Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация самостоятельной работы студентов




 

Одной из задач изучения дисциплины является создание условий для самостоятельной и исследовательской работы студентов, которая включает:

1. Самостоятельное изучение тем (разделов) курса, обеспеченных соответствующей литературой;

2. Углубленное изучение отдельных тем курса с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.

3. Подбор психодиагностических методик для диагностики психических новообразований детей дошкольного возраста.

 

Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1. В чём сущность культурно-исторического подхода к построению периодизации детского развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин)?

2. Что такое психологический возраст?

3. Сущность периодизации психического развития ребенка на основе выделения ведущего типа деятельности: Каковы психологические механизмы перехода от одной стадии развития к другой в концепциях А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной?

4. Как решается вопроса о движущих силах психического развития ребенка в трудах Д.Б. Эльконина?

5. Какие две системы, определяющие психическое развитие ребенка, выделяет Д.Б. Эльконин? Покажите взаимосвязанность развития ребенка в этих двух системах?

6. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к школе: содержание и способы развития.

7. Внутренняя позиция школьника. Мотивация учения. Развитие познавательной мотивации. Направленность личности.

8. Диагностика мотивационной готовности ребенка к школе.

9. Обратитесь к знакомым, имеющим детей раннего возраста. Спросите их об основных проблемах, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания ребенка. Что их радует? Что беспокоит? Запишите вопросы и подготовьтесь их обсуждать на занятии.

10. Рассмотрите сущность семизвездия симптомов кризиса раннего возраста, представленных в работе Л.С. Выготского «Кризис трех лет». Раскройте их содержание в таблице.

11. Представьте перечень методик для диагностики развития личности у детей раннего возраста.

12. Какие, способы оценки психического развития ребенка первого года жизни вы освоили?

13. В чём отличие методов диагностики психического развития младенцев в зарубежной и отечественной психологии.

14. Какое значение имеет диагностика привязанности младенца к матери для организации его жизнедеятельности?

15. Заполните таблицу «Теории психического развития» по заданным параметрам: условия, источники и движущие силы психического развития.

16. Решите задачи, исходя из теории Ж. Пиаже:

a) Ребенок впервые увидел помидор. Как при этом проявляются действия ассимиляции и аккомодации?

b) Митя снова и снова дергает за шнур. Ему это доставляет удовольствие. На какой стадии развития интеллекта находится Митя? Каков его примерный возраст?

c) Объясните результаты, эксперимента

На макете выполнены горы разной высоты со своими отличительными признаками: домиком, рекой, снежной вершиной и др.Экспериментатор дает ребенку несколько фотографий, на которых все три горы изображены с разных сторон. Он просит выбрать фотографию, где горы изображены именно так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе .Обычно ребенок выбирает правильную фотографию. Затем ему показывают куклу (без лица). Игрушку ставят на другую сторону макетной горы. Ребенку нужно выбрать снимок, где горы изображены так, как видит их кукла. Однако ребенок выбирает снимки, где горы изображены так, как он видит их сам.

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине

1. Предмет, задачи детской психологии, ее место в системе наук.

2. Методы детской психологии, их специфика.

3. Психическое развитие, его сущность, параметры.

4. Проблема периодизации психического развития, основные подходы к ее решению.

5. Принципы построения периодизации психического развития в отечественной психологии.

6.  Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

7.  Неравномерность динамики психического развития. Кризисные, стабильные, сензитивные периоды.

8.  Понятие социальной ситуации развития. Ее изменения на протяжении детства.

9.  Понятие ведущей деятельности, ее характеристики. Смена ведущей деятельности в детском возрасте.

10.  Психические новообразования, их сущность и содержание.

11.  Особенности психического развития новорожденного.

12.  Психические новообразования и социальная ситуация развития младенца.

13.  Сущность и содержание кризиса 1 года.

14.  Особенности перехода от младенческого к раннему возрасту.

15.  Развитие предметно - манипулятивной деятельности ребенка.

16.  Психические новообразования раннего детства.

17.  Сущность и содержание кризиса 3 лет.

18.  Особенности перехода от раннего детства к дошкольному.

19.  Социальная ситуация в дошкольном возрасте.

20.  Основные подходы к пониманию игровой деятельности ребенка.

21.  Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Предпосылки ее возникновения, этапы развития.

22. Характеристика детских форм мышления, их диагностика.

23.  Развитие знаково-символической функции и воображения в детском возрасте.

24.  Развитие общения со взрослыми и сверстниками от рождения до 7 лет. Диагностика форм общения со взрослыми детей дошкольного возраста.

25.  Развитие личности дошкольника. Формирование нравственной сферы личности.

26. Становление мотивов поведения ребенка в дошкольном возрасте.

27.  Особенности развития самосознания и самооценки дошкольника.

28. Психические новообразования дошкольного детства.

29.  Проблема психологической готовности к школьному обучению, основные подходы к ее решению.

30.  Методы и методики диагностики личностной готовности к школьному обучению.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная и дополнительная литература

Распределение учебных изданий** (включая учебники и учебные пособия): О – Основное/Д - Дополнительное
(О / Д )

Автор, название, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы

Год издания

Форма издания:
печатное /
электронное

Места хранения (печатные издания) / Ссылка на ресурс (электронные издания)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...