (через состояние территории) и специфических, относящихся к созданию и потреблению знания.


В. 51 Общество как предмет философского анализа. Специфика социального познания.

Общество можно анализировать по-разному. Русский мыслитель А.А. Богданов (1873-1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления. “Всякая чел деятельность явл организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую чел деятельность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как некий материал организационноо опыта и исследовать с организ точки зрения” В основе соц фил могут лежать различные подходы, тогода соотв получаются и различные модели. Рассмотрим некоторые из них.

В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая концепция толкования общ. жизни. Эта концепция требует объясн соц. явлений исключительно действием прир закономерности: физич, географ, биологич...

Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц. науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Соц. теория - есть часть теории всемирного единства, основанной на принципе притяж по страсти, всеобщей закономерности, обуславл прир склонность чел к какому-либо виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко включается в цепь прир причин и следствий, свободе не остается маста и концепция соц. событий принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего лишь модификация необходимой причины. “Каждое добровольное действие явл вынужденным”, “все действия необходимы”.

Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм человека как некий социальный атом, а общество как механич агрегат таких атомов, замкнутых исключ на своих нтересах.

Иными словами натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-те и чел связи обретают прир характер. Общество призается, но в кач цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или половая любовь (Феербах). Общество в натурал фил характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь прир узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ. моральным принципам, ибо последние не вытекают из прир человека. Теоретич. обоснование этой исключит. эгоистической жизн. позиции дал нем. Фил. Макс Штинер в книге “Единственный и его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу “мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевая активность человека. В первом случае в соц фил вносится фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание истор хода.

В некот. филос. системах содержалось полож. начало в подходе к чел и истории. Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой активности. Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя предполагает наличие свободы. Духовно-нравственным может быть только своб. человек.

В свете данной концепции Человек как моральное существо не нуждается ни в каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравтенный мотив порождается своб волеизъявлением личности. Этот мотив заключ в том, чтобы челов выполнил свой мор долг, не ожидая компенсации ни в этом, ни в ином мире.

Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения основного вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”.

Итак, сущность материалист. понимания истории состоит в том, что:

1. производство и вслед за ним обмен его продуктов составл основу всякого общ строя.

2. истор процесс, общ бытие носят объект характер.

3. главной движ силой, преобраз жизнь общества, являются народные массы.

4. средства для измен сущ. положения вещей нужно открывать в наличных матер факторах производства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...