Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие о методе бухгалтерского учёта
Бухгалтерский баланс является способом обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия (по видам, размещению и источникам образования) в денежном измерителе на определенный момент времени. Он содержит информацию о финансовом положении предприятия. Бухгалтерский счет – это специальный прием, который позволяет осуществлять группировку хозяйственных средств и текущий учет однородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счет открывается на каждый отдельный объект учета: вид хозяйственных средств или их источников, или хозяйственный процесс. Например: для учета наличности открывается специальный счет «Касса», для учета материальных ценностей – счет «Материалы», для учета товарных ценностей – счет «Товары» и т.д. Совокупность счетов представляет собой систему формирования и сохранения информации, необходимой для принятия управленческих решений. Система двойной записи на счетах основывается на принципе двойственности и состоит в том, что каждая хозяйственная операция должна быть зарегистрирована как минимум дважды: по дебету одного и по кредиту другого счета в одной и той же сумме. Документация – это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета путем их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию или группу операций составляют документ, который является материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем основанием для регистрации хозяйственных операций на счетах. Инвентаризация – проверка фактического наличия имущества и финансовых обязательств предприятия и сопоставление полученных данных с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей и их уточнения в случае выявления расхождений Оценка – это способ выражения имущества предприятия в денежном измерителе путем суммирования фактически произведенных расходов по его приобретению и созданию. Калькуляция представляет собой способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и представляет собой совокупность показателей учета за определенный период. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал, год). Она включает бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и их использовании, а также дополняется другими отчетными данными с пояснениями в соответствии с требованиями стандартов бухгалтерского учета.
Бухгалтерский баланс, его содержание и строение В бухгалтерском учете термин «баланс» означает два поня тия: во-первых, это один из элементов метода бухгалтерского учета, во-вторых, баланс - отчетная таблица, одна из форм бух галтерской отчетности, содержащая сведения о состоянии и раз мещении хозяйственных средств организации и их источников на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таб лицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отображения видов хозяйственных средств и источников их обра зования. В левой части таблицы отображаются средства по соста ву и размещению, в правой - по источникам их образования. Ле вая часть называется «актив», правая - «пассив». Термины «актив» и «пассив», так же как и «баланс», латин ского происхождения. Термин «актив» происходит от латинского aktivus - активный, деятельный, действующий. Поэтому в активе отражаются действующие средства. Термин «пассив» происходит от латинского passivus - пассивный, недеятельный, противопо ложный активному. В пассиве отражаются источники образова ния средств или обязательства за полученные средства. Каждая отдельная группа средств или источников, показан ная под своим наименованием и выраженная определенной сум мой как в активе, так и в пассиве, называется статьей баланса. В балансе должно присутствовать обязательное равенство: сумма статей актива баланса должна быть равна сумме статей пассива баланса. Для всех организаций существует единая типовая форма со ставления баланса. Это обеспечивает единообразие в группиров ке средств по их составу и источникам образования, что позволя ет составлять сводные балансы по управлениям, отраслям и по промышленности в целом Актив баланса Раздел 1. Внеоборотные активы: • основные средства; • нематериальные активы; • доходные вложения в материальные ценности; • вложения во внеоборотные активы; • прочие внеоборотные активы. Раздел 2. Оборотные активы: • запасы и затраты: производственные запасы в виде материалов (предметы труда), затраты в незавершенном производстве; готовая продукция и товары; товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги; • налоги по приобретенным ценностям; • дебиторская задолженность; • расчеты с учредителями; • денежные средства; • финансовые вложения; • прочие оборотные активы. Пассив баланса Раздел 3. Капитал и резервы: • уставный фонд; • собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (учреди телей); • резервный фонд: в том числе: резервы, созданные в соответствии с законодательством; резервы, созданные в соответствии с учредительными доку ментами; • добавочный фонд; • целевое финансирование. • доходы будущих периодов; • прибыль (убытки) отчетного года; • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток); • прочие доходы и расходы. Раздел 4. Обязательства: • краткосрочные кредиты и займы; • долгосрочные кредиты и займы; • кредиторская задолженность: перед поставщиками и подрядчиками, по оплате труда, по расчетам с персоналом, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, перед учредителями; прочая кредиторская задолженность; • прочие виды обязательств. За балансом учитываются материальные ценности, не при надлежащие организации, но временно находящиеся в организа ции. Забалансовые счета • арендованные основные средства; • товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение; • материалы, принятые в переработку; • товары, принятые на комиссию; • оборудование, принятое для монтажа; • бланки строгой отчетности; • списанная в убыток задолженность неплатежеспособных деби торов; • обеспечения обязательств и платежей полученные; • обеспечения обязательств и платежей выданные; • амортизационный фонд воспроизводства основных средств; • основные средства, сданные в аренду (лизинг); • нематериальные активы, полученные в пользование; • амортизационный фонд воспроизводства нематериальных ак тивов; • потеря стоимости основных средств.
План счетов бух. учёта . Понятие о счетах бух. чёта , их назначение и строение ДЛЯ единообразного обобщения данных о работе организа ций различных форм собственности и для удобства работы кон трольных органов разрабатывается единый систематизированный перечень счетов и субсчетов, который обязателен для всех субъ ектов хозяйствования, - Типовой план счетов (см. с. 63-71) . Ти повой план счетов бухгалтерского учета разрабатывается и ут верждается Министерством финансов Республики Беларусь по согласованию с Министерством по статистике и анализу Респуб лики Беларусь. Субсчета, предусмотренные в Типовом плане счетов, исполь зуются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Ор ганизации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные и исключать или объединять отдельные субсчета, что предусматривается рабочим планом счетов в учетной политике организации. Типовой план счетов имеет восемь разделов, причем разделы сформированы в строго логической последовательности. В осно ву группировки счетов по разделам положены экономические особенности учитываемых объектов. Разделы расположены в оп ределенной последовательности, определяемой характером уча стия имущества в кругообороте средств организации. Раздел I включает в себя счета, которые связаны с учетом ос новных средств и других долгосрочных вложений (т.е. связан с учетом орудий или средств труда). Раздел II включает счета, по которым ведется учет предметов труда (производственные запасы). Раздел III включает в себя счета, по которым отражаются за траты на производство, когда соединяются вместе орудия труда, предметы труда и рабочая сила (процесс производства). Утвержден постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета», с изм. и доп. от 13 ноября 2003 г. № 153 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 104. 8/9975, № 140. 8/10292. 61 В раздел IV включены счета, по которым ведется учет гото вой продукции и товаров, а также расходы, связанные с реализа цией. В раздел V входят счета, на которых учитываются денежные средства, используемые как эквивалент при обмене. В раздел VI входят счета, с помощью которых осуществля ются расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями, с банками по кредитам и займам, с рабочими и служащими, с. бюджетом и т.д. В раздел VII включаются счета, отражающие собственный капитал организации, а также различные фонды и резервы, обра зуемые, как правило, за счет прибыли. Раздел VIII включает в себя счета, на которых отражается реализация продукций (работ, услуг), основных средств и других активов организации, различные внереализационные доходы и расходы организации, а также финансовые результаты. Отдельно предусмотрена группа забалансовых счетов. Типовой план счетов предусматривает шифровку счетов пу тем присвоения каждому счету двузначного, номера от 01 до 99. Субсчета нумеруются в пределах указанного синтетического счета. В случае необходимости (для полного отражения специфики работы того или иного субъекта хозяйствования) план счетов по зволяет вводить дополнительные счета, которые зарезервированы в плане без названия. Различают следующие виды счетов: активные, пассивные и активно-пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса и отражают их содержание. Активные счета расположены в активе баланса и предназна чены для учета хозяйственных средств по видам и размещению, а также для отражения изменения их состояния. Источники образования хозяйственных средств и изменения их состояния отражаются на счетах бухгалтерского баланса, рас положенных в пассиве баланса, которые называются пассивными. Группа счетов, которые в зависимости от хозяйственной си туации могут выступать в роли активных или в роли пассивных, называется активно-пассивной. Более того, в балансе один и тот же счет может быть как активным, так и пассивным. Например, взаимные расчеты с разными субъектами хозяйствования (с по купателями и заказчиками) могут складываться таким образом, что в одном случае оплата покупателем продукции или услуг предшествует передаче продукции или выполнению работ. Покупатель в данном случае выступает как кредитор (давший взаймы), и счет «Расчеты с покупателями и заказчиками» будет пассивный. Если продукция передана раньше или услуги оказаны раньше, чем поступит оплата за них, покупатель в такой ситуации является должником (дебитором), а счет «Расчеты с покупа телями и заказчиками» - активным. Таким образом, один и тот же счет в зависимости от ситуации или пассивный и расположен в пассиве баланса, или активный и расположен в активе баланса. Строение счета независимо от вида (активный или пассив ный) одинаково. Это таблица, левая сторона которой называется дебет, правая - кредит. «Дебет» и «кредит» - условные техниче ские термины. Если на начало периода счет активный и сальдо конечное со знаком (+), то счет остается активным, если со знаком (-), то счет становится пассивным и сальдо конечное записывается в кредит. Если на начало периода счет пассивный и сальдо конечное со знаком (+), то счет остается пассивным, если со знаком (-), то счет становится активным и сальдо конечное записывается в дебет.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |