Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Управление цепями поставок: экономическая сущность, роль и значение в современной экономике




Управление цепями поставок: экономическая сущность, значение и роль в современной экономике

Современная наука предлагает множество различных определений понятия SupplyChainManagement (SCM) – «Управление цепями поставок», при этом разброс мнений очень широк и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия «управление

цепями поставок», оно постоянно уточняется и изменяется. Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, может звучать следующим образом: «Цепь поставок – это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя».

В настоящее время акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания SupplyChainManagement (SCM), приведенного в сборнике«Стандартов по логистике и управлению цепями поставок».

Управление цепями поставок (Supply Chain Management (SCM)) – это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам. Логистика – это планирование, выполнение и контрольдвижения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением,

в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей.

Можно привести множество примеров различного толкования термина «управление цепями поставок» и «логистика». Довольно сложно охватить весь спектр этих трактовок, состоящий из множества разнотипных, изменчивых терминов логистики и управления цепями поставок. Существует ряд причин, которые привели к такому положению дел:

1. Исторически небольшое время развития. И логистика и управление цепями поставок – достаточно молодые и бурно развивающиеся науки. Впервые термин Supply Chain Management

был предложен в 80-ые годы XX столетия. Терминология и понятийный аппарат в этой области знаний постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.

2. Наличие различных национальных школ и течений в логистике и управлении цепями поставок. В настоящее время можно говорить о существовании американской школы (Д. Бауэрсокс, Дж. Клосс, Д. Уотерс, Дж. Сток, Д. Ламберти др.), серьезных исследованиях в различных европейских странах, в том числе Великобритании (М. Кристофер, Дж. Менцер,К. Оливер, М. Вебери др.). Определенный интерес представляют исследования австралийских ученых, оказывающих существенное влияние на развитие азиатской логистической школы. В частности, труды ДжонаГаторныпризнанного специалиста мирового уровня в области логистики и Supply Chain Management из Австралии переведены на японский и китайские языки и в настоящее время пользуются большим признанием в странах Азии.

3. Междисциплинарный характер логистики и управления цепями поставок и сочетание в них экономических и инженерно-технических дисциплин. Управление цепями поставок на протяжении нескольких последних десятилетий является одной из самых динамично развивающихся концепций, находящихся на стыке маркетинга, логистики, операционного менеджмента и стратегического управления.

4. Наличие большого количества терминов из различных областей знаний. Это также обусловлено тем, что ведущие специалисты в этой области знаний изначально являются специалистами в других областях: менеджмента, маркетинга, коммерции, различных инженерно-технических специальностей.

5. Отсутствие некоторых терминов логистики в различных языках, а также их неточное понимание в разных странах. Использование различной терминологии можно объяснить принадлежностью авторов к той или иной логистической школе, а также желанием сосредоточить внимание на отдельных аспектах логистического процесса. Например, термин «физическое распределение» использовался в США во второй половине XX столетия как синоним современного понятия логистики, а в настоящее время он обозначает одну из функциональных областей логистики и является синонимом термина «дистрибьюция».

Концепция управления цепями поставок является одним из самых динамично развивающихся направлений научной и прак-

тической деятельности на протяжении последних десятилетий.

Термин «Supply chain management – SCM» – «Управлениецепями

поставок» – был предложен системным интегратором – компани-

ей «i2 Technologies» и консалтинговой компанией «Артур Андер-

сен» в начале 1980-х годов [20, c. 1]. Появление концепции

управление цепями поставок также связывают со статьей К. Оли-

вераиМ. Вебера «Supply chain management: Logistics Catches up

with Strategy», выпущенной ими в Лондоне в 1982 году.

В процессе эволюции понятийный аппарат концепции

управление цепями поставок существенно изменился, т.к. ее

терминология находится в постоянном развитии. В 80-х годах

прошлого столетия в странах с развитой экономикой во многих

отраслях сложилась ситуация, при которой себестоимость про-

изводства продукции снизилась настолько, насколько это оказа-

лось практически возможным. Для поддержания конкурентоспо-

собности появилась необходимость в новой концепции управле-

ния бизнесом. С возникновением понятия «управление цепями

поставок» в 1980-е гг. появилась идея координации потоков ма-

териалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы,

но и в ряде фирм, связанных между собой технологической це-

почкой. Поэтому для многих зарубежных компаний стало ясно,

что эффективное управление цепями поставок – следующий

шаг, который им необходим для повышения своей конкуренто-

способности.

В процессе исследования теории и практики концепции

управления цепями поставок, можно выделить четыре основных

этапа в ее развитии (табл. 1.1).

В настоящее время управление цепями поставок как кон-

цепция SCM является одним из эффективных способов увеличе-

ния прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике

промышленно развитых стран. Многие крупные компании, в том

числе и российские, внедряют принципы Supply chain

management как новую идеологию бизнеса. Внедрению и разви-

тию стратегических преимуществ логистики как за рубежом, так и

в нашей стране способствуют общенациональные координирую-

щее органы, такие как Европейская логистическая ассоциация

(European Logistics Association – ELA) и Совет профессионалов в

области управления цепями поставок (Council of Supply Chain

Management Professionals – CSCMP). В Российской Федерации в

роли таких координаторов в настоящее время выступают Нацио-

нальная логистическая ассоциация России (НЛА) и Националь-

ный совет по цепям поставок. Необходимость в создании и

функционировании этих организаций заключается в том, чтобы:

- разрабатывать предложения и дополнения в законода-

тельные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в

части, касающейся логистики, так как настоящее время в нашей

стране отсутствует законодательство в области логистики;

- устранять барьеры, имеющиеся в налоговом, таможен-

ном, транспортном законодательстве России, которые препятст-

вуют эффективному использованию стратегического потенциала

логистики;

- формировать интегрированные логистические системы,

охватывающие различные сферы предпринимательства, созда-

вать межрегиональные и международные интегрированные логи-

стические транспортные, торговые и информационные системы.

Национальный совет по цепям поставок – общественная

некоммерческая организация в форме некоммерческого парт-

нерства, открытого для всех участников рынка (промышленные

предприятия, поставщики продукции и услуг, транспортные и ло-

гистические компании, финансовые и кредитные организации,

страховые организации, некоммерческие ассоциации и центры,

консалтинговые, учебные и государственные предприятия). Ос-

новная цель – распространение стандартов управления цепями

поставок в практике реального бизнеса в РФ и странах СНГ.

Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке,

развитии и распространении модели цепи поставок как основы

общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями

поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные

практики. Модель цепи поставок определяет общую концепцию

цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений

и оценок логистической функции, обобщает лучшие практики,

является процедурной моделью для внедрения логистического

программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию

при построении как внутрикорпоративных, так и межкорпоратив-

ных цепей поставок.

1.4. Классификация цепей поставок

Любое предприятие промышленности, торговли или сферы

услуг для обеспечения своей деятельности образует сложную

структуру, включающую, кроме поставщиков и потребителей раз-

ного уровня, еще и большое число контрагентов – посредников. К

логистическим посредникам относятся фирмы, оказывающие ло-

гистические услуги на принципах аутсорсинга для централь-

ной/фокусной компании цепи поставок: экспедиторы, перевозчи-

ки, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компа-

нии, агенты, стивидорные компании и т. п. Институциональные

контрагенты – это таможенные органы, органы контроля, надзора

и лицензирования (санитарная и хлебная инспекции, ветеринар-

ная и карантинная службы, налоговые инспекции и т. д.). Прочие

посредники – это банки, компании информационного сервиса,

рекламные компании и т.п.

В зависимости от количества звеньев, различают три уров-

ня сложности цепей поставок:

1) прямая цепь поставок;

2) расширенная цепь поставок;

3) максимальная цепь поставок.

Прямая цепь поставок состоит из фокусной (центральной)

компании (обычно – промышленной или торговой фирмы), по-

ставщика и покупателя/потребителя, участвующего во внешнем

и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и/или ин-

формации. При этом, как правило, фокусная компания определя-

ет структуру цепи поставок и управление взаимоотношениями с

контрагентами по бизнесу.

Расширенная цепь поставок включает дополнительно по-

ставщиков и потребителей второго уровня.

Максимальная цепь поставок состоит из фокусной компа-

нии и всех ее контрагентов слева (вплоть до поставщиков исход-

ного сырья и природных ресурсов), определяющих ресурсы фо-

кусной компании – на «входе», и сети распределения справа –

вплоть до конечных (индивидуальных) потребителей, а также ло-

гистических, институциональных и прочих посредников.

По своей сути, цепи поставок – это последовательности по-

ставщиков и потребителей: каждый потребитель затем становит-

ся поставщиком для следующих (в более нижнем звене) видов

деятельности или функций, и так продолжается до тех пор, пока

готовый продукт не поступит к конечному пользователю. Поэтому

можно говорить о своеобразной «сетевой структуре цепей поста-

вок», в которой каждая компания (организация или отдельное

структурное подразделение) поставляют друг другу материально-

товарную продукцию или услуги, добавляя определенную стои-

мость к товару.__

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 379.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...