Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
I. Патофизиология как фундаментальная и интегративная наука и учебная дисциплинаСтр 1 из 15Следующая ⇒
Учебно-методическое пособие по патофизиологии для Иностранных студентов Международного факультета Медицинского образования
Под редакцией Заслуженного деятеля науки РСФСР академика РАМТН профессора А.Н.Леонова
УДК: 616-092-057,875(07,07)
Учебно-методическое пособие по патофизиологии для иностранных студентов международного факультета медицинского образования. 154 стр. Воронеж, 2004.
Настоящее учебное пособие для студентов иностранного факультета по патофизиологии написано в соответствии с современными научными данными и общими принципами педагогики. Пособие предусматривает активное участие студентов в выполнении аудиторного и внеаудиторного заданий; изучение общепатологических закономерностей формирования типических патологических процессов и нарушения функций отдельных систем организма. Учебно-методическое пособие составлено с учётом требований, определяющих повышение эффективности преподавания, глубокое овладение студентами учебно-программным материалом, индивидуализацию и развитие самостоятельной учебной работы студентов, формирование прочных профессиональных навыков и принципов общепатологического научного мышления.
Авторы: проф. А.Н.Леонов, проф. В.А.Ворновский, доц. В.М.Крюков, доц. Ю.М.Тумановский, ст. преп. Л.Д.Мальцева, асс. И.А.Дудин, асс. Е.А.Дубровская
Рецензенты: профессор В.А.Николаевский профессор С.Я.Дьячкова
ã Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н.Бурденко, 2004. Оглавление Стр.
I. Введение Тема занятия РАЗДЕЛ Общая патофизиология ТЕМА Предмет, задачи и методы патофизиологии. Значение экспериментального моделирования патологических процессов в познании основных закономерностей и механизмов развития и исхода заболевания ЦЕЛЬ Знать: а – определение понятия предмета, основные задачи патофизиологии б – методологические принципы патофизиологии в – методические принципы патофизиологии г – основные принципы (симптоматический, этиологический, патогенетический, саногенетический) экспериментальной и клинической терапии д – значение патологической физиологии для клинической медицины Уметь: а – объяснить значение общих закономерностей происхождения болезней, принципов лечения и профилактики заболеваний б – правильно понимать роль эксперимента в познании клинической патологии в – решать ситуационные задачи по данной теме Практические навыки: – овладеть элементарными навыками планирования и принципами постановки эксперимента на лабораторных животных в целях воспроизведения моделей патологических процессов ОБЩЕПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Патофизиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина изучает общие закономерности, определяющие причинность возникновения, течение и исход болезни, раскрывает научные основы этиологии, патогенеза и саногенеза. Разнообразие возникающих нарушений жизнедеятельности клеток, органов и систем зависит от силы и качества чрезвычайного раздражителя, условий и реактивности организма. Основоположник отечественной патофизиологии как самостоятельной дисциплины В.В.Пашутин считал, что патофизиология есть философия медицины. Она играет ведущую роль в борьбе с ненаучными концепциями в общей патологии. Методологической основой предмета является метод диалектического материализма. С диалектико-материалистических позиций патофизиология раскрывает научные основы происхождения заболевания, диагноза и выздоровления (построение теории медицины), разрабатывает модели патологических явлений, принципы (симптоматический, этиологический, патогенетический, саногенетический) терапии. Методологическими принципами патофизиологии являются принцип биосоциального детерминизма, принципы единства анализа и синтеза, организма и внешней среды, структуры и функции, принцип сравнительной патологии, теории и практики. Для изучения нарушенных функций используются различные методы исследования: экспериментально-патофизиологические (электрофизиологические, биофизические, патохимические, иммунологические), клинико-патофизиологические (лабораторные, метод функциональных проб), статистические и др. Важное место в изучении патологии человека занимает эксперимент. Он включает моделирование патологических явлений на различных уровнях интеграции организма (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, системном, организменном), расширяет возможности познания сущности патологического процесса, способствует формированию у врача клинического мышления, умению использовать клинические знания в решении вопросов диагноза, лечения и профилактики различных заболеваний. Патологическая физиология тесно связана с другими медико-биологическими и медицинскими дисциплинами. Патофизиология является теоретической основой клинической медицины
Ключевые понятия 1. Патологическая физиология (pathos — болезнь, страдание; logos — учение, наука; physis — природа, происхождение) — наука о природе происхождения болезней; об общих закономерностях возникновения, развития и исхода заболеваний (механизмах заболевания и выздоровления); физиология больного организма; клиническая патофизиология. 2. Задачи патофизиологии — построение теории медицины; разработка экспериментальных моделей патологии; разработка принципов экспериментальной терапии и профилактики заболеваний. 3. Биологическое моделирование — искусственное воспроизведение болезненных процессов в животном организме (в клетке, органе, организме в целом). 4. Техническое моделирование — построение моделей отдельных органов, систем живого организма благодаря новейшим достижениям механики, биофизики, электроники, кибернетики и др. наук. 5. Математическое моделирование — формализованное (математическое) описание патологических явлений с использованием математических формул. 6. Методологические принципы в патофизиологии — теоретическая разработка философских аспектов патологии, её фундаментальных понятий и категорий, анализ процессов разрушения и созидания в развитии болезни с позиций диалектического материализма. 7. Методические принципы в патофизиологии — применение методик для изучения деятельности клеток, тканей, органов, систем в условиях патологии. 8. Экспериментальная терапия — лечение, принципы которого разрабатываются в эксперименте на основе изучения отдельных симптомов (симптоматический принцип), раскрытия новых закономерностей этиологии (этиологический принцип), патогенеза (патогенетический принцип) и саногенеза (саногенетический принцип) болезненных явлений.
Учебные элементы I. Патофизиология как фундаментальная и интегративная наука и учебная дисциплина определение понятия патофизиологии патофизиология как теоретическая и методологическая база современной клинической медицины II. Основные задачи патофизиологии раскрытие научных основ диагноза, патогенеза и саногенеза — построение теории медицины разработка экспериментальных моделей патологических процессов экспериментальная разработка принципов лечения и профилактики заболеваний III. Методологические принципы в патофизиологии диалектический материализм — методологическая основа патофизиологии принцип биосоциального детерминизма принцип единства анализа и синтеза; принцип нервизма (И.П.Павлов) принцип единства организма и внешней среды (И.М.Сеченов) принцип единства структуры и функции принцип сравнительной патологии (И.И.Мечников) принцип единства теории и практики IV. Методические принципы в патофизиологии моделирование: его виды биологическое моделирование: острый и хронический эксперимент на животном техническое моделирование электронное моделирование математическое моделирование V. Методы исследования в патофизиологии экспериментальные клинико-патофизиологические: электрофизиологические, методы функциональных проб лабораторные: анализы крови и мочи, биохимические исследования статистические VI. Клиническая патофизиология как прикладная дисциплина общей патофизиологии человека возможности и ограничения исследований на человеке деонтологические аспекты методов исследования больного человека этические аспекты моральные аспекты VII. Экспериментальная терапия как важный метод разработки новых способов лечения заболеваний симптоматический принцип этиологический принцип патогенетический принцип саногенетический принцип VIII. Основные исторические этапы развития патофизиологии клинический (А.М.Филомафитский, М.Я.Мудров) морфологический (А.И.Полунин, Р.Вирхов) экспериментальный (В.В.Пашутин, К.Бернар, И.М.Сеченов, И.П.Павлов) клинико-экспериментальный (С.П.Боткин, И.П.Павлов, А.А.Богомолец)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 465. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |