Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности правового режима земель лесного фонда




Земли Л.Ф.— одна из категорий земель, наиболее значительных по площади в РБ. Земли л.ф.выполняют целый ряд важных функций: служат средством производства в лесном хоз-ве, поддерживают эколог. баланс территории, служат резервом для землепользования в других отраслях, не связанных с использованием лесов (с/хоз-ва,др. хоз-в).

Отношения, связанные с использованием и охраной этих земель, урегулированы как земельным, так и лесным законодательством. КоЗустанавливает общий порядок предоставления земель л.ф., основные черты их правового режима, основания прекращения права землепользования этими землями. Одновременно в ЛК дается определение и структура земель л.ф., а также правовые нормы лесопользования.

Согласно ЛК (2000 в ред. 2004 гг.), лесной фонд образуют:

• леса и покрытые ими земли,

• лесные земли, не покрытые лесом,

• нелесные земли.

Основную часть л.ф. образуют леса. Все леса образуют единый гос. л.ф. Леса составляют собст-сть гос-ва и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право госу-дарственной собственности на леса, запрещаются.

В соответствии с хозяйственной ценностью лесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанавливается деление лесов на группы. В лесном фонде выделяются леса первой и второй группы.

В 1 группу входят леса, выполняющие, в основном, экологические функции: водоохранные (31%), защитные - противоэрозионные, вдоль дорог и др. (26%), зеленые зоны городов (30%), заповедники и национальные парки (10%), заказники и др. Ко 2 группе относятся эксплуатационные леса. Площади лесов 1 и 2 групп примерно одинаковы

В лесах первой и второй группы могут быть выделены особо защищенные участки с ограни-ченным режимом лесопользования (вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы, опушки леса по границе населенных пунктов и др.).

В зависимости от группы и категории лесов устанавливается порядок ведения в них лесного хозяйства.

Перевод лесов из одной категории защищенности в другую осуществляется на основании решений СовМина РБ или обл-х органов, принимаемых по совместным представлениям спец. уполном-го респ-го органа в области использования, охраны, защиты лесного фонда и Мин-ва природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ.

Перевод нелесных земель в лесные земли в целях лесоразведения в границах л.ф.осуществляется ЮЛ, ведущими лесное хозяйство, по согласованию с районными исполнительными и распорядительными органами.

Состав земель водного фонда

Основным законодательным актом, регулирующим водные отношения, является Водный кодекс Республики Беларусь. Все воды (водные объекты), находящиеся на территории Республики Беларусь, составляют единый государственный водный фонд.

Он включает поверхностные воды (водные объекты) -реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы и т.п., подземные воды.

Действующее законодательство относит объекты водного фонда к числу объектов исключительной государственной собственности. В отличие от земель, воды характеризуются разнообразием видов, размеров, количеством и качеством содержащихся в них вод. Подавляющее число поверхностных водных объектов имеет географические на звания. Полностью пересохший и потребленный водный объект продолжает оставаться в водном фонде, пока не будет исключен из него официально.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода по берегам водных объектов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов (ст. 127 Кодекса о земле).

Одну часть земли водного фонда составляют участки, занятые водными объектами (водопокрытые земли).

Вторую часть земель водного фонда образуют прилегающие к водоемам земли.

Третью часть земель водного фонда составляют участки береговой полосы и иные земли, занятые гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями.

 

 

Право водопользования.

Право водопользования -- один из центральных институтов водного права.

Основаниями для возникновения права водопользования являются разрешения на специальное водопользование, решение местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов в обособленное пользование или договор аренды таких объектов (ст. 22 Водного кодекса).

Различают общее и специальное водопользование, обособленное и совместное, первичное и вторичное водопользование.

Общее водопользование осуществляется юридическими и физическими лицами без разрешений, в таких случаях обязательно соблюдение требований и условий общего водопользования на водных объектах, определяемых соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами государственного санитарного надзора, органами государственного управления по при родным ресурсам и охране окружающей среды и органами государственного управления судоходством.

Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Водные объекты (их части) могут находиться в обособленном или совместном водопользовании. В обособлен ном водопользовании находятся водные объекты (их части), предоставленные в пользование юридическим и (или) физическим лицам на основании решений соответствующих органов управления. В совместном водопользовании находятся водные объекты (их части), не предоставленные в обособленное водопользование.

Водные объекты предоставляются в пользование в целях удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения, а также сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей. Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей.

Водные объекты (их части) могут быть переданы в аренду юридическим и физическим лицам для ведения промыслового лова рыбы, для добычи водных беспозвоночных и ведения охотничьего хозяйства, а также для других целей, установленных законодательством Республики Беларусь.

Арендодателями водных объектов (их частей) являются соответствующие местные Советы депутатов, предоставляющие в аренду водные объекты (их части) по согласованию с органами государственного управления; по природным ресурсам и охране окружающей среды и другими уполномоченными на то органами государственного управления. При аренде арендатор не вправе сдавать в субаренду переданные ему по договору аренды водные объекты (их части).

Передача водных объектов (их частей) в аренду должна осуществляться с учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к передаваемому водному объекту (его части) территории. Часть водных объектов вообще не подлежит передаче в аренду. Так, не могут быть арендованы водные объекты, используемые для питьевых, бытовых и иных нужд населения, а также расположенные на территории населенных пунктов и (или) на особо охраняемых природных территориях.

Если замкнутый (непроточный) водный объект находится в пределах территории района, города, решение о его предоставлении в обособленное водопользование принимает исполнительный и распорядительный орган района, го рода. При нахождении водного объекта (его части) на территории двух или более районов, городов материалы о пре доставлении водного объекта (его части) в обособленное пользование рассматривает соответствующий областной орган.

Право обособленного водопользования удостоверяется государственными актами на право водопользования, вы даваемыми республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружаю щей среды на основании решений соответствующих государственных органов, предоставивших водный объект в обособленное водопользование. Государственный орган, выдавший решение о предоставлении водного объекта (его части) в обособленное пользование, направляет это решение Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, на которое возложена выдача Государственного акта на право обособленного водопользования, а также органам, интересы которых предоставление этого объекта затрагивает.

Предприятия и организации, которым водные объекты предоставлены в обособленное водопользование (первичные водопользователи), имеют право разрешать другим юридическим и физическим лицам вторичное водопользование по согласованию с органами, предоставившими водный объект в обособленное водопользование, и органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. В разрешении указываются цели и основные условия пользования водными объектами.

Водные объекты предоставляются только во временное пользование. Временное водопользование может быть краткосрочным - до пяти лет и долгосрочным - от пяти до двадцати пяти лет. Срок водопользования устанавливается органом, выдавшим разрешение на специальное водопользование либо предоставившим водный объект в обособленное водопользование или аренду.

При классификации использования водных объектов по основному целевому назначению, как было отмечено ранее, выделяют такие виды водопользования, как питьевое (бытовое), лечебное, курортное, оздоровительное, пользование водными объектами для нужд сельского хозяйства, промышленности, гидроэнергетики, водного транспорта, рыбного хозяйства, охоты, для нужд заповедания, для сброса сточных вод, для противопожарных и иных государственных надобностей.

Физические и юридические лица при пользовании водными объектами для обеспечения питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд населения в порядке нецентрализованного водоснабжения вправе забирать воду из поверхностных или подземных источников в порядке общего или специального водопользования.

Использование подземных вод питьевого качества для целей, не связанных с удовлетворением питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд населения, а также удовлетворением потребностей пищевой промышленности и животноводства, как правило, не допускается.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...