Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образование и развитие абсолютизма в России




(вторая половина XVII – первая половина XVIII вв.)

 

Российская история первой четверти XVIII в. – сложный и противоречивый период. До сих пор не утихают споры в исторической литературе по поводу оценки петровских преобразований и личности самого Петра. Наряду с традиционной для советской историографии, сугубо положительной оценкой деятельности Петра (Н. И. Павленко, В. И. Буганов) в современной литературе осуществляется попытка взглянуть на преобразования Петра под другим углом зрения (Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский). Главным для этих авторов является не вопрос о том, нужны или не нужны были петровские реформы (о чём спорили западники и славянофилы), а какова была их цена и нравственное содержание (Е. В. Анисимов). Основной причиной, вызвавшей к жизни бурную реформаторскую деятельность этой эпохи, А. Б. Каменский считает глубокий «структурный кризис», охвативший русское общество уже в XVII в. Государство, сложившееся ещё в Московский период, оказалось в совершенно новых геополитических и экономических условиях и не соответствовало тем задачам, которые ему предъявляла эпоха.

Основные направления, по которым шла модернизация, наметились ещё в XVII в. Это, в первую очередь, военные преобразования, которые породили потребность во многих других реформах. Так, например, реформа налогообложения (введение так называемой подушной подати), была напрямую связана с появлением регулярной армии, средства на содержание которой взимались с населения. Экономические реформы также были вызваны необходимостью создания промышленности, которая могла бы обеспечить потребности армии в вооружении, обмундировании, создать необходимую базу для создания российского флота. Даже реформы в образовательной сфере, в первую очередь, были призваны создать сеть учреждений, где обучались бы профессиональные военные (Морская академия, Артиллерийская школа и т. д.).

Создавая регулярную армию, Пётр создаёт и регулярное государство, взяв за образец шведскую модель. В этом государстве он пытается всё регламентировать, подчинить некоему образцу. Не случайно законодательство этих лет пестрит бесконечными «уставами», «регламентами». Создание института прокуратуры и должности «фискалов» должно было позволить монарху осуществлять контроль над всеми вновь созданными государственными учреждениями.

Система «патерналистской» опеки пронизывала и сословную политику Петра. Он даже городское сословие разделил на «регулярное» и «нерегулярное». В то же время, появление «Табели о рангах», по единодушному мнению историков, создаёт предпосылки для демократизации российского общества. Наличие талантов и способностей могло позволить выходцам из недворянской среды продвинуться на государственной службе. Активно проводя в жизнь идею регулярного государства, Пётр коренным образом изменил структуру и характер деятельности центральных учреждений. По совету немецкого учёного Лейбница, царь учредил коллегии, упразднив большинство приказов, за исключением Преображенского и Монастырского. В 1718-1721 гг. было создано 12 коллегий, главными из которых были Коллегия иностранных (чужестранных) дел, Адмиралтейская, Военная и Юстиц-коллегия. Преимущества новых учреждений заключались в их коллегиальности, систематическом распределении дел между ведомствами и стройном порядке делопроизводства. Однако в условиях России сильные стороны нового управления проявились далеко не в полной мере, что отмечает современный исследователь Е. В. Анисимов.

Созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат должен был соединить высшую исполнительную и распорядительную власть, связать центр с областями и следить за повсеместным исполнением закона.

При всём своём значении Сенат не мог заполнить пустоту, образовавшуюся между центром и провинциями после разрушения приказной системы управления. Не случайно в эти годы особенно возросла роль временных учреждений – комиссий, получивших широкое распространение с 60-х гг. XVII в. Главным направлением деятельности этих учреждений в петровскую эпоху стали розыскные и следственные дела о злоупотреблениях должностных лиц.

Преобразование центрального управления потребовало реформирования и местных учреждений. 26 ноября 1718 г. было утверждено постановление Сената о введении в России губернских учреждений, созданных по образцу шведских. Низшей областной единицей в России стал дистрикт, а введённые в эти годы провинции не только изменили территориально-административное деление страны, но и понятие «губерния». Оно стало иметь двоякое значение. Его стали применять как к губерниям 1708 г., так и к провинциям губернских городов с «приписанными» к ним городами и уездами. В первом значении это был огромный военный округ, во втором – единица, равная провинции.

Одновременно с административной была проведена судебная реформа, основанием которой в России впервые стал принцип разделения властей. Вводилась сложная судебная система, состоявшая из четырех ступеней: нижние суды в городах, надворные суды в «знатных» губерниях (не было только в Архангелогородской и Астраханской), над ними стояла Юстиц-коллегия, ведавшая назначением судей, и Сенат как высшая судебная инстанция. Сложилась система судебных мест, близкая к шведской с той только разницей, что в Швеции жалобы на решения надворных судов рассматривал сам король.

После смерти Петра в 1725 г. происходит пересмотр многих его новаций в государственной сфере. Несмотря на желание Екатерины 1 и её окружения сохранить петровское наследие, непрочное финансовое положение страны, истощённой длительной Северной войной, вынуждает даже ярых сторонников Петра отказаться от многих его преобразований, особенно в сфере государственного управления. Петровская государственная система оказалась слишком дорогостоящей. Впрочем, в последнее время исследователи пишут не столько об отказе от реформы, сколько о корректировке её в сторону удешевления.

Последствия петровских преобразований неоднозначны. С одной стороны, был преодолён кризис традиционализма: России больше не угрожала ни потеря независимости, ни потеря части её земель. Напротив, в результате Северной войны она приобрела значительную территорию и выдвинулась в разряд ведущих европейских держав. Была осуществлена модернизация всех важнейших политических институтов, системы управления и жизни общества в целом.

Но характер и методы проведения реформ были таковы, что в ходе её происходило отрицание русской культурной традиции, что имело негативные последствия в будущем. В то же время, реформа осуществлялась ценой неимоверного напряжения всех сил и ресурсов, которые были невелики. Дорогостоящая реформа легла бременем новых налогов и повинностей на плечи тяглых слоёв населения – их состояние резко ухудшилось, что отмечали представители правительственных кругов той эпохи.

Главное противоречие реформы – сохранение крепостничества, что свело на нет многие преобразования и затормозило дальнейшее развитие страны. Но привычный метод жестокой эксплуатации населения уже утвердился в ментальности правящего класса и в идеологии государства, которое и в дальнейшем не склонно было считаться с тем, каким способом достигается его благосостояние.

После смерти Петра начинается период так называемых «дворцовых переворотов», который прерывает успешное поступательное развитие русской государственности и погружает страну как минимум на четверть века в пучину непредсказуемых событий. Меняются как в калейдоскопе лица, и совершенно невозможно предсказать, кто завтра окажется на русском престоле. Злополучный петровский указ о престолонаследии спровоцировал череду смены правителей и правительств. Слабость верховной власти была очевидна, и в определённые моменты казалось, что даже национальная самостоятельность России находится под угрозой. Хотя преувеличивать это обстоятельство не стоит (Е. В. Анисимов), и, в целом, политика правительства носила национальный характер. Даже в годы правления Анны Иоанновны (1730-1740 гг.), при которой, как часто можно услышать, Россией правили немцы, количество иностранцев при дворе было ничуть не больше, чем при Петре I.

 

Государственное управление в России во второй половине XVIII в.

 

Особенно усиливаются патриотические тенденции в годы правления Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Она и взошла на престол в результате дворцового переворота, окрашенного в патриотические тона. Елизавета заявила о своей приверженности делу отца и желании «править по завету Петра Алексеевича». Это помогло ей завоевать сторонников в военной среде и свергнуть законного императора Ивана Антоновича (Иоанна VI), которому пришлось провести всю жизнь в заточении.

Правление Елизаветы Петровны было попыткой восстановить авторитет верховной власти, и небезуспешной. Большим влиянием в годы её царствования пользовались такие видные государственные деятели как А. П. Бестужев-Рюмин, братья И. И. и П. И. Шуваловы, братья Разумовские, при непосредственном участии которых несколько модернизированы были военная (что позволило одерживать победы в ходе Семилетней войны) и торгово-финансовая сферы (отменены были внутренние таможенные пошлины и организованы первые государственные банки). В конце жизни Елизавете пришлось испытать большую тревогу по поводу наследования престола, т. к. у неё не было детей. Согласно завещанию Екатерины I, права на русский престол имел голштинский герцог Карл Петер Ульрих (его матерью была старшая дочь Петра I и сестра Елизаветы Анна), которого Елизавета и пригласила в Петербург в 1742 г. Карл Петер Ульрих стал после смерти Елизаветы следующим русским императором Петром Фёдоровичем (1761-1762 гг.).

Личность Петра III всегда вызывала полемику в историографии: с одной стороны, несомненно, странное и даже аффективное поведение, на котором настаивают современники, а с другой – активная законотворческая деятельность, в чём-то предвосхитившая основные законодательные мероприятия Екатерины II. Петра Фёдоровича обычно цитируют в связи с изданием знаменитого Манифеста о вольности дворянской и Указом о секуляризации церковных земель, которые не имели особых последствий при жизни императора, но должны были завоевать ему популярность в дворянской среде. Этот период характеризуется слабостью верховной власти, частой сменой правителей, многие из которых оказываются на российском престоле не совсем законно, возрастанием роли совещательных органов при государе, состоящих из наиболее доверенных лиц. Это Верховный тайный совет при Екатерине II (1726-1727 гг.) и Петре Алексеевиче (1727-1730 гг.), Кабинет министров при Анне Иоанновне (1731-1740 гг.), Конференция при высочайшем дворе Елизаветы Петровны (1756-1761 гг.), Совет при императоре Петра III (1761-1762 гг.).

Тем не менее, в этот сложный период не происходит отказ от петровской модели государственного управления. Она совершенствуется и корректируется, приспосабливаясь к нуждам меняющегося времени.

Особую страницу в истории России занимает царствование Екатерины II (1762-1796 гг.), при которой, несомненно, произошло полное восстановление верховной власти и оформление российского абсолютизма. Наметившиеся ещё при Елизавете проекты нашли своё воплощение в реформе центрального и местного правления, проводившейся в несколько этапов.

Утверждённые 15 декабря 1763 г. новые штаты должны были лишь улучшить сложившуюся к тому времени систему управления, но они позволили ввести денежное жалованье всем гражданским служащим и унифицировать состав учреждений, бюрократизировав характер системы в целом. Бюрократизация проявилась особенно в центральном управлении, где нашла своё воплощение давно наметившаяся тенденция к усложнению структуры учреждений и усилению специализации их деятельности. Исследователи считают, что появлению Штатов предшествовал проект Шаховского, которым воспользовались при их составлении.

Реформирован был не только Сенат, поделенный на 6 департаментов, департаментскую структуру получили практически все коллегии. Система местного управления в эти годы практически не изменилась.

Уже в 1764 г. стало ясно, что Екатерина не удовлетворена проведёнными преобразованиями, и на повестке дня стоит разработка общей реформы управления, прежде всего местного. Начало реформе положило «Наставление губернаторам» 1775 г., в котором из безропотного исполнителя центральной власти губернатор превратился в «поверенную особу» самой императрицы и получил право личной с ней переписки. В ведомство губернатора перешли все местные учреждения, включая таможни, магистраты, полицию, ямские правления и проч., которые раньше от него не зависели. Губернаторам и воеводам было разрешено владеть землями во вверенных им уездах.

В результате появления «Учреждения о губерниях» 1775 г. и передачи центральных функций местным учреждениям, правительству удалось устранить многие недостатки системы государственного управления, действовавшего в 60-е гг.: власть была приближена к населению, учреждены многочисленные сословные суды, где «равный» судился равным, сокращена канцелярская переписка. В результате государственной реформы 1775 г. вся Россия покрылась сетью государственных учреждений. По сравнению c 1760-ми гг. число их выросло более чем в пять раз (с 700 до 3700). Можно сказать, что государственная реформа Екатерины II завершила государственное оформление страны.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...