Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание учебного материала по разделам (темам)
МОДУЛЬ 1. СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Тема 1. Предмет и задачи детской психологии. Детская психология как отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития человека в онтогенезе. Эмпирические сведения, конкретные факты жизни ребенка как предмет детской психологии на этапе становления методов объективного наблюдения, констатирующего и срезового эксперимента (В. Прейер, А. Гезелл). Систематизация и упорядочение фактов, выявление общих закономерностей психического развития (С.Холл, А. Гезелл, Л. Термен). Создание теорий психического развития (З.Фрейд, А.Валлон, Э. Эриксон) в западной психологии. Учение Л.С. Выготского об общественно-исторической природе психического, о возрасте как единице анализа детского развития, его влияние на разработку теории детского развития в отечественной психологии. Детство как предмет науки. Стратегия формирования психических функций ребенка и ее реализация. Актуальные проблемы современной психологии развития. Тема 2. Методология и методы детской психологии. Общенаучные подходы, определяющие стратегию исследования возрастно-психологического развития. Системный подход как направление в методологии научного познания, основанное на представлениях об объекте как системе, его характеристики; требования к системному анализу психических явлений, технология системного анализа. Деятельностный подход к изучению психического развития; значение качественных преобразований, приводящих к принципиально новой структуре психологической системы и способу ее функционирования. Субъектный подход, теоретические предпосылки его разработки. Представления о человеке как субъекте деятельности, познания, общения. Объяснительные принципы возрастной психологии. Принцип детерминизма, проблема детерминации психического развития, преформированный и непреформированный путь развития, детерминированность детского развития «идеальными формами» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Принцип системности, утверждающий необходимость рассмотрения развития психических феноменов в их зависимости от внутренне связанного целого, в котором множество элементов образуют некоторое единство.Принцип развития: рассмотрение развивающегося объекта с позиций выявления и фиксирования качественных изменений его структуры в целом и раскрытия закономерностей перехода от одного состояния к другому. Стратегии исследования психического развития ребенка: стратегия наблюдения, стратегияестественно-научного констатирующего эксперимента; преодоление недостатков метода «поперечных срезов» в методе лонгитюдиального исследования психики ребенка. Сущность экспериментально-генетического метода. Стратегия формирования психических процессов и способы ее осуществления в современной отечественной психологии. Тема 3. Категориальный аппарат детской психологии. Проблема факторов психического развития. Детство как особая ступень возрастного развития. Соотношение возрастного и индивидуального пути развития. Развитие как ключевое понятие детской психологии, его соотношение с понятиями рост и созревание. Основные категории развития: объект развития, предпосылки развития, условия развития, механизмы развития, детерминанты развития, результат развития. Новообразованиекак результат развития и общепризнанная категория в отечественной детской психологии.Филогенез и онтогенез психики, эмбриогенез психики.Функционогенез как составная часть онтогенетическо развития психических функций человека. Особенности процесса развития: необратимость, сочетание элементов регресса и прогресса, неравномерность стадиальность процесса развития, тенденция к устойчивости, направленность развития, форма развития. Психологический возраст как объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе. Врожденные тенденции к оптимальному развитию в теории созревания А. Гезелла: количественный «прирост поведения», или темп развития. Преформизм и наследственность как основные факторы развития в теории трех ступеней К. Бюллера. Зависимость онтогенеза и филогенеза психики от действия законов биологической эволюции. Совмещение факторов наследственности и среды в теории конвергенции двух факторов В. Штерна. Ведущая роль социокультурных факторов в психическом развитии детей согласно социологическим и психологическим исследованиям Дж. Болдуина; игра как фактор подготовки человека к жизни в системе сложных социальных отношений. Зависимость формирования структур самосознания от культурных традиций. МОДУЛЬ 2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ Тема 1. Концепции психического развития человека в онтогенезе Психическое развитие в психоанализе. Сексуальная теория психического развития З. Фрейда.Значимость историко-культурного контекста развития личности в эпигенетической концепции Э. Эриксона. Воздействие окружающей среды как главная детерминанта психического развития ребенка в классическом бихевиоризме. Механизм классического обусловливания в учении Дж. Уотсона. Социально-когнитивная теория А.Бандуры. Виды социально-когнитивного научения: Диадический принцип изучения детского развития, зависимость становления поведения от привязанности к матери. Психическое развитие как развитие интеллекта.Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже. Ассимиляция и аккомодация как противоположно направленные, но неразрывно связанные и взаимодействующие тенденции в развитии мышления. Стадии развития интеллекта, их свойства. Критика Л.С. Выготским «натуралистического» подхода к анализу психического развития. Учение о высших психических функциях, закон их формирования как основа культурно-исторической теории развития психики. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, произвольность, системность, социальность.. Процесс развития как путь от социального к индивидуальному. Присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления, овладение общественным опытом как форма психического развития. Экспериментально-генетический метод исследования психических явлений: реализация в нем принципа историзма. Стабильные и кризисные периоды в развитии. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 220. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |