Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I. Патофизиология как фундаментальная и интегративная наука и учебная дисциплина




Учебно-методическое пособие по патофизиологии для

Иностранных студентов

Международного факультета

Медицинского образования

 

 

Под редакцией

Заслуженного деятеля науки РСФСР

академика РАМТН

профессора А.Н.Леонова

 

 

 

 

УДК: 616-092-057,875(07,07)

 

Учебно-методическое пособие по патофизиологии для иностранных студентов международного факультета медицинского образования. 154 стр. Воронеж, 2004.

 

Настоящее учебное пособие для студентов иностранного факультета по патофизиологии написано в соответствии с современными научными данными и общими принципами педагогики. Пособие предусматривает активное участие студентов в выполнении аудиторного и внеаудиторного заданий; изучение общепатологических закономерностей формирования типических патологических процессов и нарушения функций отдельных систем организма.

Учебно-методическое пособие составлено с учётом требований, определяющих повышение эффективности преподавания, глубокое овладение студентами учебно-программным материалом, индивидуализацию и развитие самостоятельной учебной работы студентов, формирование прочных профессиональных навыков и принципов общепатологического научного мышления.

 

Авторы: проф. А.Н.Леонов, проф. В.А.Ворновский, доц. В.М.Крюков, доц. Ю.М.Тумановский, ст. преп. Л.Д.Мальцева, асс. И.А.Дудин, асс. Е.А.Дубровская

 

Рецензенты: профессор В.А.Николаевский

профессор С.Я.Дьячкова

 

ã Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н.Бурденко, 2004.


Оглавление

Стр.

I. Введение  
1. Тема занятия: Предмет, задачи и методы патофизиологии. Значение экспериментального моделирования патологических процессов в познании основных закономерностей и механизмов развития и исхода заболевания. 5
II. Общая нозология. Учение о болезни. Общая этиология. Общий патогенез. Общий саногенез.  
2. Тема занятия: Общее учение о болезни. Болезнь как диалектическое единство повреждения и защитно-приспособительных процессов. 9
3. Тема занятия: Общая этиология. Роль чрезвычайных (болезнетворных) раздражителей, условий и реактивности организма в развитии патологических процессов. 13
4. Тема занятия: Общий патогенез. Раздражение и повреждение как начальное звено в механизмах развития патологических процессов. Роль реактивности организма в патологии. 16
5. Тема занятия: Общая этиология и патогенез: роль универсальных болезнетворных факторов (гипоксия, гипероксия, гиперкапния, гипокапния) в патогенезе. Фило- и онтогенетические аспекты реактивности организма в патологии. 20
6. Тема занятия: Патофизиология терминальных состояний 24
III. Типовые патологические процессы.  
7. Тема занятия: Тромбоз и эмболия, механизмы развития. 30
8. Тема занятия: Патофизиология воспаления. Альтерация, дистрофия, пролиферация. 33
9. Тема занятия: Патофизиология воспаления. Расстройства кровообращения в ткани при воспалении. Фагоцитоз. 38
10 и 11. Тема занятия: Патофизиология аллергии. Общая этиология и общие механизмы аллергии. 42
12. Тема занятия: Лихорадка, механизмы развития. 50
13. Тема занятия: Гипоксия, механизмы развития. 53
14. Тема занятия: Гипероксия. Механизмы развития. 56
15. Тема занятия: Нарушения углеводного обмена. Патофизиология сахарного диабета. 67
16. Тема занятия: Гипергидратация организма и отёки, гипогидратация (обезвоживание) организма, механизмы развития. 72
17. Тема занятия: Нарушения кислотно-основного состояния. Ацидозы и алкалозы. 76
IV. Патофизиология органов и систем.  
18. Тема занятия: Патофизиология нервной системы. Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы. 86
19. Тема занятия: Патофизиология эндокринной системы. 89
20. Тема занятия: Патофизиология системного кровообращения. Нарушение кровообращения при гиповолемии (острой кровопотери). 95
21. Тема занятия: Патофизиология системного кровообращения. Нарушения функций сердца. Сердечная недостаточность, её виды, механизмы развития. 98
22. Тема занятия: Нарушения кровообращения при расстройстве функций (тонуса) сосудов. Артериальные гипертензии. Артериальные гипотензии. 103
23. Тема занятия: Патофизиология системы крови. Нарушения системы эритроцитов. Анемии, механизмы развития. 107
24. Тема занятия: Патофизиология системы крови. Нарушения системы лейкоцитов. Лейкоцитозы и лейкопении. Механизмы развития. 116
25. Тема занятия: Патофизиология системы крови. Нарушения системы лейкоцитов. Гемобластозы. Лейкозы. Механизмы развития. 123
26. Тема занятия: Нарушения системы гемостаза. 128
27. Тема занятия: Патофизиология системы дыхания. Дыхательная недостаточность; её показатели, механизмы развития. 133
28. Тема занятия: Патофизиология пищеварения. 138
29. Тема занятия: Печёночная недостаточность: холестатическая, печёночно-клеточная, сосудистая, смешанная. Желтухи, холемия, механизмы развития. 142
30. Тема занятия: Патофизиология почек. Патологическая физиология почечной недостаточности.   145

 




I. Введение

Тема занятия

РАЗДЕЛ Общая патофизиология

ТЕМА Предмет, задачи и методы патофизиологии. Значение экспериментального моделирования патологических процессов в познании основных закономерностей и механизмов развития и исхода заболевания

ЦЕЛЬ Знать:

а – определение понятия предмета, основные задачи патофизиологии

б – методологические принципы патофизиологии

в – методические принципы патофизиологии

г – основные принципы (симптоматический, этиологический, патогенетический, саногенетический) экспериментальной и клинической терапии

д – значение патологической физиологии для клинической медицины

Уметь:

а – объяснить значение общих закономерностей происхождения болезней, принципов лечения и профилактики заболеваний

б – правильно понимать роль эксперимента в познании клинической патологии

в – решать ситуационные задачи по данной теме

Практические навыки:

– овладеть элементарными навыками планирования и принципами постановки эксперимента на лабораторных животных в целях воспроизведения моделей патологических процессов

ОБЩЕПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Патофизиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина изучает общие закономерности, определяющие причинность возникновения, течение и исход болезни, раскрывает научные основы этиологии, патогенеза и саногенеза. Разнообразие возникающих нарушений жизнедеятельности клеток, органов и систем зависит от силы и качества чрезвычайного раздражителя, условий и реактивности организма.

Основоположник отечественной патофизиологии как самостоятельной дисциплины В.В.Пашутин считал, что патофизиология есть философия медицины. Она играет ведущую роль в борьбе с ненаучными концепциями в общей патологии. Методологической основой предмета является метод диалектического материализма. С диалектико-материалистических позиций патофизиология раскрывает научные основы происхождения заболевания, диагноза и выздоровления (построение теории медицины), разрабатывает модели патологических явлений, принципы (симптоматический, этиологический, патогенетический, саногенетический) терапии. Методологическими принципами патофизиологии являются принцип биосоциального детерминизма, принципы единства анализа и синтеза, организма и внешней среды, структуры и функции, принцип сравнительной патологии, теории и практики.

Для изучения нарушенных функций используются различные методы исследования: экспериментально-патофизиологические (электрофизиологические, биофизические, патохимические, иммунологические), клинико-патофизиологические (лабораторные, метод функциональных проб), статистические и др. Важное место в изучении патологии человека занимает эксперимент. Он включает моделирование патологических явлений на различных уровнях интеграции организма (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, системном, организменном), расширяет возможности познания сущности патологического процесса, способствует формированию у врача клинического мышления, умению использовать клинические знания в решении вопросов диагноза, лечения и профилактики различных заболеваний. Патологическая физиология тесно связана с другими медико-биологическими и медицинскими дисциплинами. Патофизиология является теоретической основой клинической медицины

 

Ключевые понятия

1. Патологическая физиология (pathos — болезнь, страдание; logos — учение, наука; physis — природа, происхождение) — наука о природе происхождения болезней; об общих закономерностях возникновения, развития и исхода заболеваний (механизмах заболевания и выздоровления); физиология больного организма; клиническая патофизиология.

2. Задачи патофизиологии — построение теории медицины; разработка экспериментальных моделей патологии; разработка принципов экспериментальной терапии и профилактики заболеваний.

3. Биологическое моделирование — искусственное воспроизведение болезненных процессов в животном организме (в клетке, органе, организме в целом).

4. Техническое моделирование — построение моделей отдельных органов, систем живого организма благодаря новейшим достижениям механики, биофизики, электроники, кибернетики и др. наук.

5. Математическое моделирование — формализованное (математическое) описание патологических явлений с использованием математических формул.

6. Методологические принципы в патофизиологии — теоретическая разработка философских аспектов патологии, её фундаментальных понятий и категорий, анализ процессов разрушения и созидания в развитии болезни с позиций диалектического материализма.

7. Методические принципы в патофизиологии — применение методик для изучения деятельности клеток, тканей, органов, систем в условиях патологии.

8. Экспериментальная терапия — лечение, принципы которого разрабатываются в эксперименте на основе изучения отдельных симптомов (симптоматический принцип), раскрытия новых закономерностей этиологии (этиологический принцип), патогенеза (патогенетический принцип) и саногенеза (саногенетический принцип) болезненных явлений.

 

Учебные элементы

I. Патофизиология как фундаментальная и интегративная наука и учебная дисциплина

определение понятия патофизиологии

патофизиология как теоретическая и методологическая база современной клинической медицины

II. Основные задачи патофизиологии

раскрытие научных основ диагноза, патогенеза и саногенеза — построение теории медицины

разработка экспериментальных моделей патологических процессов

экспериментальная разработка принципов лечения и профилактики заболеваний

III. Методологические принципы в патофизиологии

диалектический материализм — методологическая основа патофизиологии

принцип биосоциального детерминизма

принцип единства анализа и синтеза; принцип нервизма (И.П.Павлов)

принцип единства организма и внешней среды (И.М.Сеченов)

принцип единства структуры и функции

принцип сравнительной патологии (И.И.Мечников)

принцип единства теории и практики

IV. Методические принципы в патофизиологии

моделирование: его виды

биологическое моделирование: острый и хронический эксперимент на животном

техническое моделирование

электронное моделирование

математическое моделирование

V. Методы исследования в патофизиологии

экспериментальные

клинико-патофизиологические: электрофизиологические, методы функциональных проб

лабораторные: анализы крови и мочи, биохимические исследования

статистические

VI. Клиническая патофизиология как прикладная дисциплина общей патофизиологии человека

возможности и ограничения исследований на человеке

деонтологические аспекты методов исследования больного человека

этические аспекты

моральные аспекты

VII. Экспериментальная терапия как важный метод разработки новых способов лечения заболеваний

симптоматический принцип

этиологический принцип

патогенетический принцип

саногенетический принцип

VIII. Основные исторические этапы развития патофизиологии

клинический (А.М.Филомафитский, М.Я.Мудров)

морфологический (А.И.Полунин, Р.Вирхов)

экспериментальный (В.В.Пашутин, К.Бернар, И.М.Сеченов, И.П.Павлов)

клинико-экспериментальный (С.П.Боткин, И.П.Павлов, А.А.Богомолец)

 

Патофизиологическая задача Эталон
В познании болезненных явлений патофизиология широко использует методологические принципы (биосоциального детерминизма, анализа и синтеза, единства организма и внешней среды, структуры и функции, теории и практики, принцип сравнительной патологии). Методологической основой патофизиологии является диалектический материализм. Патологическая физиология есть философия медицины (В.В.Пашутин). а. Какую роль играет принцип биосоциального детерминизма в понимании патологии человека? б. Дайте характеристику принципа сравнительной патологии в познании болезненного процесса (И.И.Мечников) а. Принцип биосоциального детерминизма является методологической основой познания болезней человека. Он учитывает роль не только биологических, но и социальных факторов в происхождении патологического явления. б. В основе принципа сравнительной патологии лежит анализ патологического явления с позиций фило- и онтогенеза. Филогенетический подход позволяет выявить универсальную закономерность развития патологии в эволюционном аспекте (от простейших до высокоорганизованных особей). В основе онтогенеза лежат возрастная реактивность, уровень развития нервной системы, выраженность защитных реакций.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 465.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...