Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие, задачи и предмет надзора по делам несовершеннолетних.
Отдел по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи; При изучении данной темы студентам необходимо знать о том, что прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних не является самостоятельной отраслью прокурорского надзора, а проводится при осуществлении прокурорского надзора во всех его отраслях. Вместе с тем, надзор за исполнением законов о несовершеннолетних рассматривается как самостоятельный участок, как одно из «сквозных» направлений прокурорского надзора за исполнением актов, характеризуемое единством задач и методов работы и требующее поэтому специального анализа и решения основных вопросов его организации и осуществления. Общие цели, сформулированные в ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», полностью относятся к рассматриваемому нами участку работы. Вместе с тем имеются полные основания говорить о непосредственных целях, обусловленных спецификой каждой конкретной сферы, в которой осуществляется надзор. Необходимо знать, что непосредственными задачами прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних являются: а) охрана прав и законных интересов детей и подростков, их нормального развития и воспитания; б) охрана правопорядка от противоправных посягательств со стороны несовершеннолетних; в) обеспечение установленного законом порядка привлечения несовершеннолетних к ответственности и применения к ним и к лицам, ответственным за их воспитание, соответствующих санкций и обеспечение реализации этих санкций. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних определяется двумя группами законодательных актов: а) о воспитании и охране прав несовершеннолетних; б) о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Обе группы названных законодательных актов тесно взаимосвязаны, содержащиеся в них нормы направлены на достижение целей воспитательной работы, на предупреждение преступлений. Полномочия прокурора по выполнению задач по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних не имеют своей специфики, так как зависят от той или иной отрасли надзора. В то же время реализации полномочий прокурора по делам несовершеннолетних присуща более высокая активность, поскольку подростки не всегда могут самостоятельно добиваться восстановления нарушенных прав и законных интересов, нуждаются в дополнительных гарантиях их обеспечения. Надзор по делам несовершеннолетних – один из участков работы прокуратуры, представляющий собой деятельность, направленную на укрепление законности и правопорядка, обеспечение исполнения законодательства о воспитании, охраны прав, борьбы с безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних. Данный вопрос в Республике Беларусь регулируется наиболее полно Приказами Генерального прокурора РБ: "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних" от 03.04.2002 № 4 (далее - Приказ № 4) и Приказом от 12.06.2001 № 24/107 "О системе мер реагирования на преступления, совершаемые несовершеннолетними" (далее - Приказ № 24) . Проведя анализ двух вышеназванных приказов можно прийти к выводу, что основными задачами прокурорского надзора по делам несовершеннолетних являются: - обеспечение гарантий прав и законных интересов несовершеннолетних (трудовых, имущественных, жилищных и др.); - обеспечение занятости несовершеннолетних и предупреждение безнадзорности, борьба с пьянством и наркоманией среди несовершеннолетних; - защита прав сирот, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особенностями психофизического развития и пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС; - реализация гарантий правовой, материальной и моральной защиты несовершеннолетних; - выявление и устранение причин и условий, способствующих преступности среди несовершеннолетних; - повышение эффективности работы по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и введение единой системы мер реагирования на такие преступления. При осуществлении надзора по делам несовершеннолетних реализуются все направления прокурорского надзора. Объекты прокурорского надзора в данной сфере: 1. должностные лица в области образования и культуры; 2. жилищные органы; 3. комиссии по делам несовершеннолетних; 4. органы дознания, следствия, суда, ИТУ, ИВУ. 5. Граждане об исполнении прав по воспитанию детей. Полномочия прокурора по выполнению задач по надзору по делам несовершеннолетних не имеют своей специфики, так как зависят от той или иной отрасли прокурорского надзора. Надзор за исполнением законодательства по делам несовершеннолетних в прокуратуре района (города)осуществляют помощники прокурора по делам несовершеннолетних. Предметом прокурорского надзора в данной сфере (согласно Приказам № 4 и № 24) являются: - исполнение законодательства о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, обращая особое внимание на эффективность мер по предупреждению тяжких и особо тяжких, групповых и повторных преступлений; - исполнение законодательства, направленного на предупреждение безнадзорности несовершеннолетних; - исполнение законодательства, направленного на обеспечение безопасности несовершеннолетних, защиту их прав на жизнь, здоровье, а также на защиту от экономической и иной эксплуатации; - исполнение законодательства о борьбе с пьянством и наркоманией, добиваясь устранения причин и условий вовлечения в них подростков; - исполнение законодательства о занятости, трудоустройстве и охране труда несовершеннолетних. - исполнение законодательства о труде, обучении и занятости подростков (при этом первостепенное значение придается реализации программ по обеспечению их занятости). - исполнение решений органов исполнительной власти об установлении на предприятиях квот рабочих мест для несовершеннолетних. - исполнение законодательства центрами (бюро) занятости, а также за соблюдением законности в деятельности предприятий негосударственных форм собственности, использующих труд подростков; - исполнение законодательства о воспитании детей в семьях и защите их прав, максимально используя правовые средства для укрепления семьи и повышения ответственности родителей за воспитание детей; - исполнение законодательства, гарантирующего защиту детей и подростков, оказавшихся в неблагоприятных (экстремальных) ситуациях; - исполнение Закона РБ "О правах ребенка"; - тщательная проверка каждого случая усыновления (удочерения) детей, особенно иностранными гражданами и др. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 359. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |