Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Требования к качеству, сортировке стеклянных бытовых товаров
Требования к качеству.К стеклянной посуде предъявляются технические, эстетические, гигиенические и эргономические требования. Технические требования к качеству стекла нормируются ГОСТами. Изделия по внешнему виду, выработке, комплектности должны соответствовать образцу – эталону. Дополнительные требования к изделиям, поставляемых на экспорт, должны предусматриваться договором-контрактом. Поверхность изделия должна быть гладкой, без шероховатостей, прозрачной. Не допускаются инородные включения размером больше 1 мм, складки, морщинки, замутненные пузыри. Изделия не должны качаться на ровной поверхности, не допускается режущий и острый край. Края должны быть оплавлены или отшлифованы и отполированы. Изделия должны быть безопасными. Пробки для графинов должны быть плотно притерты к горлу, может быть лишь легкое покачивание. Крышки должны свободно входить в изделия без заметного качания, зазор между крышкой и корпусом должен быть не больше 2 мм. Требуется, чтобы краски были прочно закреплены, гравировка имела равномерную бархатистость, рисунок точно соответствовал эталону и т.д. Рисунок алмазной грани должен быть отполирован до прозрачности и не допускается косина края, заваленность граней, помарки, выгорание и вспученность краски. При определении качества проверяется их размеры и объем. Отжиг должен быть термически устойчивым в изделиях (особенно важен для стаканов чайных и для минеральных вод, выдувных и прессованных блюдец для чая). Эстетические требования. Внешний вид изделия влияет на эстетические свойства. Эстетические показатели оцениваются в баллах, по 30 бальной системе. Гигиенические требования – это удобство ухода за изделиями, отсутствие острых, царапающих деталей. Эргономические требования. Изделия должны быть удобными и безопасными в пользовании. Оно зависит от формы, конструкции, размеров изделия (например, объем и конструкция бокала должны быть такими, чтобы полностью сохранились ароматические свойства напитков).
Таблица 5
! Дефекты стеклянных бытовых товаров
Дефекты стекломассы зависят от качества сырья, его подбора и чистоты, возникает также в процессе варки стекла.
Дефекты стекломассы: 1. цветные оттенки стекла и хрусталя – желтоватый и зеленоватый оттенок. Причина: некачественное сырье, плохо очищенное от примесей, или ввели недостаточно обесцвечителей. 2. газовые включения – в виде мошек и пузырей. Мошки – пузырьки диаметром 0,8 мм; пузырь – диаметром от 0,8 мм и больше. Газовые включения бывают:
Свиль – прозрачные, нитевидные включения, состоящие из стекла, из другого состава и обладающие иным преломлением. Свили грубые поверхностные можно определить на ощупь, свили внутренние находятся в толще стекла. Причина возникновения: неправильно подобран состав стекла, плохое перемешивание шихты. В стандарте допускается лишь малозаметная свиль. Шлир – грубая свиль, прозрачные бугорки, узелки, сгустки стекла другого состава. Причина – не проварка песка или попадание капель стекла со свода печи.
4. Каменистые включения – самые опасные дефекты, недопустимые в стекле, так как резко снижают механическую прочность и термическую устойчивость. Камень – непрозрачные включения серовато-желтого цвета, состоит из кремнезема. Может быть в виде пузырьков, в виде постороннего предмета. Рух – непрозрачные молочно-белого цвета участки стекла – это закристаллизованные частички стекла.
Дефекты выработки:
Дефекты обработки:
! см. таблицу «Дефекты стеклянных бытовых товаров». Дефекты декорирования:
G Сортировка стеклянных бытовых товаров.Проверяют качество стеклянных бытовых товаров путем внешнего осмотра (органолептическим методом). Товароведы-бракеры проверяют выборочно, в зависимости от поступившей партии: из партии до 100 шт. – 25 %; 1000 шт. – 5 % не меньше 30 шт.; больше 1000 шт. – 2%, но не меньше 50 шт.
G
При внешнем осмотре проверяют соответствие изделия образцу-эталону, наличие дефектов, размеры, затем качество отжига, термическую устойчивость. Размеры определяют с помощью линейки и мерных цилиндров. G Качество отжига проверяют на полярископе (если в поле зрения бракера замечено равномерное фиолетовое свечение, сочетание красного с синим или фиолетового цвета, то отжиг хороший. Проверяют не меньше 50 % образцов. G Термическую устойчивость проверяют у стаканов для чая и минеральных вод, блюдец выдувных и прессованных отбирают 1 % от партии, но не меньше 100 шт. Для этого наливают струей воду температурой не ниже 95 0С, охлаждают до 70 0С, а затем грузят в воду, с температурой 20 0С. Термическая устойчивость считается хорошей, если 99 % всех изделий не разрушилось. Посуду из жаростойких стекол выдерживают при температуре 200 0С, а затем опускают в холодную воду. G После выявления дефектов определяют сорт. По ГОСТам посуду из обыкновенного стекла на сорта не делят, а делят на стандартную и нестандартную. Изделия из хрусталя и жаростойкого стекла делят на 1 и 2 сорта. Сортируют изделия по разным ГОСТам в зависимости от видов стекла. Учитываются также способ формования. NB При определении сорта надо учитывать размер самого изделия, вид дефектов, их количество, размеры дефектов, месторасположение дефектов. Все стеклянные изделия в стандартах делятся на:
Оценивают качество изделий по системе допусков, т.е. указывают допускаемые в каждом сорте дефекты, их количество. В соответствии с п. 2.33 ГОСТа общее количество допустимых дефектов по показателям внешнего вида в одном изделии должно быть не больше 2 на мелких; 3 – на средних, и 4 – на крупных. Примечание: для особо крупных изделий общее количество допустимых дефектов, не портящих товарный вид, не регламентируется.
1.6. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение стеклянных товаров.Выдувные изделия маркируют бумажной этикеткой, которую наклеивают на изделие, с указанием завода-изготовителя, товарного знака, ГОСТа, номера рисунка, группы обработки. Прессованные и прессовыдувные изделия маркируют в процессе выработки. Маркировка включает наименование завода-изготовителя или товарный знак. Упаковывают стеклянные изделия в картонную или гофрированную тару с гнездами или в пакеты из упаковочной бумаги или термоусадочной пленки. Выдувные изделия при упаковке в пакеты должны быть предварительно завернуты в бумагу, переложены стружкой или другими материалами. Рюмки, стаканы и другие мелкие и средние изделия заворачивают в бумагу попарно, прокладывая бумагу между донышками изделий. Комплектные изделия помещают в одну коробку или один пакет. Сувенирные и подарочные изделия не оборачивают в бумагу, а укладывают в специально художественно оформленные коробки. Бумажные пакеты, перевязанные шпагатом, имеют наклеенную этикетку, в которой указываются: товарный знак или наименование предприятия-изготовителя; наименование изделия; номер рисунка или группу обработки; количество изделий в единице упаковки (для групповой тары); номер контролера и упаковщика; дату упаковки; обозначение стандарта. Стекло изделия транспортируют по железной дороге в крытых чистых вагонах или контейнерах, на которых завод ставит манипуляционный знак и надпись: «Верх не кантовать!», «Осторожно, хрупкое!». При размещении стеклоизделий в вагонах или контейнерах коробки и пакеты перекладывают упаковочными материалами через два ряда плотно, без зазоров. Изделия, которые отгружают в районы Крайнего Севера и другие отдаленные районы, должны быть упакованы в соответствии с установленными стандартами особыми требованиями. Хранят стеклоизделия в закрытых помещениях, защищенных от влияния атмосферных осадков. При размещении изделий на складе тяжелые изделия рекомендуется укладывать на нижних полках, находящихся на высоте 15—20 см от пола, а более легкие — на верхних.
Практическая работа Тема: «Работа с ГОСТами по изучению требований к качеству, сортировке, маркировке, правилам приемке и методам контроля посуды из стекла» Наглядные пособия для работы: образцы изделий из стекла, измерительные инструменты, практикумы Савиной З.Г., ГОСТ 30407-96 (ИСО 7086-1-82 , ИСО 7086-2-82) "Посуда и декоративные изделия из стекла. Общие технические условия", ГОСТ Р. 51521-98 "Информация для потребителя. Общие требования. Непродовольственные товары". @ Задание 1. Изучите структуру и содержание стандарта ГОСТа 30407-96 . Запишите в тетради: 1. основные разделы. 2. принципы деления изделий по размерам; 3. дефекты недопустимые (п. 6 ГОСТа 30407-96); 4. количество допустимых дефектов (инородных включений, открытых и закрытых пузырей); 5. нормы отклонений по овальности, разнотолщинности. @ Задание 2 . Запишите в тетрадь из п. 5.2 ГОСТа 30407-96 маркировку изделий и маркировку потребительской тары. @ Задание 3 . Сделайте заключение о качестве 3-4 изделий из стекла и заполните таблицу по форме:
Таблица 6
@ Задание 4. Изучите правила приемки по п. 7 ГОСТа. Ответьте на вопросы: Что Вы понимаете под терминами: 1. партия и объем партии; 2. выборка и объем выборки; 3. приемочный уровень дефектности; 4. приемочное число и браковочное число. В случае затруднения прочитайте и запишите в тетрадь ответы. 1).См. п.7.1. ГОСТа 30407-96 ,где дано определение партии. Партией считается определенное число изделий одного ассортимента из стекла одного вида. Объем партии (N) - число единиц продукции партии. 2).Выборка - определенное минимально допустимое количество упаковочных единиц в партии предназначенных для оценки (контроля, испытаний) качества по установленным или заранее оговоренным правилам. Правила отбора проб и выборок устанавливаются стандартами на методы испытаний или соответствующими разделами стандартов (см ГОСТ 18242-72 "Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы контроля"). Объем выборки (n) -число объектов в выборке/ 3). Приемочный уровень дефектности (допустимый уровень качества - A,Q,L от английского acceptable,qualitative,level) - максимально допустимый или средний уровень дефектности, который определяется как приемлемый при приемке товарной партии по качеству. Выражается в %. Допустимый уровень качества - это максимальный процент несоответствующей (бракованной продукции) в партии или серии, который при выборочной приемке может рассматриваться в среднем как удовлетворительный. 4).Приемочное число - максимально допустимое количество забракованных единиц выборки позволяющие принимать решения о приемке товарной партии по качеству. Браковочное число - минимальное допустимое количество забракованных единиц в выборке, являющееся основанием для отказа от приемки товарной партии по качеству. Партию принимают, если количество единиц, не отвечающих требованиям нормативного документа меньше или равно приемочному числу, и бракуют, если оно больше или равно браковочному. @ Задание 5 . Ответьте на вопросы: 1. Чему равен приемочный уровень дефектности посуды из стекла? 2. Чему равен объем выборки, если поступила партия стеклянной посуды количеством 1000 штук? (см. таблицу 6 ГОСТа 30407-96) 3. В каком случае данная партия будет: а) принята по качеству; б) забракована? 4. В каком случае будет проводиться 11 выборка в данной партии?
@ Задание 6 . Изучите ГОСТ Р. 51521-98 "Товары непродовольственные Информация для потребителя .Общие требования ". Данный стандарт был разработан и введен в действие с 1 июля 1998г. во исполнение постановления Правительства РФ от 15 августа 1997г. № 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимые на территорию Российской Федерации непродовольственных товаров информации на русском языке". Выпишите основные данные информации для потребителя. Напишите, какие данные должна содержать информация, которую необходимо довести до потребителя при продаже стеклянной посуды. При этом следует иметь в виду, что одновременно с требованиями этого стандарта необходимо выполнять требования ГОСТ 30407-96 (ИСО 7086-1-82,ИСО 7086-2-82) "Посуда и декоративные изделия из стекла. Общие технические условия "(в части маркировки стеклянной посуды), ГОСТ 14192-77"Маркировка грузов", ГОСТ 24315-80 "Посуда и декоративные изделия из стекла. Термины и определения видов стекол, способов выработки и декорирования " в части наименования посуды, видов стекла, определения комплектных изделий, ГОСТ 15150-69 группа (2) "С" - в части условий эксплуатации, хранения и транспортирования.
@ Задание 7 . Решите ситуационную задачу по определению норм боя на стеклянные изделия. В магазин "Хозяйственные товары" расположенный в п. Восточный г. Улан-Удэ в порядке централизованной доставки автотранспортом с АО «Бурхозторг» поступила хрустальная посуда АО "Гусевский хрусталь" (Владимирской области) за упаковкой завода. В счет - фактуре № 30 от 20.12 значится: Таблица 7
При приемке товаров в магазине обнаружен бой посуды:
@ Задание: 1. Определите сумму боя. 2. Определите нормы боя в процентах. 3. Дайте заключение: на какую сумму можно списать хрустальную посуду в пределах норм при транспортировке? 4. Поясните порядок применения норм потерь при транспортировке. 5. Имеется ли сверхнормативный бой? 6. Оформите документально бой. 7. Кому предъявляется претензия на бой посуды при транспортировке сверх норм? 8. Изменятся ли нормы боя, если АО "Бурхозторг" произвело поштучную проверку стеклянной посуды после получения от изготовителя, после чего товар доставлен в магазин "Хозтовары".
@ Сделайте расчет и поясните. 9) В чем особенность применения норм потерь на импортные товары? Поясните на примере. 10) Поступившая партия реализована в магазине за 2 месяца, за это время разбит 1 стакан. Поясните порядок списания боя стеклянной посуды, образовавшегося при хранении и реализации в магазине, рассчитайте норму боя при хранении. @ Решение задач по определению товарных потерь.При транспортировании, хранении и реализации товаров могут возникать товарные потери, которые бывают нормируемые (естественная убыль), ненормируемые (бой, лом, порча товаров, потери по недостачам, растратам и хищениям, от стихийных бедствий). Существуют нормы потерь (боя) фарфорофаянсовых, майоликовых, гончарных товаров, посуды стеклянной сортовой, хозяйственной, кухонной из жаростойкого стекла и колб для термосов при транспортировании, хранении и реализации (утвержден приказом Министерства торговли СССР от 04.01.1988г. №2). В пределах этих норм товарные потери списываются с торговой организации на результаты хозяйственной деятельности. В случае обнаружения ненормируемых потерь (сверх нормативного боя), руководитель организации назначает комиссию, в состав которой входят представитель администрации, товаровед, материально-ответственное лицо. Комиссия определяет причины товарных потерь, виновных лиц, размер ущерба и возможность реализации товаров по сниженным ценам. После осмотра товара, комиссия, составляет документ «Акт на бой, лом и порчу товаров». При невозможности использования товаров в дальнейшем их уничтожают в присутствии комиссии. Акт передают в бухгалтерию, затем после его проверки передают на утверждение руководителю организации, который решает за чей счет списать потери товаров. Торговая организация вправе предъявить претензию на сверхнормативный бой виновному лицу. Ненормируемые потери взыскиваются с виновных лиц (в случае боя стеклянной посуды виновными лицами могут быть отправитель, транспортная организация, продавец). !Если виновные лица установить невозможно, то потери списываются за счет организации.
& Для решения задач ознакомьтесь с нормами (потерь) боя.
Утверждены приказом Министерства торговли СССР от 04.04. 1988 г. №2 Нормы потерь (боя) фарфоро-фаянсовых, майоликовых, гончарных товаров, посуды стеклянной сортовой, хозяйственной, кухонной из жаростойкого стекла и колб для термосов при транспортировании, хранении и реализации
Разработаны Украинским научно-исследовательским институтом торговли и общественного питания Министерства торговли СССР
Примечание:
@ Тестовое задание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 655. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |