Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация счётов бух. учёта по экономическому содержанию




По экономическому содержанию выделяются три группы счетов:

Хозяйственных средств;

Хозяйственных процессов;

Источников образования средств.

Рассмотрим каждую группу, итак:

I. Счета учета хозяйственных средств - первая группа предназначена для учета состава и движения хозяйственных средств, из которых можно выделить четыре подгруппы:

• счета для учета средств труда;

• счета для учета предметов труда;

• счета денежных средств;

• счета средств в расчетах.

Объектом учета счетов первой подгруппы - счета учета средств труда - являются все виды (независимо от назначения) основных средств: здания, сооружения, машины, механизмы, транспортные средства и др. Все они составляют производственно-техническую базу, правильное развитие и использование которой зависит от наличия соответствующей информации. На предприятиях с помощью этой группы счетов устанавливается наличие основных средств, их движение и выбытие. Для учета основных средств используют счет 01 "Основные средства".

Счета второй подгруппы - счета учета предметов труда - предназначены для учета производственных запасов, их наличия и использования. К ним относятся такие счета как: 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивание и откорме".

Счета третьей подгруппы - счета денежных средств - предназначены для отражения операций, связанных с использованием денежных средств, находящихся в кассе, а также на расчетом и других счетах в банке. Это счета 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" и др.

Четвертая подгруппа - счета средств в расчетах - используется для получения показателей о средствах находящихся в незаконченных расчетах с заказчиками за выполненные работы, с подотчетными лицами, с разными дебиторами и кредиторами. К ним относятся счета, типа: 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 70 "Расчеты с подотчетными лицами" и др.

II. Счета хозяйственных процессов, составляют вторую группу в системе классификации счетов по экономическому содержанию, предназначены для наблюдения за движением средств в хозяйственных процессах (снабжение, производство, реализация). Сами хозяйственные процессы в счетах бухгалтерского учета могут и не отражаться, но затраты средств на осуществление этих процессов и их результаты являются объектами бухгалтерского учета.

Объектами учета в процессе хозяйственной деятельности являются расходы, связанные с организацией и выполнением объема производства, с эксплуатацией машин и механизмов, содержанием и обслуживание вспомогательных производств и хозяйств, а также затраты, связанные с созданием социально-бытовой базы для обслуживания работников организации и др.

Для учета указанных объектов ведутся такие счета, как 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" и др. Процесс реализации продукции отражается на счетах: 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" и др.

III. Счета источников средств, объединяемые в третью группу, делятся на две подгруппы, в зависимости от характера объектов учета:

• счета источников собственных средств;

• счета источников привлеченных средств.

Объектами учета сточников собственных средств являются: уставный, резервный и добавочный капитал, нераспределенная прибыль и целевое финансирование. Объектами учета привлеченных средств являются: ссуды банка, кредиторская задолженность, расчеты с поставщиками и подрядчиками, с бюджетом, с внебюджетными фондами, с рабочими и служащими предприятия и др. Для учета источников средств используют счета: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 80 "Уставной капитал", 70 "Расчеты по оплате труда" и др.

Экономическая классификация счетов необходима для определения требуемого перечня счетов и получения полной и достоверной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия

 

Учётные регистры, их виды и сущность

Учетные регистры – это счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования. Они служат для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Учетные регистры являются одним из важнейших средств осу-ществления бухгалтерского учета. В них содержание документов группируется по однородным признакам в разрезе установленных показателей учета.

Запись хозяйственных операций в учетных регистрах называется учетной регистрацией. Такая регистрация, кроме группировки в раз-резе установленных показателей, дает возможность осуществлять кон-троль за сохранностью документов. Как отмечено в статье 10 «Реги-стры бухгалтерского учета» закона Республики Беларусь» О бухгал-терском учете и отчетности», регистры бухгалтерского учета предна-значены для систематизации и накопления информации, содержащей-ся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Отражение хозяйственных операций путем их регистрации в учет-ные регистры имеет важное контрольное значение. Учетные регистры дают возможность осуществлять контроль за сохранностью принятых к учету документов. Правильность отражения хозяйственных опера-ций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составив-шие и подписавшие их. Содержание регистров бухгалтерского учета является коммерческой тайной. Поэтому за ее разглашение соответ-ствующие лица несут ответственность, установленную законодатель-ством Республики Беларусь.

Регистры бухгалтерского учета, кроме всего прочего, имеют важ-ное значение в деле создания информационной базы управления дея-тельностью организации. Правильное использование регистров бух-галтерского учета позволяет обеспечивать систему управления организацией аналитической и синтетической информацией на определенный период времени. Это дает возможность своевременно принимать соответствующие управленческие решения для регистрации отдельных процессов с целью повышения эффективности производства продукции (работ, услуг).

По данным учетных регистров в организациях составляют бух-галтерскую (финансовую) отчетность для представления внешним пользователям информации, а также для внутреннего управления.

В регистрах бухгалтерского учета накапливается информация о хозяйственных операциях в динамическом и статическом порядке, что дает возможность для контроля и проведения анализа хозяйственно-финансовой деятельности, процессов, циклов затрат и получения до-ходов, реализации и финансовых результатов и др.

 

 

Формы бухгалтерского учёта

Под формой бухгалтерского учета понимают комплекс взаимосвязанных регистров синтетического и аналитического учета, разработочных и справочных таблиц, применяемых на предприятии для ведения учета. Чем сложнее и разнообразнее выполняемые организацией операции, тем совершеннее должна быть форма бухгалтерского учета.

1. В мемориально-ордерной форме учета сочетаются книжные и кар-точные регистры. Синтетический учет ведется в книгах, а для анали-тического учета используются главным образом карточки. Бухгалтер-ские записи оформляются составлением мемориальных ордеров, кото-рые выписываются либо на каждую отдельную операцию, т. е. отдель-ный документ, либо на группу однородных операций, объединяемых одной накопительной или группировочной ведомостью. Например, вместо того чтобы каждую накладную на отпуск материалов со склада

отражать в учете отдельной записью, несколько таких однородных накладных записывают в одну накопительную ведомость. И только на общий итог этой ведомости производится одна бухгалтерская запись, т. е. ведется один мемориальный ордер. Группировочные ведомости

составляются на несколько однородных документов за короткий пери-од времени (один или несколько дней). Накопительные же ведомости

ведутся на все однородные операции за месяц по мере поступления первичных документов, отражающих эти операции.

2. В основе журнально-ордерной формы учета лежат принципы одно-кратной записи, накапливания и систематизации данных первичных документов в учетных регистрах, позволяющие обеспечить в них как синтетический, так и аналитический учет средств предприятия, их ис-точников и хозяйственных операций по ним без составления мемори-альных ордеров. В зависимости от объема отражаемой в учете инфор-мации и с учетом необходимости представления бухгалтерской отчет-ности журналы-ордера могут открываться на месяц или квартал.

3. Растущие требования к аналитичности информации, ее достовер-ности, сокращении сроков получения диктуют настоятельную необхо-димость замены ручных форм учета. Для всех ручных форм бухгал-терского учета характерна обработка информации от первичного до-кумента до баланса путем последовательной регистрации данных в регистрах, получения итогов разных степеней и соответствующих за-писей в последующий регистр после получения очередного итога. В результате неизбежны многократное дублирование данных, переписывание полученных итогов из одного регистра в другой. Даже при наиболее прогрессивной из ручных форм учета – журнально-ордерной – допускается дублирование. Чтобы получить итог по какому-либо признаку, необходимо однородные операции сгруппировать в соответствующем регистре; для получения более общего итога производят другую группировку по полученным частным итогам и т.д.

4. Для организаций малого бизнеса, имеющих простой технологиче-ский процесс производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и незначительное количество хозяйственных операций, Мини-стерством финансов Республики Беларусь была разработана и принята для практического применения упрощенная форма ведения бухгалтерского учета. Организация учета по упрощенной форме построена на основе рабочего плана счетов, разрабатываемого каждым малым предприятием исходя из типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Упрощенная форма учета может вестись по:

- простой форме бухгалтерского учета (без использования учет-ных регистров имущества малого предприятия);

- по форме с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Простой вариант упрощенной формы бухгалтерского учета без ис-пользования учетных регистров (схема 5.4) применяется в том случае, когда на малом предприятии совершается незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц) и содер-жанием хозяйственного процесса не является сфера материального производства, т. е. не имеют место выпуск продукции и выполнение отдельных видов работ; оно может вести учет всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной дея-тельности. Помимо этой Книги для учета расчетов с персоналом по оплате труда и подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно также вести ведомость учета заработной платы (










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...