Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методология политической науки и приемы познания политической деятельности.




Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.Большинство исследователей склонны выделять три группы методов.Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:анализ и синтез,индукция и дедукция,аналогия,моделирование,классификация,абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному,сочетание исторического и логического анализов,мысленныйэксперимент.Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:использованиестатистики,анализдокументов,опрос,интервьюрование,лабораторныеэксперименты,теорияигр,современные компьютерные технологии.

На основе вышесказанного можно выделить третью группу — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:

1.Социологическая методология — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме — тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.

2.Бихевиоралистская — пришла на смену институциональной. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов).

3.Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.

4.Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.

5.Системная, применительно к политике, была впервые разработана в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.

6.Антропологический подход — противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).

7.Психологический подход — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд.

8.Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).

9.Критико-диалектический подход широко применялся в советском марксизме. Анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики.

10.Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания — сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.).

Политическая деятельность – совокупность организованных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных реализации общих социально-политических интересов и целей. В сферу политической деятельности включаются отношения различных социальных субъектов с институтами власти, а ее суть заключается в организации управления людьми. М. Вебер отмечал, что главным аспектом политической деятельности является сохранение «существующих интересов господства».Важнейшей характерной чертой политической деятельности является то, что она ориентирована на коллективных субъектов и подчинена достижению неких общих целей. Ее субъект всегда выступает в качестве организованной общественной силы, высшим проявлением которой является государство. Отдельная личность также может выступать в качестве субъекта политической деятельности, но при условии, что она действует в единстве с группой.Ориентированность политической деятельности на реализацию групповых интересов предполагает ее рациональный, осознанный характер. В то же время, иррациональный компонент в политической деятельности весьма значителен. Она всегда базируется на определенной идеологии, что неизбежно вытекает из ее ценностной ориентации. Способность идеологии подменять рациональное постижение действительности часто сказывается и на характере политической деятельности. Ее мотивация может быть обусловлена и психоэмоциональными причинами, что особенно проявляется в рамках массовых действий. Наличие в политической деятельности иррационального аспекта проявляется, в частности, в таких его формах, как политический экстремизм. Политический экстремизм – склонность к использованию крайних, жестких средств политической деятельности; отрицание плюрализма и компромиссов. Политическое насилие – физическое принуждение, используемое субъектами политики в качестве средства овладения, распределения, использования и защиты власти.Политическое отчуждение (эскапизм) – состояние субъекта, которое характеризуется его индифферентным, безразличным отношением к политике; разграничением личных и общественных интересов. Политическая пассивность (политический конформизм) – состояние субъекта, при котором он не реализует свои собственные интересы, а находится под влиянием чужого мнения и стереотипов массового поведения. Политическая активность – состояние субъекта, которое характеризуется наличием определенной политической позиции и целенаправленным, долговременным действием, направленным на ее реализацию.

 

3.Структура политологии. Ее соотношение с другими гуманитарными науками.

Говоря о структуре политологии, необходимо видеть два аспекта. Первый связан с наукой о политике, второй - с учебной дисциплиной. Политология как научное знание о политической действительности включает в себя целую систему теорий, относящихся к сфере политики. Обобщая, можно выделить следующие структурные элементы политологии: теория политики, политическая идеология, история политических учений, теория политических систем и управления политическими процессами, международных отношений и мировой политики. Как научная дисциплина включает такую структуру политологии: политическое господство и правление, конституирование власти и политическое неравенство, механизмы правления в рамках различных государственно-политических систем, обеспечения жизнеспособности и бесперебойного функционирования общества, отношения людей с институтами власти, политическая коммуникация и средства массовой информации, стабильность политической системы и факторы, способствующие ее сохранению или ее подрыву.Важное место также занимают проблемы политических конфликтов и др. Как учебная дисциплина политология призвана дать студентам представление о политической сфере общества, закономерностях ее развития, а также систему знаний о современных политических институтах, о правах, свободах и обязанностях граждан в демократическом обществе, политико-правовом положении людей, формах их участия в политической жизни, динамике политических процессов, содержании и путях формирования политической культуры, движущихсилах современного мирового развития. Если политическая наука охватывает всю совокупность знаний по данному предмету, то учебная дисциплина отбирает часть общетеоретического и прикладного материала, который обрабатывается и излагается так, чтобы в соответствии с задачами политологической подготовки в доступной системной форме дать необходимый минимум научных знаний. Имея в виду конкретные задачи курса политологии, он должен включать следующие компоненты:- Введение, в котором рассматриваются общеметодологические вопросы политической теории.- Основные вехи истории политической мысли. В этом разделе важное место должны занимать проблемы, связанные с развитием отечественной политической мысли.-Власть, ее сущность и содержание, формы и методы реализации.- Политическая система. В этом разделе рассматриваются вопросы, связанные с возникновением, принципами и методами функционирования политических систем и их основных институтов: государства, партий, общественных организаций и движений.- Человек и политика. Лекции по этой проблеме посвящены духовным основам политики: политическому сознанию, политической идеологии, политической культуре, политическому лидерству и др.- Мировой политический процесс и международная политика. Здесь раскрываются международные аспекты проявления и реализации политики, мировой политический процесс, основные политические течения и доктрины в современном мире.

 

4.Зарождение политических идей в Древнем Китае. Политическая мысль Китая представляет собой – совокупность ранних политических представлений, взглядов и учений древних китайцев. Характерной чертой древнекитайской политической мысли является то, что она рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и поставила в центр изучения организацию государства, проблемы взаимоотношения человека с обществом. Уже в ранних политических учениях, отраженных в книге “Шуцзин”, древнейшие части которой берут начало в XIV-XI вв. до н.э., проводится стержневая идея о “тань-мин” – праве Неба, которое контролирует всю Поднебесную, на отзыв мандата властелина и передачи его более достойному.

Основой социально-политического и этического учения Конфуция, изложенного в сборнике “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”, составленного учениками после смерти Конфуция), является принцип добродетели – “дэ”. Этот принцип распространяется на всех людей, причастных к управлению. По Конфуцию управляющие верхи должны быть совершенными (“цзюнь-цзы” – благородные) и подчинены строгим нормам ритуала “ли”: чувству долга и справедливости, стремлению к знаниям, верности, уважению к старшим, гуманному отношению к подчиненным. Благородный чиновник всегда следует справедливости (“дао” – путь, служение) и готов к отставке. “Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий”.

 Учение Конфуция пронизано ностальгией по золотым древним временам, когда государь – правитель, почитавшийся народом как самый добродетельный и мудрейший человек, имел обыкновение избирать себе в преемники самого добродетельного и мудрого из своих подчиненных. Все, о чем писал и чему учил Конфуций, опиралось на мудрость древних китайских обычаев. “Передаю, а не создаю, – говорил он. – Верю в древность и люблю ее”. Конфуций интерпретировал нормы древности творчески, весьма продуманно, с учетом реальности, в которой он жил. Примерно так, как следуют учению Конфуция современные китайцы, для которых он – древность и традиция. Древний Китай – крупнейший очаг цивилизации и культуры мирового значения – в течение веков сохранял относительную замкнутость, нерасчлененность своих социально-экономических структур, политических институтов, а также патриархальный характер общественных отношений, семьи и быта, особый менталитет. Формирование политических идей и учений на Востоке – колыбели древнейших цивилизаций, религий, государств, политических и правовых документов, не могло не оказать воздействие на близлежащие регионы. Последовавший уже с VI в. до н.э. взлет древнегреческой политической мысли был связан и с возможностью творческого использования древнегреческими мыслителями потенциала восточного политического опыта и идей, поскольку в эти времена культуры и народы древности имели возможность соприкасаться и взаимообогащаться.

 

5.Политические идеи мыслителей Древней Греции. Античная Греция сыграла исключительную роль в формировании европейской цивилизации. Отличия греческой политической культуры от восточной очень существенны. На Востоке формой государственной организации стали огромные империи – восточные деспотии, страдающие от постоянного стремления окраин отделиться, а в Греции – маленькие города-государства, неспособные к прочному объединению и пребывающие в постоянных междоусобицах, хотя у них были общие язык, боги и герои, культура. Отстаивая иерархию сословий, Платон в то же время осуждает крайности бедности и богатства, так как они подрывают единство государства, не дают сформироваться общему интересу [5].

Конструируя в диалоге «Государство» идеальное общественное устройство, Платон выдвинул смелый план упразднения частной собственности среди правителей и воинов, т. е. первых двух сословий. Правители и воины должны всю свою жизнь посвятить служению общему благу. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий. Стражи живут и питаются сообща, как в походах. Им запрещается не только иметь в своем распоряжении золото и серебро, но даже прикасаться к ним. Диалог «Государство» называют коммунистическим трактатом, а Платона – первым коммунистом. Итого получается шесть форм:1) монархия, построенная на основе законов, - царская власть;2) монархия при несоблюдении законов – тирания;3) законная власть немногих – аристократия;4) незаконная власть немногих – олигархия;5) демократия на основе законов;6) демократия, не соблюдающая законы. Самый прославленный ученик Платона Аристотель «стоял на его плечах» и многое от него перенял. Но он не следовал рабски наставлениям учителя, от многого отказался и даже увлекся его критикой. Аристотель вошел в историю не как последователь Платона, а как равный ему, а в чем-то и превзошедший его великий философ, создавший свою систему взглядов. Государство по Аристотелю - «творение природы», продукт естественного развития. В основе его лежат потребности людей. Аристотелю принадлежит знаменитое определение человека как «животного политического» или общественного, так как полис – это общество. Смысл этого определения в том, что человек не может жить один, он нуждается в контактах с себе подобными, в объединении с ними. уже в Древней Греции были созданы социально-

политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие

социально-политической мысли. Особенности и характерные черты этого периода:

1. постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;

2. обособление совокупности политических идей как относительно самостоятельной части философии;

3. анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления.

4.

6.Религиозное истолкование политики. Политические учения Средневековья имеют по преимуществу характер политической теологии. Человек становится гражданином двух миров. Один из них — церковь, представляющая единство и гармонию индивидуальной души; другой — государство как воплощение разорванности и принудительности человеческого существования. Империя и папство вырастают из одной идеи — Града Божьего, религиозно-общественного единства мира. Римская идея империи как единого цивилизационного пространства сменяется идеей христианской империи как единой вертикальной (пирамидальной) сакральной структуры, воплощающей сверхзадачу спасения человеческой души.Церковь ставит свои притязания выше притязаний государства, и этот конфликт между истинностью церкви и претензией государства на легитимность определил дальнейшее развитие Европы. Центральной политической проблемой становится проблема власти и ее структуры как формы реализации идеи спасения в земной жизни. Политические учения Средневековья развивают проблематику власти: от обнаружения политического измерения церкви в ее отношении к государству к попытке отождествления политического и теологического и далее к их диалектическому единству. Различая власть духовную и гражданскую, И. Златоуст делает вывод о верховенстве власти духовной. Священник является посредником между Богом и человеком. Социальная структура мира обусловлена двумя типами общности — градом земным и Градом Божьим. Они порождаются двумя видами любви. «Чистая любовь к Богу до забвения себя» порождает Град Божий, «любовь к себе до забвения Бога» приводит к земному граду. Себялюбие и стремление к достижению земных благ составляют сущность государства. Церковь претендует на олицетворение Града Божьего. В действительности и церковь, и государство являются смешанным (смутным) градом. Церковь, чтобы выполнять свою миссию, должна быть народной церковью, ядро которой составляют святые и мучени-ки. Вместе с тем праведники могут быть вне церкви. Но поскольку в реальной жизни все люди перемешаны, то церковь не может отвернуться от государства. Принадлежность людей к тому или иному царству незримо предопределена Богом. Августин в качестве политических рассматривает проблемы господства вообще и господства государства в условиях существования государственной церкви. По Августину, истина не открывается в политике. Она доступна христианской религии. Государство не может претендовать на обеспечение счастья своих граждан. Оно обеспечивает внешний и внутренний мир, защиту свободы гражданина и собственности. Истинный мир невозможен в государстве без церкви, поскольку греховный человек разорван между собой и Богом, несет в себе вражду. Политическое измерение, т. е. самоопределение в мире существующих сил, государство приобретает через империум, получаемый от Бога посредством церкви. Политическое учение Августина — это учение о системе господства, в которой государство обес-печивает задачу выживания человека, а церковь задает смысловую структуру существования человека и государства. Фома Аквинский (1225-1274) - автор философско-теологических трактатов «Сумма теологии», «Сумма против язычников», «О правлении государей». Одной из центральных задач, стояв-ших перед Фомой Аквинским, было примирение, снятие противоречий между крайними течениями в интеллектуальной жизни, противопоставлявшими веру и разум, церковь и государство. Человек повинуется Богу, но должен ли он повиноваться другому человеку и в каких пределах? Опираясь на аристотелевское учение о форме и материи, Фома говорит, что низшие формы подчиняются высшим в силу власти, данной от Бога. Власть происходит от Бога, но всякая ли власть от Бога? Бог — источник добра, а следовательно, порядка и управления. Во власти следует различать господство или начало (dominium), ее форму или правление (regimen) и способ управления или политику. Незаконная или дурная власть не от Бога. Злоупотребление вла-стью лишает человека ее блага. И если она дана людям в наказание, то и незаконное ее приобретение и ее потеря происходят от Бога. Повиновение властям следует в рамках того блага, что несет власть. Люди по природе равны, и власть является только посредником в делах человеческих между Богом и подданными. Церковь может отнять правление у «неверных» князей, поскольку последние заслуживают лишения власти. Аквинат допускает восстание против тирана и тираноубийство, так как тираническое правление устанавливается для частной пользы и противоречит единству народа, каковой есть собрание людей, объединенных единством права и общей пользой. Тем самым легитимность власти ставится в зависимость от соблюдения права и законов. От Бога происходит только общий порядок, а не конкретная форма и принадлежность определенному лицу. При решении вопроса, какая форма правления является наилучшей, по мнению Фомы Аквинского, также следует исходить из представления о небесной иерархии. Поскольку низшее должно подчиняться высшему, то лучшей формой власти является монархия. А поскольку добро проистекает от Бога и касается всех людей, то лучше, чтобы все имели какое-либо участие во власти. Такое устройство возможно, когда монарх стоит на вершине власти, под ним находятся аристократы, а правители избираются из всех на основе добродетели. Возможность изменения формы правления зависит от отношения церковной и светской властей. Это положение препятствует абсолютистской интерпретации положения о том, что всякая власть происходит от Бога, и отказывает светской власти в претензии на первенство в правлении. Закон есть мера действий, которой кто-либо понуждается к действию или воздерживается от него. Для человеческого действия мерой является цель, содержанием которой выступает блаженство, а поскольку человек является частью государства, то закон имеет в виду общее благо. Форму правления устанавливает тот, кому принадлежит сама цель, и закон должен быть обнародован, ибо закон прилагается к человеку через его обнародование. Отсюда законодателем может быть или само общество, или его представитель, т. е. имеющий целью общее благо. Законы Фома подразделяет на вечный, естественный, человеческий и божественный. Вечный закон — это божественный разум. Отражение вечного закона в разуме, проявляющееся во всех вещах, называется законом естественным. Практический разум выводит из него частные приложения, которые называются человеческими законами. Эти законы дополняются божественным законом или законом откровения. Итак, в христианском мире дуализм церкви и государства постепенно развился в триединство «государство—церковь—общество». За государством не признаются высшие добродетели. Человеческое благополучие не достигается в рамках государства, и по-виновение ему не безусловно. Идея спасения отвергает как деспотизм власти, так и идею разумного общественного устройства и тем самым отделяет государственное право и власть от морали, как внешнее от внутреннего.

Церковь сделала проблематичным само право политической власти. Учение о спасении способствовало различению государства и церкви как взаимодополняющих способов интеграции общества и в то же время привело к разделению властей, их взаимному контролю и взаимопроникновению. Такое взаимное ограничение и отражение основных функций государства и церкви создало почву для возникновения идеи общества политически и религиозно нейтрального, которое в Новое время обрело форму гражданского, экономического общества.

 

7.Политическая мысль эпохи просвещения.На качественно более высокую ступень в своем развитии политическая мысль поднялась в эпоху Просвещения. Политическая мысль эпохи Просвещения пронизана оптимизмом, верой в разум человека, убежденностью в решающей роли просвещения. Родиной Просвещения явилась Англия. В Англии она представлена интеллектуальным наследием Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Смита и других; во. Франции— Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, Ш. Монтескье и других; в Германии — Г. Лессинга, И. Гердера и других; в Северной Америке — Б. Франклина, Т. Джефферсона и других; в России — Н. И. Новикова, А. Н. Радищева и других. Просветительская идеология, возникнув в странах Западной Европы, получила распространение, как уже отмечалось, и в других странах. В Северной Америке просветительские идеи пропагандировали Б. Франклин, Т. Пейп, Т. Джефферсон и другие. ,Американский философ, третий президент США Томас Джефферсон (1743—4826) полагал, что каждому человеку присуще урожденное моральное чувство справедливости и несправедливости. Исторический процесс, по Джефферсону, — это противоборство врожденного нравственного начала и человеческого эгоизма, который закреплен в социальных и государственных формах.Политические учения европейского Просвещения. Особенности - формирование либеральной политической идеологии; обоснование

необходимости разделения властей; характеристика правового государства; анализ ценностей и механизма функционирования демократии;

формирование концепции прав человека и гражданина; идея революции и диктатуры. Выдающиеся мыслители - Вольтер, Ж.-Ж. Руссо,

Ш.Монтескье, Ж.-П. Марат, М.Робеспьер. Среди английских просветителей первейшей величиной явился Джон Локк (1632—1704). По Локку, полные гарантии экономической свободы человека возможны лишь при дополнении ее свободой политической. Для обеспечения политической свободы, для предотвращения посягательств на свободу человека со стороны государственных органов, считал он, необходимо разделить властные полномочия государства между его различными структурами. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и федеральной, ведающей внешними сношениями. Законодательная власть должна принадлежать представительному собранию, исполнительная — королю и кабинету министров. Разделение государственной власти между ее структурами будет взаимоограничивать и уравновешивать их. Локк ратовал за такое государство, в котором верховенствует, закон, соответствующий своим содержанием естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы человека. При узурпации власти народ, по Дж. Локку, имеет право на восстание и свержение правителя или правителей. В своих трудах «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и «Об общественном договоре, или Принципы политического права» Ж. Ж. Руссо рассматривал естественное состояние как состояние равенства и свободы. Причиной социального неравенства, по его мнению, явилось появление частной собственности, а также ошибки в деятельности людей. К появлению частной собственности привела «способность к совершенствованию», которой люди обладали с самого начала. Эта способность обусловила совершенствование орудий труда. Это, в свою очередь, привело к возникновению частной собственности. Государство возникло вследствие общественного договора. При появлении государства большинство людей поступилось естественными правами и свободами.

 

8.Политические идеи Нового времени.Развитие рыночных отношений постепенно снимало покрывало таинства и сверхъестественности с общественных отношений, некогда наброшенное религией, и обнажало реальные механизмы взаимоотношении людей. Связанный с эпохой Возрождения, процесс обособления индивида и становления его в качестве самостоятельного субъекта исторического творчества создал предпосылки для формирования гражданского общества, противостоящего государству. Теперь участниками политического процесса становятся государство - общество - личность.

Указанные изменения повлияли и на развитие политической мысли. Период Нового времени ознаменовал собой начало радикальной трансформации существовавших подходов к политике. Именно на этом этапе происходят становление политической науки, прежде всего ее предмета и метода, вычленение закономерностей развития политики, в чем особая заслуга принадлежит Н. Макиавелли, которого заслуженно считают «отцом» политической науки, и Ш, Монтескье, пытавшегося выявить устойчивые взаимосвязи политического развития. Культивируется принципиально новый взгляд на политику: на смену схоластическому толкованию политики, опиравшемуся на веру в божественный характер государства и власти, приходит рационально-критическое понимание ее. Через критику метафизических умозаключений и оценок политики, априорно заданных религиозными нормами, и схоластического дедуктивного метода происходило становление традиции объективного анализа политических реалий. Обращение исследователей к анализу политической практики позволило преодолеть нормативный характер политических суждений, изменило направленность эволюции политических идей. Теперь мыслители не занимались конструированием идеальных моделей государства, а больше стремились понять и объяснить природу существующих политических отношений.

Одна из наиболее существенных проблем политической практики в Новое время заключалась в поисках основ стабильности и умеренного «смешанного» правления. В этом смысле представляет интерес теория Н. Макиавелли о круговороте политических форм. Циклическое развитие политических форм обусловлено ограниченностью наличных ресурсов у каждой из них. Достигая совершенства, политическая форма начинает клониться к упадку, поскольку изменяются условия ее функционирования. Выделяя три плохие (тиранию, олигархию и анархию) и три хорошие (монархию, аристократию и демократию) формы, Н. Макиавелли отмечал наличие достоинств у каждой в конкретных ситуациях. Он энергично развивал аристократическую идею «смешанного» правления и настойчиво утверждал ее в истории политической мысли.

Со второй половины XVH в. начался процесс становления идеологий, которые создавали новую картину мира, отличную от прежней систему смыслов человеческой деятельности, эффективных способов организации общественной жизни и технологии ее изменений. В рамках ценностей и предпочтений либерализма, консерватизма и социализма политическая мысль пыталась определить природу государства, а также выявить конкретные политико-организационные и конституционно-правовые формы обеспечения умеренного правления.

Новый этап в развитии политической мысли связан со становлением социологии как самостоятельной дисциплины. Работы О. Кота, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера способствовали пониманию социальных механизмов эволюции, выявлению закономерного характера общественного развития. Сравнительно-исторический метод позволил раскрыть социальные предпосылки распределения власти, развития политических режимов и институтов. В орбиту анализа политических процессов включались факторы, прежде не принимавшиеся во внимание: возрастающая внутренняя дифференциация общества, вызванная прогрессирующим разделением труда; духовные факторы (коллективные представления, верования), международные отношения и т. д.

 

9.Политические взгляды казахских мыслителей. Жусуп Баласагын Он видный мыслитель средневекового Востока, автор уникальной по содержанию и социальной значимости поэмы «Кутадгу Билиг». Информацию о жизнедеятельности поэта можно, прежде всего, почерпнуть из нескольких отрывков, разбросанных в поэме и двух предисловиях к его сочинению, из которых одно - в прозе, а другое - в стихах. Политическое мышление Баласагына направлено на анализ социально-классовой структуры феодального общества. Глубокое знание общественных отношений в Караханидском государстве позволило мыслителю на основе двух критериев – по имущественному Цензу и по роду занятий – дифференцировать население общества. Поэт понимал, что в современном ему феодальном обществе существует имущественное неравенство между людьми, что общество по своей социально классовой структуре делится на крупных и средних баев, а также на бедняков. По роду занятий население делилось на дехкан, ремесленников, скотоводов, торговцев и др.Мыслитель рассматривает различные социальные группы с точки зрения их роли в общественной жизни. В сочинении поэта каждой профессии посвящена отдельная глава, в которой говорится о ее специфических особенностях. Земледельцы, считает поэт, - нужные люди, так как « они и питье, и питание дают», скотоводы обеспечивают общество молочными продуктами, животными, шерстью и т.д., « все дива Вселенной – плод … мастерства» ремесленников. Он призывает всех членов общества дружить и с уважением относиться к людям этих профессий, поскольку они кормят и одевают людей. Политические мысли абая кунанбаева. Абай предлагал отказаться от краткосрочного избрания биев, замечая, что не каждый способен быть бием. "Не всякому под силу вершить правосудие. Чтобы держать совет, как говорится, на "вершине Культобе", необходимо знать своды законов, доставшиеся нам от предков, - "светлый путь" Касым-хана, "ветхий путь" Есим-хана, "семь канонов" Аз Тауке-хана. Но и они устарели со временем, требуют изменений и непогрешимых вершителей, коих в народе мало, а то и вовсе нет". Абай предлагал от каждой волости избрать по три бия из числа "образованных и толковых", при этом "не определяя срока их пребывания на посту, и смещать только тех, кто обнаружит себя в неблаговидных делах". Он полагал, что надо так устроить систему формирования судов, чтобы закрепить на должностях судей образованных, подготовленных и честных судей, оградив их от притязаний на эти должности корыстных и малокомпетентных конкурентов. Он полагал, также что не следует заваливать этих судей мелкими делами и делами, которые могут разрешиться третейскими судами, считая, что споры сначала должны разрешаться третейским судом, и лишь не найдя же удовлетворения в нем, спорящие должны иметь право обратиться к одному из трех избранных постоянных судей. Абай выступал против затягивания рассмотрения дел в судах. В системе общественно-политических, философских и просветительских взглядов Ч.Валиханова (1835-1865 гг.) ведущую роль играла идея общественного прогресса, которую он проводил во всех своих работах.Ч.Ч.Валиханов был философом-просветителем, а просвещение являлось политической идеологией, философией и культурой, зарождавшейся в преддверии капиталистических отношений. Будучи патриотом, он постоянно стремился защищать права своего народа, верил в его историческое будущее и связывал его с просвещением Ч.Валиханов гневно протестовал против злоупотреблений колониальных властей, царской администрации в национальных окраинах. Ученый утверждал, что общественный прогресс прежде всего заключается в повышении материального благосостояния народа, улучшении экономического положения людей.

10.Политические учения ХХвека. Основные направления политико-правовой идеологии. Разви тие реформистского и центристского направлений в марксизме. Проблемы государства и права в произведениях Э. Бернштейна. Политико-правовая теория К. Каутского. Идеи парламентаризма, политического плюрализма, социального законодательства. Политическая теория большевизма. В.И. Ленин о социалисти ческой революции, диктатуре пролетариата, ее задачах, формах и механизме, о роли государства в строительстве социализма, о праве и государстве на первой фазе коммунизма. Проблемы государства в теорияхдемократического, христиан ского, исламского и других видов социализма. Политико-правовая идеология солидаризма и институциона- лизма. Учение Л. Дюги о норме солидарности, о функциях права, о синдикалистском государстве. Политико-правовое учение М. Ориу. Современные теории государства. Неолиберализм. Теории «государства всеобщего благоденствия», плюралистической демо кратии, правового и социального государства. Неоконсерватизм Элитарные и технократические концепции государства. Фашизм, нацизм и неофашизм. Развитие правовой идеологии. Движение о пользу «свободного права» в начале XX в. Е. Эрлих. Социологическая теория права и США. Р. Паунд. «Реалистическая» теория права в США. К. Ллевел- лин, Дж. Фрэнк. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. Психологизм в современных теориях права. Нормативизм. «Чистая теория права» Г. Кельзена. Современные теории естественного пра ва. Неотомизм. Неокантианство. Политические и правовые теории радикализма. «Новые ле вые». Программные требования движения «зеленых» и их обосно вание. Анархизм и анархо-синдикализм

 

11.Понятие политики.Специфика детерминации политики.

Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путем установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

Политика (греч. politikē — государственные или общественные дела от греч. πόλις — государство)определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

В узком смысле политика — определенная часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определенных интересов для достижения определенных (субъектом политического процесса) целей в определенной социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определенными группами людей, как например, — в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.

Политика — это управление распределением ресурсов;

Политика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти;

Политика — это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает;

Политика — это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства;

Политика — это деятельность организации (её поведенческая модель) по реализации своих целей (интересов), например: — техническая политика;

В процессе детерминации политической деятельности действуют не абстрактные законы, интересы, обстоятельства и позиции, но их конкретные, обусловленные временем, местом модификации факторы как постоянного и долговременного действия, так и динамично меняющиеся. Их сочетание порождает политическую ситуацию — свойственное данному времени, месту взаимодействие объективных обстоятельств, непосредственно определяющих возможности и задачи политической деятельности, служащих причиной политического события. Стержень политической ситуации — отношения между вовлеченными в политический процесс социальными группами, но формируются эти отношения широким кругом факторов экономического, социального, политического и культурного порядков. Все элементы политической ситуации оказываются взаимосвязанными и требуют от субъектов политики определенного образа действий.

Смысл ее правильной оценки — в установлении связи объективных обстоятельств с действием политических сил. Каждое из состояний политической ситуации содержит в себе целый комплекс возможностей, осуществление которых зависит от активности, направленности действий вовлеченных в политику сил. Здесь как бы фокусируются, отбираются и усиливаются социальные противоречия, значимость отдельных из них многократно увеличивается. В борьбе противоположных социальных сил, факторов детерминации — сущность, а в альтернативности выбора возможных направлений действия — показатель зрелости политической ситуации. Нетрудно видеть и то, что возможности, которые открываются в политической ситуации, не равнозначны, как и объективные социальные связи, отношения, которые их формируют, они могут быть необходимыми, а могут быть случайными, преходящими. Умение в гуще противоречий, социально-политических событий и тенденций выделить именно необходимые, определяющие, не возводить случайности в ранг необходимости и, наоборот, не низводить явления необходимые до уровня случайных при определении направления политической деятельности в значительной степени определяет успех политической деятельности. Существует ряд практических следствий учета этого положения и его возможностей в детерминации политических процессов. Во-первых, это значение первоочередного воздействия именно на этот элемент для последующего изменения всей политической ситуации. Во-вторых, в обеспечении процесса сверхдетерминации активная деятельность, в частности, деятельность политической партии или движения, лидера играет большую роль. В-третьих, следствием конкретного, уникального характера политической ситуации служит возможность постоянного изменения ведущего элемента сверхдетерминации, что исключает шаблонный подход к оценке и программированию политической деятельности.

 

12.Проблема целей и средств в политике.Сила и насилие. В процессе перехода от политической рефлексии к политической практике обязательно встает решающая для определения характера и результата политической деятельности проблема соотношения целей и средств.

Поскольку проблем и задач, которые ставятся и решаются в ходе политической деятельности, великое множество, а их разнообразие весьма значительно, столь же широким должен быть набор используемых здесь средств. В значительной степени именно от разнообразия освоенных средств политической деятельности зависят ее характер, возможности и результаты. Разрушительным для политики оказывается использование средств, неадекватных ее целям. Такие средства в политике деформируют результаты, искажают цель, делают ее объектом корыстного или невежественного манипулирования.

В политике всегда существовали средства жесткие или крайние, нацеленные на быстрое, без задержки на промежуточных этапах получение желаемого результата, с затратой максимумасил и ресурсов, требующие значительного напряжения человеческих эмоции и возможностей, и средства мягкие или умеренные, использование которых дает множество промежуточных результатов, требует большего времени и не порождает столь острых конфликтов, как первый тип средств.

Склонность к использованию крайних, жестких средств политической деятельности, неприятие каких-либо промежуточных ее форм называется политическим экстремизмом. Атрибутами политического экстремизма служат такие черты, как замещение анализа всякого рода запретами, рассмотрение стремления к контактам и обменам в качестве показателя злонамеренности, исключение возможности компромиссов . В рамках этого сложного политического явления можно выделить несколько разновидностей: программный экстремизм, его облик определяется типом идеологии, принятой цели. Такой экстремизм характерен, например, для расизма, фашизма, по сути дела, требующих для осуществления своих политических целей уничтожения политических противников и оппонентов или радикального ограничения их прав; ситуационный экстремизм, использование крайних средств политической борьбы здесь навязывается, задается положением, в котором находится субъект, не оставляющим иной возможности, кроме обращения к крайним, наиболее жестким средствам политической борьбы, например, в условиях сопротивления иноземным захватчикам или при разгуле в обществе наиболее опасных форм преступности;

Но применение насилия в политике содержит в себе ряд существенных ограничений. Его последствия трудно поддаются учету и прогнозированию; давно подмечено, что насилие создает больше проблем, чем их решает, часто порождает следствия, полностью разрушающие первоначальные замыслы. Когда к насилию прибегают правящие в обществе группы, следует помнить, что «в использовании насилия превосходство правительства всегда было абсолютным. Существуют некоторые предпосылки, позволяющие ограничивать масштабы насилия в политике, изменять отношение к нему как к средству решения политических проблем. Необходимо понимать, что почти все формы политического насилия порождаются узостью культурных оснований политической деятельности, владением ограниченным арсеналом средств, методов политической деятельности. С прагматической точки зрения насилие допустимо в том случае, если его использование не создает угрозы по крайней мере для своего источника; так, действие этого предела позволяет удерживать многие государства от использования оружия массового поражения, в частности ядерного. Есть и моральные ограничения. Они вступают в силу тогда, когда целесообразность применения насилия соотносится с ценностью человеческой жизни.

Очевидна целесообразность возможности применения силы для предотвращения неконтролируемого роста актов насилия и количества их жертв.

   Вольное обращение со средствами политической деятельности связано в конечном счете с пренебрежением к человеку, рассматриваемому в таком случае в качестве игрушки социально-исторических обстоятельств.

13.Политическая жизнь,ее аспекты.Политическая жизнь — это совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней; это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными интересами, удовлетворение которых зависит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ею политики.

 Будучи многомерным явлением, политическая жизнь включает в себя способ политической жизнедеятельности общества, связанный с формированием определенного политического сознания, с тем или иным уровнем политической культуры людей и удовлетворением их интересов. Развитая политическая жизнь предполагает политическое осознание данных интересов, способность к определению в них такого содержания, которое не может быть реализовано без вмешательства государственной власти, а также готовность субъектов политической жизни вступить в диалог с институтами власти.

 Политическая жизнь общества, устойчивость политических структур в значительной мере зависят от сущности и формы государства, его ресурсов и возможностей.

 Политическая жизнь — это непрекращающийся процесс деятельности множества индивидов, которые направляют свои совместные (кооперированные) усилия на решение политически значимых задач с помощью системы политических средств. В политической жизни можно выделить ее важнейшие элементы: субъекты и объекты, направления и специфические средства политической деятельности. Они показывают, кто действует, на что направлены политические усилия и каким образом они осуществляются.

 Ядро политической жизни составляют политическая деятельность и политические отношения. В политическую жизнь включаются также политическое поведение, политический процесс, политические конфликты и политические ситуации. Если представить себе структурный срез оптимальной модели политической жизни, то можно сделать вывод, что входящие в нее компоненты обладают относительной самостоятельностью, их взаимосвязи и взаимодействия предполагают наличие механизма, обеспечивающего их равновесие и эффективное функционирование, направленное на достижение баланса интересов и политической стабильности общества.

 Таким образом, политическая жизнь — это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными потребностями и интересами, удовлетворение которых зависит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ею политики.

 Политическая жизнь реализуется посредством политической деятельности граждан, государственных структур, партийных и общественных организаций, движений, т.е. всей совокупности субъектов политики, каждый из которых стремится удовлетворить свои интересы. Таким образом, политическая жизнь является по сути политической деятельностью индивидов и их групп, политических структур общества во имя достижения целей, обусловленных их интересами.

Политическую жизнь характеризуют следующие признаки:

1) выступает в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, но может проявляться и в качестве действий субъектов политических отношений;

2) позволяет субъектам активно влиять на многие стороны иных разновидностей общественной жизни: экономической, духовной, нравственной, правовой и т.п.;

3) в политическую жизнь всегда вовлечены большие массы людей — классы, этнические и профессиональные общности, от инициативы и энергии которых зависят направленность, облик, результативность политических событий;

4) центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личностью и государством.

Рассмотрение политики именно в таком аспекте принципиально важно для демократического общества и становления его институтов. Ведь демократия невозможна без человеческого участия, а оно, чтобы быть полезным демократическому обществу, должно быть квалифицированным и активным.

Основными элементами политической жизни оказываются политические действия, среди которых можно выделить, например, государственные перевороты и революции, крестьянские погромы и гражданские войны, лоббирование и избирательные кампании, демонстрации и забастовки, митинги и шествия, петиции и дискуссии и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...