Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Управление цепями поставок: экономическая сущность, роль и значение в современной экономикеСтр 1 из 25Следующая ⇒
Управление цепями поставок: экономическая сущность, значение и роль в современной экономике Современная наука предлагает множество различных определений понятия SupplyChainManagement (SCM) – «Управление цепями поставок», при этом разброс мнений очень широк и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия «управление цепями поставок», оно постоянно уточняется и изменяется. Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, может звучать следующим образом: «Цепь поставок – это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя». В настоящее время акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания SupplyChainManagement (SCM), приведенного в сборнике«Стандартов по логистике и управлению цепями поставок». Управление цепями поставок (Supply Chain Management (SCM)) – это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам. Логистика – это планирование, выполнение и контрольдвижения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей. Можно привести множество примеров различного толкования термина «управление цепями поставок» и «логистика». Довольно сложно охватить весь спектр этих трактовок, состоящий из множества разнотипных, изменчивых терминов логистики и управления цепями поставок. Существует ряд причин, которые привели к такому положению дел: 1. Исторически небольшое время развития. И логистика и управление цепями поставок – достаточно молодые и бурно развивающиеся науки. Впервые термин Supply Chain Management был предложен в 80-ые годы XX столетия. Терминология и понятийный аппарат в этой области знаний постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. 2. Наличие различных национальных школ и течений в логистике и управлении цепями поставок. В настоящее время можно говорить о существовании американской школы (Д. Бауэрсокс, Дж. Клосс, Д. Уотерс, Дж. Сток, Д. Ламберти др.), серьезных исследованиях в различных европейских странах, в том числе Великобритании (М. Кристофер, Дж. Менцер,К. Оливер, М. Вебери др.). Определенный интерес представляют исследования австралийских ученых, оказывающих существенное влияние на развитие азиатской логистической школы. В частности, труды ДжонаГаторныпризнанного специалиста мирового уровня в области логистики и Supply Chain Management из Австралии переведены на японский и китайские языки и в настоящее время пользуются большим признанием в странах Азии. 3. Междисциплинарный характер логистики и управления цепями поставок и сочетание в них экономических и инженерно-технических дисциплин. Управление цепями поставок на протяжении нескольких последних десятилетий является одной из самых динамично развивающихся концепций, находящихся на стыке маркетинга, логистики, операционного менеджмента и стратегического управления. 4. Наличие большого количества терминов из различных областей знаний. Это также обусловлено тем, что ведущие специалисты в этой области знаний изначально являются специалистами в других областях: менеджмента, маркетинга, коммерции, различных инженерно-технических специальностей. 5. Отсутствие некоторых терминов логистики в различных языках, а также их неточное понимание в разных странах. Использование различной терминологии можно объяснить принадлежностью авторов к той или иной логистической школе, а также желанием сосредоточить внимание на отдельных аспектах логистического процесса. Например, термин «физическое распределение» использовался в США во второй половине XX столетия как синоним современного понятия логистики, а в настоящее время он обозначает одну из функциональных областей логистики и является синонимом термина «дистрибьюция». Концепция управления цепями поставок является одним из самых динамично развивающихся направлений научной и прак- тической деятельности на протяжении последних десятилетий. Термин «Supply chain management – SCM» – «Управлениецепями поставок» – был предложен системным интегратором – компани- ей «i2 Technologies» и консалтинговой компанией «Артур Андер- сен» в начале 1980-х годов [20, c. 1]. Появление концепции управление цепями поставок также связывают со статьей К. Оли- вераиМ. Вебера «Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy», выпущенной ими в Лондоне в 1982 году. В процессе эволюции понятийный аппарат концепции управление цепями поставок существенно изменился, т.к. ее терминология находится в постоянном развитии. В 80-х годах прошлого столетия в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при которой себестоимость про- изводства продукции снизилась настолько, насколько это оказа- лось практически возможным. Для поддержания конкурентоспо- собности появилась необходимость в новой концепции управле- ния бизнесом. С возникновением понятия «управление цепями поставок» в 1980-е гг. появилась идея координации потоков ма- териалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической це- почкой. Поэтому для многих зарубежных компаний стало ясно, что эффективное управление цепями поставок – следующий шаг, который им необходим для повышения своей конкуренто- способности. В процессе исследования теории и практики концепции управления цепями поставок, можно выделить четыре основных этапа в ее развитии (табл. 1.1). В настоящее время управление цепями поставок как кон- цепция SCM является одним из эффективных способов увеличе- ния прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике промышленно развитых стран. Многие крупные компании, в том числе и российские, внедряют принципы Supply chain management как новую идеологию бизнеса. Внедрению и разви- тию стратегических преимуществ логистики как за рубежом, так и в нашей стране способствуют общенациональные координирую- щее органы, такие как Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association – ELA) и Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals – CSCMP). В Российской Федерации в роли таких координаторов в настоящее время выступают Нацио- нальная логистическая ассоциация России (НЛА) и Националь- ный совет по цепям поставок. Необходимость в создании и функционировании этих организаций заключается в том, чтобы: - разрабатывать предложения и дополнения в законода- тельные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в части, касающейся логистики, так как настоящее время в нашей стране отсутствует законодательство в области логистики; - устранять барьеры, имеющиеся в налоговом, таможен- ном, транспортном законодательстве России, которые препятст- вуют эффективному использованию стратегического потенциала логистики; - формировать интегрированные логистические системы, охватывающие различные сферы предпринимательства, созда- вать межрегиональные и международные интегрированные логи- стические транспортные, торговые и информационные системы. Национальный совет по цепям поставок – общественная некоммерческая организация в форме некоммерческого парт- нерства, открытого для всех участников рынка (промышленные предприятия, поставщики продукции и услуг, транспортные и ло- гистические компании, финансовые и кредитные организации, страховые организации, некоммерческие ассоциации и центры, консалтинговые, учебные и государственные предприятия). Ос- новная цель – распространение стандартов управления цепями поставок в практике реального бизнеса в РФ и странах СНГ. Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке, развитии и распространении модели цепи поставок как основы общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные практики. Модель цепи поставок определяет общую концепцию цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений и оценок логистической функции, обобщает лучшие практики, является процедурной моделью для внедрения логистического программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию при построении как внутрикорпоративных, так и межкорпоратив- ных цепей поставок. 1.4. Классификация цепей поставок Любое предприятие промышленности, торговли или сферы услуг для обеспечения своей деятельности образует сложную структуру, включающую, кроме поставщиков и потребителей раз- ного уровня, еще и большое число контрагентов – посредников. К логистическим посредникам относятся фирмы, оказывающие ло- гистические услуги на принципах аутсорсинга для централь- ной/фокусной компании цепи поставок: экспедиторы, перевозчи- ки, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компа- нии, агенты, стивидорные компании и т. п. Институциональные контрагенты – это таможенные органы, органы контроля, надзора и лицензирования (санитарная и хлебная инспекции, ветеринар- ная и карантинная службы, налоговые инспекции и т. д.). Прочие посредники – это банки, компании информационного сервиса, рекламные компании и т.п. В зависимости от количества звеньев, различают три уров- ня сложности цепей поставок: 1) прямая цепь поставок; 2) расширенная цепь поставок; 3) максимальная цепь поставок. Прямая цепь поставок состоит из фокусной (центральной) компании (обычно – промышленной или торговой фирмы), по- ставщика и покупателя/потребителя, участвующего во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и/или ин- формации. При этом, как правило, фокусная компания определя- ет структуру цепи поставок и управление взаимоотношениями с контрагентами по бизнесу. Расширенная цепь поставок включает дополнительно по- ставщиков и потребителей второго уровня. Максимальная цепь поставок состоит из фокусной компа- нии и всех ее контрагентов слева (вплоть до поставщиков исход- ного сырья и природных ресурсов), определяющих ресурсы фо- кусной компании – на «входе», и сети распределения справа – вплоть до конечных (индивидуальных) потребителей, а также ло- гистических, институциональных и прочих посредников. По своей сути, цепи поставок – это последовательности по- ставщиков и потребителей: каждый потребитель затем становит- ся поставщиком для следующих (в более нижнем звене) видов деятельности или функций, и так продолжается до тех пор, пока готовый продукт не поступит к конечному пользователю. Поэтому можно говорить о своеобразной «сетевой структуре цепей поста- вок», в которой каждая компания (организация или отдельное структурное подразделение) поставляют друг другу материально- товарную продукцию или услуги, добавляя определенную стои- мость к товару.__
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 448. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |