Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Риторика как комплексная наукаСтр 1 из 7Следующая ⇒
Основные этапы становления науки о речи Красноречие и ораторское мастерство, их сущность и особенности взаимодействия. Инициатором ввода слова «красноречие» в русскую науку был М.В.Ломоносов. В своих работах он ясно различал термины риторика и красноречие: “Риторика есть наука о всякой предложенной материи говорить и писать…”, а “красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению”. Таким образом, риторика – это “наука”, “учение”, правила, а красноречие – это “искусство, способность, умение говорить и писать“.
Риторика - это теория ораторского искусства, красноречие - умение говорить красиво.
Ораторское искусство воспринимается не столько как наука о красноречии, а как наука о языковой целесообразности, о осмысленной и корректной языковой деятельностью. Ораторское искусство означает не просто «говорение», мастерство произнесения речи, а язык как социальное действие, более того - как взаимодействие между вещателями.
4) Эффективная речь. Это такая речь обладающая следующими признаками: · Целесообразностью (соответствием выступления речевому намерению оратора) · Воздействующим характером (не оставляющей равнодушным) · Гармонией (обеспечивающей наилучшее взаимопонимание между субъектами общения) Чтобы речь была эффективной, она должна обладать свойствами новизны, уместности и правильности. 5) Структура современной риторики Риторика подразделяется на общую и частную. Общая: предмет- теория аргументации (связанная с искусством ведения спора), знания о речевом поведении и нац.-культурных традициях его речевого поведения. Частная: изучает законы эффективной речи, действующие в областях «повышенной речевой ответственности» (дипломатия, медицина. юристпруденция). Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную. Теоретическая – дедуктивным способом риторика исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики. Практическая риторика исследует правило пользы речи. Основные этапы развития классической риторики - Древнегреческая риторика - Древнеримская риторика - Средневековая европейская риторика - Новые европейские риторики (XVI-XIX) - Новейшие риторика - Неориторика (2 половина XX в) Риторический канон Риторический канон— это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как(какими словами)? Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенногов нужном порядке и словесноевыражение. 8) Категории риторики Этнос Условия речи, которые слушатель ставит перед оратором. Пафос способность сформировать у слушателей нужные эмоции, связанные с замыслом и целью речи. Логос Словесные средства, используемые оратором в данной речи при реализации ее замысла. Законы риторики и принципы их реализации 1) Закон гармонирующего диалога — для достижения гармонии между оратором и аудиторией необходима диалогизация речи. Его реализации способствует выполнение принципов: a) Внимания к адресату b) Близости содержания речи интересам адресатов c) Конкретности в изложении материала d) Принцип движения — аудитория должна почувствовать, что речь происходит во времени и в пространстве 2) Закон продвижения и ориентации адресата — оратор должен хорошо ориентировать слушателя в пространстве своей речи а) закон маршрута речи б) Темп речи в) Жесты, мимика г) Построение фразы 3) Закон эмоциональности речи. а) Нельзя выражать неуважение к аудит. б) Использовать экспрессивные тропы: риторические фигуры и тропы. 4) Закон удовольствия — удовлетворение получают и оратор и аудитория. а) Выступление приятно аудитории и ритору б) Шутки, анекдоты и т.п. в) Интонация, ритм. Частные риторики, их особенности и причины появления Изучают особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или неумение владеть словом чрезвычайно велика. Это дипломатия, медицина, педагогика, административная и организационная деятельность и др. Риторика как комплексная наука В современных науках риторика рассматривается как комплекс дисциплин, включающий в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и др. аспекты языкового общения. Если рассматривать риторику как мастерство публичного выступления, то можно заметить ее особенную близость с литературойи театром. В то же время на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Особенно очевидна связь риторики и логики, в древности они рассматривались в неразрывном единстве. И сегодня в период подготовки содержания речи логике отводится главенствующая роль. Отбор фактов, разработка плана и композиции выступления, обеспечение доказательности и аргументированности речи — все это требует знания законов логики. Продуманная, тщательно выверенная речь в живой аудитории должна быть хорошо произнесена. Четкость, ясность, интонационное богатство речи облегчают общение в любой ситуации. Технику речи можно отточить, опираясь на данные физиологии, анатомии, акустики, сценической речи. Психология, педагогикапомогут оратору (говорящему) выработать психологические качества, необходимые для работы с большой аудиторией, и для общения в рабочей группе, и в неофициальной обстановке. Поведение оратора на трибуне, форма контакта с любым слушателем, пути выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в ходе общения, определяется не только знанием психологии, но и тем, насколько говорящий владеет этикой, каков у него уровень культуры общения. Таким образом, в основной перечень наук, с которыми связана риторика, входят логика, этика, эстетика, психология, педагогика. 12) Предпосылки формирования красноречия в Древней Греции. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. (основателем считают знаменитого софиста Горгия (485-380 г.г. до н.э.) и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. В республиканском греческом полисе гражданин был очень активен, он имел право голоса, право выступления. А это значит, что публичная речь, убедительно им произнесенная, могла повлиять на решение сограждан о мире или войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Вот почему и в Древней Греции, а через сто лет и в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего образования. Появились даже новые профессии - ритора - учителя красноречия, логографа - составителя речей. 13) Идеал софистической риторики Известные софисты: Протагор, Горгий Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями: 1) Это была риторика «манипулирующая», монологическая. Адресат для говорящего — скорее пассивный объект воздействия, чем активный субъект. Его сознанием можно манипулировать. 2) Риторика софистов — агональная (от греч. аgon — борьба, состязание), т.е. риторика словесного спора, состязания, которые направлены на победу одного и поражение другого. 3) Риторика софистов была риторикой относительности. Не истина была целью их споров, а победа, потому что никакой истины, по их мнению, нет, а есть только то, что удалось доказать. * Риторический идеал софистов – релятивистский (всё в мире объектно), монологический, агональный («агон» – тур, состязание; они соревновались друг с другом в споре). Они отрицали объективную и признавали субъективную истину. Риторический идеал Сократа Риторический идеал Сократа можно определить как: 1) диалогический: каждый из участников общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли — вот цель речевого общения и деятельности говорящего, 2) гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога — не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определенного согласия между ними по поводу смысла, цели и результатов общения, 3) смысловой: цель разговора между людьми, цель речи — поиски и обнаружение смысла, истины, которая не есть какой-то фантом, призрак, иллюзия, а заключена в предмете речи и может быть обнаружена». Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Философ Основные рычаги Сократа- это ирония и майевтика (рождение истины). Сократ умел остроумной системой вопросов и кратких ответов загнать противника в логический тупик, где затем подключалась майевтика, где ответы и вопросы анализировались, и потом с помощью логики и диалектики рождалась истина. *Использовал диалектический метод. Все строится на внутренних противоречиях и так познается мир. Риторика Аристотеля Принадлежит авторитетный античный трактат «Риторика» (IV в. до н. э.). Этот труд сохранил свое значение до наших дней. Аристотель считал, что «риторика — искусство, соответствующее диалектике», она «способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Риторика Аристотеля — это наука и мастерство доказательной речи. Однако, по мнению Аристотеля, для риторики важны далеко не все способы доказательства. То, что убеждает само по себе, то, что очевидно,- не слишком интересно и важно для риторики. Книги Аристотеля дают представление о том, как строить идеальную, с его точки зрения, речь, — динамичную, логически безупречную и столь же безукоризненную и строгую по форме. В первой книге рассказывается о месте риторики среди других наук и выделяются роды речей; вторая книга посвящена страстям, нравам и общим способам доказательства; третья книга - проблемам стиля и построения речи. Труд Аристотеля обобщил достижения риторики в период политической независимости Эллады и послужил основой большинства позднейших риторических руководств — античных, затем европейских, в том числе и русских. 16) Проведите сравнительный анализ риторических идеалов софистов и Сократа См. предыдущие вопросы |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 450. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |