Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о методе бухгалтерского учёта




Бухгалтерский баланс является способом обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия (по видам, размещению и источникам образования) в денежном измерителе на определенный момент времени. Он содержит информацию о финансовом положении предприятия.

Бухгалтерский счет – это специальный прием, который позволяет осуществлять группировку хозяйственных средств и текущий учет однородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счет открывается на каждый отдельный объект учета: вид хозяйственных средств или их источников, или хозяйственный процесс. Например: для учета наличности открывается специальный счет «Касса», для учета материальных ценностей – счет «Материалы», для учета товарных ценностей – счет «Товары» и т.д.

Совокупность счетов представляет собой систему формирования и сохранения информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Система двойной записи на счетах основывается на принципе двойственности и состоит в том, что каждая хозяйственная операция должна быть зарегистрирована как минимум дважды: по дебету одного и по кредиту другого счета в одной и той же сумме.

Документация – это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета путем их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию или группу операций составляют документ, который является материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем основанием для регистрации хозяйственных операций на счетах.

Инвентаризация – проверка фактического наличия имущества и финансовых обязательств предприятия и сопоставление полученных данных с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей и их уточнения в случае выявления расхождений

Оценка – это способ выражения имущества предприятия в денежном измерителе путем суммирования фактически произведенных расходов по его приобретению и созданию.

Калькуляция представляет собой способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и представляет собой совокупность показателей учета за определенный период. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал, год). Она включает бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и их использовании, а также дополняется другими отчетными данными с пояснениями в соответствии с требованиями стандартов бухгалтерского учета.

 

 

Бухгалтерский баланс, его содержание и строение

В бухгалтерском учете термин «баланс» означает два поня­

тия: во-первых, это один из элементов метода бухгалтерского

учета, во-вторых, баланс - отчетная таблица, одна из форм бух­

галтерской отчетности, содержащая сведения о состоянии и раз­

мещении хозяйственных средств организации и их источников на

определенную дату.

Графически бухгалтерский баланс представляет собой таб­

лицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного

отображения видов хозяйственных средств и источников их обра­

зования. В левой части таблицы отображаются средства по соста­

ву и размещению, в правой - по источникам их образования. Ле­

вая часть называется «актив», правая - «пассив».

Термины «актив» и «пассив», так же как и «баланс», латин­

ского происхождения. Термин «актив» происходит от латинского

aktivus - активный, деятельный, действующий. Поэтому в активе

отражаются действующие средства. Термин «пассив» происходит

от латинского passivus - пассивный, недеятельный, противопо­

ложный активному. В пассиве отражаются источники образова­

ния средств или обязательства за полученные средства.

Каждая отдельная группа средств или источников, показан­

ная под своим наименованием и выраженная определенной сум­

мой как в активе, так и в пассиве, называется статьей баланса. В

балансе должно присутствовать обязательное равенство: сумма

статей актива баланса должна быть равна сумме статей пассива

баланса.

Для всех организаций существует единая типовая форма со­

ставления баланса. Это обеспечивает единообразие в группиров­

ке средств по их составу и источникам образования, что позволя­

ет составлять сводные балансы по управлениям, отраслям и по

промышленности в целом

Актив баланса

Раздел 1. Внеоборотные активы:

• основные средства;

• нематериальные активы;

• доходные вложения в материальные ценности;

• вложения во внеоборотные активы;

• прочие внеоборотные активы.

Раздел 2. Оборотные активы:

• запасы и затраты:

производственные запасы в виде материалов (предметы труда),

затраты в незавершенном производстве;

готовая продукция и товары;

товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги;

• налоги по приобретенным ценностям;

• дебиторская задолженность;

• расчеты с учредителями;

• денежные средства;

• финансовые вложения;

• прочие оборотные активы.

Пассив баланса

Раздел 3. Капитал и резервы:

• уставный фонд;

• собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (учреди­

телей);

• резервный фонд:

в том числе:

резервы, созданные в соответствии с законодательством;

резервы, созданные в соответствии с учредительными доку­

ментами;

• добавочный фонд;

• целевое финансирование.

• доходы будущих периодов;

• прибыль (убытки) отчетного года;

• нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);

• прочие доходы и расходы.

Раздел 4. Обязательства:

• краткосрочные кредиты и займы;

• долгосрочные кредиты и займы;

• кредиторская задолженность:

перед поставщиками и подрядчиками,

по оплате труда,

по расчетам с персоналом,

по налогам и сборам,

по социальному страхованию и обеспечению,

перед учредителями;

прочая кредиторская задолженность;

• прочие виды обязательств.

За балансом учитываются материальные ценности, не при­

надлежащие организации, но временно находящиеся в организа­

ции.

Забалансовые счета

• арендованные основные средства;

• товарно-материальные ценности, принятые на ответственное

хранение;

• материалы, принятые в переработку;

• товары, принятые на комиссию;

• оборудование, принятое для монтажа;

• бланки строгой отчетности;

• списанная в убыток задолженность неплатежеспособных деби­

торов;

• обеспечения обязательств и платежей полученные;

• обеспечения обязательств и платежей выданные;

• амортизационный фонд воспроизводства основных средств;

• основные средства, сданные в аренду (лизинг);

• нематериальные активы, полученные в пользование;

• амортизационный фонд воспроизводства нематериальных ак­

тивов;

• потеря стоимости основных средств.

 

План счетов бух. учёта . Понятие о счетах бух. чёта , их назначение и строение

ДЛЯ единообразного обобщения данных о работе организа­

ций различных форм собственности и для удобства работы кон­

трольных органов разрабатывается единый систематизированный

перечень счетов и субсчетов, который обязателен для всех субъ­

ектов хозяйствования, - Типовой план счетов (см. с. 63-71) . Ти­

повой план счетов бухгалтерского учета разрабатывается и ут­

верждается Министерством финансов Республики Беларусь по

согласованию с Министерством по статистике и анализу Респуб­

лики Беларусь.

Субсчета, предусмотренные в Типовом плане счетов, исполь­

зуются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Ор­

ганизации могут уточнять содержание отдельных из них, а также

вводить дополнительные и исключать или объединять отдельные

субсчета, что предусматривается рабочим планом счетов в учетной

политике организации.

Типовой план счетов имеет восемь разделов, причем разделы

сформированы в строго логической последовательности. В осно­

ву группировки счетов по разделам положены экономические

особенности учитываемых объектов. Разделы расположены в оп­

ределенной последовательности, определяемой характером уча­

стия имущества в кругообороте средств организации.

Раздел I включает в себя счета, которые связаны с учетом ос­

новных средств и других долгосрочных вложений (т.е. связан с

учетом орудий или средств труда).

Раздел II включает счета, по которым ведется учет предметов

труда (производственные запасы).

Раздел III включает в себя счета, по которым отражаются за­

траты на производство, когда соединяются вместе орудия труда,

предметы труда и рабочая сила (процесс производства).

Утвержден постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая

2003 г. № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции

по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета», с изм. и доп. от 13 ноября

2003 г. № 153 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 104.

8/9975, № 140. 8/10292.

61

В раздел IV включены счета, по которым ведется учет гото­

вой продукции и товаров, а также расходы, связанные с реализа­

цией.

В раздел V входят счета, на которых учитываются денежные

средства, используемые как эквивалент при обмене.

В раздел VI входят счета, с помощью которых осуществля­

ются расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями, с

банками по кредитам и займам, с рабочими и служащими, с.

бюджетом и т.д.

В раздел VII включаются счета, отражающие собственный

капитал организации, а также различные фонды и резервы, обра­

зуемые, как правило, за счет прибыли.

Раздел VIII включает в себя счета, на которых отражается

реализация продукций (работ, услуг), основных средств и других

активов организации, различные внереализационные доходы и

расходы организации, а также финансовые результаты.

Отдельно предусмотрена группа забалансовых счетов.

Типовой план счетов предусматривает шифровку счетов пу­

тем присвоения каждому счету двузначного, номера от 01 до 99.

Субсчета нумеруются в пределах указанного синтетического

счета.

В случае необходимости (для полного отражения специфики

работы того или иного субъекта хозяйствования) план счетов по­

зволяет вводить дополнительные счета, которые зарезервированы

в плане без названия.

Различают следующие виды счетов: активные, пассивные и

активно-пассивные. Свое название они получили от названия

сторон баланса и отражают их содержание.

Активные счета расположены в активе баланса и предназна­

чены для учета хозяйственных средств по видам и размещению, а

также для отражения изменения их состояния.

Источники образования хозяйственных средств и изменения

их состояния отражаются на счетах бухгалтерского баланса, рас­

положенных в пассиве баланса, которые называются пассивными.

Группа счетов, которые в зависимости от хозяйственной си­

туации могут выступать в роли активных или в роли пассивных,

называется активно-пассивной. Более того, в балансе один и тот

же счет может быть как активным, так и пассивным. Например,

взаимные расчеты с разными субъектами хозяйствования (с по­

купателями и заказчиками) могут складываться таким образом,

что в одном случае оплата покупателем продукции или услуг

предшествует передаче продукции или выполнению работ.

Покупатель в данном случае выступает как кредитор (давший

взаймы), и счет «Расчеты с покупателями и заказчиками» будет

пассивный. Если продукция передана раньше или услуги оказаны

раньше, чем поступит оплата за них, покупатель в такой ситуации

является должником (дебитором), а счет «Расчеты с покупа­

телями и заказчиками» - активным. Таким образом, один и тот

же счет в зависимости от ситуации или пассивный и расположен

в пассиве баланса, или активный и расположен в активе баланса.

Строение счета независимо от вида (активный или пассив­

ный) одинаково. Это таблица, левая сторона которой называется

дебет, правая - кредит. «Дебет» и «кредит» - условные техниче­

ские термины. Если на начало периода счет активный и сальдо конечное со

знаком (+), то счет остается активным, если со знаком (-), то

счет становится пассивным и сальдо конечное записывается в

кредит.

Если на начало периода счет пассивный и сальдо конечное со

знаком (+), то счет остается пассивным, если со знаком (-),

то счет становится активным и сальдо конечное записывается

в дебет.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...