![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Потребительские свойства музыкальных инструментовСтр 1 из 47Следующая ⇒
О.М. Придиус
Товароведение промышленных товаров Часть 3 Товароведение товаров культурно-бытового назначения Учебное пособие
для студентов специальности 080501 «Менеджмент» (по отраслям)
Улан – Удэ 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В современных условиях, когда рынок насыщен товарами, успешно конкурируют лишь те коммерческие структуры, где специалисты умеют вовремя улавливать тенденции в изменении спроса и оперативно принимать меры по совершенствованию структуры ассортимента и конъюнктуры товаров на потребительском рынке. Товары культурно-бытового назначения занимают значительный удельный вес в общем объеме оборота товаров, что определяется с одной стороны, их широким ассортиментом, а с другой, необходимостью их использования в быту, для отдыха, спорта. За последние годы рынок товаров культурно-бытового назначения, особенно радиоэлектронных, фото, спортивных, канцелярских товаров, транспортных средств в корне изменился, как по ассортименту, так и по качеству. По причине морального старения с прилавком магазинов исчезли многие виды товаров и в то же время появились в изобилии новые, неизвестные ранее изделия, например: серфы, сноуборды, ролики, фристайловые велосипеды, полноприводные автомобили, виды канцелярских товаров. Основная цель учебного пособия – сообщить знания, необходимые в профессиональной деятельности в области товароведения культтоваров. Учебное пособие состоит из двух частей: В первой части рассматриваются группы: музыкальные товары, радиоэлектронные товары, фототовары. Во второй части рассматриваются группы: спортивные товары, рыболовные и охотничьи товары, транспортные средства, школьно-письменные и канцелярские товары, игрушки, художественные товары. Данное пособие рассчитано на активизацию познавательной деятельности студента.
ТЕМА 1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ Содержание темы: Общие сведения. Основные понятия об акустике и музыкальной грамоте. Потребительские свойства музыкальных инструментов. Классификация и ассортимент музыкальных товаров. Оценка качества музыкальных инструментов в условиях торговых предприятий. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение музыкальных инструментов. Тестовое задание«Ассортимент музыкальных инструментов».
Практическая работа «Изучение ассортимента музыкальных инструментов».
Вопросы для самоконтроля.
Студент должен знать: потребительские свойства, классификацию, ассортимент музыкальных инструментов, оценку качества.
Студент должен уметь: составлять торговую характеристику музыкальных инструментов, отличать виды музыкальных инструментов.
Общие сведения. Основные понятия об акустике и музыкальной грамоте
Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на эмоциональный мир человека. Назначение музыкальных товаров – в удовлетворении интеллектуальных потребностей человека, в воспитании его музыкально-эстетического вкуса. К музыкальным товарам относятся музыкальные инструменты, принадлежности к ним и запасные части. Что такое звук? Звуком называют механические колебания в упругих телах, частоты которых лежат в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Именно эти частоты способны воспринимать человеческое ухо. Так как музыкальные звуки воспринимаются ухом, то и восприятие их безусловно индивидуально, субъективно и определяется особенностями психофизиологического восприятия каждого человека. С другой стороны, звук, являясь механическим колебанием, может быть охарактеризован объективно физическими свойствами:
1. Амплитудой колебаний (силой звука) — субъективно воспринимается как громкость звука.
2. Частотой колебаний звуковой волны, т. е. количеством колебаний в единицу времени, Гц — субъективно воспринимается как высота звука.
3. Спектральным составом — субъективно воспринимается как тембр (окраска) звука. Громкость — это субъективное восприятие человеческим ухом силы звука. Сила звука зависит от амплитуды колебаний источника звука: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Чтобы получить достаточной силы звучание, необходимо тщательно подобрать материал звучащего тела, массу, размеры, конструкцию. Громкость звука принято называть специальными терминами и обозначать особыми знаками (forte — громко и piano— тихо). Высота звука — определяется частотой колебаний звучащего тела, чем больше частота колебаний, тем выше звук (выше тон). Частота колебаний измеряется, в Герцах (Гц). Способы получения различных по высоте звуков в инструментах неодинаковы, но все они основаны на применении звучащих тел разной длины, толщины, формы. Тембр звука — это характерная окраска звука, определяющая его спектральный состав. Тембр зависит от формы колебаний источника звука и определяется числом и интенсивностью обертонов. Максимальное количество звуков, которое может быть воспроизведено акустическими музыкальными инструментами - 88. К числу инструментов, обладающих таким объемом звуков, относятся фортепиано и некоторые электромузыкальные инструменты. Если все звуки, которые может издать инструмент, расположить по высоте в порядке повышения или понижения с сохранением определенной закономерности, будет образован музыкальный звукоряд. Казалось бы, чтобы записать все звуки звукоряда, необходимо, как минимум, 88 знаков, на самом деле обходятся только семью знаками. Для этого музыкальный звукоряд делится на группы звуков, называемые октавами. Октава — часть звукоряда, состоящая из 7 (для диатонического звукоряда) или 12 звуков (для хроматического звукоряда). Музыкальный звукоряд, состоящий только из семи основных звуков, называется диатоническим. Семи основным звукам присвоены самостоятельные слоговые и буквенные названия: до (do ), ре ( re), ми ( mi), фа (fa ), соль (sol), ля (la), си (si). Звукоряд, состоящий из 12 различных звуков, 7 основных и 5 дополнительных, называют равномерно-темперированным или хроматическим.
Все звуки, от самого низкого до самого высокого, составляют музыкальный диапазон. Любой инструмент характеризуется строем. Под строем инструмента понимают систему фиксированных частот звуков, находящихся в определенных соотношениях. Располагая основными сведениями об акустике и музыкальной грамоте и воспользовавшись паспортными данными на инструмент, можно определить его товароведные характеристики – диапазон и интервал звучания.
Потребительские свойства музыкальных инструментов
К потребительским свойствам музыкальных инструментов относятся: социальная значимость, функциональные, эргономические, надежности и эстетические. Социальная значимость музыкальных инструментов определяет их общественную полезность. Основное социальное назначение музыкальных инструментов — воздействие на эмоциональный мир человека, воспитание в человеке способности воспринимать все богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом. Функциональные свойства музыкальных инструментов определяют ценность инструмента как источника звука. Эти свойства характеризуются диапазоном и интервалом звучания, тембром, громкостью звучания и возможностью их изменения, возможностью создания дополнительных звуковых эффектов. Диапазон звучания музыкальных инструментов определяет ряд звуков, от самого низкого до самого высокого, извлекаемого с помощью инструмента. Каждый музыкальный инструмент имеет строго определенный частотный диапазон звучания: чем он шире, тем более выразительно звучание инструмента, тем больше его возможности в воспроизведении высоких и низких звуков.
Интервал звучания — соотношение двух звуков в октаве по высоте. Чем больше тоновая величина интервала, тем больше возможности инструмента как источника звука. Наиболее приятны на слух следующие интервалы: прима, большая и малая, терции, чистые кварта и квинта. При настройке музыкальных инструментов используют, в основном, именно эти интервалы.
Тембр звучания — это характерная окраска звука, зависящая от наличия призвуков — гармоник. Тембр позволяет различать звуки одной и той же высоты, полученные на разных инструментах. В музыкальной терминологии тембр описывают прилагательными. Принято характеризовать его четырьмя показателями: сочностью (для диапазона частот 200—800 Гц), бархатистостью (для диапазона частот 800—2500 Гц), яркостью (для диапазона частот 2500—2800 Гц) и резкостью (для диапазона частот 3000—6300 Гц).
Возможность изменения тембра расширяет исполнительские ресурсы инструмента. Достигается изменение тембра путем изменения спектрального состава звука за счет вариаций амплитуды гармоник и их соотношения между собой. Наибольшие возможности изменения тембра имеют электромузыкальные инструменты. Акустические (резонаторные) инструменты имеют очень ограниченные возможности изменения тембра, большинство резонаторных инструментов вообще этой возможности не имеют.
Благодаря наличию в электромузыкальных инструментах блока эффектов или приставок с эффектами {в электрогитарах) создаются необычные; · бустер— придает звуку трескучий характер за счет усиления звука в первоначальный момент после щипка струны или нажатия клавиш; · вау-вау — имитация квакания лягушки; · дистошн — от английского "искривление", "искажение" — по тембру звучания приближается к звучанию кларнета, саксофона, виолончели; · фаз — от английского "распушаться", "распыляться", при этом сигнал как бы распыляется на большое число высокочастотных составляющих, по своему звучанию близок к дистошн и · сустейн — от английского "поддерживать" — эффект, заключающийся в поддержании, незатухающих колебаний и регулировании скорости затухания, (длительности звучания);
· лесли — эффект, создающий легкое подвывание звука с определенной периодичностью.
Громкость звучания музыкального инструмента — это селективное восприятие силы звука. Эргономические свойства характеризуют затраты психофизиологической энергии музыканта при игре на инструменте. К основным эргономическим свойствам музыкальных инструментов относятся:
Физические усилия, необходимые для извлечения звуков, различны для инструментов с различным способом звукообразования. Наибольшие усилия затрачиваются при игре на духовых инструментах.
Удобство игры на инструменте зависит от габаритов инструмента и места расположения органов управления, усилий, необходимых для приведения органов управления в действие. Удобство игры на таких инструментах, как фортепиано, аккордеон, определяется величиной статического сопротивления клавиатуры, являющейся одной из важнейших характеристик инструментов. Оно зависит от массы деталей и жесткости пружин. Физическая усталость оказывает существенное влияние на качество исполнения. Удобство игры определяют органолептически.
Возможность виртуозного исполнения неразрывно связана с удобством игры. Появление электромузыкальных инструментов значительно повысило возможности исполнителя. В этих инструментах за счет использования электронных устройств упрощается, по сравнению с акустическими инструментами, техника исполнения таких приемов, как; беглые пассажи, глиссандо, выделение мелодии и ослабление аккомпанемента, автоматическое исполнение ритма и др. Удобство ношения и хранения инструментовопределяется их массой, габаритами, формой, а также наличием футляра или чехла.
Надежность музыкальных инструментов определяется их безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью и безопасностью пользования.
Безотказность важна для всех инструментов, так как отказ во время игры, особенно при сольном исполнении, недопустим. Безотказность инструмента определяется безотказностью его отдельных узлов клавиатурного механизма, струн и др.
Долговечность музыкальных инструментов определяется их физическим и моральным старением. При правильной эксплуатации акустический инструментов их долговечность исчисляется десятками, и сотнями лет, о чем свидетельствуют скрипичные инструменты, изготовленные итальянскими мастерами. Для современных электромузыкальных инструментов помимо физического существенно и моральное старение, которое обусловлено темпами развития радиотехники и электроники. Сохраняемость — свойство музыкальных инструментов сохранять обусловленные документацией показатели при хранении и транспортировании. Инструменты должны сохранять свои игровые свойства (легкость извлечения звуков и изменения громкости звучания), стабильность строя, стабильность регулировки механизмов (клавишного и др.), а также целостность и качество отделки корпуса и отдельных деталей в условиях хранения и транспортирования, оговоренных в технической документации. Ремонтопригодностьмузыкальных инструментов обусловлена возможностью предупреждения, обнаружения и устранения неисправностей. Показатели ремонтопригодности зависят от вида инструмента; так, замена струны в щипковых инструментах является непродолжительным по времени и недорогостоящим ремонтом. Значительно сложнее ремонт духовых и электромузыкальных инструментов. Показателями ремонтопригодности являются стоимость и продолжительность (время) ремонта, Безопасность пользования относится главным образом к электромузыкальным инструментам, где имеется возможность поражения электрическим током. Эстетические свойства характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения музыкального инструмента. Все резонаторные инструменты (имеют традиционную форму и отделку, обеспечивающие необходимые функциональные свойства. Поэтому попытка осовременить их эстетические характеристики неизбежно привела бы к нарушению звучания инструмента и, в первую очередь, тембра, что совершенно недопустимо. При оценке эстетических свойств акустических музыкальных инструментов ограничиваются оценкой совершенства их производственного исполнения, качества обработки и отделки поверхностей. Полную оценку эстетических свойств можно давать в основном только электромузыкальным инструментам. |
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 579. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |