Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предмет надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - одно из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов уполномоченных на то Законом, в пределах их компетенции. Правовое регулирование ОРД: УПК, закон «Об ОРД». В соответствии с законом «Об ОРД» право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставляется оперативным подразделениям: 1) органов внутренних дел; 2) органов государственной безопасности; 3) пограничных войск; 4) органов государственной охраны - Службы безопасности Президента Республики Беларусь; 5) органов финансовых расследований; 6) таможенных органов; 7) органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь. В соответствии с законом о прокуратуре, предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности - соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Сведения о тактике, методах и следствии при ОРД в предмет прокурорского надзора не входят. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Задача прокурорского надзора за ОРД: - выявление нарушений законодательства при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Эта задача конкретизируется в зависимости от требований закона «Об ОРД». Проверяя законность ОРМ прокурор должен прежде всего убедиться, что данное ОРМ предусмотрено законом «Об ОРД». Перечень ОРМ в законе исчерпывающий. Цель ОРД – защита жизни, прав, свобод, законных интересов государства и личности, защита собственности и охрана общественной безопасности.
Проверка законности должна дать прокурору ответы на следующие вопросы: 5. Действительно ли данное ОРМ было направлено на достижение установленной законом «Об ОРД» цели; 6. Имелись ли основания к проведению ОРМ; 7. Входило ли проведение конкретного ОРМ в компетенцию тех органов, которые его проводили; 8. Был ли соблюдён процессуальный порядок проведения данного ОРМ. Основными задачами ОРМ являются: 4. выявление, пресечение, раскрытие, предупреждение преступлений и лиц, причастных к ним; 5. розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда; розыск без вести пропавших лиц; охрана государственных секретов; добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности; 6. сбор информации о лицах, необходимой для принятия решений о следующем: - о допуске к государственным секретам; - о допуске на работу, представляющую опасность окружающей среде и человеку; - о допуске к участию в ОРД.
Проведение ОРМ, затрагивающих конституционные права граждан допускается только с санкции прокурора по мотивированному постановлению органа, осуществляющего ОРД. Проведение ОРМ допустимо при ставшей известной информации: - о лицах, совершивших преступление; - о самом преступлении; - о сведениях, влекущих тяжкое преступление.
Проверяя законность проведения ОРМ, прокурор должен удостоверится: 4. были ли вынесены постановления соответствующих должностных лиц; 5. имелась ли угроза совершения тяжкого преступления; 6. были ли известны события или действия, создающие угрозу национальной безопасности. Результаты ОРД должны обязательно документироваться и отражаться в делах оперативного учёта. Срок проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, исчисляется в сутках с момента дачи санкции прокурора, но не более 2-х месяцев (по общему правилу). Может продлеваться до 18 месяцев.
Полномочия прокурора при надзоре за ОРД: При осуществлении надзора за исполнением законодательства органами и должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право: - проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий; - давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законом; - продлевать сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий; - давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, а также о прекращении их проведения; - требовать письменные объяснения от должностных и иных лиц о нарушениях законодательства, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; - знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, только в случае их обращения с письменными заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или привлечения их к уголовной ответственности в порядке, предусмотренном законодательством; - принимать меры по отмене незаконных постановлений о заведении дел оперативного учета и проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий путем внесения соответствующих актов прокурорского надзора; - требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.
При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции принимают следующие меры прокурорского реагирования: - опротестовывают противоречащие законодательству постановления, иные правовые акты органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; - в установленном порядке вносят представления, выносят предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами и должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; - выносят постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности; выносят постановления о возбуждении уголовных дел. При изучении этой темы следует обратить внимание на то, что данная отрасль прокурорского надзора охватывает самостоятельный вид деятельности правоохранительных органов – оперативно-розыскную, которая регулируется нормами оперативно-розыскного права, основным источником которых является Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»[6] (с изменениями и дополнениями). Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая гласно или негласно уполномоченными на то законом государственными органами, имеет целью защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Эта деятельность должна осуществляться строго в рамках законности. Как было отмечено выше, она подробно регламентируется Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». В нем сказано: какие оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться (опрос граждан, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и др.); что является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий (наличие возбужденного уголовного дела, сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и т. д.); об условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий; об основаниях и порядке рассмотрения прокурором материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий (права тайны переписки, телефонных переговоров, на неприкосновенность жилища и др.). В законе дан исчерпывающий перечень органов, которым предоставлено право выполнять оперативно-розыскную деятельность, за законностью которой прокурор осуществляет надзор. Предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является, согласно ст. 28 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определены в ст. 29 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь». При определении характера полномочий прокурора в этой отрасли следует иметь в виду, что оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться не только в связи с расследованием уголовного дела. Они могут проводиться и до возбуждения уголовного дела или же в связи с обстоятельствами, вообще не имеющими отношения к правонарушению, например, в связи со сбором данных, характеризующих личность для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственные секреты. К тому же, в отличие от дознания и предварительного следствия, как деятельности процессуальной, оперативно-розыскная деятельность является не процессуальной, а поэтому и полномочия прокурора в этой сфере отличны по своему характеру. Так, при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, прокурор не вправе участвовать в проведении оперативно-розыскных мероприятий, а тем более лично проводить какие-то из этих мероприятий. В то же время относительно процессуальной сферы прокурор наделен правом участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а в необходимых случаях лично проводить отдельные следственные действия. УСКОРЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 367. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |