Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Проблемы периодизации психического развития.
Поиск способов построения возрастной периодизации: выделение периодов на основе биогенетического принципа (Ст. Холл), на основе одной из сторон развития (сексуальное развитие в концепции З. Фрейда). Критика подходов к проблеме периодизации Л. С. Выготским.Проблемы периодизации в контексте культурно-исторической теории психического развития: проблема возраста в трудах Л.С. Выготского; проблема исторического происхождения детства в исследованиях Б.Д. Эльконина; Проблемы современного детства: кризис детства (Б.Д. Эльконин, Д.И. Фельдштейн); феномен детской субкультуры (В.Т. Кудрявцев). Принципы периодизации в концепции Л.С. Выготского: соответствие критериев периодизации сущности психического развития ребенка, их объективность; рассмотрение возрастных периодов как «единиц» анализа детского развития, включающих в себя социальную ситуацию развития и психические новообразования. Кризис возрастного развития: отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой как основное содержание кризисного периода.Ведущая деятельность как критерий выделения возрастных периодов в учении А.Н.Леонтьева: ее сущность, роль в психическом развитии, основные свойства. Разработка Д.Б. Элькониным идеи о периодической смене в ходе онтогенеза двух сторон ведущей деятельности: потребностно-мотивационной и операционально-технической. Схема периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, принципы ее построения: принцип историзма, принцип ведущей деятельности и закономерное чередование возрастных периодов. Тема 3. Пренатальный период психического развития. Пренатальный период развития как период приспособления плода к воздействию факторов внешней среды, проблема исключения неблагоприятных факторов. Особенности жизненного пространства плода, важность функционирования органа равновесия для фиксации положения зародыша и ощущения гравитации. Интенсивное формирование анатомо-физиологических структур мозга и развитие сенсорных систем. Развитие кожной чувствительности, температурной и болевой чувствительности. Возможность плода воспринимать звуковые тоны в широком диапазоне частот. Проблема оценки состояния зрительного анализатора как единственного, не имеющего в период внутриутробного развития адекватных раздражителей. Особенности развития нервной системы: роль наследственной генетической программы формирования нервных структур и потоков информации, поступающей из внешней среды по рецепторным каналам. Современные данные о пренатальном формировании предпочтений и избирательности в разных сенсорных системах. Создание оптимальных условий для развития психики ребенка и налаживания взаимодействия матери с ним, повышение материнской компетентности. Тема 4. Психическое развитие ребенка в младенчестве. Кризис новорожденности как промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни.Роль взрослого в обеспечении нового типа функционирования. Новорожденность как период подготовки ребенка к непосредственно-эмоциональному общению со взрослым. Биологическая беспомощность новорожденного. Врожденные (безусловные) рефлексы: защитные, ориентировочные, атавистические как показатель зрелости ЦНС новорожденного, их значение для развития ребенка. Способность к научению. Способность к избирательным контактам. Первые формы взаимодействия ребенка и взрослого. Возникновение улыбки в ответ на обращение матери. Психические новообразования периода новорожденности: зрительное и слуховое сосредоточение, перестройка поведенческой активности, комплекс оживления как первый акт поведения, выделения взрослого, общения. Младенчество как период стабильного развития. Социальная ситуация младенчества. Эмоционально-непосредственное общение как ведущий вид деятельности. Эффект госпитализма и его последствия. Эмоциональное развитие младенца. Симптомы эмоционального неблагополучия. Развитие общения и речи. Становление предпосылок речи: вокализации, автономная речь, пассивное владение словом, понимание речи взрослого. Развитие сенсорно-дигательных систем в младенческом возрасте. Акт хватания как первый поведенческий акт, и как психическое новообразование, его значение для психического развития. Предметные манипуляции. Ходьба как важнейшее приобретение возраста. Кризис 1 года: его причины. Тема 5. Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве. Познание окружающего мира через действия с предметами как основная потребность ребенка раннего возраста. Развитие предметно-орудийной деятельности. Предметно-практическая и игровая деятельность детей. Изменение характера игры: усиление игровой мотивации. Период раннего детства как сензитивный к развитию речи. Основные тенденции в развитии речи.Владение словом и отделение его от предмета, выполнение речевых инструкций взрослого как начальный этап в развитии произвольного поведения. Влияние ситуативно-делового общения на становление речи ребенка раннего возраста. Познавательное развитие в раннем возрасте. Овладение перцептивными действиями в процессе предметной деятельности.. Диагностика познавательного развития в раннем детстве. Развитие самосознания. Психологическая сущность и причины возникновения кризиса трех лет. Личностные новообразования в период кризиса: новая система Я и самооценки. Социальная ситуация развития дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Структура сюжетно-ролевой игры, ее становление, развитие и значение для психического развития ребенка. Продуктивные виды деятельности, развитие элементов трудовой и учебной деятельности. Развитие личности дошкольника Становление соподчинения мотивов. Развитие воли и произвольности. Становление этических инстанций. Развитие самосознания. Особенности «образа – Я» и самооценки дошкольника.Специфика познавательной сферы дошкольника. Особенности развития восприятия. Сенсорные эталоны как специфические средства восприятия. Развитие мышления, Взаимодействие трех форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического как основа умственного развития дошкольника. Воображение и формы его проявления у дошкольников. Познавательная и аффективная функции детского воображения. Развитие речи дошкольника. Словотворчество как возрастной феномен. Общение со сверстниками как важная часть жизни ребенка, его особенности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 218. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |