Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природа, функции и типы политической идеологии.




К числу общихфункци идеологии политическая наука обычно относит:

ориентационную мобилизационную

интеграционную

амортизационную

когнитивную

функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса.

Cуществуют различные подходы к пониманию природы, роли и места идеологии в жизни общества:

Системный подход (Т.Парсонс) рассматривает идеологию, как важный функциональный элемент политической системы общества, как систему ценностей, определяющую основные направления развития данного общества и поддерживающую существующий общественный порядок.

 Марксистский подход (К.Маркс) рассматривает природу и функции идеологии с двух противоположных сторон. С одной стороны, буржуазную идеологию, существующую в рамках капиталистической системы. С другой стороны, собственно марксистскую идеологию («идеологию нового типа») трактует как учение или доктрину, объективно выражающую интересы передового общественного класса - пролетариата.

 Культурологический подход (К.Манхейм) рассматривает идеологию наряду с утопией как форму ложного (иллюзорного) сознания, насаждаемого с целью введения в заблуждение людей и создания возможностей для манипулирования ими.

 Критический подход (Р.Арон и Э.Шилз) рассматривает идеологию как своего рода «политическую религию», т.е. мало связанную с реальностью веру людей, которая возникает в периоды глубоких социальных кризисов и мобилизует их совместные усилия по выходу из кризисной ситуации.

Таким образом, политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время как система политических ориентаций и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.

типы политической идеологии:

либерализм, консерватизм, социализм, фашизм, анархизм

Либерализ (Дж.Локк) Основные принципы: верховенство закона; правовое равенство всех граждан; свободная конкуренция; рынок; частное предпринимательство.

Консерватизм (Ф.Шатобриан) отстаивает идею незыблемости установленных Богом порядков и выступает оппонентом либерализма.

Социализм.идея равенства и братства всех людей, основанная на равенстве социальная справедливость, приоритет общественного над личным, признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулировании общественных отношений.

Фашизм.идеи расизма и элитаризма, теория о превосходстве определенных народов над другими, вождизм или принцип фюреризма, требующий безусловного подчинения масс своему конкретному руководителю.

Анархизм - политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

 

22. Общая характеристика субъектов политики. Политология рассматривает не только содержание деятельности политических институтов, таких как государство, партии, организации, но и исследует социальные условия, в которых эта институционная деятельность осуществляется, ее зависимость от этих условий. Кроме того, политическая жизнь общества не может быть понята без учета места и роли различных социальных групп, классов, религиозных и профессиональных групп, а также отдельных личностей.Таким образом, в политике объектом и субъектом являются люди. В зависимости от уровня демократизации общества в большей или меньшей степени субъектывласти одновременно являются и объектами: подвластные воздействуют на политиков, контролируют деятельность последних. В качестве субъектов политикивыступают народные массы, социальные группы, общности (нации), коллективы, принимающие непосредственное участие в политической деятельности.Субъект политики представляет собой ее активное начало и осознанно оказывает влияние на выработку и осуществление политических решений. И потому он является носителем сознания и действия в политике.

Типология субъектов политики. Среди всего многообразия субъектов политики пристальное внимание политологов привлекают субъекты 3 типов:

1) индивидуального;

2) группового;

3) институционального.

Субъекты политики на индивидуальном уровне, в свою очередь, могут быть подразделены на 3 вида:

1) рядовой гражданин, чье участие в политике обусловлено групповыми интересами;

2) профессиональный деятель, выполняющий в государстве функции управления;

3) частный индивид, действующий независимо от групповых целей и не выполняющий при этом каких-либо профессиональных обязанностей.

Группы как субъекты! политики представлены различными общностями и коллективами, социальными слоями и классами, действующими как на региональном, так и на национальном и транснациональном уровнях.

Действия групповых и индивидуальных субъектов политики создают обширное политическое поле, на котором разворачивается деятельность институциональных субъектов политики, таких как государство, политические партии и движения, международные организации и т. п.

Многомерность политической жизни выражается и в том, что она имеет не только классовое, национальное, социально-групповое, но и личностное измерение, причем исследование взаимоотношений личности и государства, личности и власти становится все более значимым в политической науке. В современной политической теории и практике личность все чаще рассматривается как первичный и главный субъект политики.

 

23.Политическое лидерство. Политическими лидерами являются наиболее влиятельные лица, способные мобилизовать общество (или его значительную часть) для достижения социально-значимых целей. Политическое лидерство — это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество. Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей. 1. Между общенациональным лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации. 2. Оно имеет многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности.3. Политическое лидерство корпоративно, за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера. 4. Политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т. е. деятельность лидера ограничена существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений. Политическое лидерство выполняет ряд важнейших функций. К ним относятся:1. Определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция). 2. Процесс выработки и принятия политических решений (управленческаяфункция). 3. Распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирование обновлений и социальных инноваций (мобилизационная функция). 4. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван обеспечивать национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом (интегративная функция). 5. Коммуникация власти и масс, т. е. организация связи между обществом и властью. Убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений. 6. Легитимация власти. Обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы (функция легитимации). Политическая наука, анализируя феномен политического лидерства, опирается на результаты исследований и достижения в области социологии, политической психологии, истории. Причины возникновения лидерства как политического явления исследуются многими учеными. В результате появилось несколько теорий политического лидерства. Одной из наиболее распространенных является теория «личностных черт»,согласно которой лидерами становятся лица с определенными доминирующими чертами характера. Некоторые ученые попытались определить перечень качеств, присущих лидеру. Согласно Р. Каттелу и Г. Стайсу, к ним относятся: нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний. Р. Манн в список необходимых свойств лидеров включил интеллект, приспосабливаемость, способность влиять на людей, экстравертность, восприимчивость и умение понимать других. Приверженцы ситуативной теории характеризуют лидерство как производное определенной ситуации. Это означает, что каждая конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности, причем качества, пригодные для решения проблем в одной ситуации, в другой могут оказаться неактуальными, в третьей — препятствующими достижению целей. Возникающие новые проблемы требуют изменения подходов к их разрешению, новых стилей и методов лидерства. Таким образом, лидерство оказывается ситуативным. В зависимости от изменения социальной среды на роль лидера могут выдвигаться различныеиндивиды. Значительным вкладом в изучение лидерства стала разработанная теория конституентов (решающей роли последователей лидера). В рамках этой теории были высказаны предположения о влиянии ожиданий последователей по реализации их интересов и определенных действий со стороны лидера. Некоторые ученые сфокусировали свое внимание на особенностях восприятия лидера в сознании масс. Соотнесение представлений об «идеальном» лидере и лидере реальном определяет отношение последователей к лидеру (поддержка, требования изменения поведения, протест). Таким образом, степень свободы лидера, направленность его действий, методы руководства определяются нормами допустимого в сознании тех групп, на которые он опирается. Приверженцы инвайроменталистских теорий лидерства объединяют личностные свойства и позиционный контекст лидерства. К формирующим лидерство факторам были отнесены: личностные черты лидера, его образы в сознании последователей, ролевые характеристики лидера, социальная и политическая ситуация,в которой развивается лидерство.Харизма политического лидера. А. М. Гантер выделяет ряд базовых качеств, присущих харизматическим лидерам. 1. «Обмен энергией» или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих. 2. «Завораживающая внешность» или образ, вызывающий симпатии у массы: «хорошие риторические способности и некоторый артистизм», или выдающиеся коммуникативные способности, дар и искусство увлекать своими выступлениями большую аудиторию; «положительное восприятие восхищения своей персоной», или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества; «достойная и уверенная манера держаться», или имидж сильных людей, способных до биваться любых целей. Рассматривая свойства и механизм формирования харизматического лидерства, И. Шиффер отмечает особенности данного феномена: 1) харизматиками чаще всего становятся люди «со стороны»; трудно обрести харизму в среде, где рос и длительное время пребывал индивид, где его хорошо знают и помнят его достоинства и недостатки; 2) харизма должна быть связана с каким-либо физическим свойством (стигмой) (эпилепсия, низкий рост и т. п.), которое заметно отличает претендента на харизму от других; 3) и сам лидер, и его последователи должны свято верить в «избранность» первого лица и его миссии; 4) лидер-харизматик должен демонстрировать «экстремальный максимализм» — готовность «идти до конца», любые колебания, компромиссы и уступки недопустимы (либо должны восприниматься как хитрый и далеко идущий «ход» великого человека); 5) деяния вождя должны восприниматься «паствой» как истинно великие и чудесные; 6) инновационный стиль лидерства харизматика. Механизм деятельности харизматического лидерства описывается во многих научных работах. В них подчеркивается способность воздействовать на коллективное бессознательное с помощью массовых символических акций, ритуальных действий, кампаний, характер которых соответствует социокультурной среде. Харизматическое лидерство воспроизводится в условиях мифологизации массового сознания. Деятельность вождя должна быть проста и понятна массам. Как правило, лидер-харизматик демонстрирует свою эффективность через борьбу с «врагами». Он вынужден постоянно подтверждать свою харизму «великими», «эпохальными» свершениями, «судьбоносными» решениями.

 

24.Политическая элита. Термин «элита» происходит от латинского eligere или французского elite — лучшее, отборное, избранное. Начиная с XVII в. его начали употреблять применительно к «избранным людям», прежде всего высшей знати. В научный оборот он был введен в конце XIX — начале XX в. Как научная школа элитистское направление окончательно сформировалось благодаря трудам В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса. В. Парето (1848-1923), итальянский социолог, исходил из тезиса, что люди изначально неравны. Совокупность индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области, Парето называет элитой. Сама элита делится на правящую, прямо или косвенно осуществляющую власть, и неправящую (контрэлиту), не имеющую доступа к управлению и руководству. Парето разделял элиты по методам правления на «львов» и «лис». Первые опираются на материальную или религиозную силу, для них характерно преимущественное использование насилия при осуществлении господства. Вторые — на хитрость и искусство манипулирования. Между элитой и массой постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низшие слои, а наиболее способные представители последних поднимаются по «социальной лестнице» и попадают в состав элиты. Данный процесс получил название циркуляции элит. Он способствует сохранению социальной и политической стабильности в обществе. В случае замедления циркуляции в высшей страте накапливаются деградирующие элементы, в то время как в низших стратах накапливаются элементы с высшими качествами. В конечном итоге прекращение циркуляции элит приводит к революциям, которые восстанавливают процесс циркуляции. Другой итальянский социолог, Г. Моска (1853-1941), отличительными качествами, открывающими доступ в элиту считал военную доблесть, богатство, происхождение, личные качества (ум, талант, образование), способности к управлению. Политический класс занимает господствующее положение в обществе и осуществляет властные функции благодаря организованности (в отличие от неорганизованного большинства), искусству управления и способности идеологически обосновать свою верховенствующую роль. Значительный вклад в теорию элит внес немецкий политолог Р. Михельс (1876-1936). Исследуя социальные отношения, он пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Для выражения интересов, принятия и реализации решений требуются особые организации (партии, профсоюзы и т. п.). Функционирование же организации протекает по собственным законам. Развитие любого института связано с формированием иерархичности и особого управленческого слоя. Со временем этот слой монополизируетвласть, отрывается от масс, превращаясь в олигархию, заботящуюся лишь о. сохранении своего положения. Эту тенденцию Михельс назвал «железным законом олигархии», подчеркивая тем самым неизбежность формирования управленческого слоя со своими специфическими интересами в любой организации, в любом обществе. В современной политической науке используется несколько подходов к исследованию элит. В целом их можно свести к двум основным: меритократическому (от лат. meritus — лучший и греч. cratos — власть) и властному. Наибольшее распространение в современной политической науке получил властный подход к определению и выделению элиты. Его представители (Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс, Р. Дарендорф) определяют элиту как группу, осуществляющую властные функции и влияющую на общество. В свою очередь, властный подход подразделяется на структурный и функциональный. Сторонники структурного подхода относят к элите всех лиц, занимающих формальное положение в органах (структурах) власти (например: президент, министры, руководство армии). Приверженцы же функционалистских трактовок относят к элите те группы и тех индивидов, которые оказывают реальное влияние на общественную жизнь и на принятие социально значимых решений. Исходя из многочисленных теоретических подходов можно дать следующее обобщающее определение элиты: правящая элита — это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество. Структура элиты. По функциональному признаку внутри и элиты выделяют несколько внутриэлитных групп: политическая, экономическая, культурно-информационная элита. Состав каждой из них определяется ее функциями. Так, политическую элиту составляют группы и политические лидеры, осуществляющие властные решения. На основе объема властных полномочий выделяются следующие виды политической элиты: высшая, средняя и административная. Высшая политическая элита включает руководителей, которые занимают стратегические позиции в системе принятия важнейших решений. К этому типу элиты относятся президент и его окружение, руководители правительства, члены высших судебных органов власти, лидеры наиболее влиятельных партий, спикер парламента и главы крупнейших парламентских фракций. К средней элите относятся те, кто занимает посты в выборных органах власти: депутаты, представители региональных элит (губернаторы, мэры), лидеры политических партий и движений. В состав административной элиты входят члены правительства, а также высший слой государственных служащих. Экономическую элиту составляют наиболее богатые члены общества — крупные собственники, банкиры, руководители финансово-промышленных групп, главы ведущих корпораций, владельцы крупных капиталов. Интересы экономической элиты прямо или косвенно оказывают влияние на характер решений, принимаемых политической элитой. Культурно-информационную элиту составляют выдающиеся деятели науки, культуры, видные журналисты, оказывающие влияние на формирование общественного мнения, высшие иерархи церкви. Главной функцией этой элитной группы является формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты, а также принимаемых ею решений. По интенсивности циркуляции и способам рекрутированиявыделяются открытые и закрытые элиты. Открытая элита характеризуется достаточно динамичной циркуляцией, ей присуща открытость, выражающаяся в формально равных возможностях доступа членов неэлитных групп в нее. Существует относительно небольшое количество формальных ограничений доступа в элиту. Отбор в элиту осуществляется на основе острой конкурентной борьбы, в которой большое значение имеют личные качества: энергичность, умение найти и организовать себе поддержку, способность мобилизовать имеющиеся ресурсы. Открытая элита пополняется новыми лидерами, которые являются носителями новых идей и ценностей. Поэтому она демонстрирует способности к социальным инновациям и реформам. Ее положительными чертами являются чуткость к социальным настроениям и потребностям, гибкость и широкие возможности быстрой адаптации к меняющимся социальным условиям и реакции на общественные перемены. В отличие от открытой элиты, для закрытой характерна замедленная циркуляция, выражающаяся в неравных возможностях доступа представителей неэлитных групп в нее. В первую очередь на отбор в элиту влияют формальные показатели: возраст, стаж работы, партийность, принадлежность к определенной корпорации. Важнейшим условием, влияющим на отбор в элиту, является личная преданность руководству и готовность беспрекословно исполнять приказы.

 

25.Структура и типы политической культуры. Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение. Указанные индивидуальные ориентации включают в себя несколько элементов: а) познавательную ориентацию — истинное или ложное знание о политических объектах и идеях; б) аффективную ориентацию - чувство связи, ангажированности, противодействия и т. д. в отношении политических объектов; в) оценочную ориентацию — суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование в отношении к политическим объектам и событиям оценочных критериев.Политическая культура предстает: 1) как совокупность ориентаций на политическую деятельность, это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предопределяет выбор направленности деятельности. 2) как структура ориентаций, в которую включены: знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния напринятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, ее структур, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе, ее ролях, функциях, состоящие из комбинации ценностных стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации). Политическая культура оказывает существенное влияние на существующие или формирующиеся политические структуры, но в то же самое время она сама подвержена изменениям и влиянию со стороны политических структур. Исследование структуры политических ориентаций было продолжено У. Розенбаумом, который выделил три типа ориентаций относительно политических объектов. Первый тип составляют ориентации относительно институтов государственного управления. К нему принадлежат: а) оценки индивида государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции, его реакция на них — ориентация относительно режима; б) оценки различных требований к политической системе и реакции на них — ориентация относительно «входа»; в) оценки решений, принимаемых политической властью, и реакции на них — ориентации относительно «выхода». Второй тип включает ориентации относительно «других» в политической системе: а) политическую идентификацию — ощущения принадлежности индивида к определенной социальной группе, партии, чувства сопричастности и лояльности к ним; б) политические верования (убеждения), отражающие отношение к другим политическим группам в интервале «хорошее — плохое»; в) представления об основных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы, — представления о «правилах игры».В третий тип входят ориентации относительно своей собственной деятельности, включающие: а) политическую компетентность — оценки индивидом собственных политических «ресурсов», позволяющих ему участвовать в политической жизни, и представления о влиянии политики на человека; б) политическую действенность — представления о влиянии политических действий индивида на вырабатываемую политику и о возможностях такого влияния через гражданские акции.

Типы политической культуры. В политической науке существуют многочисленные типологизации политической культуры. Первое глубокое исследование типов политической культуры было осуществлено Г. Алмондом и С. Вербой. Сформулированная ими концепция былапредставлены в работе «Гражданская культура». В ней выделялись три типа политической культуры: патриархальный, подданнический и активистский. Для патриархального типа («приходская», «общинная», «провинциальная», «парохиальная» культуры) характерны ориентации граждан на местные ценности — общину, род, клан, деревню, племя и т. п. Таким образом, индивид с патриархальной культурой ориентирован на конкретные личности — вождей, шаманов. Знания о политической системе у членов сообщества полностью отсутствуют, политические ориентации не отделены от экономических и религиозных. Поэтому у личностей с патриархальной культурой нет никаких ожиданий, связанных с самой политической системой. Подданнический тип культуры характеризуется пассивным отношением граждан к политической системе. Здесь личность уже ориентирована на политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в то же самое время опасается санкций с ее стороны. Представления о возможностях влияния на процесс выработки решений отсутствуют, личность не рассматривает себя как творца политического процесса. Активистский тип, или политическая культура участия, отличается активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане умело артикулируют свои интересы и через выборы, группы интересов, партии оказывают влияние на процесс выработки политики. В то же самое время они демонстрруют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым решениям.Однако в реальной политической жизни, замечает Алмонд, политическая культура любого общества представляет собой комбинацию, «смесь» из нескольких типов политических культур. Демократической индустриальной политической системе, по Алмонду, соответствует гражданская политическая культура, которая имеет смешанный характер. Этот тип культуры предполагает, во-первых, наличие трех фрагментов политической культуры в обществе (патриархальный, подданнический и активистский), во-вторых, наличие качеств подданных и «прихожан» даже у активных участников. Алмонд и Верба подчеркивали, что патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность и политическое участие индивида, обеспечивая тем самым устойчивость и стабильность демократической политической системы. Таким образом, «идеальный гражданин» должен одновременно: стремиться оказать влияние на власть и в то же самое время сохранять к ней лояльность; быть потенциал но активным, но не проявлять активность постоянно. Основными чертами гражданской политической культуры выступают: терпимость по отношению к другим ценностям и интересам; компетентность. Наряду с ними Алмонд предлагает более подробный перечень черт гражданской политической культуры: знание о политической системе, о том, что собой представляет демократия и как она функционирует в конкретной стране; ощущение индивидом своей политической значимости и возможности оказывать своим участием влияние на политику государства; признание обязательности участия в общественных делах; ощущение политической свободы, выражающееся в свободном обсуждении любых политических вопросов; готовность к кооперации с другими в политических акциях; гордость за демократическое устройство своей страны; доверие общественным и государственным институтам; интерес к политике, понимание ее содержания и целей. Несмотря на некоторуюидеализированность концепции гражданской культуры, многие политологи признают, что именно гражданская культура является прочным фундаментом демократических политических режимов. Исторический опыт свидетельствует, что «трансплантация» демократических моделей в страны незападной цивилизации чаще всего заканчивается неудачей: либо прямым возвратом к авторитаризму, либо постепенной «гибридизацией» режима. Именно поэтому одним из важнейших условий успешного перехода к демократии является формирование гражданской политической культуры. Естественно, что прямое копирование политической культуры западных стран невозможно. В каждой стране формирующаяся гражданская политическая культура будет дополняться своими специфическими национальными чертами, в которых воплощается исторический и политический опыт предыдущих поколений.

 

26.Предмет и функции политической психологии. Политическая психология — раздел психологии, изучающий политическое поведение человека, касающееся проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнёров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций). Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контент-анализ, интервью, фокус-группы, тесты, экспертные оценки).Предмет политической психологии в целом - это политика как особая человеческая деятельность, обладающая собственной структурой, субъектом и побудительными силами. С нач 1990-х гг появляются политико-психологические исследования рос авторов (Е Шестопал, Г Дилигенский, А Юрьев, Л Гозман, Е Гантман-Егорова и др)П п исследует широкий круг проблем как внешней политики (психология войны и мира, терроризм, принятие политических решений, этнические и межгосударственные конфликты, взаимное восприятие партнеров по переговорам), так и внутриполитической жизни (мотивация политического участия в традиционных институтах и новых движениях, дискриминация меньшинств, психология формирования политических идентичностей и т д.Конкретные объекты политической психологии лежат в трех основных сферах. Во-первых, это политическая психология внутриполитических отношений. Во-вторых, политическая психология внешней политики и международных отношений. В-третьих, все больше набирающая самостоятельный статус военно-политическая психология. Каждая их перечисленных сфер включает огромное многообразие конкретных объектов - практически все политические явления, институты и процессы, включающие в себя тот или иной психологический аспект. сновные задачи методы и функции политической психологии.Политическая психология - междисциплинарная наука, родившаяся на стыке политологии и социальной психологии. Ее главная задача состоит в анализе психологических механизмов политики и выработке практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях.Политическая психология выполняет гносеологическую функцию, связанную с обеспечением мышления человека. В отличие от других форм политического сознания (например, науки или идеологии), которые также способствуют познанию политической реальности, политические чувства могут не только дополнить информацию, полученную человеком рационально-логическим путем, но и заменить ее при выборе им своей политической позиции. Особенно ярко такая роль политической психологии проявляется в условиях кризисов, когда создающийся в обществе духовный вакуум, утрата ведущих ценностей буквально заполняет чувственными оценками все индивидуальные позиции человека.Функция адаптации предполагает обеспечение политической психологией приспособления человека к окружающей обстановке. Причем психология осуществляет эту цель как при его пассивном приспособлении к среде, так и при их активном взаимопреобразовании, когда активно видоизменяются свойства и человека, осваивающего, к примеру, новые политические роли, и самих внешних условий под ролевым воздействием.Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контент-анализ, интервью, фокус-группы, тесты, экспертные оценки).Эмпирические, или бихевиористические, методы политическихисследований начали активно использоваться на рубеже XIX - XX столетий в связис практической потребностью в объективных знаниях политической действительности, связанной, прежде всего, с участием граждан в политике. Бихевиористические исследования сосредоточены на нескольких основных направлениях. Важнейшим из них является электоральное поведение граждан. Количественные методы тесно связаны с бихевиористическими, поскольку политическая практика, которая требует определения политических процессов и явлений, исходит из понимания принципиальной возможности исследования последних. Среди количественных методов больше всего используются контент-анализ, статистический метод, опрос общественного мнения, эксперимент. Статистический метод исследования политической активности ставит своей целью изучение и анализ закономерностей в поведении избирателей, в зависимости от специфики избирательных округов, состояния общественного сознания граждан. Он базируется на исследовании результатов голосования избирателей на выборах, референдумах, опросах и данных государственных статистических органов.

27.Психическая детерминация политического поведения. психическая детерминация политическогго поведения. Основная схема объяснения политического поведения берется из психологии, где точные методы анализа поведения уже были разработаны и активно применялись. На первый план здесь выдвигается бихевиоризм, сводящий сложность политического процесса и политического действия к простоте формулы: политическое поведение есть функция организма (личности, организации) и окружающей Среды - или в более позднем варианте: ответ (политическое действие) есть функция окружающей Среды к определенному типу действия и предрасположенности. сихические явления, как и любые явления в мире, детерминированы, включены во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира'. В своем практическом выражении вопрос о детерминированности психических явлений — это вопрос об их управляемости, о возможности их направленного изменения в желательную для человека сторону. В этом основное значение, основной жизненный смысл вопроса о детерминации психических явлений. Конкретно постичь детерминированность, закономерную обусловленность психических явлений — психической деятельности и психических свойств человека — это значит найти пути для их формирования, воспитания. На психические явления распространяется, приобретая здесь специфическое содержание, основная общая черта диалектико-материалистической концепции детерминизма, согласно которой внешние причины действуют через внутренние условия (которые сами формируются в результате внешних воздействий). Изучая психологию советского человека, живущего в условиях нашего общества, советский психолог не может не проявлять особенно пристального, серьезного внимания к выявлению всего того нового в психологии людей, что нарождается в условиях советского общественного строя, в условиях перехода от социализма к коммунизму. Как мог бы советский психолог пройти, например, мимо того, что благодаря общественным условиям, которые, не уничтожив еще различий между умственным и физическим трудом, ликвидируют противоположность между ними; в физический труд советского рабочего все больше, все многостороннее и полнее включается и умственный труд. Изучая психологию человека, советский психолог никак не может пройти мимо того, как сейчас раскрываются и развиваются все способности, все творческие силы человека, освобожденного от пут эксплуататорского строя классового общества, веками, тысячелетиями калечившего людей. В условиях общества, уничтожившего эксплуатацию человека человеком, как раз и раскрывается природа человека, подлинно человеческое, общечеловеческое в нем. Менее всего приходится поэтому противопоставлять психологию советского человека общей психологии человека. Это значило бы не только уничтожать предпосылки научного изучения психологии советских людей, но и допускать чудовищную политическую ошибку, создавая пропасть между советскими людьми и всем человечеством, всеми людьми во всем мире. Люди различных формаций, обладая и специфическими свойствами психического склада, вместе с тем неразрывно связаны друг с другом психическими свойствами, общими для всех людей. Поэтому и существует единая психологическая наука, охватывающая общие закономерности психической деятельности людей, хотя бы и живущих в различных общественных формациях.

28. Системы международных отношений.Междунаро́дные отноше́ния — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

В теории международных отношений выделяются несколько систем:

- Вестфальская система международных отношений (после окончания Тридцатилетней войны в 1648 г.). Ей присуща идея баланса сил;

- Венская система международных отношений (после окончания Наполеоновских войн в 1814 г.). Ей присуща идея европейского концерта;

- Версальско-Вашингтонская система международных отношений (по результатам первой мировой войны);

- Ялтинско-Потсдамская система международных отношений (по результатам второй мировой войны); легла в основу биполярного мира по линии противостояния Восток (блок социалистических государств)- Запад (капиталистический мир)

Вестфальская система. Этой системе присуща идея баланса сил. Признание в качестве одного из ключевых «принципа национального государственного суверенитета», когда каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Характерна деидеологизация, то есть устранение конфессионального фактора как одного из основных факторов политики. Межгосударственные союзы в новых условиях становились более гибкими и ситуативными. Смена партнёра по коалиции стала не таким уж редким явлением. Суть её сводилась к тому, чтобы политическим или дипломатическим маневром не позволить какому-либо одному европейскому государству или коалиции государств аккумулировать силы, значительно превосходящие мощь их вероятных соперников. Принципы Вестфальской системы являются идеалом, эталоном отношений между государствами.

Венская система. В рамках этой системы впервые было сформулировано понятие великие державы (тогда в первую очередь Россия, Австрия, Великобритания), окончательно оформилась многосторонняя дипломатия. Многие исследователи называют Венскую систему МО первым примером коллективной безопасности, что было актуально на протяжении 35 лет, до начала Крымской войны. Также были систематизированы и унифицированы дипломатические ранги (посол, посланник и поверенный в делах) и четыре типа консульских учреждений. Были определены дипломатический иммунитет и дипломатическая вализа. Европейский концерт, оставаясь формой гегемонии больших государств, впервые эффективно ограничил свободу действий этих государств на международной арене.

Версальско-Вашингтонская система. Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия в целом прекратила существование. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. После заключения договора начинается широкая кооперация между Германией и Советской Россией, которая по своей сути была «блоком оскорбленных», то есть держав, которые больше всего хотели пересмотра статус-кво системы.

Ялтинско-Потсдамская система. Была ликвидирована многополярная организация структуры международных отношений, возникла биполярная структура послевоенных МО, в которых ведущую роль играли два сверхгосударства — СССР и США. Значительный отрыв военно-силовых, политических, экономических и культурно-идеологических возможностей этих двух держав от других стран мира, привел к формированию двух основных, доминирующих «центров силы», которые оказывали системообразующее влияние на структуру и характер всей международной системы.

 

29.Геополитика: теория и практика.наука, изучающая совокупность физических и социальных, материальных и моральных ресурсов государства, составляющих тот потенциал, использование которого (а в некоторых случаях даже просто его наличие) позволяет ему добиваться своих целей на международной арене. Происхождение Г., по сложившейся традиции, связывают с ее выделением из политической географии. В связи с этим многие теоретики дают генетическое определение Г., которое сводится к констатации различий между Г. и политической географией. Так, считается, что политическая география удовлетворяется статическим описанием государства, которое может включать изучение изменений в ходе его прошлого развития. Г. представляет собой дисциплину, взвешивающую и оценивающую конкретную ситуацию, в которой находится государство, она всегда нацелена на; будущее. Довольно распространенным! является и органическое определение Г. Согласно такому подходу, Г. рассматривается в качестве науки о государстве как живом организме, иногда говорят о государстве как надбиологическом организме. Важным для понимания сущности рассматриваемой науки является ее инструментальное определение. С этой точки зрения Г. понимается как инструмент, используемый при разработке внешней политики государства и позволяющий учесть географический, демографический, экологический и некоторые др. факторы. В качестве теоретической предпосылки возникновения Г. как науки наиболее важную роль сыграл географический детерминизм. Современная Г. представляет собой науку, изучающую внешнюю политику государства посредством комплексного анализа ряда определяющих ее факторов. В геополитическом анализе выделяются три аспекта: 1)исследование социально-политической ситуации с точки зрения конкретных географических и временных условий их развития; 2) сопоставление реальных данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории; 3) прогноз и рекомендации по проведению политической стратегии преобразования пространства. Основными геополитическими факторами выступают: географические (пространственное положение, природные ресурсы); политические (политический строй и особенности государства, его границ, социальная структура общества, наличие основных свобод и т.д.); экономические (мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стратегические запасы и др.); военные (величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил и т. д.);культурные (конфессиональные, национальные традиции, уровень развития науки, образования, здравоохранения, урбанизации и др.); демографические (плотность и состав населения, динамика его развития); экологические (демографическое давление на ограниченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности населения различных стран и т.д.).

 

30. Глобальные проблемы современности и политика.Глобальными проблемами называют те проблемы, которые, во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

Приведенное определение вряд ли можно считать достаточно четким и однозначным. Да и их классификации по тем или иным признакам чаще слишком расплывчаты. С точки зрения обзора глобальных проблем наиболее приемлемой является классификация, объединяющая все глобальные проблемы в три группы:

1. Проблемы экономического и политического взаимодействия государств (интерсоциальные). Среди них наиболее злободневными являются: глобальная безопасность; глобализация политической власти и структуры гражданского общества; преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка.

2. Проблемы взаимодействия общества и природы (эколого-социальные). В первую очередь это: предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми природными; освоение Мирового океана и космического пространства.

3. Проблемы взаимоотношений людей и общества (социокультурные). Главные из них: проблема роста народонаселения; проблема охраны и укрепления здоровья людей; проблемы образования и культурного роста.

Общечеловеческие (субглобальные) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые связаны с демократизацией отношений общества и личности. Глобальный характер этих проблем для их разрешения требует совместных усилий всех стран мира. Находясь в органической связи и тесно переплетаясь с социальными, экономическими, политическими противоречиями современного мира, глобальные проблемы неизбежно вызывают столкновение интересов различных классов, социальных групп, политических партий, общественных движений и т.д. Глобальные проблемы все очевидней приобретают ярко выраженную политическую окраску, и их решение все более перемещается в сферу политики. В определенной степени можно даже говорить о том, что глобалистика становится областью, где сталкиваются политические курсы и цели различных государств, партий, классов, движений. По своей сути все глобальные проблемы имеют биосоциальный характер. Но признавая важность естественно-природной стороны, всегда следует иметь в виду, что главное значение в решении глобальных проблем принадлежит социально-политическим изменениям. Разработка технико-экономических мер для решения проблем глобального характера при современных темпах развития научно-технического прогресса не представляет особой сложности. Научное знание позволяет сегодня предложить техническую сторону решения любой самой сложной проблемы, с которой столкнулось человечество. А вот уже практическая реализация данного проекта зависит, прежде всего, от реального политического курса, от социально-политических условий, от основополагающих целей данного государства или политической партии. Осознание первенства социально-политических факторов при решении глобальных проблем способствовало тому, что глобалистика во многих странах стала не только специальной отраслью научного знания, но и важным направлением государственной политики. И в современных условиях можно даже говорить о глобальном моделировании развития, как неотъемлемой части политики всех государств. Конкретное руководство в данной сфере осуществляют специально созданные министерства, государственные комитеты или другие специальные органы, занимающиеся этими вопросами. Глобалистская политика, проводимая в обществе, направлена на преодоление возникающих проблем глобального характера и является важной неотъемлемой составной частью общей политической деятельности государства. Она формируется и складывается с учетом конкретных социально-политических особенностей и остроты гло-бальных проблем в обществе, в каждом отдельном государстве. Именно поэтому она является либо выражением интересов господствующего класса, либо представляет собой определенное соглашение, достигнутое противо-борствующими сторонами. Однако главное значение для выяснения сущности проводимой политики того или иного государства имеют не провозгла-шенные лозунги, а ее практическая реализация, где и возникают основные сложности. Даже достигнув соглашения по основным ее целям и задачам, различные политические силы на практике далеко не всегда стремятся к их реализации. Наиболее ярко и отчетливо связь политики и глобальных проблем прослеживается на примере решения проблемы войны и мира. Вполне, достаточно отметить тот существенный момент, что решение проблемы войны и мира в современных условиях невозможно никакими другими средствами, кроме политических. Особую опасность на сегодняшний день представляет широко используемая западными политиками и идеологами так называемая концепция “ядерного мира”. Концепция “ядерного мира” - ее сторонники, отвергая ядерную войну, стремятся приписать гонке вооружений роль стабилизирующего фактора в международных отношениях. Они пытаются доказать, что сохранение мира можно обеспечить посредством взаимного “устрашения” ядерных держав лишь на основе “равновесия страха” между ними. Политические аспекты разработки данной концепции вполне очевидны - любыми способами оправдать непрекращающуюся гонку вооружений. Однако только полный отказ от войны как средства решения международных конфликтов может обеспечить политическую стабильность в мире. Несмотря на то, что глобальные проблемы существуют и даже продолжают углубляться, следует отметить, что в последние годы практически все страны подошли к осознанию необходимости международного сотрудничества в деле их решения. Этому в немалой степени способствует и изменение политического климата в мире. Кроме того, широкое международное сотрудничество в деле решения глобальных проблем можно считать той основой, которая позволила бы, решая эти проблемы, значительно улучшить взаимоотношения различных стран в политической области.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...