Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в Вооруженных Силах РБ. Полномочия военных прокуратур.




До 1992 года надзор за точным и единообразным исполнением законов в данной сфере осуществляла прокуратура Белорусского военного округа. С 1992 г. она преобразовывается в Белорусскую военную прокуратуру, имеющую права областной прокуратуры.

Согласно Пост Президиума ВС РБ от 29.12.1993 г. , которым утверждена Структура органов прокуратуры РБ специализированными прокуратурами в РБ являются

Белорусская военная прокуратура и подчиненные ей межгарнизонные и приравнен к ним военные прокуратуры – Гл. 16 ЗоП

Система военных прок = (ст. 72 ЗоП)

1) Бел воен прокуратура (на правах обл/Мн)

2) м/гарнизон военные прок-ры (р-ный ур-нь)

Особ-ть в прав регул: на них кроме ЗоП и Полож-я, распростр-ся д-е:

- З-на «О воинской обяз-ти и воинск службе»

- Положения о порядке прохожден воен сл (Указ ПЗ №186)

- др з-дат актов, регул вопросы матер и соц обеспечения в/сл офиц состава ВС РБ, их прав и соц гарантии

- спец Приказы Генпрок, н-р: «О мерах по соверш-нию ПН за исп-нием з-нов об ответ-ти за нарушениях уставных отнош м/д в/служ-ми» и др.

Военные прокуроры и следователи военных прокуратур имеют статус военнослужащих, осуществляют полномочия в ВС РБ, пограничных, иных войсках и воинских формированиях РБ, гос органах, где предусм военн служба, и обладают в пределах своей компетенции всеми полномочиями прокурорских работников, определенными законом о прокуратуре и иными законодательными актами.

На должности воен прок назн-ся л, отвеч требов прок раб-ков + проходящие воен сл по контракту/ призыву + имеющ воинск звания офицерск состава. Им присваив-ся воинск звания, к-рым соотв кл чины прок раб-ков по Положению. Перечни должностей, подлежащих замещ-ю военными прок и следоват + определение на сл и увольнение в запас/ в оставку + присвоение воинск званий по подполковника юст включтит-но = осущ-ют соотв-но Мин-р обороны, Председ ГКпогран войск, руковд др гос орг, где предусм воен сл по представлению Генпрок/ согласовано с Генпрок.

Финансир-е д-ти воен прок + их мат-технич обеспечение осущ-ся Мин-вом обороны, ГКпогран войск и др соотв гос орг.

Сущность надзора военных прокуратур состоит в выявлении и устранении специфическими средствами нарушений законодательства в Вооружённых силах РБ; воинских формированиях, дислоцирующихся на территории РБ; в военных учреждениях; предприятиях; военно-учебных заведениях, а так же нарушений закона военнослужащими ВС РБ.

Т.о. на военную прокуратуру возлагаются те же задачи, что и на территориальные прокуратуры, но с учётом специфики объекта надзора.

Постановлением о взаимодействии военных комиссариатов, органов внутренних дел и прокуратуры по исполнению Закона РБ "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" военным комиссарам совместно с органами внутренних дел и прокуратуры РБ предписывается анализировать причины нарушений Закона РБ "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", разрабатывать и осуществлять меры, обеспечивающие его соблюдение всеми гражданами и должностными лицами РБ. Прокурорам предписано организовывать активную правовоспитательную работу среди молодежи призывного возраста.

По представлению военными комиссарами материалов на лиц, уклоняющихся от призыва на срочную военную службу, от воинского учета, принимать решение о рассмотрении данных материалов непосредственно прокуратурой или о направлении их в соответствующие органы дознания.

Приказом Генерального прокурора "О совершенствовании организации прокурорского надзора за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных в том числевоеннослужащими пограничных и внутренних войск в связи с их служебной или профессиональной деятельностью, и расследования уголовных дел этой категории прокурорам предписано обеспечить разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных военнослужащими пограничных и внутренних войск РБ в связи с их служебной или профессиональной деятельностью, а также расследование уголовных дел этой категории в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства и положениями настоящего приказа, а также приказано: по поступившим заявлениям и сообщениям о совершении преступлений военнослужащими, в связи с их служебной или профессиональной деятельностью организовать незамедлительное производство неотложных проверочных и следственных действий, осмотров мест происшествий с целью отыскания, закрепления и изъятия следов и орудий преступлений. Ежедекадно проверять в гауптвахтах законность и обоснованность задержания граждан привлеченных к дисциплинарной ответственности военнослужащих, обращая особое внимание на наличие у задержанных телесных повреждений. Принимать меры к установлению обстоятельств их причинения.

Назначение, подотчетность Генерального Прокурора РБ и порядок назначения нижестоящих прокуроров. Сроки полномочия прокуроров, право законодательной инициативы Генерального Прокурора РБ.

Назначение на должность и подотчетность д-ти:

В соответствии со ст. 126 Конституции РБ Генеральный прокурор РБ, возглавляющий единую и централизован сист орг прок назначается на должность Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ. (= ст. 18 ЗоП)

Сообщение о назначении Генерального прокурора Республики Беларусь на должность и об освобождении его от должности публикуется в СМИ.

Ген прок нижест прок независисмы в осущ-нии св полном и руков-ся зак-вом. Генеральный прокурор РБ в своей деятельности подотчетен Президенту РБ.

Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим.

Пр з-дат инициативы:

До 1996 года Генеральный прокурор имел право законодательной инициативы. После принятия изменений в Конституцию на республиканском референдуме в 1996 г. такого права у Генпрокурора больше НЕТ (пр з-дат иниц облад только: ПЗ, деп ПП, СР, СМ, гр-не 50 тыс). – в РФ аналогичн сит, у Генпрок нет з-дат иниц.

На сегодн день многие авт критикуют такую позицию, т.к. в рамках участия в пр/творч д-ти у Ген прок есть только пр в устан-м порядке направлять предложения в нормотворч орган/ ДЛ о принят/ измен/ доп/ толковании/ признан утративш силу НПА = это МАЛО. На наш взгляд, наделение Генпрок правом з-дат иниц позволило бы более весомо влиять на законотворч процесс. Н-р, в СССР согласно ст. 9 ЗоП 1979г. предусм-сь пр з-дат иниц Генпрок СССР, прок союзных и автономных республик – многие авт расценив эту практику как положительную

Освобождение от должности:

В соответствии со ст. 18 ЗоП Генеральный прокурор РБ мб освобожден от должности Президентом РБ с уведомлением Совета Республики Национального собрания РБ в случае:

- совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда

- по состоянию здоровья, препятствующему исполнению им своих служебных обязанностей

- по собственному желанию

- по другим основаниям, установленным законом.

В отсутствие Генерального прокурора РБ/ в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет 1й зам Генерального прокурора РБ, а в случае отсутствия 1-го зама Генерального прокурора РБ / невозможности исполнения им своих обязанностей — один из замов Генерального прокурора РБ в соответствии с распределением обязанностей. ПЗ М возложить исп-ние обяз-тей Генпрок на 1-го зама/ др замов Генпрока в случае овобожд Генпрока от должности.

Полномочия Генерального прокурора РБ:

- возглавл сист орг прок

- организует и направляет работу органов прокуратуры,

- осуществляет контроль за их деятельностью,

- несет ответ-ть за выполнен орг прок-ры возлож-х на них задач 

- издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми прокурорскими работниками и работниками прокуратуры,

- в пределах своей компетенции дает письменные указания, обязательные для исполнения государственными органами, иными организациями и их должностными лицами.

- и до полном по з-дат актам

- ст. 126 Конст = Генпрок назначает нижест-х прок-ров

Порядок назначения нижест-х прокуроров:

Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает на должность и освобождает от должности: (ч. 2 ст. 23 ЗоП)

1) замов Генерального прокурора РБ по согласованию с Президентом;

2) начальников стр-рных подразделен и их замов, советников, старпом и пом Генпрок, пом по особым поручениям, пом замов, старш прок и прок стр-рных подраздел, ст следоват и следовать по особо важн делам, след-кр/листов и др раб-ков Генпрок-ры (раб-ки Генпрок) – самост!

3) прокуроров областей/ Мн/ приравненных к ним прокуроров по согласованию с Президентом;

4) замов прокуроров обл/ Мн/ приравнен, нач-ков стр-рных подраздел прокуратур обл/ Мн/ приравнен по представлению соотв-го прок

5) руководителей гос организ, созданных в сист орг прок по решению ПЗ (НПЦ проблем укрепления зак-ти и пр/порядка) - по согласованию с Президентом

6) замов руководит гос организ 5) - самост!

7) прокуроров и замов прок р-нов/ р-нов в гор/ гор/ м/рай / приравнен трансп и воен – по представлению соотв-но прок обл/ Мн/ приравнен

Срок полномочий: Генпрок и всех нижестоящих прокуроров - 5 лет. (Коммент к Конст Василевича) + это было прямо закреплено в ст. 15 З-на о прок 1993.

В ЗоП 2007 про срок полномочий ничего не говорится. Согласно п. 14 Положения с лицом, назначенным на должность прок раб-ка (кроме стажера), заключ-ся контракт сроком от 1 года до 5 лет.

Исходя из этого: срок полном прок-ра = срок его контракта (1-5 лет) до достижения им предельного возраста нахождения на гос службе (ст. 41 З-на о гос службе – предельн возраст 65 лет)

Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в форме приказов, в том числе утверждающих положения и инструкции.

Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных постановлений.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством, принимает участие вподготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.

Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компетенции направлять предложения в нормотворческий орган (должностному лицу) о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании или признании утратившими силу нормативных правовых актов.


Основные этапы развития законодательства о прокурорском надзоре в советском государстве. (1922-1955). Закон о прокуратуре РБ, иные акты, определяющие осуществление прокурорского надзора.

30.12.1922 года была создана СССР на первом съезде, где была принята Декларация и Договор об объединении союзных республик (4 учредителя: РСФСР, БССР, УССР, Закавказская федерация: Армения, Азербайджан и Грузия).

Существовал зачаток – Прокуратура Верховного Суда СССР, которая была образована Положением о верховном Суде 1923 суда. Прокурор назначался Президиумом ЦИК СССР. Первым прокурором Верховного Суда был Винокуров, председатель ВС – Красиков.

Было 2 помощника

1.Деятельность ГРУ;

2.Военная прокуратура при военной коллегии Верхового Суда.

Никаких полномочий на местах не было. Прокуроры назначались постановлением ЦИК и СНК. Прокуратуры ВС и союзных республик не были связаны между собой.

Процесс централизации начал завершаться в 1933 году, когда учреждалась прокуратура СССР. Первым прокурором был Акулов. Был переход к индустриализации, нужно было мощное образование, концентрация власти в центре. Потом провели коллективизацию – всех в колхозы. Город всегда в долгу у деревни. Но процесс централизации не был окончен, так как прокуроры на местах были в составе наркоматов. Окончательно процесс централизации завершился в 1936 году совместным постановлением был образован наркомат юстиции СССР. Органы прокуратуры выделялись из составов наркоматов и отдавались в непосредственное подчинение прокурору СССР. Конституция БССР 1937 года прокуратура БССР является составной частью единой структуры прокуратуры СССР. Ранее не регламентировалась, так как была в составе СССР и регулировалось ее Конституцией.

В таком виде просуществовала до 1955 года. Принято новое Положение о прокурорском надзоре БССР.

Оно действовало до 1977 года. Была принята с СССР новая Конституция. Деятельность прокуратуры определяется Законом «О прокуратуре» с 1979 года. Прокурорский надзор поднялся на более высокий уровень. Конституция сохранила основную функцию советской прокуратуры: осуществление надзора за сохранением законности.

1.Определение прок надзора как высшего надзора стране

2.Строгая централизация органов прокуратуры

3. Новое:

a.Ранее соблюдение законности закреплялось за Генеральным прокурором – теперь за всеми прокурорами;

b.Расширен круг объектов прокурорского надзора: исполнительные и распорядительные органы местных советов народных депутатов, сами Советы, государственные комитеты, ведомства, колхозы, иные общественные организации;

c.Для всех прокуроров был установлен 5-летний срок полномочий (ранее Генеральный прок назначался Верховным Советом сроком на 7 лет, нижестоящие на 5)

d.Порядок организации и деятельности органов прокуратуры определяется не Положением, а Законом «О прокуратуре». Это повысило роль прокуратуры как органа государства;

e.Установлены доплата за классные чины

Проект Закона «О прокуратуре» разрабатывался прокуратурой СССР. Проект был разослан на места: в прокуратуры, в научные центры. Изучался и на нашей кафедре, затем был направлен в Москву.

Закон «О прокуратуре СССР» был принят 30.11.1979 года.

Были сохранены со времен петровской прокуратуры:

Ø Принцип построения: единство и строга централизация;

Ø Независимость;

Ø Возглавлялась Генпрокурором.

Были внесены изменения 4 июня 1987 году Постановлением Президиума ЦК КПСС: бы перекос в деятельности прокуратуры. Защита прав и законных интересов государства, общества, личности не осуществлялся. Был перекос был в сторону уголовного преследования, общенадзорной функцией почти не пользовались. Все хотели быть следователями и осуществлять надзор за следствием. У граждан была ассоциация что прокурор – это тот, кто всех сажает.

Назначался ряд мероприятий:

1. Наделение прокурора дополнительными полномочиями в сфере общего надзора:

a.Право вносить предписания об устранении нарушения закона

b.Официальное предостережение

c.Прокуроры союзных республик назначаются не Генеральным прокурором, а Верховными Советами республик по согласованию с Генеральным прокурором СССР.

 

С распадом СССР старые законы действовали, если не противоречили национальному суверенитету. Продолжал действовать Закон «О прокуратуре СССР», хотя были определенные реорганизации (особенно в военной прокуратуре – военные прокуратуры передавались в состав прокуратуры республики).

Так что закон начинал противоречить отношениям (особенно в уголовном процессе – продление сроков при содержании под стражей).

29 января 1993 года был принят Закон «О прокуратуре РБ».

Был воспринят старый закон, только спущен на уровень Республики.

В 1994 году принята Конституция.

В 1996 году были внесены изменения и не стало Верховного Совета, но в Законе «О прокуратуре» осталось все по-старому, хотя Конституция говорила привести законодательство в соответствии с новыми отношениями.

Было 3 проекта, но они не доходили до второго чтения. В новом проекте прокуратура наделялась функциями оперативно-розыскного органа. Было совещание у Президента и Президент не поддержал проект.

Новый закон был принят в 2007 году. Достижения: узаконили термин «Генеральная прокуратура». Потом было принято положение , и внесли изменения в Закон. Данный Закон действует и до наших дней.

С образованием СССР появилась необходимость реорганизации системы органов прокуратуры, поскольку существовавшие в союзных республиках прокуратуры являлись республиканскими органами и подчинялись центральным исполнительным комитетам этих республик. Естественно они не могли выйти за пределы своих полномочий и не могли осуществлять надзор за законностью действий союзных органов, созданных после образования Союза ССР. Для этих целей была учреждена Прокуратура Верховного Суда Союза ССР[1].

Прокурору Верховного Суда СССР были даны широкие права: право законодательной инициативы, право совещательного голоса в заседаниях Президиума ЦИК СССР, СНК СССР, коллегий наркоматов и др. Однако полномочий по руководству прокуратурой БССР (равно как и других республик) Прокурор Верховного Суда СССР не имел, поскольку они находились в системе наркомата юстиции республики.

20 июня 1933 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР была образована Прокуратура СССР[2], на которую вместе с осуществлением надзорных полномочий было возложено руководство деятельностью прокуратур союзных республик. Это проявлялось в том, что Прокурор СССР давал прокурорам союзных республик указания, проводил обследование и проверку их деятельности, получал отчеты об их работе. Вместе с тем прокуратура БССР по-прежнему находилась в системе Наркомата юстиции республики.

Процесс централизации органов прокуратуры в СССР был завершен в 1936 г., когда Постановлением ЦИК и СНК СССР был образован союзный Наркомат юстиции[3]. Согласно этому постановлению прокуратуры союзных республик были выведены из состава комиссариатов юстиции и полностью подчинены Прокурору Союза ССР.

Конституция СССР 1936 г. закрепила сложившуюся систему органов прокуратуры, определила задачи и основные начала организации и осуществления прокурорского надзора в СССР. Конституция БССР 1937 г. воспроизвела и конкретизировала эти положения применительно к Прокуратуре БССР – составной части Прокуратуры СССР. В последующие годы до распада Союза ССР прокуратура БССР оставалась составной частью прокуратуры СССР, деятельность которой вначале регулировалась Положением о Прокурорском надзоре в СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР 24 мая 1955 г.[4], а затем Законом о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 г.[5], принятым с соответствии со ст. 164 Конституции СССР 1977 г.

С распадом Союза ССР Прокуратура СССР перестала существовать как самостоятельный государственный орган. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете и на основании Конституции БССР, Верховный Совет БССР образовал на базе действовавших на территории республики органов прокуратуры единую систему органов Прокуратуры Республики Беларусь, возглавляемую Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Становление прокуратуры проходило в условиях трудного осмысления как задач, подлежащих исполнению, так и места этого органа в структуре государства.

В отличие от большинства других государств в Российской Федерации и других советских республиках прокуратура создавалась, прежде всего как общенадзорный орган. Следует признать, что к этому имелись веские основания. Распад империи, государственности с ее вековыми укладами, прекращение действия старого государственного аппарата и многолетняя вольница гражданской войны породили у значительной части населения неуважение к закону вообще. Переход от режима чрезвычайщины, от действий, обусловленных "революционным правосознанием", к подчинению единому закону встречал ожесточенное сопротивление со стороны не только населения, но и значительной части представителей новых органов местной власти.

Тяга к нормотворчеству, к изданию своих, местных "законов", якобы улучшающих или уточняющих законы центральной власти, была исключительно велика. Учитывая, что юридическое да и общее образование представителей местной власти было удручающе низким, можно представить последствия такого нормотворчества. Например, в 1925 году по протестам прокуроров в Беларуси были признаны незаконными и отменены 4198 постановлений местных органов власти.

Следует отметить, что ленинская формулировка основной задачи прокуратуры оказалась настолько точной, что почти без изменений была приведена в ст. 4 Закона СССР "О Прокуратуре СССР" от 30 ноября 1979 г., согласно которой органы прокуратуры "осуществляют надзор за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям".

Вместе с тем, поставленные перед создаваемыми органами прокуратуры задачи не были ограничены только этими функциями. С момента создания республиканской прокуратуры наметились основные направления ее деятельности. Так, Положением о прокурорском надзоре, принятом 26 июня 1922 года третьей сессией ЦИК Белорусской ССР, на учрежденную Государственную прокуратуру возлагалось:

- осуществление надзора "от имени государства за законностью действий государственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц, путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений";

- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и органов дознания в области раскрытия преступлений… и дача указаний и разъяснения органам предварительного следствия по вопросу о мере пресечения, а равно и по другим, связанным с предварительным следствием вопросам;

- разрешение вопросов о предании суду и прекращения дел, поступающих к ней от органов дознания;

- утверждение обвинительных заключений следователей по всем делам, по которым производилось предварительное следствие, составление обвинительного акта и постановление о прекращении дела;

- участие в распорядительных заседаниях суда по вопросам предания суду и прекращения дел во всех случаях, когда прокуратура признает свое личное участие в этих заседаниях необходимым;

- опротестование в кассационном порядке приговоров и определений, выносимых судом, а также опротестование в порядке высшего судебного контроля, вошедших в законную силу приговоров судов первой инстанции и кассационных решений Совета Народных Судей;

- поддержание обвинения в суде;

- проверка правильности содержания под стражей во всех без исключения местах лишения свободы и освобождение лиц, неправильно содержащихся.

В принципиальном плане очерченные в приведенном Положении направления прокурорского надзора не изменились по настоящее время.

Так, ныне действующий Закон Республики Беларусь "О Прокуратуре Республики Беларусь" определяет следующие направления прокурорского надзора: 5 отраслей наздора (общий, за ОРД, за досуд пр-вом, за суд пост и их исп-ем, за пенитенциарн сист) + координац пр/охранит д-ти + ОУП + участин в СР (4 направл)

Значительно большее время понадобилось для осознания места прокуратуры в системе государственных органов. Вопрос о централизации органов прокуратуры, их независимости от местной власти являлся настолько острым, что отголоски былых споров все еще слышны и в настоящее время. На необходимости вывода прокуратуры из сферы влияния местных органов настаивал В.И. Ленин. Потребовалось все влияние его авторитета, чтобы убедить других государственных и партийных деятелей в правильности такой позиции. Тем не менее, первоначально республиканская прокуратура была образована в БССР в составе Народного Комиссариата Юстиции. Во главе Прокуратуры в качестве Прокурора республики стоял Народный комиссар юстиции. В непосредственном заведывании Прокурора республики находился входящий в состав Народного Комиссариата Юстиции отдел прокуратуры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...