Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 52 Основные социокультурные парадигмы социального сознания




Все философские методы, в конечном счете, ведут к выдвижению и аргументации основополагающей идеи. Такая идея либо вычленяется в массе культурных явлений как уже существующая в них, либо создается как основная перспектива дальнейшего развития культуры в целом или отдельной ее области. К фундаментальным идеям подобного рода относится субъект-объектная парадигма культуры (социокультурная парадигма). Под парадигмой чаще всего понимается образец, предписывающий нормативы познания или практики. Под парадигмой культуры у нас понимается не просто образец или эталон познания, а то, что служит основным принципом развития культуры, то есть, свойственное ей представление о человеке, мире и их соотношении. Таким образом, парадигма не только результат философского исследования культуры и ни в коем случае не произвольная идея или модель, она - действительна. Социокультурнаяпарадигма рассматривается не гносеологически, а онтологически, как реальное основание любой культурной системы.

1 Натуралист. парадигма оформилась к 18 в. путем экстраполяции канонов естествознания на область объяснения социума. Общ-во рассматрив. как некая биол. целост-ть, кот. функц-ует по законам классич. механики. Человек – часть этой органич. системы. Индив-ное, личностное нивелировалось в этой системе, поэтому з-ны общес. разв-я рассм-сь по аналогии с прир-ыми. Возникает идея заданности, предопр-ти,т.е. история носит закономер. хар-р. Подразум-ся смена одного состояния другим, более совершенным. Школы: Гумилева, Спенсера, механицизм, географ. детерминизм. 

2 Этикосубъективист.парадигма противоположна натур-кой. Предст. собой версии русс. народнич-ва, некот. конц-ии русс. религ. Ф., неокантианство. Отстаивает субъективист.виде-ние ист.процесса. Общ-во – результат некого творч. разума,перво-начала.

3 Диалектико-материалист.парадигма ориент-ана на преодоление крайностей предыдущих моделей. Принципы: 1 Опр-ющая роль обществ. бытия по отношению к обществ. созн-ю. 2 Основа общес. Жизни – матер. пр-во. 3 Соц. эволюция носит за-кономер. хар-р, поэтапный, преемственный и поступат-ый и должен привести к совершен.типу общ-ва. Для обозн-ия отд. стадий разв-я общ-ва вводится понятие обществ.-экон. формации. Усилилась идея линейной интерпритации ист. процесса (по вос-ходящ. линии). Источник движения – уровень производ. сил. Огран-сть формац. подхода - не учит-ся уникальность кажд. страны региона.

4 Культ-цивилизац. парадигма (конц-ии Данилевско-го, Шпенглера, Тойнби, Ясперса, Сорокина) осн-на на идее уникал-ти соц. явлений своеобразия путей разв-я. Поэтому цивилизац.подход отказ-ся от линейной интерпритации.В основе этого подхода лежит конц-ия Данилевского– существ. всемир.история в простр-ве делится на обособл.культ-ист. типы: 1.египет. 2.китайский 3.еврейский 4.европ.Эти типы разл-ся по религ.,полит.,соц.-полит.,культ.критерию.Этапы разв-я кажд.типа: юность-зрелость-старость. Данилевский вводит славян. тип. Конц-ии Шпенглера,Тойнби впитали в себя эти идеи и наиб. полно развили конц-цию цивил. подхода. Шпенглер (осн.труд "Закат Европы") критикует формац. подход и различает 8 ист.типов цив-ий: египетская, индийская, вавилонская, апполоновская, майя, византийско-арабская, фаустовская, западно-европ. Кажд. культ. орг-зм сущ-ет 1200-1500 лет.

Цив-ция – упадок культуры, т.е. полная рационализация, деградация лит-ры, иск-ва, концентрация людей в круп. городах. Западно-европ. мир достиг этого этапа в к.19 в.

Ш. выделил  русско-сибир. к-ру. Прафеномен русско-сибир. Культуры – бесконеч. равнина; египетской – путь; апполон. – матер. тело, арабской – пещера ;фаустовской – бесконеч.простр-во. Профеномен опр-ет форму политики, эротики, семьи. Тойнби явл-ся автором"Иссл-ия истории"(12 т). Различал общ-ва статические (примитивные) и динамич-е. Все цив-ции придут к статич.типу.

На сегодн. момент сущ-ют след. цив-ции: 1.Западная Христианская; 2.Православная христ-кая с русской ветвью; 3. Исламская; 4.Индуистская; 5.Дальневост. с японской ветвью. Закон Тойнби"Вызов и ответ"– возн-ние люб. цив-ции–спос-ть дать адекватный ответ на вызов ист. ситуации. Если невозм-но дать ответ – возн-ют аномалии, кот. приведут к упадку. Вырабатывающей ответ функцией явл-ся творч. меньш-во. Обр-ие мировой религии – высший этап ист. разв-я.

5 Антрополог. парадигма (экзистенциализм, Бердяев, психоаналистич. конц-ии Ницше, Фрейда, Фромма) ориентир-ся на изуч-е ч-ка.

6 Синергетич.парадигма. Ее идеи: 1. Самоорг-ция. 2. Общ-во – это откр. система. 3. Нелинейность разв-ия.

Сущ-ет Субъект-объектная социокультурная парадигма. В течение всей новоевропейской эпохи человек выступает субъектом, мир же, в котором живет субъект, выглядит объективной реальностью, объектом. Данная парадигма, когда она наполняется реальным ценностным содержанием, формирует "срединную культуру", то есть, способ и сферу комплементарности, совместимости, сосуществования разнообразных и, зачастую, взаимно противоречивых субкультур общества. Срединная культура обеспечивает целостность всей социальной культуры и снимает межкультурную напряженность. Раздвоение действительности на субъект и объект началось еще в первобытные времена, когда человек отделился от природной среды, осознал ее и противопоставил себя ей, то есть, стал отчужденным от природы. В течение истории менялись разные культурные эпохи, в каждую из них люди по-своему представляли субъект и объект, в иные эпохи они даже забывали, что именно они являются действительными субъектами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...