Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зачин, его роль в публичной речи и основные функции




Зачин – часть ораторской речи, которая имеет следующие функции:

· Контактоустанавливающая (установление контакта со слушателями)

· Проспективная (создание первоначального представления о направлении и теме речи)

Первый, самый ответственный момент в речи – привлечь внимание слушателей, первые три-четыре минуты решают: будут вас слушать или нет.

Примеры: уважаемые дамы и господа! Дорогие друзья! Я рад вас приветствовать..

 

Вступление, его роль и задачи.

Объем - 1/8 речи. По мнению психологов, лучше всего информация запоминается в конные и в начале всего выступления. Переход от зачина к вступлению должен быть плавным, естественным и незаметным для аудитории. Оратор во вступлении должен выполнить ряд задач:

1) сохранить контакт, внимание и интерес слушателей

2) краткое перечисление проблем (вопросов), которые будут рассматриваться в речи

3) указать актуальность речи

4) раскрыть полемичность речи

5) упоминуть положения, разработанные ранее (ретроспекция речи)

От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Вместе с тем яркое начало в значительной мере теряет свое значение, будучи самодовлеющей. Ценность вступления в том, насколько удачно оно подводит к основной мысли, насколько удачна развязка речи.

Основные приемы, позволяющие реализовать задачи выступления

Ø Прием парадоксального цитирования

Ø Прием сопереживания - обращение к таким фактам, которые могут вызвать эмоции и сопереживания.

Ø Прием парадоксальной ситуации - у человека всегда вызывает любопытство неожиданное, появляется активное слушание.

Ø Прием апелляции к непосредственным интересам аудитории

Ø Прием постановки проблемного вопроса

Ø Прием апелляции к авторитетам, источникам информации, к личности - приведение фактов, примеров из практической деятельности самого оратора.

Ø Прием апелляции к событиям,

Ø Прием апелляции к географическим или погодным условиям

39) Основная часть речи и требование к ее содержанию

Изложение основного материала. Оно должно последовательно разъяснить выдвинутый тезис, доказать его правильность, подвести слушателей к необходимым выводам и опровергнуть мнение оппонента.

Важная задача оратора – сохранить устойчивое внимание аудитории на протяжении всей речи. Основная часть не должна включать более пяти основных положений, иначе оратору трудно держать внимание слушателей и ему самому сложно запомнить текст. Позиции должны быть связаны и вытекать одна из другой.

40) Основные способы развертывания материала в основной части

Индуктивный метод— изложение материала от частного к общему.

Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к

обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях,

когда трудно предусмотреть отношение аудитории к выдвигаемому тезису или когда

оратор заранее знает, что его тезис будет встречен «в штыки». Аргументы располагаются

от слабого к сильному по возрастающей.

Дедуктивный методизложение материала от общего к частному. Оратор в

начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных

примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях

пропагандистского характера, когда аудитория относится к тезису благожелательно. При

этом аргументы могут располагаться по убывающей: от сильного к слабому. Или по

возрастающей от слабого к сильному и снова к слабому.

Метод аналогии — сопоставление различных событий, явлений, фактов. Обычно

параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему

пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает

эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы,

поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального

вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим.

Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же

выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной,

нестандартной.

Заключение и его задачи

Задачи:

1) дать возможность слушателям припомнить, о чем и что оратор говорил. Здесь надо еще раз сказать главную мысль, причем с усилением.

2) усилить впечатление, произведенное выступлением, и закрепить его главные аспекты

3) поставить перед слушателем конкретные задачи и создать психологическую платформу для их выполнения

4) закруглить речь, связав ее с началом, активизировать аудиторию

Никаких дополнительных сведений звучать не должно. Заключение должно завершиться бодро, оптимистично. Оно должно быть подготовлено всем предыдущим изложением, в его частях не должно быть противоречий.

Основные приемы реализации задач заключения

1) краткое повторение, суммирование сказанного, обобщение мыслей, высказанных в основной части

2) обобщение сказанного в речи и постановка задач

3) прием указания перспектив

4) иллюстрированная концовка (стихи, афоризмы, высказывания, цитаты)

5)краткое повторение + прием отрицания

Концовка и ее функции

Может содержать этикетные формулы призыва, пожелания, сообщения о чем-либо. Заключение и концовка могут иметь различную структуру. Форма заключения зависит от цели речи.

Понятие спора, виды спора в зависимости от цели

Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут, дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.

Сор из-за выяснения истины; спор для убеждения кого-либо; спор для победы; спор ради спора.

Виды спора:

-апогиптический (сократ)

цель: поиск истины

-софистический

цель: победа любой ценой

-эристический

цель: спор - процесс получения удовольствия

-парламентский

цель: заставление принятия противником своей точки зрения/позиции

45) Два коммуникативных правила и их значение в ораторской деятельности

 

 

Основные стратегии спора и их содержание

Стратегия спора – это план ведения спора, наиболее общие принципы аргументации, приведение одних высказываний для обоснования и подкрепления других.

Основные стратегии спора:

-конструктивные (созидание)

-деструктивные (разрушение)

Основные правила убеждения

Правило Гомера. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный (слабыми аргументами вообще не пользуйтесь, они приносят вред, а не пользу). Сила (слабость) аргументов должна определяться не с точки зрения выступающего, а с точки зрения лица, принимающего решение.

Правило Сократа. Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он наверняка без затруднения ответит вам «да». Собеседник подсознательно настраивается благожелательно и ему психологически легче сказать «да», чем «нет».

Правило Паскаля. Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность «сохранить лицо», сохранить достоинство. Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции.

48) Требования к поведению оратора(См. 49)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 857.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...