Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почва как объект мелиорации




Предмет. Метод и задачи курса.

Почвоведение, наука о почве, её составе, свойствах, происхождении, развитии, географическом распространении, рациональном использовании. Относится к естественноисторическим наукам. Изучает почву как природное тело, средство производства и предмет труда. Важнейшие разделы: генезис почв, геохимия, физическая, коллоидная и биологическая химия почв, биология, физика, гидрология, география почв.

Мелиоративное почвоведенье- раздел общего почвоведенья, в кот-ом выявляются площади нуждающегося в проведении мероприятий мелиоративных, опред. основное направл. этих мероприятий изуч. вводные и др. режимы, водофизич.,органич. и др. состав почв, а также почвооброзов. процесса.

Почва- природно-аграрноминеральная оболочка поверхностного слоя земли.

Почва- основной объект мелиорации.

Существуют множество методов изучения почв:

1)профильный метод – изучение почвы с поверхности на всю глубину его толщи, разработан В.В.Докучаевым.

2)морфологический метод- составляет основы полевой диагностики почв

3)сравнительно -географический метод основан на сопоставлении почв образования в пространстве

4)сравнительно- исторический метод исслед. прошлого почв на основе современной ситуации

5)метод почвенных ключей- детальное изучение небольших участков и перенос результатов, на большие территориальные единицы

6)метод почвенных монолитов – отбираются монолиты ненарушенного строения, на которых могут моделироваться различные почвенные процессы, передвижение влаги, питательных растворов

7)метод почвенных лизиметров- при создании лизиметров, как правило разрушается почва

8)балансовый метод- важен для изучения круговоротов веществ во времени

9)метод почвенных режимных наблюдений- изучение составляющие различных режимов почвы, через разные промежутки времени

10)метод почвенных вытяжек- использ. для изучения агрохимич. свойств.

11)аэрокосмические методы

Основные задачи курса явл:

1)изучения особенности строения почвы

2)почвообразование

3)умение определять различные свойства почв

4)сформулировать предпосылки улучшения почв. путем мелиорат. мероприятий.

 

История развития почвоведения как науки.

Почвове́дение — наука о почве. Она входит в состав естествознания. Почвоведение изучает происхождение, развитие, строение, состав, свойства, географическое распространение и рациональное использование почв.

К концу первой половины XIX в. было научно доказано, что высшие растения при помощи корневых систем берут из почвы воду, азот и элементы зольного питания. Это послужило теоретической предпосылкой для более обоснованного изучения почв как среды развития растений. В течение XIX в. ученые Западной Европы выполнили ряд исследований по изучению физических и химических свойств почв и добились значительных успехов в повышении урожайности сельскохозяйственных культур в результате улучшенной обработки почвы, применения удобрений. Однако в области развития науки о почве не было достигнуто решающих успехов, что было следствием ошибочного взгляда на почву как на продукт выветривания горных пород (элювий) или как на пахотный слой. Такие неправильные взгляды, не выявлявшие специфической природы почвы, препятствовали познанию почвы как самостоятельного естественyо-исторического тела, законов ее образования, развития и географического распространения. Сказанное тормозило развитие успехов в области использования плодородия почв.

Возникновение современного генетического (то есть уделяющего основное внимание генезису почв) почвоведения связано с именем профессора Василий Васильевич Докучаев, который впервые установил, что почвы имеют чёткие морфологические признаки, позволяющие различать их, а географическое распространение почв на поверхности Земли так же закономерно, как это свойственно растениям и животным. В своем учение «Русский чернозём» (1883) он впервые рассматривает почву как самостоятельное природное тело, формирующееся под воздействием 5 факторов: живых организмов, свойств породы, рельефа, климата и времени развития. 1883 год считается временем возникновения почвоведения как науки

 

Общие сведения о почве и ее плодородии

Почвы возникают в результате сложного взаимодействия между почвообразовательной горной породой, растительным и живым миром. Значимая роль принадлежит антропогенной деятельности. Каждому типу почвы характерно особое строение;химическое,физическое,вводные,экономические и биологические cв-ва. Главной задачей мелиорат.почвоведенья явл. Повышение плодородие почв. Высоким плодородием обладают не все почвы. Наиболее высоко плодородными явл. степные черноземы(отсут. в РБ)

Плодородие- способность почвы обеспечить потреб. в жизненно важных факторов:1)воде 2)тепле 3)воздухе 4)элементов питания 5)а также создание благоприятных предпосылок для корневой системы.

Различают потенциальное (естественное) и эффективное. При правильном использовании почв их плодородие не только не снижается, но постоянно увеличивается.

 

 

 

Почва как объект мелиорации

Почвенный покров территории РБ отличается большой пестротой. Наиболее распространение имеют дерново-подзолистые ,нормально увлажненные (автоморфные) и заболоченные(гидроморфные) почвы составляют 42,3% и 25,4% территории. В природном состоянии они характеризуются кислой реакцией среды, слабой обеспеченностью питательных веществ и наиболее распространены в северных и северо-восточных районах. Значительную площадь занимают торфяно-болотная 14,4% и дерново-заболоченные карбонатные почвы 9,3%. Они обладают высоким потенциальным плодородием и после регулировании водного режима и внесением минеральных удобрений, дают высокие уровни сельскохозяйственных культур. Характерные черты торфяно-болотных почв РБ- мощность торфа до 1м и подстилание рыхлыми песчаными отклонениями. В поймах форм. элювиальные(пойменные почвы) составляющие 8,6% территории. Наибольшее распространены на юге РБ.

При определ. видов мелиоратив. воздействий на почвы необходимо учитывать:1)торфяно-болотные и глеевые почвы требуют осушение при любом сельскохозяйственном использовании 2)глееватые почвы связного механического состава нуждаются в системном дренаже с организацией поверхностного стока при использовании под полевые культуры, сады и пастбища 3)глееватые почвы легкого механич. состава и временного избыт. увлажненные почвы тяжелого мех. состава требуют агромелиорац. и выбороч. дренажа, при использовании под пашню и пастбища 4)временно избыточное увлажнение почвы легкого механич. состава подстилаемые рыхлыми породами, не осушаются при любом использовании.  

 

5. Общие сведения о процессах почвообразования Развитие почвенного покрова начинается с того момента, когда земная поверхность в результате геологических процессов выйдет из уровня моря или освободится от ледника.

С этого времени на монолитную горную породу начинают воздействовать климатические факторы (ветер, осадки, температура). В результате на поверхности образуется рыхлая масса из минеральных частиц, поселяются микро организма идёт накопление органики за счет отмирания низших организмов и растений, с течением времени почва может обеспечить произрастание высших растении и стать плодородна.

К факторам почвообр. относят:

- наличие горных или почвообразующих пород

- климатические воздействия

- растительность и живые организмы

Эти факторы перераспределяются в зависимости от условий почвообраз:

- особенности рельефа

- геологической эпохи

- антропогенной деятельности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...