Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Струнные музыкальные инструменты




В классе акустических инструментов наибольшее рас­пространение имеют струнные. Это объясняется спросом на них у всех групп потребителей. Применение их носит универ­сальный характер: в концертном зале (в ансамблях и соло), для домашнего музицирования и  в походных условиях.

В ассортименте струнных инструментов лидирующая роль принадлежит щипковым инструментам, что объясняется их небольшими массой и габаритами, удовлетворительным диа­пазоном звучания, выразительным тембром, высоким уров­нем безотказности и ремонтопригодности.

Щипковые инструменты

Щипковые инструменты различают по количеству струн, диапазону, звучания, интервалам между звуками открытых струн, форме корпуса, внешней отделке, конструктивному выполнению основных узлов.

К щипковым инструментам относят: гитары, балалайки, домра, мандолины, различные национальные инструменты (гусли, бандуры, цимбалы и др.).

Гитара — самый популярный щипковый инструмент. Существуют следующие разновидности гитар: испанская, рус­ская, гавайская. Классической считают испанскую (южноев­ропейскую) шестиструнную гитару. По количеству струн ги­тары бывают: двенадцати-, шести-, семиструнные, Наибольшее распространение получили семи- и шестиструнные.  

В зависимости от длины рабочей части струны (мензу­ры), различают гитары следующих видов: большие (концер­тные), нормальные (мужские), уменьшенных размеров — терц (дамские), кварт и квинт (школьные).

 

Разновидности гитар Длина мензуры, мм
Нормальная   шестиструнная 650
Большая семиструнная   650
Терц 610
Кварт 585
Квинт 540

 

Разновидность гитар Характер тембра, звучание и настройка  
Семиструнная русская (большая)   Сочный, бархатистый, мягкий, глубокий тембр. Настройка, смешанная по терции и кварте. Звучит октавой ниже нотной записи
Терц Менее глубокий, более яркий тембр  
Кварт Менее глубокий, более яркий тембр  
Шестиструнная (южноевропейская)     Тембр, как у семиструнной гитары. Звучит октавой ниже нотной записи
Гавайская   По сравнению с обычной гитарой тембр более резкий, слегка гнусавый, с характерным оттенком. Звучит октавой ниже нотной записи

Гитара состоит из следующих основных узлов: корпуса с обечайками, клецов, стрелок, деки, дна, пружин, подста­вок, обкладок, грифа и колковой механики.

Корпус предназначен для усиления звуковых колебаний струн. Он имеет форму восьмерки и состоит из плоской верхней (1) и несколько выпуклой нижней деки—дна (2).

Деки со­единяют между собой двумя правой и левой обечайками (9), концы которых изнутри кре­пятся к верхнему (6) и нижне­му (7) клецам. К обечайкам приклеивают контробечайки (8), создающие необходимую пло­щадь для приклеивания дек. Обечайки, контробечайки и клецы образуют рамку корпуса. К внутренней поверхности дек, в средней их части, приклеивают пружины (17) — бруски различ­ного сечения, служащие для со­здания необходимого сопротив­ления натяжению струн и рав­номерному распространению звуковых колебаний.

Резонаторное отверстие (15) гитары имеет круглую фор­му, по размерам несколько большую, чем у других щипко­вых инструментов. Ниже резонаторного отверстия (розетки) неподвижно приклеивают под­ставку (12), которая имеет от­верстия и кнопки для закреп­ления струн (19).


 

 

Устройство гитары:


Дека; 2 – дно; 3 – шейка; 4 – гриф; 5 – головка; 6 – верхний клец; 7- нижний клец; 8 – контробечайка; 9- обечайка; 10 – пятка; 11 – порожек; 12 - подставка; 13 – лады; 14 – обкладочная жилка; 15 – розетка; 16 – розеточная жилка; 17 – пружины; 18 – кнопка; 19 – струны; 20 – точка; 21 – колковый механизм

 

 

Гриф — важнейший узел; от того, насколько правильно выбраны его ширина, толщина и профиль овала, зависит удобство игры. Гриф гитары (4) широкий, его нижняя утол­щенная часть называется пяткой. В пятке просверливается отверстие под соединительный винт. В верхней части грифа находится деревянный или костяной верхний порожек (11) с прорезями для струн. Нижний порожек расположен на подставке (12) для струн. Расстояние между верхним и нижним порожками называется мензурой гитары. Головка грифа име­ет механизм с колками (21) для закрепления струн.

Гриф гитары, как и всех щипковых инструментов, поде­лен на доли — лады врезанными в него ладовыми пластинка­ми из латунной или нейзильборовой проволоки. Разбивка гри­фа на доли должна быть точной. В основе разбивки ладов ле­жит принцип изменения длины рабочей части струны. Длина каждого лада должна быть такой, чтобы, укорачивая на эту величину длину струны, высота звука изменялась бы каждый раз на полтона, т. е. разбивка ладов основана на получении двенадцатиступенного равномерно-темперированного строя. Точность разбивки ладов — один из важнейших показателей качества инструментов, нарушение правила разбивки грифа делает невозможным настройку инструмента и игру на нем.

Гитары выпускают обыкновенного, повышенного и выс­шего качества. Они различаются между собой применяемыми материалами и качеством, отделки.

Корпус гитары изготавливают из березовой или буковой фанеры, гриф делают из древесины твердых пород — клена, бука, березы; накладку на гриф — из груши, черного дере­ва, бука; порожки — из граба, пластмассы, кости; подставку — из бука, клена, ореха, пластмассы; стрелку — из бука, березы, клена; струны — стальные, басовые — обматывают канителью. В больших гитарах применяются капроновые стру­ны.

 

Балалайка — старинный русский инструмент с резким, пронзительным тембром, используется для сольного испол­нения и игры в оркестрах струнных инструментов. Балалайки выпускают двух разновидностей: прима трехструнные, четырехструнные (с первой парной струной), шестиструнные (со всеми парными струнами) и оркестровые трехструнные — секунда, альт, бас, контрабас, различающиеся длиной мен­зуры:

· прима — с длиной мензуры 435 мм;

· секунда — с длиной мензуры 475 мм;

· альт — с длиной мензуры 535 мм;

· бас —760 мм;

· контрабас—1100 мм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 446.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...