Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правила слушания и говорения




Робин Лакофф, правила речевого общения:

· Не навязываться (чем категоричней высказывание, тем меньше с ним соглашаются)

· Выслушивать собеседника

· Дружелюбие

Этапы конструктивного слушания:

1) психологический настрой (настрой на тему беседы, ощутить внутреннюю заинтересованность)

2) сосредоточение внимания на предмете речи (во время беседы не отвлекаться на другие предметы)

3) анализ речи (слушая, стараться выделять главные мысли говорящего и правильно понимать их; быстро сопоставлять полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращаться к основному содержанию разговора: по ходу беседы стараться прогнозировать то, что будет сказано дальше)

Для достижения эффективного речевого общения необходимо использовать зрительный контакт, голосовой контакт, сопутствующий зрительному контакту.

Еще античная риторика отмечала, что речь тогда действенна, когда доставляет удовольствие слушателю, делает общение приятным. Отсюда очень важно умение слушать, которое следует отличать от "слышать" (просто воспринимать звук, не вдумываясь в смысл речи). Эффективность слушания зависит от объективных (шумы и помехи, акустические характеристики помещения, климат в помещении) и субъективных (пол слушателя, тип нервной системы слушателя, интеллектуальные способности) факторов. Многочисленные пособия отмечают правила слушания и говорения, которые взаимосвязаны.

Вербальное и невербальное речевое воздействие

Речевое воздействие (или речевая коммуникация) может быть вербальным и невербальным.

При вербальном речевом воздействии имеет значение то, что вы говорите или чего вы не говорите, какими словами вы выражает свою мысль, какую информацию подаете, какие аргументы приводите и т.д.

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим.

Жесты:

  • указательные (направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание)
  • подчеркивающие (усиливающие) (служат для подкрепления высказываний)
  • демонстративные (поясняют положение дел)
  • касательные жесты (хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.)

Различают также:

  • произвольные
  • непроизвольные жесты.

Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты.

Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Проблема стиля в ораторской речи

Стиль связан с выбором средств языка в зависимости от условий порождения речи, ее целей, жанра произведения, индивидуальной манеры автора.

Изучением стилей занимается стилистика (учение о стилях, их разграничении, о выборе выразительных средств языка), которая столь же древняя, как и риторика. Одной из первых работ является книга Деметрия «О стилях» (4 век до н.э.).

Стили речи:

· Научно-технический

· Официально-деловой

· Разговорно-обиходный

· Стиль художественной литературы

Для технического стиля характерно преобладание технических терминов, образные средства отсутствуют, употребляются повествовательные предложения; поэтому часто рассматривают как разновидность научного стиля. Официально-публицистический стиль характеризуется сжатостью, компактностью изложения, документы характеризуются «сухостью» изложения, отсутствием выразительных средств, использованием характерных клише (сообщаем, что; сообщаем дополнительно; в случае проявления; с благодарностью подтверждаем и пр.). Для газетно-публицистического стиля характерными являются острота и яркость изложения, авторская страстность, актуальность содержания, многие слова имеют окраску высокого стиля, активно применяются средства речевой выразительности, часто употребляются вопросительные и восклицательные конструкции. Для разговорно-обиходного стиля характерна эмоциональность изложения, используются нейтральные и разговорные слова, свободный порядок слов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...