Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Риторика как комплексная наука




Основные этапы становления науки о речи

Красноречие и ораторское мастерство, их сущность и особенности взаимодействия.

Инициатором ввода слова «красноречие» в русскую науку был М.В.Ломоносов. В своих работах он ясно различал термины риторика и красноречие: “Риторика есть наука о всякой предложенной материи говорить и писать…”, а “красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению”. Таким образом, риторика – это “наука”, “учение”, правила, а красноречие – это “искусство, способность, умение говорить и писать“.

 

Риторика - это теория ораторского искусства, красноречие - умение говорить красиво.

 

Ораторское искусство воспринимается не столько как наука о красноречии, а как наука о языковой целесообразности, о осмысленной и корректной языковой деятельностью. Ораторское искусство означает не просто «говорение», мастерство произнесения речи, а язык как социальное действие, более того - как взаимодействие между вещателями.

 

4) Эффективная речь.

Это такая речь обладающая следующими признаками:

· Целесообразностью (соответствием выступления речевому намерению оратора)

· Воздействующим характером (не оставляющей равнодушным)

· Гармонией (обеспечивающей наилучшее взаимопонимание между субъектами общения)

Чтобы речь была эффективной, она должна обладать свойствами новизны, уместности и правильности.

5) Структура современной риторики

Риторика подразделяется на общую и частную.

Общая: предмет- теория аргументации (связанная с искусством ведения спора), знания о речевом поведении и нац.-культурных традициях его речевого поведения.

Частная: изучает законы эффективной речи, действующие в областях «повышенной речевой ответственности» (дипломатия, медицина. юристпруденция).

Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную.

Теоретическая – дедуктивным способом риторика исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики.

Практическая риторика исследует правило пользы речи.

Основные этапы развития классической риторики

- Древнегреческая риторика

- Древнеримская риторика

- Средневековая европейская риторика

- Новые европейские риторики (XVI-XIX)

- Новейшие риторика

- Неориторика (2 половина XX в)

Риторический канон

Риторический канон— это система специальных знаков и правил, которые берут

свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на

следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как(какими словами)?

Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три

этапа: изобретение содержания, расположение изобретенногов нужном порядке и

словесноевыражение.

8) Категории риторики

Этнос

Условия речи, которые слушатель ставит перед оратором.

Пафос

способность сформировать у слушателей нужные эмоции, связанные с замыслом и целью речи.

Логос

Словесные средства, используемые оратором в данной речи при реализации ее замысла.

Законы риторики и принципы их реализации

1) Закон гармонирующего диалога — для достижения гармонии между оратором и аудиторией необходима диалогизация речи.

Его реализации способствует выполнение принципов:

a) Внимания к адресату

b) Близости содержания речи интересам адресатов

c) Конкретности в изложении материала

d) Принцип движения — аудитория должна почувствовать, что речь происходит во времени и в пространстве

2) Закон продвижения и ориентации адресата — оратор должен хорошо ориентировать слушателя в пространстве своей речи

а) закон маршрута речи

б) Темп речи

в) Жесты, мимика

г) Построение фразы

3) Закон эмоциональности речи.

а) Нельзя выражать неуважение к аудит.

б) Использовать экспрессивные тропы: риторические фигуры и тропы.

4) Закон удовольствия — удовлетворение получают и оратор и аудитория.

а) Выступление приятно аудитории и ритору

б) Шутки, анекдоты и т.п.

в) Интонация, ритм.

Частные риторики, их особенности и причины появления

Изучают особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или неумение владеть словом чрезвычайно велика. Это дипломатия, медицина, педагогика, административная и организационная деятельность и др.

Риторика как комплексная наука

В современных науках риторика рассматривается как комплекс дисциплин, включающий в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и др. аспекты языкового общения.

Если рассматривать риторику как мастерство публичного выступления, то можно

заметить ее особенную близость с литературойи театром.

В то же время на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ

познания и толкования сложных явлений жизни. Особенно очевидна связь риторики и

логики, в древности они рассматривались в неразрывном единстве. И сегодня в период

подготовки содержания речи логике отводится главенствующая роль. Отбор фактов,

разработка плана и композиции выступления, обеспечение доказательности и

аргументированности речи — все это требует знания законов логики.

Продуманная, тщательно выверенная речь в живой аудитории должна быть хорошо

произнесена. Четкость, ясность, интонационное богатство речи облегчают общение в

любой ситуации. Технику речи можно отточить, опираясь на данные физиологии,

анатомии, акустики, сценической речи.

Психология, педагогикапомогут оратору (говорящему) выработать

психологические качества, необходимые для работы с большой аудиторией, и для

общения в рабочей группе, и в неофициальной обстановке.

Поведение оратора на трибуне, форма контакта с любым слушателем, пути выхода

из непредвиденных ситуаций, возникающих в ходе общения, определяется не только

знанием психологии, но и тем, насколько говорящий владеет этикой, каков у него

уровень культуры общения.

Таким образом, в основной перечень наук, с которыми связана риторика, входят

логика, этика, эстетика, психология, педагогика.

12) Предпосылки формирования красноречия в Древней Греции.

Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. (основателем

считают знаменитого софиста Горгия (485-380 г.г. до н.э.) и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

В республиканском греческом полисе гражданин был очень активен, он имел право

голоса, право выступления. А это значит, что публичная речь, убедительно им

произнесенная, могла повлиять на решение сограждан о мире или войне, об

оправдательном или обвинительном приговоре. Вот почему и в Древней Греции, а через

сто лет и в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего

образования. Появились даже новые профессии - ритора - учителя красноречия, логографа - составителя речей.

13) Идеал софистической риторики

Известные софисты: Протагор, Горгий

Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями:

1) Это была риторика «манипулирующая», монологическая. Адресат для

говорящего — скорее пассивный объект воздействия, чем активный субъект. Его

сознанием можно манипулировать.

2) Риторика софистов — агональная (от греч. аgon — борьба, состязание), т.е.

риторика словесного спора, состязания, которые направлены на победу одного и

поражение другого.

3) Риторика софистов была риторикой относительности. Не истина была целью их

споров, а победа, потому что никакой истины, по их мнению, нет, а есть только то, что

удалось доказать.

* Риторический идеал софистов – релятивистский (всё в мире объектно), монологический, агональный («агон» – тур, состязание; они соревновались друг с другом в споре). Они отрицали объективную и признавали субъективную истину.

Риторический идеал Сократа

Риторический идеал Сократа можно определить как:

1) диалогический: каждый из участников общения выступает как активный

субъект собственной речи и мысли; не манипулирование адресатом, а пробуждение его

мысли — вот цель речевого общения и деятельности говорящего,

2) гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога — не победа и

вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели,

достижение определенного согласия между ними по поводу смысла, цели и результатов

общения,

3) смысловой: цель разговора между людьми, цель речи — поиски и обнаружение

смысла, истины, которая не есть какой-то фантом, призрак, иллюзия, а заключена в

предмете речи и может быть обнаружена».

Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко

отвечать, беседуя. Философ

Основные рычаги Сократа- это ирония и майевтика (рождение истины). Сократ умел остроумной системой вопросов и кратких ответов загнать противника в логический тупик, где затем подключалась майевтика, где ответы и вопросы анализировались, и потом с помощью логики и диалектики рождалась истина.

*Использовал диалектический метод. Все строится на внутренних противоречиях и так познается мир.

Риторика Аристотеля

Принадлежит авторитетный античный трактат «Риторика» (IV в. до н. э.). Этот труд

сохранил свое значение до наших дней. Аристотель считал, что «риторика — искусство,

соответствующее диалектике», она «способна находить способы убеждения

относительно каждого данного предмета». Риторика Аристотеля — это наука и

мастерство доказательной речи. Однако, по мнению Аристотеля, для риторики важны

далеко не все способы доказательства. То, что убеждает само по себе, то, что очевидно,-

не слишком интересно и важно для риторики. Книги Аристотеля дают представление о том, как строить идеальную, с его точки зрения, речь, — динамичную, логически безупречную и столь же безукоризненную и строгую по форме.

В первой книге рассказывается о месте риторики среди других наук и выделяются роды речей; вторая книга посвящена страстям, нравам и общим способам доказательства; третья книга - проблемам стиля и построения речи.

Труд Аристотеля обобщил достижения риторики в период политической независимости Эллады и послужил основой

большинства позднейших риторических руководств — античных, затем европейских, в

том числе и русских.

16) Проведите сравнительный анализ риторических идеалов софистов и Сократа

См. предыдущие вопросы










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 450.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...